- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3667
ЭКСКУРСИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕБЫВАНИЮ ЭДИТ ШТАЙН В ГЁТТИНГЕНЕ (1913–1916)
Название на языке публикации: | ЭКСКУРСИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕБЫВАНИЮ ЭДИТ ШТАЙН В ГЁТТИНГЕНЕ (1913–1916) |
Автор: | Алексей Крюков |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  261-267 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Обзор |
PDF (Загрузок: 2975) |
Аннотация
В этом коротком обзоре я делюсь своим впечатлением от экскурсии, проведенной в
декабре 2013 года в Гёттингене по местам, где жила Эдит Штайн во время работы над
ее докторской диссертацией под руководством Эдмунда Гуссерля. Под руководством
Мэри Хайдхуэз мы прошлись по Гёттингену и увидели места, где Эдит Штайн жила по
прибытию в город; евангелическую церковь, где проходили похороны ее наставника
Адольфа Райнах, погибшего во время первой мировой войн; красивый старый дом, где
феноменологи Гёттингена встречались друг с другом; здание аулы университета, бывшее как местом для официальных дел, так и дисциплинарной камерой; и множество
других интересных мест. В конце данного текста приводится хронологическая биография и автобиография Эдит Штайн.
Ключевые слова
Эдит Штайн, Эдмунд Гуссерль, ранняя феноменология, Гёттинген, биография, экскурсия.
- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3289
О СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ФЕДЧУКА
«СХОЛАСТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ
В СУЩЕМ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИЯ»
Название на языке публикации: |
О СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ФЕДЧУКА «СХОЛАСТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ В СУЩЕМ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИЯ» |
Автор: | Андрей Паткуль |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  251-260 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Дискуссия |
PDF (Загрузок: 3176) |
Аннотация
Данная статья содержит несколько размышлений о статье Дмитрия Федчука, опубликованной в томе 2(2) 2013 журнала «Horizon. Феноменологические исследования» под
названием «Схоластическое различие в сущем и онтологическая дифференция». Здесь
комментируются тезисы Федчука, что не бытие как таковое, а сущее должно быть надлежащим предметом онтологии, и что Хайдеггеровская попытка выразить смысл бытия как такового была неуспешной. Также выделяются две точки зрения Федчука на
хайдеггеровский провал, а именно на хайдеггеровские абстракции чистого бытия из
сущего посредством онтологической дифференции, а также на его редукцию бытия
к его данности в человеческом «понимании» (Идеализм Хайдеггера). Но также отмечается, что аргументация Федчука в его атаке на Хайдеггера не всегда обоснованна.
Например, Федчук не замечает, что Хайдеггер полагает, что бытие есть всегда бытие
сущего и что, таким образом, его фундаментальная
строению так называемой метаонтологии.
Ключевые слова
Сущность, существование, бытие, сущее, онтологическая дифференция, фундаментальная онтология, метаонтология, схоластицизм, идеализм, Дунс Скот,
Франциско Суарез, Мартин Хайдеггер, Дмитрий Федчук.
- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3021
ИНТЕРВЬЮ С Я. А. СЛИНИНЫМ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 12 СЕНТЯБРЯ 2013 Г.)
Название на языке публикации: |
ИНТЕРВЬЮ С Я. А. СЛИНИНЫМ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 12 СЕНТЯБРЯ 2013 Г.) |
Интервью подготовили: |
Наталья Артёменко Андрей Паткуль |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  237-250 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Интервью |
PDF (Загрузок: 3131) |
Аннотация
Это — текст интервью с профессором кафедры логики Философского факультета
Санкт-Петербургского государственного университета Ярославом Слининым, взятое
Натальей Артеменко и Андреем Паткулем. Профессор Слинин рассказывает о генезисе
своих философских взглядов, в частности, о его пути в феноменологию. Его воспоминания о феноменологическом сообществе в бывшем Ленинграде представляют очень
значительный интерес в контексте историографии советской философии. Необходимо
отметить, что курс под названием «Феноменология и логика», читавшийся Слининым
с 1970 года, оказал решающее влияние на формирование сегодняшнего философского
сообщества в Санкт-Петербурге.
Таким образом, в интервью обсуждаются проблемы связи между феноменологией и логикой. Профессор Слинин указывает, что логическая проблематика является точкой единения феноменологии и аналитической философии, которая занимается теми же проблемами, но с помощью других методов и подходов. Основными точками расхождения между
этими двумя философскими тенденциями являются, с одной стороны, то, что у феноменологии есть метафизическое прошлое, отрицаемое представителями классической аналитической философии, и то, что, с другой стороны, феноменологи, в отличие от аналитических философов, признают интеллектуальную интуицию сущностей. Относительно соотношения между феноменологией и современными когнитивными науками профессор
Слинин утверждает, что гуссерлевское различие между трансцендентальной и естественной установкой до сих пор очень значимо. В этом контексте он даёт сво. интерпретацию
гуссерлевского учения о редукции. Профессор Слинин также пытается показать, что Хайдеггер посредством онтологических терминов описывает тот же феномен, что и Гуссерль
в терминах трансцендентальных. В заключение, профессор Слинин рассказывает о своих нефеноменологических интересах в философии, а именно об античной философии
частности, в ее связи с феноменологией), патристике и русской философии.
Ключевые слова
Феноменология, логика, когнитивные науки, философия в СССР, редукция, интерсубъективность, теория субъективности, этика.
- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3956
ПОЛЬ РИКЁР
ЖИВАЯ МЕТАФОРА.
ВОСЬМОЙ ОЧЕРК. МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013
Название на языке публикации: |
ПОЛЬ РИКЁР ЖИВАЯ МЕТАФОРА. ВОСЬМОЙ ОЧЕРК. МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013 |
Перевод с французского: | Фёдор Станжевский |
Редактор: | Галина Вдовина |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  215-236 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Перевод |
Перевод выполнен по изданию: | Ricœur P. (1975). La métaphore vive. Paris: Éditions du Seuil. |
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-215-236 | PDF (Загрузок: 3281) |
Аннотация
Во второй части восьмой главы «Живой метафоры» Рикер продолжает исследование
философских импликаций метафоры. Рикер показал, что подозрение соучастия между
метафизикой и метафорикой вызвано неверной трактовкой метафоры, усматривающей ее генезис в именовании, а не в дискурсе. Живая метафора есть оживляющий
принцип мышления, побуждающий к тому, чтобы «мыслить больше». Само это отношение между мышлением и поэзией становится живым и динамичным процессом,
основанным одновременно на согласии и на различии, на диалектике поэтического
опыта принадлежности и умозрительного дистанцирования.
Ключевые слова
Метафора, буквальный и фигуральный смысл, умозрительный дискурс, лексикализация, сходство, референция.
References
- Aristote, (1953). La Métaphysique. Paris: Vrin.
- Aristote, (1959). Éthique à Nicomaque. Paris: Vrin.
- Aristote, (1969). Poétique. Paris: Belles Lettres.
- Aristote, (1973). Rhétorique. Paris: Belles Lettres.
- Breton, S. (1971). Du Principe. Paris: Bibl. Des Sc. Rel.
- Décarie, V. (1961). L'objet de la Métaphysique selon Aristote. Montreal-Paris: Vrin
- Greisch, J. (1973a). Les mots et les roses. La Metaphore chez Martin Heidegger. Revue des sciences philosophiques et theologiques, 57 (3), 443–456.
- Greisch, J. (1973b). Identité et différence dans la pensée de Martin Heidegger. Le chemin de l'Ereignis. Revue des sciences philosophiques et theologiques, 57(1), 71–111.
- Hegel, G.W.F. (1939). Phénoménologie de l'Esprit. Paris: Aubier.
- Heidegger, M. (1954). Aus der Erfahrung des Denkens. Pfullingen: Neske.
- Heidegger, M. (1956). Was ist das — die Philosophie? Pfullingen: Neske.
- Heidegger, M. (1959). Unterwegs zur Sprache. Pfullingen: Neske.
- Heidegger, M. (1969). Zur Sache des Denkens. Tubingen: Niemeyer.
- Heidegger, M. (1971). Was heisst Denken? Tübingen: Niemeyer.
- Husserl, E. (1913). Logische Untersuchungen. Halle: Niemeyer.
- Husserl, E. (1950). Ideen I. (Hua III). Den Haag: Nijhoff.
- Ladrière, J. (1975). Discours théologique et symbole. Revue des sciences religieuses, 49 (1–2), 116–141.
- Lafoucrière, O. (1967). Le Destin de la pensée et la mort de Dieu selon Heideggger. The Hague: Nijhoff.
- Pöggeler, O. (1963). Der Denkweg Martin Heideggers. Pfullingen: Neske.
- Price, H. H. (1953). Thinking and Experience. London-New York: Hutchinson's University Library.
- Puntel, L. B. (1969). Analogie und Geschichtlichkeit. Freiburg: Herder.
- Kant, I. (1965). Critique de la Faculté déjuger. Paris: Vrin.
- Ricoeur, P. (1970). Qu'est-ce qu'un texte. Hermeneutik und Dialektik, Festschrift, (2), 181–200.
- Ricoeur P. (1973a). The Task of Hermeneutics. Philosophy Today, 17(2–4), 112–128.
- Ricoeur, P. (1973b). The Hermeneutical Function of Distantiation. Philosophy Today, 17(2– 4), 129–141.
- Ricoeur, P. (1973c). Herméneutique et la critique des idéologies. In Castelli (Ed.), Démythologisation et Idéologie (25–64). Paris: Aubier.
- Ricoeur, P. (1975). La Métaphore vive. Paris: Seuil.
- Uwe, A. (1965). Die Entelechie. Wien-Munchen: Oldenburg.
- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2727
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА 8-ОГО ОЧЕРКА «МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС» КНИГИ ПОЛЯ РИКЁРА «ЖИВАЯ МЕТАФОРА» (ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013)
Название на языке публикации: | ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА 8-ОГО ОЧЕРКА «МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС» КНИГИ ПОЛЯ РИКЁРА «ЖИВАЯ МЕТАФОРА» (ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013) |
Автор: | Фёдор Станжевский |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  211-214 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Предисловие к переводу |
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-211-214 | PDF (Загрузок: 3151) |
Аннотация
Во второй части восьмой главы «Живой метафоры» Рикер продолжает исследование
философских импликаций метафоры. Рикер показал, что подозрение соучастия между
метафизикой и метафорикой вызвано неверной трактовкой метафоры, усматривающей ее генезис в именовании, а не в дискурсе. Живая метафора есть оживляющий
принцип мышления, побуждающий к тому, чтобы «мыслить больше». Само это отношение между мышлением и поэзией становится живым и динамичным процессом,
основанным одновременно на согласии и на различии, на диалектике поэтического
опыта принадлежности и умозрительного дистанцирования.
Ключевые слова
Метафора, буквальный и фигуральный смысл, умозрительный дискурс, лексикализация, сходство, референция.
- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3519
НАМ-ИН ЛИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Название на языке публикации: |
НАМ-ИН ЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ |
Перевод с английского: | Кира Майдаченко |
Редактор: | Наталья Артёменко |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  196-210 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Перевод |
Перевод выполнен по изданию: | Lee, N.-I. (2000), Practical Intentionality and Transcendental Phenomenology as a Practical Philosophy. Husserl Studies, (17), 49–63. |
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-196-210 | PDF (Загрузок: 3352) |
Аннотация
Эта статья посвящена проблеме практической интенциональности в трансценденталь-
ной феноменологии Гуссерля. Во-первых, через анализ одного фрагмента из «Логических исследований» автор продемонстрирует позицию раннего Гуссерля по поводу
проблемы практической интенциональности. Затем он даст критическую оценку этой
позиции и со ссылкой на некоторые гуссерлевские работы, написанные после 1920-х,
докажет, что любую интенциональность следует рассматривать как практическую. В
соответствии с этим трансцендентальную феноменологию также следует понимать как
практическую философию. Автор утверждает это, подразумевая два момента: трансцендентальная феноменология — это практическая философия, во-первых, потому что она
исследует различные формы практической интенциональности и, во-вторых, потому
что трансцендентальная интенциональность как основной источник трансцендентальной феноменологии есть также вид практической интенциональности.
Ключевые слова
Практическая интенциональность, трансцендентальная феноменология, Гуссерль, практическая философия, опыт, восприятие, интенциональный опыт,
поток сознания.
References
- Cairns, D. (1976). Conversations with Husserl and Fink. The Hague: Martinus Nijhoff.
- Embree, L. (1992). Some Noetico-Noematic Analyses of Action and Practical Life. In J. Drummond, & L. Embree (Eds.), The Phenomenology of the Noema (157-210). Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
- Hart, J.G. (1992). The Person and the Common Life. Studies in a Husserlian Social Ethics. Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
- Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaft und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1959). Erste Philosophie. Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (1923/24). (Hua VIII). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1966). Analyse zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs-und Forschungsmanuskripten 1918–1926. (Hua XI). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1970a). Logical Investigations. London: Routledge and Kegan Paul.
- Husserl, E. (1970b). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
- Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. (Hua XIV). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosphie. Erstes Buch. (Hua III/1). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1982). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. (Hua XIX/1). Den Haag: Nijhoff.
- Landgrebe, L. (1976). Die Phänomenologie als transzendentale Theorie der Geschichte. In E. W. Orth (Ed.), Phänomenologie und Praxis (17-47). Freiburg: Karl Alber.
- Lee, N.- I. (1993). Edmund Husserls Phänomenologie der Instinkte. Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
- Lee, N.-I. (1998). Edmund Husserl's Phenomenology of Mood. In N. Depraz, & D. Zahavi (Eds.), Alterity and Facticity. New Perspectives on Husserl (103-120). Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
- McKenna, W. R. (1984). The Problem of Sense Data in Husserl's Theory of Perception. In L. Embree (Ed.), Essays in Memory of Aron Gurwitsch (223-239). Washington: University Press of America.
- Melle, U. (1992). Husserls Phänomenologie des Willens. Tijdschrift voor Filosofie, 54(2), 280–305.
- Mertens, K. (1998). Husserl's Phenomenology of Will in His Reflections on Ethics. In N. Depraz, & D. Zahavi (Eds.), Alterity and Facticity. New Perspectives on Husserl (121-138).
- Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
- Orth, E. W. (Ed.). (1976). Phänomenologie und Praxis. Friburg: Karl Alber.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: