Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2646


АНОНС ВЫХОДА НАУЧНОЙ МОНОГРАФИИ «ИДЕЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ О БЫТИИ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА»

Название на языке публикации: АНОНС ВЫХОДА НАУЧНОЙ МОНОГРАФИИ «ИДЕЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ О БЫТИИ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА»
Автор: АНДРЕЙ ПАТКУЛЬ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 760-762
Язык: Русский
Тип публикации: Событие
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-760-762 PDF (Загрузок: 2940)

Аннотация
- - -

Ключевые слова
- - -

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2192


ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ. 4-Я КОНФЕРЕНЦИЯ О ТРАДИЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ»
(12-13 ОКТЯБРЯ 2018 Г., КАУНАС)

Название на языке публикации: THE REVIEW OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE “PHENOMENOLOGY OF EMOTIONS. THE 4TH CONFERENCE ON TRADITIONS AND PERSPECTIVES OF THE PHENOMENOLOGICAL MOVEMENT IN CENTRAL AND EASTERN EUROPE”
(October 12-13, 2018, Kaunas, Lithuania)
Автор: ТОМАС ШИНКУНАС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 725-732
Язык: Английский
Тип публикации: Дискуссия
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-725-732 PDF (Загрузок: 3186)

Аннотация
В отчете представлен обзор международной конференции «Феноменология эмоций. Традиции и перспективы феноменологического движения в центральной и восточной Европе», состоявшейся 12-13 октября 2018 г. в университете Витаутаса Великого в Каунасе, Литва. В отчете вкратце излагается идея конференции, а также общая цель серии конференций, дается представление о содержании основных докладов, очерчивается структура конференции, представляется информация об участниках и их сообщениях.

Ключевые слова
Феноменологическое движение, феноменология в Центральной и Восточной Европе, эмоции, телесность, телесные ощущения, интерсубъективность, аффект, эмпатия.

References

  • Buźniak, J. (2017). Report on the International Conference “Phenomenology and Practice: The 2nd Conference on Traditions and Perspectives of the Phenomenological Movement in Central and Eastern Europe” (September 8−10, 2016, Gdansk, Poland). Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 235−240.
  • Płotka, W. (2016a). Introduction: Traditions and Perspectives of the Phenomenological Movement in Central and Eastern Europe. Horizon. Studies in Phenomenology, 5 (1), 10−15.
  • Płotka, W. (2016b). Report on the International Conference “Horizons beyond Borders. Traditions and Perspectives of the Phenomenological Movement in Central and Eastern Europe” (June 17−19, 2015, Budapest, Hungary). Horizon. Studies in Phenomenology, 5 (1), 299−304.
  • Vēgners, U., & Grīnfelde, M. (2017). Report of the International Conference “Phenomenology and Aesthetics. 2nd Conference on Traditions and Perspectives of the Phenomenological Movement in Central and Eastern Europe” (June 29 — July 1, 2017, Riga, Latvia). Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 358−365.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2021


МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ — 4: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕТАФИЗИКА, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ»
(18-20 апреля 2019 года, Москва, Россия)

Название на языке публикации: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ — 4: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕТАФИЗИКА, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ»
(18-20 апреля 2019 года, Москва, Россия)
Автор: АННА ШИЯН, ОЛЕГ МУХУТДИНОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 707-724
Язык: Русский
Тип публикации: Дискуссия
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-707-724 PDF (Загрузок: 2755)

Аннотация
С 18 по 20 апреля 2019 г. в Москве проходил 4-й ежегодный Международный научный семинар «Трансцендентальный поворот в современной философии: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания». Обзор семинара отражает структуру мероприятия и представляет основное содержание докладов его участников. Приоритетной темой семинара стала проблема трансцендентальной метафизики. В рамках указанной темы были обсуждены вопросы, связанные с пониманием трансцендентальной метафизики у Канта, Гуссерля и Гартмана, рассмотрены проблемы трансцендентальной и феноменологической теории сознания. Отдельное внимание было уделено актуальным вопросам трансцендентальной эпистемологии и философии науки, а также трансцендентальной теологии и этики. Семинар отличался не только профессиональным интернациональным составом, но и многообразием методологических подходов: идея трансцендентальной метафизики рассматривалась с точки зрения классической традиции, а также из перспективы аналитической и феноменологической философии. Содержание докладов семинара было посвящено исследованию феноменов трансцендентализма и идеализма, мира и сознания, трансцендентальной субъективности и интерсубъективности. Кроме того, на семинаре обсуждались проблемы трансцендентального обоснования феноменологической метафизики, теоретической науки, теологии и практической философии. Семинар еще раз продемонстрировал решающую роль трансцендентального метода для развития современной философии и науки.

Ключевые слова
Метафизика, трансцендентальная философия, философия науки, феноменология, идеализм, теория сознания, трансцендентальная субъективность, мир.

References

    - - -

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2400


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПАТРИКА ФЛАККА
IDÉE, EXPRESSION, VÉCU. LA QUESTION DU SENS ENTRE PHÉNOMENOLOGIE ET STRUCTURALISME
Paris: Hermann Éditeurs, 2018. ISBN: 978270569551 4

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПАТРИКА ФЛАККА
IDÉE, EXPRESSION, VÉCU. LA QUESTION DU SENS ENTRE PHÉNOMENOLOGIE ET STRUCTURALISME
Paris: Hermann Éditeurs, 2018. ISBN: 978270569551 4
Автор: АЛЕКСАНДР ПОГОНЯЙЛО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 740-759
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-740-759 PDF (Загрузок: 2713)

Аннотация
Задуманный и частично осуществленный проект «переписывания» истории структурализма, предполагающий также прояснение взаимоотношений последнего с феноменологией, выходит за рамки как обычного историко-научного, так и, собственно, историко-философского (история феноменологии) исследования по той простой причине, что столь обстоятельный разговор о значительном явлении научного (и философского) мышления первой половины прошлого века, сохранившемся во второй его половине, а также в наступившем третьем тысячелетии с приставкой «пост», неизбежно оказывается разговором о «постнауке», «постфилософии» и обо всех прочих возможных «пост-», включая постполитику, коль скоро речь идет о переживаемых нами «поворотных временах», а стало быть, о «кризисе» (в самом положительном смысле) всех более или менее привычных для европейской — а теперь уже мировой — культуры понятий и представлений, и прежде всего о самой науке и философии. «Перепись» истории — единственный способ остаться на уровне мышления отцов-основателей. В этом смысле история формирования структурализма, его развития во взаимодействии с разными течениями и направлениями мысли, прежде всего, феноменологией, и, наконец, оставшаяся за рамками проделанной работы, история превращения его в постструктурализм чрезвычайно поучительна.

Ключевые слова
Феноменология, структурализм, постструктурализм, формальный метод, знак, вопрос о смысле, выражение.

References

  • Ambros, V. (Ed.). (2009). Structuralism(s) Today: Paris, Prague, Tartu. New York: Legas.
  • Aurora, S. (2017). Filosofia e scienza del primo Husserl [Philosophy and Sciences in the Early Husserl]. Padova: Cleup. (in Italian).
  • Avtonomova, N. (2009). Otkrytaya struktura [The Open Structure]. Moscow: ROSSPEN. (in Russian).
  • Culler, J. (1975). Sructuralist Poetics: Structuralism, Linguistics and the Study of Literature. Ithaca: Cornell University Press.
  • Daylight, R. (2011). What If Derrida Was Wrong About Saussure? Edinburgh: Edinburgh University Press.
  • Dennes, M. (1998). Husserl — Heidegger: Influence de leur oevre en Russie. Paris: L’Harmattan.
  • Derrida, J. (1967). La voix et le phénomène. Paris: PUF.
  • Dmitriev, A. (2002). Le contexte européen (francais et allemand) du formalisme russe. In Cahiers du monde russe, 43(2-3), 423-440.
  • Dosse, F. (1991). Histoire du structuralisme, T.I: Le champ du signe, 1945–1966. Paris: La Découvert.
  • Flack, P. (2018). Idée, Expression, Vécu. La question du sens entre phénoménologie et structuralisme. Paris: Hermann Éditeurs.
  • Haardt, A. (1993). Husserl in Russland: Phänomenologie der Sprache und Kunst bei Gustav Špet und Aleksej Losev. Münich: Fink.
  • Hansen-Löve, A. (1978). Der russische Formalismus: methodologische Rekonstruktion seiner Entwicklung aus dem Prinzip der Verfremdung. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.
  • Holenstein, E. (1975). Roman Jakobsons phänomenologischer Strukturalismus. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Holenstein, E. (1976). Linguistik, Semiotik, Hermeneutik: Plädoyers für eine strukturale Phänomenologie. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Köhnke, K. (1991). The Rise of Neo-kantianism. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kristensen, S. (2010). Parole et subjectivité: Merleau-Ponty et la phénoménologie de l’expression. Hildesheim: Olms.
  • Levchenko, Y. (2012). Drugaya nauka. Russkiie formalisty v poiskakh biographii [Another Science. Russian Formalists in Search of a Biography]. Moscow: NIU VSHE. (in Russian).
  • Raynaud, S. (1990). Il Circolo Linguistico di Praga [Prague Linguistic Circle]. Milano: Vita e Pensiero. (in Italian).
  • Rivkin, J., & Ryan, M. (Ed.). (1998). Lirerary Theory: An Antology. Oxford: Blackwell.
  • Robins, R. (1967). A Short History of Linguistics. London: Longman.
  • Rollinger, R. (2008). Austrian Phenomenology: Brentano, Husserl, Meinong and Others on Mind and Object. Heusenstamm: Ontos.
  • Scholes, R. (1974). Sructuralism in Literature: An Introduction. New Haven: Yale University Press.
  • Seifrid, T. (2005). The Word Made Self: Russian Writing of Language, 1860–1930. Ithaca: Cornell University Press.
  • Selden, R. (Ed.). (2005). From Formalism to Poststructuralism. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Sériot, P. (1999). Structure et totalité: Les origines intellectuelles du structuralisme en Europe centrale et orientale. Paris: PUF.
  • Sériot, P. (Ed.). (1995). Une familière étrangeté. Histoire Épistémologie Langage, 17(2).
  • Seuren, P. (1998). Western Linguistics: an Historical Introduction. Oxford: Blackwell.
  • Shpet, G. (1914). Yavlenie i smysl [Appearing and Sense]. Moscow: Germes. (in Russian).
  • Sladék, O. (Ed.). (2006). Ceský strukturalismus po poststrukturalismus [Structuralism Czech After Postsructuralism]. Brno: Host. (in Czech).
  • Stawarska, B. (2015). Saussure’s Philosophy of Language as Phenomenology. Oxford-New York: Oxford University Press.
  • Steiner, G., & Holenstein, E. (1975). Roman Jakobson’s Approach to Language: Jakobson’s phenomenology. Semiotica, 15, 393-395.
  • Swiggers, P. (1981). The Relationship Between Phenomenology and Structuralism. Ars Semeiotica, 4(3), 263-268.
  • Waldenfels, B. (2005). Normalité et normativité: Entre phénomenologie et structuralisme. In Revue de métaphysique et de morale, 110(1), 57-67.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1974


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ИВАНКИ В. РАЙНОВОЙ
БЫТИЕ, СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ
Frankfurt am Main: Peter Lang, 2017. ISBN 9783631648360

Название на языке публикации: YVANKA B. RAYNOVA
SEIN, SINN UND WERTE. PHÄNOMENOLOGISCHE UND HERMENEUTISCHE PERSPEKTIVEN DES EUROPÄISCHEN DENKENS
Frankfurt am Main: Peter Lang, 2017. ISBN 9783631648360
Автор: СЮЗАННА МОЗЕР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 733-739
Язык: Немецкий
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-733-739 PDF (Загрузок: 2510)

Аннотация
В рецензии на книгу Иванки В. Райновой «Бытие, смысл и ценности» подчеркивается её вклад в давнюю дискуссию о так называемом «кризисе философии». Рассматривая различные аспекты этой дискуссия в разных школах феноменологической философии, Райнова показывает как кризис разума ведёт к кризису значения и бытия. Согласно её позиции это привело к аксиологической негарантированности, затрагивающей область ответственности, человеческого достоинства и прав человека, что в свою очередь привело к необходимости пересмотреть принципы, лежащие в основе истории и построения сообщества. Скрытая цель её анализа заключалась в том, чтобы показать применение философии как фундаментальной формы познания, без которой понятие фундаментальных ценностей, на котором базируется европейское сообщество, не может получить дальнейшего развития, как формы познания, без которой понятие фундаментальных ценностей даже не может быть понято. Особенность подхода Райновой состоит во взвешенной интерпретации, позволяющей различным точкам зрения вступить в пространство дискуссии, внимательной к позиции собеседника. Комбинируя диалектическое методическое сомнение Рикера и его дискурсивный анализ, и трансформируя эти методы в переводящую и сопоставляющую герменевтику, применяя его к соответствующим проблемам, Райнова демонстрирует различные перспективы классической феноменологии, убедительно показывает их важность для современной европейской философии.

Ключевые слова
Кризис философии, феноменология, герменевтика, бытие, смысл, ценности, ответственность, права человека.

References

  • Raynova, Y. B. (2017). Sein, Sinn und Werte. Phänomenologische und hermeneutische Perspektiven des europäischen Denkens. Frankfurt am Main: Peter Lang.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2418


СОЛ КРИПКЕ
ПУСТЫЕ ИМЕНА И ВЫМЫШЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ

Название на языке публикации: СОЛ КРИПКЕ
ПУСТЫЕ ИМЕНА И ВЫМЫШЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ
Перевод с английского: АЛЕКСАНДР ПРОХОРОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 676-706
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
Согласно лицензионному соглашению данный материал не может быть размещен по лицензии Creative Commons. Перевод доступен в печатной версии номера.

Аннотация
Вниманию читателей предлагается перевод большой статьи Сола Крипке «Vacuous Names and Fictional Entities». В этой работе американский мыслитель обсуждает семантику собственных имён и в связи с этим критикует теории референции, восходящие к построениям Рассела и Фреге, которые, по мнению Крипке, должны быть отвергнуты. В центре его внимания — предикат существования. Крипке оспаривает точку зрения, согласно которой существование либо не является реальным предикатом, либо не является предикатом вообще. Он показывает, что предикат существования действительно может быть тривиален, но только в ограниченном множестве случаев. Невозможность выйти за пределы этого узкого множества и вынужденную универсализацию положения о тривиальности предиката существования Крипке описывает как модальное заблуждение. Чтобы доказать свою позицию, он обращается к области вымышленных или легендарных объектов — к художественной литературе и мифу. Крипке рассматривает предположительные суждения и высказывания о событиях в возможных мирах применительно к объектам вымысла и фантазии. Его аргументация опирается на онтологию вымысла, в центре которой находятся абстрактные сущности особого рода. Героями его примеров становятся Шерлок Холмс и Гамлет, Моисей и Бармаглот, единороги и брандашмыги. Крипке задаётся вопросом, в каких случаях ответ о существовании подобного рода героев мог бы быть положительным, как меняются условия истинности суждения в зависимости от изменения его источника, контекста и модальности. Яркие и изобретательные примеры помогают Крипке с большой ясностью проиллюстрировать сложные проблемы, занимающие умы современных мыслителей, и предложить свои оригинальные решения.

Ключевые слова
Сол Крипке, квантор существования, предикат существования, вымысел, сущность, референция, пропозиция.

References

  • Carroll, L. (1872). Through the Looking Glass, and What Alice Found There. London: Macmillan.
  • Church, A. (1956). Introduction to Mathematical Logic. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  • Eissfeldt, O. (1935). Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch. Halle: M. Niemeyer.
  • Frege, G. (1897). Logic. In H. Hermes, F. Kambartel, & F. Kaulbach (Eds. & Trans.), Posthumous Writings. Chicago: University of Chicago Press.
  • Frege, G. (1997). Function and Concept. In M. Beaney (Ed.), The Frege Reader (130–48). Oxford: Blackwell.
  • Frege, G. (2000). Logika [Logic]. In Logika i logicheskaya semantika [Logic and Logical Semantics] (307-325). Moscow: Aspekt Press. (In Russian).
  • Hintikka, J. (1962). ‘Cogito, Ergo Sum’: Inference or Performance? Philosophical Review, 71, 3–32.
  • Kripke, S. (1971). Semantical Considerations on Modal Logic. Acta Philosophica Fennica, 16, 83–94.
  • Kripke, S. (1973). Reference and Existence: The John Locke Lectures. Unpublished.
  • Kripke, S. (1980). Naming and Necessity. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Moore, G. E. (1959). Philosophical Papers. London: George Allen & Unwin.
  • Nabokov, V. (1955). Lolita. New York: Random House.
  • Putnam, H. (1975). The Meaning of “Meaning”. In Mind, Language, and Reality: Philosophical Papers, Vol. 2. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Quine, W. V. O. (1940). Mathematical Logic. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Quine, W. V. O. (1960). Word and Object. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Rassel, B. (1999). Filosofiya logicheskogo atomizma [The Philosophy of Logical Atomism]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Russell, B. (1905). On Denoting. Mind, 14, 479–493.
  • Russell, B. (1918–19). The Philosophy of Logical Atomism. The Monist, 28, 495–527; 29, 33–63; 190–222; 344–380.
  • Salmon, N. (1998). Nonexistence. Noûs, 32, 277–319.
  • Searle, J. R. (1958). Proper Names. Mind, 67, 166–73.
  • Van Inwagen, P. (1977). Creatures of Fiction. American Philosophical Quarterly, 14, 299–308.
  • Van Inwagen, P. (1983). Fiction and Metaphysics. Philosophy and Literature, 7, 67–77.
  • Wittgenstein, L. (1953). Philosophical Investigations. Oxford: Blackwell.
  • Wittgenstein, L. (1961). Tractatus Logico-Philosophicus. London: Routledge.