- 28 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3050
ОТ РЕДАКЦИИ: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА
Название на языке публикации: | ОТ РЕДАКЦИИ: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА |
Автор: | АЛЕКСЕЙ КРЮКОВ, АНДРЕЙ ПАТКУЛЬ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  11-16 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Вступительное слово |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-1-11-16 | PDF (Загрузок: 4178) |
Аннотация
---
Ключевые слова
---
References
-
---
- 26 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2310
О КНИГЕ ТАТЬЯНЫ ГОРНШТЕЙН «ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА»
Ленинград: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1969.
Название на языке публикации: |
ON TATYANA GORNSHTEIN’S NICOLAI HARTMANN’S PHILOSOHPHY The Science Publishing House. Leningrad Branch. Leningrad, 1969. |
Автор: | АНДРЕЙ ПАТКУЛЬ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  328-336 |
Язык: | Английский |
Тип публикации: | Дискуссия |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-1-328-336 | PDF (Загрузок: 3239) |
Аннотация
Данная публикация является кратким представлением книги Татьяны Горнштейн «Философия Николая Гартмана» (1969) для читателей, не владеющих русским языком. В этой презентации говорится несколько слов об авторе работы, описываются цель и структура книги, раскрывается основное содержание ее глав. Также здесь сделан акцент на наиболее интересные моменты анализа философии Гартмана, проделанного автором книги. Порядок представления содержания книги соответствует порядку глав в данной монографии. Особое внимание уделено оценке и критике гартмановской онтологии с позиций диалектического материализма, которые проводятся Горнштейн на протяжении всей ее книги.
Ключевые слова
Онтология, метафизика, моменты бытия, способы бытия, модальности, философия природы, Николай Гартман, Татьяна Горнштейн.
References
- Drukarev, E.G., & Zakhar’yashchev, V. (2012). Pis’ma v redaktsiyu [Letters to Editorial Staff]. Zvezda, 10. Retrieved from http://www.zh-zal.ru/zvezda/2012/10/p24-pr.html. (in Russian).
- Gornshtein, T.N. (1969). Filosofiya Nikolaya Gartmana (Kriticheskii analiz osnovnykh problem ontologii) [Nicolai Hartmann’s Philosophy (The Critical Analysis of the Fundamental Problems of Ontology)]. Leningrad: Nauka. (in Russian).
- Gornshtein, L.Z. (2001). Lyudvig Vitgenshtein v Leningrade [Ludwig Wittgenstein in Leningrad]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Modernity], 2. Retrieved from http://ecsocman.hse.ru/data/800/991/1231/018gORNx5bTEJN.pdf. (in Russian).
- Heidegger, M. (2001). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- 26 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2648
НИКОЛАЙ ГАРТМАН
О ВИЛЬГЕЛЬМЕ СЕЗЕМАНЕ. 1933
Название на языке публикации: |
НИКОЛАЙ ГАРТМАН О ВИЛЬГЕЛЬМЕ СЕЗЕМАНЕ. 1933 |
Перевод с немецкого: | ВЛАДИМИР БЕЛОВ |
Редактор: | МИХАИЛ БЕЛОУСОВ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  318-327 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Перевод |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-1-318-327 | PDF (Загрузок: 3318) |
Аннотация
В данной публикации приводится перевод рецензии Николая Гартмана на статью Василия Сеземана, которая настолько объемна, что рецензент ошибочно называет ее книгой. Речь идет о статье Сеземана 1932 года «Логические законы и бытие» („Die logischen Gesetze und das Sein“). Данное исследование Сеземан предпринимает для того, чтобы акцентированно прояснить характер и сущность логической, рационально-рефлексивной сферы, показав, с одной стороны, ее естественность в процессе познания, с другой, — ее производность и ограниченность. В своей рецензии Гартман оценивает эту статью не как логическую, а как строго онтологическую, хотя еще точнее было бы назвать ее все-таки онтолого-гносеологической, поскольку в центре внимания отечественного философа стоят не только проблемы бытия, но и проблемы, связанные с различными возможностями его постижения.
Ключевые слова
Сеземан, онтология, теория познания, интуиция, пространство, время, движение, возможность.
References
- Hartmann, N. (1958). Zu Wilhelm Sesemann. 1933. In N. Hartmann, Kleinere Schriften. Band III. Vom Neukantianismus zur Ontologie (368-374). Berlin: de Gruyter.
- 26 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2850
Н. ГАРТМАН И В. СЕЗЕМАН. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ РЕЦЕНЗИИ Н. ГАРТМАНА «О ВИЛЬГЕЛЬМЕ СЕЗЕМАНЕ» 1933
Название на языке публикации: | Н. ГАРТМАН И В. СЕЗЕМАН. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ РЕЦЕНЗИИ Н. ГАРТМАНА «О ВИЛЬГЕЛЬМЕ СЕЗЕМАНЕ» 1933 |
Автор: | ВЛАДИМИР БЕЛОВ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  311-317 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Предисловие к переводу |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-1-311-317 | PDF (Загрузок: 3230) |
Аннотация
Н. Гартман и В. Сеземан являются творцами так называемого «онтологического поворота» философии ХХ века. В статье проводится компаративистский анализ творчества этих двух философов, которые были хорошо знакомы друг с другом, начиная с юности. Определенная сложность такого анализа состоит в том, что, если Николай Гартман — классик, основоположник целого направления в философии ХХ века, влияние которого испытали многие философы, то Василий Сеземан, к сожалению, малоизвестный автор. Причинами такой малоизвестности являются, во-первых, почти полное отсутствие книг как результата исследований, поскольку Сеземан хотя и печатал довольно пространные работы, но лишь в виде статей, нимало не заботясь о том, чтобы затем издать их в книжном формате. Во-вторых, то обстоятельство, что он публиковался, в основном, в Литве и в литовских журналах, в которых большая часть работ была на литовском языке. И, в-третьих, Сеземан публиковал свои исследования на трех языках, два из которых русский и литовский — достаточно экзотичны для европейского философского сообщества до сих пор. Также в статье отмечается, что в своем оригинальном и самостоятельном творчестве Сеземан активно задействует и развивает прежде всего две концепции Гартмана. Выделение последним в феномене интуиции двух видов — непосредственной или стигматической и конспективной — помогает Сеземану более глубоко и разносторонне провести демаркацию между предметным и непредметным знанием. Учение Гартмана о многослойности или многоплановости бытия используется Сеземаном для того, чтобы развивать свои идеи относительно проблем иррациональности, вести речь о различных степенях напряженности внутренней жизни, преодолевать гносеологический дуализм предметного и непредметного знания в монизме высшей (божественной) реальности, утверждать то, что философия есть наука опытная.
Ключевые слова
Сеземан, Гартман, теория познания, онтология, логические законы, иррациональное, репрезентативная теория.
References
- Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
- Harich, W. (2000). Nicolai Hartmann: Leben, Werk, Wirkung. Würzburg: Königshausen & Neumann.
- Hartmann, N. (1912). Systembildung und Idealismus. In Philosophisches Abhandlungen: Hermann Cohen zum 70sten Geburtstag (4. Juli 1912) dargebracht (60-78). Berlin: B. Cassirer.
- Hartmann, N. (1921). Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. Berlin: de Gruyter.
- Jonkus, D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija [The Philosophy of Vasily Sesemann: A Phenomenology of Self-Awareness and Aesthetic Experience]. Vilnius: Versus Aureus. (in Lithuanian).
- Sesemann, V. (1912). Die Ethik Platos und das Problem des Bösen. In Philosophisches Abhandlungen: Hermann Cohen zum 70sten Geburtstag (4. Juli 1912) dargebracht (170-190). Berlin: B. Cassirer.
- Sesemann, V. (1932). Die logischen Gesetze und das Sein: a) Die logischen Gesetze im Verhältnis zum subjektbezogenen und psychischen Sein. b) Die logischen Gesetze und das daseinsautonome Sein. Eranus, 2, 59-230.
- Sesemann, V. (2007). Aeshetics. Amsterdam, New York: Rodopi.
- Sezeman, V. (2012). Problema idealizma v filosofii [Problems of Idealism in Philosophy]. Voprosy filosofii, 4, 127-134. (in Russian).
- Sezemanas, V. (1987). Raštai. Gnoseologija [Works. Epistemology]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
- Sezemanas, V. (1997). Raštai. Filosofijos istorija. Kultūra [Works. Philosophy of History. Culture]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
- 26 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3777
НИКОЛАЙ ГАРТМАН
СМЫСЛОПОЛАГАНИЕ И СМЫСЛООСУЩЕСТВЛЕНИЕ
Название на языке публикации: |
НИКОЛАЙ ГАРТМАН СМЫСЛОПОЛАГАНИЕ И СМЫСЛООСУЩЕСТВЛЕНИЕ |
Перевод с немецкого: | АНТОН ФОМИН, АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ |
Редактор: | НАТАЛЬЯ АРТЕМЕНКО, ГЕОРГИЙ ЧЕРНАВИН |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  267-310 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Перевод |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-1-267-310 | PDF (Загрузок: 3666) |
Аннотация
Статья Николая Гартмана посвящена проблеме смысла в ее истории и актуальном (на момент публикации) состоянии. Гартман обращается к проблеме смысла именно в 30-е годы, когда сам дух времени способствовал подобным размышлениям, ведь неслучайно в это десятилетие стали популярны разного рода экзистенциальные трактовки смысла человеческой жизни. В свою очередь, Гартман развивает своего рода метафизику смысла. Он заново перетолковывает построения классической метафизики (начиная с Платона), соотнося категорию смысла с такими традиционными метафизическими категориями, как «идея», «мировой Ум», «Единое», «Бог», «субстанция», «дух», «абсолют». Кроме того, к историческому обзору немецкий философ присовокупляет собственные соображения и выводы. Статья состоит из шести разделов. В разделе I содержится постановка проблемы; в разделе II обрисовываются основные черты античной (Платон, Аристотель, Стоя, неоплатонизм) и средневековой метафизики смысла; в разделе III Гартман останавливается на метафизике смысла Нового времени с акцентом на немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель). В разделе IV он переходит к рассмотрению проблемы смысла в современном философском контексте (его интересуют в этой связи Ницше и философия ценностей), стараясь вместе с тем строго разграничить понятия смысла, ценности и цели. В разделе V делаются выводы из проведенного исторического обзора и осуществленной следом экспликации понятий; в этой части Гартман предлагает собственное решение проблемы смысла. Наконец, в разделе VI проблема смысла трактуется в перспективе философии истории.
Ключевые слова
Смысл, ценность, значимость, смыслополагание, смыслоосуществление, метафизика, философия ценностей.
References
- Gegelʼ, G. F. V. (2000). Fenomenologiya dukha [The Phenomenology of Spirit]. Moscow: Nauka. (in Russian).
- Gete, I. V. von (1969). Faust. Moscow: Khudozhestvennaya literatura. (in Russian).
- Kant, I. (1993). Otvet na vopros: сhto takoe prosveshchenie? [An Answer to the Question: What is Enligtment?]. In Sobranie sochinenij na nemeckom i russkom yazykakh. Tom 1. Traktaty i statii (1784–1796) [Collected Works in Russian and German. Vol. 1: Tractates and Papers]. Moscow: Izdatel’skaya Firma AO «Kami». (in Russian).
- Platon. (1994). Gosudarstvo [The Republic]. In Sobranie sochinenij v 4 tomakh. T. 3 [Collected Works in 4 Volumes. Vol. 3]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
- 26 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3327
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ Н. ГАРТМАНА «СМЫСЛОПОЛАГАНИЕ И СМЫСЛООСУЩЕСТВЛЕНИЕ»
Название на языке публикации: | ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ Н. ГАРТМАНА «СМЫСЛОПОЛАГАНИЕ И СМЫСЛООСУЩЕСТВЛЕНИЕ» |
Автор: | АНТОН ФОМИН, АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  261-266 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Предисловие к переводу |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-1-261-266 | PDF (Загрузок: 3363) |
Аннотация
Статья Николая Гартмана посвящена проблеме смысла в ее истории и актуальном (на момент публикации) состоянии. Гартман обращается к проблеме смысла именно в 30-е годы, когда сам дух времени способствовал подобным размышлениям, ведь неслучайно в это десятилетие стали популярны разного рода экзистенциальные трактовки смысла человеческой жизни. В свою очередь, Гартман развивает своего рода метафизику смысла. Он заново перетолковывает построения классической метафизики (начиная с Платона), соотнося категорию смысла с такими традиционными метафизическими категориями, как «идея», «мировой Ум», «Единое», «Бог», «субстанция», «дух», «абсолют». Кроме того, к историческому обзору немецкий философ присовокупляет собственные соображения и выводы. Статья состоит из шести разделов. В разделе I содержится постановка проблемы; в разделе II обрисовываются основные черты античной (Платон, Аристотель, Стоя, неоплатонизм) и средневековой метафизики смысла; в разделе III Гартман останавливается на метафизике смысла Нового времени с акцентом на немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель). В разделе IV он переходит к рассмотрению проблемы смысла в современном философском контексте (его интересуют в этой связи Ницше и философия ценностей), стараясь вместе с тем строго разграничить понятия смысла, ценности и цели. В разделе V делаются выводы из проведенного исторического обзора и осуществленной следом экспликации понятий; в этой части Гартман предлагает собственное решение проблемы смысла. Наконец, в разделе VI проблема смысла трактуется в перспективе философии истории.
Ключевые слова
Смысл, ценность, значимость, смыслополагание, смыслоосуществление, метафизика, философия ценностей.
References
- Gornshtein, T. N. (1969). Filosofiya Nikolaya Gartmana. (Kriticheskii analiz osnovnykh problem ontologii) [Nicolai Hartmann’s Philosophy. (The Critical Analysis of the Fundamental Problems of Ontology)]. Leningrad: Nauka. (in Russian).
- Hartmann, N. (1955). Sinngebung und Sinnerfüllung. In Kleinere Schriften. Bd. I: Abhandlungen zur systematischen Philosophie (245-279). Berlin: Walter de Gruyter.
- Rikkert, G. (1998a). O ponyatii filosopfii [On the Concept of Philosophy]. In Nauki o prirode i nauki o kulture [Natural Science and Humanities] (15-42). Moscow: Respublica. (in Russian).
- Rikkert, G. (1998b). Nauki o prirode i nauki o kulture [Natural Science and Humanities]. In Nauki o prirode i nauki o kulture [Natural Science and Humanities] (44-128). Moscow: Respublica. (in Russian).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: