Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3667


ЭКСКУРСИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕБЫВАНИЮ ЭДИТ ШТАЙН В ГЁТТИНГЕНЕ (1913–1916)

Название на языке публикации: ЭКСКУРСИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕБЫВАНИЮ ЭДИТ ШТАЙН В ГЁТТИНГЕНЕ (1913–1916)
Автор: Алексей Крюков
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  261-267
Язык:Русский
Тип публикации:Обзор
PDF (Загрузок: 2975)

Аннотация
В этом коротком обзоре я делюсь своим впечатлением от экскурсии, проведенной в декабре 2013 года в Гёттингене по местам, где жила Эдит Штайн во время работы над ее докторской диссертацией под руководством Эдмунда Гуссерля. Под руководством Мэри Хайдхуэз мы прошлись по Гёттингену и увидели места, где Эдит Штайн жила по прибытию в город; евангелическую церковь, где проходили похороны ее наставника Адольфа Райнах, погибшего во время первой мировой войн; красивый старый дом, где феноменологи Гёттингена встречались друг с другом; здание аулы университета, бывшее как местом для официальных дел, так и дисциплинарной камерой; и множество других интересных мест. В конце данного текста приводится хронологическая биография и автобиография Эдит Штайн.

Ключевые слова
Эдит Штайн, Эдмунд Гуссерль, ранняя феноменология, Гёттинген, биография, экскурсия.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3289


О СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ФЕДЧУКА
«СХОЛАСТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ В СУЩЕМ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИЯ»

Название на языке публикации: О СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ФЕДЧУКА
«СХОЛАСТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ В СУЩЕМ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИЯ»
Автор: Андрей Паткуль
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  251-260
Язык:Русский
Тип публикации:Дискуссия
PDF (Загрузок: 3176)

Аннотация
Данная статья содержит несколько размышлений о статье Дмитрия Федчука, опубликованной в томе 2(2) 2013 журнала «Horizon. Феноменологические исследования» под названием «Схоластическое различие в сущем и онтологическая дифференция». Здесь комментируются тезисы Федчука, что не бытие как таковое, а сущее должно быть надлежащим предметом онтологии, и что Хайдеггеровская попытка выразить смысл бытия как такового была неуспешной. Также выделяются две точки зрения Федчука на хайдеггеровский провал, а именно на хайдеггеровские абстракции чистого бытия из сущего посредством онтологической дифференции, а также на его редукцию бытия к его данности в человеческом «понимании» (Идеализм Хайдеггера). Но также отмечается, что аргументация Федчука в его атаке на Хайдеггера не всегда обоснованна. Например, Федчук не замечает, что Хайдеггер полагает, что бытие есть всегда бытие сущего и что, таким образом, его фундаментальная строению так называемой метаонтологии.

Ключевые слова
Сущность, существование, бытие, сущее, онтологическая дифференция, фундаментальная онтология, метаонтология, схоластицизм, идеализм, Дунс Скот, Франциско Суарез, Мартин Хайдеггер, Дмитрий Федчук.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3021


ИНТЕРВЬЮ С Я. А. СЛИНИНЫМ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 12 СЕНТЯБРЯ 2013 Г.)

Название на языке публикации: ИНТЕРВЬЮ С Я. А. СЛИНИНЫМ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 12 СЕНТЯБРЯ 2013 Г.)
Интервью подготовили: Наталья Артёменко
Андрей Паткуль
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  237-250
Язык:Русский
Тип публикации:Интервью
PDF (Загрузок: 3131)

Аннотация
Это — текст интервью с профессором кафедры логики Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Ярославом Слининым, взятое Натальей Артеменко и Андреем Паткулем. Профессор Слинин рассказывает о генезисе своих философских взглядов, в частности, о его пути в феноменологию. Его воспоминания о феноменологическом сообществе в бывшем Ленинграде представляют очень значительный интерес в контексте историографии советской философии. Необходимо отметить, что курс под названием «Феноменология и логика», читавшийся Слининым с 1970 года, оказал решающее влияние на формирование сегодняшнего философского сообщества в Санкт-Петербурге. Таким образом, в интервью обсуждаются проблемы связи между феноменологией и логикой. Профессор Слинин указывает, что логическая проблематика является точкой единения феноменологии и аналитической философии, которая занимается теми же проблемами, но с помощью других методов и подходов. Основными точками расхождения между этими двумя философскими тенденциями являются, с одной стороны, то, что у феноменологии есть метафизическое прошлое, отрицаемое представителями классической аналитической философии, и то, что, с другой стороны, феноменологи, в отличие от аналитических философов, признают интеллектуальную интуицию сущностей. Относительно соотношения между феноменологией и современными когнитивными науками профессор Слинин утверждает, что гуссерлевское различие между трансцендентальной и естественной установкой до сих пор очень значимо. В этом контексте он даёт сво. интерпретацию гуссерлевского учения о редукции. Профессор Слинин также пытается показать, что Хайдеггер посредством онтологических терминов описывает тот же феномен, что и Гуссерль в терминах трансцендентальных. В заключение, профессор Слинин рассказывает о своих нефеноменологических интересах в философии, а именно об античной философии частности, в ее связи с феноменологией), патристике и русской философии.

Ключевые слова
Феноменология, логика, когнитивные науки, философия в СССР, редукция, интерсубъективность, теория субъективности, этика.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3956


ПОЛЬ РИКЁР
ЖИВАЯ МЕТАФОРА. ВОСЬМОЙ ОЧЕРК. МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013

Название на языке публикации: ПОЛЬ РИКЁР
ЖИВАЯ МЕТАФОРА. ВОСЬМОЙ ОЧЕРК. МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013
Перевод с французского: Фёдор Станжевский
Редактор: Галина Вдовина
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  215-236
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
Перевод выполнен по изданию:Ricœur P. (1975). La métaphore vive. Paris: Éditions du Seuil.
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-215-236 PDF (Загрузок: 3281)

Аннотация
Во второй части восьмой главы «Живой метафоры» Рикер продолжает исследование философских импликаций метафоры. Рикер показал, что подозрение соучастия между метафизикой и метафорикой вызвано неверной трактовкой метафоры, усматривающей ее генезис в именовании, а не в дискурсе. Живая метафора есть оживляющий принцип мышления, побуждающий к тому, чтобы «мыслить больше». Само это отношение между мышлением и поэзией становится живым и динамичным процессом, основанным одновременно на согласии и на различии, на диалектике поэтического опыта принадлежности и умозрительного дистанцирования.

Ключевые слова
Метафора, буквальный и фигуральный смысл, умозрительный дискурс, лексикализация, сходство, референция.

References

  • Aristote, (1953). La Métaphysique. Paris: Vrin.
  • Aristote, (1959). Éthique à Nicomaque. Paris: Vrin.
  • Aristote, (1969). Poétique. Paris: Belles Lettres.
  • Aristote, (1973). Rhétorique. Paris: Belles Lettres.
  • Breton, S. (1971). Du Principe. Paris: Bibl. Des Sc. Rel.
  • Décarie, V. (1961). L'objet de la Métaphysique selon Aristote. Montreal-Paris: Vrin
  • Greisch, J. (1973a). Les mots et les roses. La Metaphore chez Martin Heidegger. Revue des sciences philosophiques et theologiques, 57 (3), 443–456.
  • Greisch, J. (1973b). Identité et différence dans la pensée de Martin Heidegger. Le chemin de l'Ereignis. Revue des sciences philosophiques et theologiques, 57(1), 71–111.
  • Hegel, G.W.F. (1939). Phénoménologie de l'Esprit. Paris: Aubier.
  • Heidegger, M. (1954). Aus der Erfahrung des Denkens. Pfullingen: Neske.
  • Heidegger, M. (1956). Was ist das — die Philosophie? Pfullingen: Neske.
  • Heidegger, M. (1959). Unterwegs zur Sprache. Pfullingen: Neske.
  • Heidegger, M. (1969). Zur Sache des Denkens. Tubingen: Niemeyer.
  • Heidegger, M. (1971). Was heisst Denken? Tübingen: Niemeyer.
  • Husserl, E. (1913). Logische Untersuchungen. Halle: Niemeyer.
  • Husserl, E. (1950). Ideen I. (Hua III). Den Haag: Nijhoff.
  • Ladrière, J. (1975). Discours théologique et symbole. Revue des sciences religieuses, 49 (1–2), 116–141.
  • Lafoucrière, O. (1967). Le Destin de la pensée et la mort de Dieu selon Heideggger. The Hague: Nijhoff.
  • Pöggeler, O. (1963). Der Denkweg Martin Heideggers. Pfullingen: Neske.
  • Price, H. H. (1953). Thinking and Experience. London-New York: Hutchinson's University Library.
  • Puntel, L. B. (1969). Analogie und Geschichtlichkeit. Freiburg: Herder.
  • Kant, I. (1965). Critique de la Faculté déjuger. Paris: Vrin.
  • Ricoeur, P. (1970). Qu'est-ce qu'un texte. Hermeneutik und Dialektik, Festschrift, (2), 181–200.
  • Ricoeur P. (1973a). The Task of Hermeneutics. Philosophy Today, 17(2–4), 112–128.
  • Ricoeur, P. (1973b). The Hermeneutical Function of Distantiation. Philosophy Today, 17(2– 4), 129–141.
  • Ricoeur, P. (1973c). Herméneutique et la critique des idéologies. In Castelli (Ed.), Démythologisation et Idéologie (25–64). Paris: Aubier.
  • Ricoeur, P. (1975). La Métaphore vive. Paris: Seuil.
  • Uwe, A. (1965). Die Entelechie. Wien-Munchen: Oldenburg.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2727


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА 8-ОГО ОЧЕРКА «МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС» КНИГИ ПОЛЯ РИКЁРА «ЖИВАЯ МЕТАФОРА» (ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013)

Название на языке публикации: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА 8-ОГО ОЧЕРКА «МЕТАФОРА И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС» КНИГИ ПОЛЯ РИКЁРА «ЖИВАЯ МЕТАФОРА» (ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ТОМЕ 2(2) 2013)
Автор: Фёдор Станжевский
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  211-214
Язык:Русский
Тип публикации:Предисловие к переводу
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-211-214 PDF (Загрузок: 3151)

Аннотация
Во второй части восьмой главы «Живой метафоры» Рикер продолжает исследование философских импликаций метафоры. Рикер показал, что подозрение соучастия между метафизикой и метафорикой вызвано неверной трактовкой метафоры, усматривающей ее генезис в именовании, а не в дискурсе. Живая метафора есть оживляющий принцип мышления, побуждающий к тому, чтобы «мыслить больше». Само это отношение между мышлением и поэзией становится живым и динамичным процессом, основанным одновременно на согласии и на различии, на диалектике поэтического опыта принадлежности и умозрительного дистанцирования.

Ключевые слова
Метафора, буквальный и фигуральный смысл, умозрительный дискурс, лексикализация, сходство, референция.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3519


НАМ-ИН ЛИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Название на языке публикации: НАМ-ИН ЛИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Перевод с английского: Кира Майдаченко
Редактор: Наталья Артёменко
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  196-210
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
Перевод выполнен по изданию:Lee, N.-I. (2000), Practical Intentionality and Transcendental Phenomenology as a Practical Philosophy. Husserl Studies, (17), 49–63.
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-196-210 PDF (Загрузок: 3352)

Аннотация
Эта статья посвящена проблеме практической интенциональности в трансценденталь- ной феноменологии Гуссерля. Во-первых, через анализ одного фрагмента из «Логических исследований» автор продемонстрирует позицию раннего Гуссерля по поводу проблемы практической интенциональности. Затем он даст критическую оценку этой позиции и со ссылкой на некоторые гуссерлевские работы, написанные после 1920-х, докажет, что любую интенциональность следует рассматривать как практическую. В соответствии с этим трансцендентальную феноменологию также следует понимать как практическую философию. Автор утверждает это, подразумевая два момента: трансцендентальная феноменология — это практическая философия, во-первых, потому что она исследует различные формы практической интенциональности и, во-вторых, потому что трансцендентальная интенциональность как основной источник трансцендентальной феноменологии есть также вид практической интенциональности.

Ключевые слова
Практическая интенциональность, трансцендентальная феноменология, Гуссерль, практическая философия, опыт, восприятие, интенциональный опыт, поток сознания.

References

  • Cairns, D. (1976). Conversations with Husserl and Fink. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Embree, L. (1992). Some Noetico-Noematic Analyses of Action and Practical Life. In J. Drummond, & L. Embree (Eds.), The Phenomenology of the Noema (157-210). Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
  • Hart, J.G. (1992). The Person and the Common Life. Studies in a Husserlian Social Ethics. Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaft und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie. Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (1923/24). (Hua VIII). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Analyse zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs-und Forschungsmanuskripten 1918–1926. (Hua XI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970a). Logical Investigations. London: Routledge and Kegan Paul.
  • Husserl, E. (1970b). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. (Hua XIV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosphie. Erstes Buch. (Hua III/1). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. (Hua XIX/1). Den Haag: Nijhoff.
  • Landgrebe, L. (1976). Die Phänomenologie als transzendentale Theorie der Geschichte. In E. W. Orth (Ed.), Phänomenologie und Praxis (17-47). Freiburg: Karl Alber.
  • Lee, N.- I. (1993). Edmund Husserls Phänomenologie der Instinkte. Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
  • Lee, N.-I. (1998). Edmund Husserl's Phenomenology of Mood. In N. Depraz, & D. Zahavi (Eds.), Alterity and Facticity. New Perspectives on Husserl (103-120). Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
  • McKenna, W. R. (1984). The Problem of Sense Data in Husserl's Theory of Perception. In L. Embree (Ed.), Essays in Memory of Aron Gurwitsch (223-239). Washington: University Press of America.
  • Melle, U. (1992). Husserls Phänomenologie des Willens. Tijdschrift voor Filosofie, 54(2), 280–305.
  • Mertens, K. (1998). Husserl's Phenomenology of Will in His Reflections on Ethics. In N. Depraz, & D. Zahavi (Eds.), Alterity and Facticity. New Perspectives on Husserl (121-138).
  • Dordrecht-Boston-London: Kluwer Academic Publishers.
  • Orth, E. W. (Ed.). (1976). Phänomenologie und Praxis. Friburg: Karl Alber.