Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2471


ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ «ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА» В ФЕНОМЕНОЛОГИИ АНРИ МАЛЬДИНЕ

Название на языке публикации: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ «ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА» В ФЕНОМЕНОЛОГИИ АНРИ МАЛЬДИНЕ
Автор: АННА ЯМПОЛЬСКАЯ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  414–429
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-414-429 PDF (Загрузок: 2960)

Аннотация
Статья посвящена проблематизации эстетического – как чувственного, так и художественного – опыта, исходя из работ А. Мальдине. Для Мальдине чувствование выходит за рамки опыта структурируемого рассудком; это не кантовский опыт, а до-рефлективное и до-предикативное испытывание. Чувствование холистично, оно дает доступ не к предметам и их свойствам, а к миру в целом в его инхоативной форме; оно организовано ритмически и обладает эстетическим, а также интерсубъективным, коммуникативным характером. Мы исследуем продуктивность новых понятий, введенных Мальдине: транспассибельности (сверх-страстности) и транспоссибельности (сверх-возможности), с помощью которых преодолеваются дихотомии претерпевание/неподверженность и возможность/невозможность. Мы показываем, что ритм как особая синтетическая функция, свойственная чувственному испытыванию, противостоит нормализующей синтетической функции интенциональности; это открывает путь к денормализованной и детрансцендентализированной феноменологии. В заключении на примере дескрипций опыта депрессии, сделанных М. Ратклиффом, мы показываем, что язык транспоссибельного и транспассибельного ритма может заменить язык трансцендентального конституирования, применимость которого для описания психологической реальности эмпирического субъекта не всегда обоснована.

Ключевые слова
Анри Мальдине, эстетический опыт, эстетизация, ритм, французская феноменология, событие, событийность, норма и патология.

References

  • Aristotel’. (1976). O dushe [On the Soul]. In Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T.1 [Collected Works in Four Volumes, Vol. 1]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Barbaras, R., & Maldiney, H. (2014). Maldiney, une singulière presence. Paris: Encre marine.
  • Benua, Zh. (2014). C toi storony granitsy [From the Other Side of the Border]. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)ohenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (269-284). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Canguilhem, G. (1966). Le Normal et le pathologique. Paris: P.U.F.
  • Crowell, S. (2013). Normativity and Phenomenology in Husserl and Heidegger. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Escoubas, E. (2010). Henry Maldiney. In H. Sepp, E. S. Casey & L. Embree (Eds), Handbook of Phenomenological Aesthetics (193-196). Dordrecht; London: Springer.
  • Fuchs, T. (2013). Depression, Intercorporeality, and Interaffectivity. Journal of Consciousness Studies: Controversies in Science & the Humanities, 20 (7/8), 219-238.
  • Gobbs, T. (2017). Leviafan [Leviathan]. Moscow: Ripol-Klassik. (in Russian).
  • Goddard, J.-C. (2008). Violence et subjectivé: Derrida, Deleuze, Maldiney. Paris: Vrin.
  • Gromova, E. I. (2016). Bezumie i psikhicheskaya bolezn’ v svete filosofii E. Levinasa [Madness and Mental Illness in the Light of E. Levinas’ Philosophy]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke, 4, 98-107. (in Russian).
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Housset, E. (2008). L’intériorité de l’exil. Le soi au risque de d’altérité. Paris: Cerf.
  • Kant, I. (1966). Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View]. In Sochineniya v shesti tomakh. T. 6 [Works in Six Volumes, Vol. 6] (349-587). Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Keats, J. (2009). Selected Letters of John Keats: Revised Edition. Cambridge: Harvard University Press.
  • Klee, P. (1964). Das bildnerische Denken. Basel, Stuttgart: Schwabe.
  • Leijenhorst, C. (2002). The Mechanisation of Aristotelianism: The Late Aristotelian Setting of Thomas Hobbes’ Natural Philosophy. Leiden: Brill.
  • Lévinas, E. (1979). Le Temps et l’Autre. Montpellier: Fata Morgana.
  • Lévinas, E (2004). Autrement qu’être ou au-délà de l’essence. Paris: Kluwer.
  • Maldiney, H. (1991). Penser l’homme et la folie. Grenoble: Jérôme Million.
  • Maldiney, H. (2000). Ouvrir le rien, l’art nu. La Versanne: Encre Marine.
  • Maldiney, H. (2003). Rencontre et psychose. Cahiers de psychologie clinique, 2 (21), 9–21. doi: 10.3917/cpc.021.0009
  • Maldiney, H. (2012). L’art, l’éclaire de l’être. Paris: Cerf.
  • Maldiney, H. (2013). Regard Parole Espace. Paris: Cerf.
  • Mal’dine, A. (2014). O sverkhstrastnosti [On Transpassibility]. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)ohenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (151-203). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Merleau-Ponty, М. (1945). Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard.
  • Ratcliffe, M. (2015). Experiences of Depression: A Study in Phenomenology. Oxford: Oxford University Press.
  • Richir, M. (1992). Méditations phénoménologiques: Phénoménologie et phénoménologie du langage. Grenoble: Millon.
  • Richir, M. (2015). L’écart et le rien. Conversations avec Sacha Carlson. Grenoble: Millon.
  • Sholokhova, S. (2014). Predislovie k perevodu stat’i Anri Mal’dine «O sverkhstrastnosti» [Translator’s introduction to Henry Maldiney’s paper “On the Transpassibility”]. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)ohenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (145-150). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Straus, E. (1960). Psychologie der menschlichen Welt. Berlin: Springer.
  • Straus, E. (1970). Phenomenology of Memory. In R.M. Griffith & E. Straus (Eds.), Phenomenology of Memory. The Third Lexington Conference on Pure and Applied Phenomenologу (45-66). Pittsburgh: Duquesne UP.
  • Vlasova, O. (2010). Fenomenologicheskaya psikhiatriya i ekzistentsial’nyi analiz. Istoriya, mysliteli, problemy [Phenomenological Psychiatry and Existential Analysis. History, Thinkers, Problems]. Moscow: Territoriya budushchego. (in Russian).
  • Weizsäcker, V. Von. (1946). Anonima. Bern: Francke.
  • Yampol’skaya, A. (2018). Iskusstvo fenomenologii [The Art of Phenomenology]. Moscow: Ripol-Klassik. (in Russian).
  • Zahavi D. (2003). Husserl’s Intersubjective Transformation of Transcendental Phenomenology. In D. Welton (Ed.), The New Husserl: A Critical Reader (223-254). Bloomington: Indiana University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1532


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ КАТРИН МАЛАБУ
BEFORE TOMORROW: EPIGENESIS AND RATIONALITY
Translated by Carolyn Shread. Malden, MA, Cambridge: Polity Press, 2016. ISBN 9780745691510

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ КАТРИН МАЛАБУ
BEFORE TOMORROW: EPIGENESIS AND RATIONALITY
Translated by Carolyn Shread. Malden, MA, Cambridge: Polity Press, 2016. ISBN 9780745691510
Автор МАКСИМ МИРОШНИЧЕНКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  597–607
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-597-607 PDF (Загрузок: 2810)

Аннотация
В рецензии рассматриваются основные идеи книги Катрин Малабу «Перед завтрашним днем: эпигенез и рациональность». Особый акцент делается на проблеме изменяемости трансцендентального, а также на отказе от него в материалистической научной и философской мысли. Тезис об эпигенезе включает динамическое измерение трансцендентального, совмещая структурное и эволюционное видение разума. Эпигенез обеспечивает стабильность феноменального мира и дает возможность для контингентных метаморфоз разума, учреждая экономию трансцендентальной контингентности. В целом, работа Малабу разделяет много общих черт с отдельными идеями современной феноменологии, хотя и практически не ссылается на представителей феноменологической философии.

Ключевые слова
Малабу, Кант, трансцендентальная философия, эпигенез, контингентность, необходимость, биология, телеология.

References

  • Gould, S. J., & Lewontin, R. C. (1979). The Spandrels of San Marco and the Panglossian Paradigm: A Critique of the Adaptationist Programme. Proceedings of the Royal Society of London, 205, 581-598.
  • Malabou, C. (2014). Avant demain. Épigenèse et rationalité. Paris: P.U.F.
  • Malabou, C. (2016). Before Tomorrow: Epigenesis and Rationality. Malden, Cambridge: Polity Press.
  • Varela, F., Thompson, E., & Rosch, E. (1991). The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge. Massachusetts, London, England: The MIT Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2407


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ДЭВИДА КЛЕЙНБЕРГА-ЛЕВИНА
BECKETT’S WORDS. THE PROMISE OF HAPPINESS IN A TIME OF MOURNING
London and New York. Bloomsbury, 2015. ISBN 978-1-47421-685-2

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ДЭВИДА КЛЕЙНБЕРГА-ЛЕВИНА
BECKETT’S WORDS. THE PROMISE OF HAPPINESS IN A TIME OF MOURNING
London and New York. Bloomsbury, 2015. ISBN 978-1-47421-685-2
Автор АЛЕКСЕЙ СИДОРОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  586–596
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-586-596 PDF (Загрузок: 2653)

Аннотация
Рецензия посвящена книге Д. Клейнберга-Левина «Слова Беккета. Обещание счастья во времена скорби». В книге представлен анализ современной пострелигиозной и постметафизической ситуации в западной культуре, которая еще в XIX веке получила наименование нигилизма. «Смерть Бога» стала исторической, культурной и интеллектуальной травмой, требующей «работы скорби» для того, чтобы справиться с ее последствиями Автор анализирует причины этой ситуации и возможные позиции для философов и писателей. Руководствуясь поздними работами Хайдеггера, Д. Клейнберг-Левин утверждает, что путь в мире, лишенном оснований, возможен благодаря обещанию, которое зовет нас из сущности языка. Творчество Беккета представлено как пример борьбы писателя с силами нигилизма во имя «обещания счастья», присущего самому языку. В этом заключается мессианское измерение языка, которое может быть высвобождено из религиозных доктрин и сохранить свое значение в «расколдованном» современном мире. В эпоху нигилизма, после смерти Бога последняя надежда остается на имманентную силу и ответственность писателя, верного своему парадоксальному призванию – невозможности и необходимости выражения. В рецензии книга Клейнберга-Левина рассматривается в контексте исследований нигилизма как культурной травмы современности.

Ключевые слова
Травма, нигилизм, современность, Беккет, Хайдеггер, язык, обещание.

References

  • Bekket, S. (1994). Trilogiya [Trilogy]. St Petersburg: Izdatel’stvo Chernysheva. (in Russian).
  • Critchley, S. (2004). Very Little… Almost Nothing. Death, Philosophy, Literature (Warwick Studies in European Philosophy). London, New York: Routledge.
  • Gusserl’, E. (2009). Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga 1 [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Book 1]. Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1993). Vremya i bytie [Time and Being]. Moscow: Respublika. (in Russian).
  • Kleinberg-Levin, D. (2015). Beckett’s Words. The Promise of Happines in a Time of Mourning. London, New York: Bloomsbury.
  • Merlo-Ponti, M. (2006). Vidimoe i nevidimoe [The Visible and the Invisible]. Minsk: Logvinov. (in Russian).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2471


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ АДОНИСА ФРАНГЕСКУ
LEVINAS, KANT AND THE PROBLEM OF TEMPORALITY
London: Palgrave Macmillan, 2017. ISBN 978-1-137-59795-3

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ АДОНИСА ФРАНГЕСКУ
LEVINAS, KANT AND THE PROBLEM OF TEMPORALITY
London: Palgrave Macmillan, 2017. ISBN 978-1-137-59795-3
Автор: АННА ЯМПОЛЬСКАЯ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  576–585
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-576-585 PDF (Загрузок: 2698)

Аннотация
Книга британского феноменолога А. Франгеску подходит к сопоставлению философии Левинаса с философией Канта не со стороны противопоставления гетерономии и автономии, как в большей части имеющейся литературы, а исходя из вопроса о трансцендентальном схематизме. Посредником между Левинасом и Кантом выступает Хайдеггер, а также Ф. Розенцвейг с его «библейской» версией экстатической темпоральности. Левинасовская диахрония описывается Франгеску как новая форма экстатической темпоральности, отличная от темпоральности в трактовке как Хайдеггера так и Розенцвейга. Франгеску утверждает, что она служит аналогом трансцендентального схематизма разума. Мы кратко сопоставляем интерпретацию Франгеску с концепцией трансцендентального схематизма у М. Ришира, которая также восходит к левинасовской диахронической темпоральности. Схематизм у Ришира играет роль медиальной структуры, соединяющей воедино разнородные элементы, а именно слой «феноменологического», то есть нестабильного и мерцающего смысла, и слой «символического», то есть смысла определенным образом стабилизированного, учрежденного. Сходным образом и для Франгеску диахроническая темпоральность выступает как синтезирующая (хотя и не синхронизирующая) структура — как исходный синтез Бога, человека и мира.

Ключевые слова
Левинас, Кант, Хайдеггер, Розенцвейг, темпоральность, диахрония, трансцендентальный схематизм.

References

  • Basterra, G. (2015). The Subject of Freedom: Kant, Levinas. Fordham University Press.
  • Frangeskou, A. (2017). Levinas, Kant and the Problem of Temporality. London: Palgrave Macmillan.
  • Gordon, P. E. (2003). Rosenzweig and Heidegger: Between Judaism and German philosophy. Berkeley: University of California Press.
  • Kant, I. (1994). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1997). Kant i problema metafiziki [Kant and the Problem of Metaphysics]. Moscow: Logos. (in Russian).
  • Lévinas, E. (1983). Le temps et l’autre. Paris: Presses universitaires de France.
  • Lévinas, E. (1986). De Dieu qui vient à l’idée. Paris: Vrin.
  • Levinas, E. (1987). Autrement que savoir. Paris: Osiris.
  • Lévinas, E. (1993). Entre nous (Essais sur le penser-à-l’-autre). Paris: Librairie générale française.
  • Lévinas, E. (1995). Dieu, la mort et le temps. Paris: Le livre de poche.
  • Levinas, E. (2014). Zametki o smysle. [Notes on Meaning]. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (18-38). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Llewelyn, J. (1999). The Hypocritical Imagination: Between Kant and Levinas. London: Routledge.
  • Richir, M. (1992). Méditations phénoménologiques: Phénoménologie et phénoménologie du langage. Grenoble: J. Millon.
  • Richir, M. (1996). L’expérience du penser: Phénoménologie, philosophie, mythologie. Grenoble: Jérôme Millon.
  • Rosenzweig, F. (2002). Der Stern der Erlösung. Freiburg: Universitätsbibliothek.
  • Rozentsveig, F. (2017). Zvezda izbavleniya [The Star of Redemption]. Moscow: Mosty kul’tury / Gesharim. (in Russian).
  • Schnell, A. (2011). Le sens se faisant. Marc Richir et la refondation de la phénoménologie transcendantale. Bruxelles: Ousia.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2101


ОБЗОР 32-го МЕЖДУНАРОДНОГО ГЕГЕЛЕВСКОГО КОНГРЕССА
(5-8 июня 2018 года, Тампере, Финляндия)

Название на языке публикации: ОБЗОР 32-го МЕЖДУНАРОДНОГО ГЕГЕЛЕВСКОГО КОНГРЕССА
(5-8 июня 2018 года, Тампере, Финляндия)
Автор: АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВ, КИРА СИЛАЕВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  563–575
Язык: Русский
Тип публикации: Дискуссия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-563-575 PDF (Загрузок: 2668)

Аннотация
В данном обзоре освещаются основные моменты работы 32-го международного гегелевского конгресса, проходившего в Финляндии в начале июня 2018 года. Темой данного конгресса был анализ «Энциклопедии философских наук» Гегеля. В большинстве докладов аргументировалась мысль, что форма «энциклопедии» отнюдь не является внешним и случайным ограничением, в котором организовано мышление, она определяется самой природой и своеобразием «метода» диалектически-спекулятивной философии Гегеля. Основной акцент в докладах был сделан на исследование тех форм мышления и знания, с помощью которых Гегель смог дать целостную картину взаимосвязи духа, природы и логических категорий. При этом были обозначены некоторые подходы к использованию гегелевских идей в современных исследованиях. Кроме того, следует обратить внимание еще на одну сквозную тему конгресса: анализ субъективного духа, поскольку в индивидуальном самосознании проблема целостности становится предметной и осознается как объект. В докладах тема субъективности в «Энциклопедии» исследовалась в основном с двух точек зрения: во-первых, рассматривается различные моменты и связи субъективности с другими разделами Энциклопедии, во-вторых, обосновывается актуальность ее анализа для современных исследований индивидуально-личностных аспектов человека. Также на конгрессе работала секция по теме: «Гегель в России». На ней рассматривалась рецепция гегелевской философии в России. Доклады, представленные на конгрессе и посвященные этому вопросу можно разделить на две группы: русское гегельянство 19 и начала 20 веков и осмысление идей Гегеля в советский период. При этом следует заметить, что гегельянство советского периода привлекло больше докладчиков и вызвало больший интерес, видимо, постольку в нем духовно и идейно отражался тот проект модернизации, реализованный в России в 20 веке. Кроме того, некоторые доклады были посвящены анализу идей, которые находились в эмиграции в советский период.

Ключевые слова
Гегель, энциклопедии, философская система, дух, природа, категории логики, Россия.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2222


МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ»
(17-18 мая 2018 года, Санкт-Петербург, Россия)

Название на языке публикации: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ»
(17-18 мая 2018 года, Санкт-Петербург, Россия)
Автор: СЕРГЕЙ ТРОИЦКИЙ, НИКИТА КРЕЧКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  554–562
Язык: Русский
Тип публикации: Дискуссия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-554-562 PDF (Загрузок: 3071)

Аннотация
Обзор прошедшей 17-18 мая в Институте философии Санкт-Петербургского государственного университета международной научной конференции «Феноменология нефти» отражает структуру мероприятия, представляет участников конференции, включает в себя основные тезисы докладов. На конференции обсуждались вопросы, связанные с онтологической, социокультурной, экономической ролью нефти в современном мироустройстве. Условно программа была поделена на три тематически связанные и логически выстроенные составляющие: теоретическая, демонстрационная, интерактивная. В рамках первой и главной из них были зачитаны доклады, организованы обсуждения. Состав выступающих отличался национальным и профессиональным разнообразием (Италия, Германия, Польша; философия, литература, искусство). Помимо основной (научной) части, киносеминара, выставки произведений Виталия Касаткина, написанных нефтью и нефтепродуктами (демонстрационная часть), конференция «Феноменология нефти» включала в себя также и мастер-класс нефтеписи, который пользовался большим интересом. Такой практикум позволял почувствовать потенциал, скрытый в самом объекте двухдневного интеллектуального и художественного освоения. В результате было выявлено множество феноменов, связанных с нефтью, не поддающихся описанию и анализу посредством классических подходов, общепринятой терминологии, что позволяет говорить о необходимости развития исследовательской работы в области философии нефти.

Ключевые слова
Феноменология, нефть, нефтезависимость, нефтизм, мировой порядок, первоэлемент.