Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1903


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: САРА ХЕЙНАМАА, МИРЬЯ ХАРТИМО, ТИМО МИЕТТИЕН (РЕД.)
“PHENOMENOLOGY AND THE TRANSCENDENTAL”
Routledge, New York (Research in Phenomenology, Vol. 1), 2014. ISBN 978-0-415-86988-1

Название на языке публикации: SARA HEINÄMAA, MIRJA HARTIMO, TIMO MIETTINEN (EDS.)
“PHENOMENOLOGY AND THE TRANSCENDENTAL”
Routledge, New York (Research in Phenomenology, Vol. 1), 2014. ISBN 978-0-415-86988-1
Автор: Юлиан Апостолеску
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  240-246
Язык: Английский
Тип публикации: Рецензия
10.21638/2226-5260-2018-7-1-240-246 PDF (Загрузок: 2736)

Аннотация
Какой вклад феноменологическая рефлексия может внести в текущую дискуссию о трансцендентальной мысли? Какого рода трансцендентальную философию представляет собой феноменология? Почему незавершённый проект Гуссерля заслуживает наименование «трансцендентальный»? Можно ли сегодня отстоять понятие трансцендентальной феноменологии, и прав ли Гуссерль в том, что настаивает на её уникальности и неизбежности? В какой мере и насколько глубоко сама идея трансцендентальной феноменологии нагружена метафизическими предпосылками; ведёт ли это к тому, что мы должны отказаться от трансцендентального проекта в пользу других форм рефлексии? В какой мере спекулятивный реализм способен преодолеть кантовскую философскую концептуальную рамку? Этот впечатляющий сборник статей представляет собой ясную, содержательную и значимую попытку ответа на эти вопросы. В сборнике не только представлены новые идеи, затрагивающие трансцендентальный характер феноменологии, но также намечается динамическое развитие феноменологии как непрерывно расширяющейся области исследования. Редакторы сборника исходят из того, что «новая междисциплинарная ситуация, в которой феноменология продуктивно взаимодействует с рядом эмпирических наук, требует исчерпывающего пересмотра фундаментальных методологических вопросов, касающихся трансцендентального характера феноменологических исследований. Феноменология и трансцендентальное объединяет ряд оригинальных статей, которые вместе проясняют трансцендентальные аспекты феноменологии и намечают новые варианты трансцендентальной феноменологии, в отличие от натуралистических, виталистических и постструктуралистских подходов, господствующих на данный момент в философии». В данной рецензии я предложу краткий обзор статей этого сборника, с целью показать насколько трансцендентальная позиция неотъемлемо присуща подлинной феноменологии и вообще философскому рассуждению.

Ключевые слова
Трансцендентальное, феноменология, субъективность, мир, Кант, Гуссерль, Хайдеггер.

References

  • Da Silva, J.J. (2017). Mathematics and Its Applications. A Transcendental-Idealist Perspective. Switzerland: Springer.
  • Engelland, C. (2017). Heidegger’s Shadow: Kant, Husserl, and the Transcendental Turn. New York: Routledge.
  • Gardner S., & Grist, M. (Eds.). (2015). The Transcendental Turn. Oxford: Oxford University Press.
  • Heinämaa, S., Hartimo, M., Miettinen, T. (Eds.). (2014). Phenomenology and the Transcendental. New York: Routledge.
  • Honenberger, P. (Ed.). (2016). Naturalism and Philosophical Anthropology: Nature, Life, and the Human between Transcendental and Empirical Perspectives. London: Palgrave Macmillan.
  • Husserl, E. (1988). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Kim, H., & Hoeltzel, S. (Eds.). (2016). Transcendental Inquiry: Its History, Methods and Critiques. London: Palgrave Macmillan.
  • Luft, S. (2011). Subjectivity and Lifeworld in Transcendental Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press.
  • Staiti, A. (2014). Husserl’s Transcendental Phenomenology: Nature, Spirit, and Life. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Zahavi, D. (2017). Husserl’s Legacy: Phenomenology, Metaphysics, and Transcendental Philosophy. Oxford: Oxford University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2081


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ЧЕДА ЭНДЖЕЛЛЕНДА
“HEIDEGGER’S SHADOW. KANT, HUSSERL, AND THE TRANSCENDENTAL TURN”
Routledge, 2017. ISBN 9781138181878

Название на языке публикации: CHAD ENGELLAND
“HEIDEGGER’S SHADOW. KANT, HUSSERL, AND THE TRANSCENDENTAL TURN”
Routledge, 2017. ISBN 9781138181878
Автор: Поль Слама
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  234-239
Язык: Английский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-234-239 PDF (Загрузок: 2658)

Аннотация
Рецензия представляет исторические и философские гипотезы, содержащиеся в книге Чеда Энджелленда, прежде всего, за счет рассмотрения главного тезиса о Хайдеггере как трансцендентальном философе, подчеркивая, далее, значимость этой темы для трактата «Бытие и время» (1927), наконец, рассматривая перспективы и апории такой интерпретации для позднего Хайдеггера. Хайдеггер, действительно, придерживается программы своего рода трансцендентальной философии, отказываясь от нее на втором этапе своего интеллектуального пути. Каждый раз проблема заключается в том, чтобы понимать, о каком типе трансцендентальной философии идет речь. А это предполагает постановку вопроса об отношении Хайдеггера к обеим версиям трансцендентальной философии – к философии Канта и к философии Гуссерля. Связано ли мышление об утвари или о собственности с трансцендентальной постановкой вопроса? И является оно трансцендентальным в смысле Канта или в смысле Гуссерля? Но вопрос может быть сформулирован и иначе. Может ли мышление об Ereignis или о последнем Боге быть таковым, как полагает Энджелленд? Рецензент настаивает на понимании важности роли созерцания в отношении феноменологии к Канту, но также на связи между первой и второй «Критиками», а значит, – между теорией и практикой, акцентированной Хайдеггером. Наконец, на основании рецензируемой книги здесь показана роль аффективности, не без указания возможных расширений проблематики, включая анализ неокантианства и Гёльдерлина.

Ключевые слова
Хайдеггер, Гуссерль, Кант, феноменология, трансцендентальная философия, трансцендентальная феноменология.

References

  • Cohen, H. (1907). Kommentar zu Immanuel Kants Kritik der reinen Vernunft. Leipzig: Durr.
  • Cohen, H. (1885). Kants Theorie der Erfahrung. Berlin: Ferd. Dümmlers Verlagsbuchhanlung.
  • Engelland, C. (2017) Heidegger’s Shadow. Kant, Husserl, and the Transcendental Turn. London: Routlege.
  • Heidegger, M. (1977). Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1984). Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsätzen. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1989). Beiträge zur Philosophie (vom Ereignis). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991). Kant und das Problem der Metaphysik. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997). Besinnung. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2006). Sein und Zeit. Tübingen: Niemeyer.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch (Hua III/1-2). Den Haag: Martinus Nijhoff.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2298


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ БЕАТРИС ЛОНГНЕСС
“I, ME, MINE. BACK TO KANT, AND BACK AGAIN”
Oxford: Oxford University Press, 2017. ISBN 978-0-19-966576-1

Название на языке публикации: BÉATRICE LONGUENESSE
“I, ME, MINE. BACK TO KANT, AND BACK AGAIN”
Oxford: Oxford University Press, 2017. ISBN 978-0-19-966576-1
Автор: Клодия Сербан
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  228-233
Язык: Английский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-228-233 PDF (Загрузок: 2638)

Аннотация
Рецензия раскрывает главные итоги самой свежей книги Беатрис Лонгенесс «Я, Мне, Мое. Назад к Канту и снова назад» (Издательство Оксфордского университета, 2017), которая пытается предложить «более систематическое рассмотрение кантовского подхода к самосознанию», фокусируясь, в частности, на «его отношении к современному анализу самосознания» (c. xi). Новый анализ, проделанный Лонгенесс, представляет значительный интерес для налаживания диалога между кантовским пониманием Я и некоторыми ключевыми собеседниками, от Витгенштейна до Фрейда, включая Сартра, Анскомба, Эванса и др. Таким образом, первый раздел книги укоренен в дебатах и вызовах ХХ столетия, утверждая, что телесное самосознание – это предельное основание единства сознания. Второй раздел книги «Я, Мне, Мое» представляет обсуждение кантовских воззрений на «я мыслю», на самосознание и личность, продолжая защищать подлинную форму самосознания, независимую от сознания тела. Впрочем, о себе последовательно заявляет и более общий сюжет книги. А именно речь заходит о «натурализации понятия личности». Это достигается показом того, что «критицизм Канта, направленный на паралогизм личности открывает путь для подмены рационального понятия содержательным и комплексным понятием личности как пространственно-временной, живой сущности, наделенной единством апперцепции и имеющей способность автономного самоопределения» (c. 163). Натурализация кантовского понятия субъективности берется в рассмотрение в последнем разделе книги с неожиданной опорой на фрейдовскую трактовку Я и Сверх-Я.

Ключевые слова
Кант, Я, самосознание, апперцепция, личность, натурализация, Фрейд.

References

  • Longuenesse, B. (2017). I, Me, Mine. Back to Kant, and Back Again. Oxford: Oxford University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1842


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ИММАНУИЛА КАНТА
“PRINCIPES MÉTAPHYSIQUES DE LA SCIENCE DE LA NATURE”
Introduction, traduction et notes par A. Pelletier, Paris: Vrin, 2017. ISBN 978-2-7116-2544-4

Название на языке публикации: EMMANUEL KANT
« PRINCIPES METAPHYSIQUES DE LA SCIENCE DE LA NATURE »
Introduction, traduction et notes par A. Pelletier, Paris: Vrin, 2017. ISBN 978-2-7116-2544-4
Автор: Эрик Борон
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  223-227
Язык: Французский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-223-227 PDF (Загрузок: 2600)

Аннотация
В Метафизических началах естествознания Канта разрабатывается то, что в Критике чистого разума названо «рациональной психологией» и представляет собой метафизику телесной природы. Речь идёт о том, чтобы определить предмет вообще в качестве материи и как «подвижный в пространстве»; для этого нужно учесть разные свойства материальной данности предмета опыта, такие как покой, скорость, направление, непроницаемость, притяжение и отталкивание и т.д. Также анализируются предикабилии (§10 КЧР), которые представляют собой необходимые элементы, позволяющие провести дедукцию опыта на почве математической физики. Эти предикабилии рассматриваются с трансцендентальной точки зрения, благодаря системе категорий и принципам Трансцендентальной аналитики. Структура исследования такова: в Форономии исследуется количество (Аксиомы созерцания), в Динамике – качество (Антиципации восприятия), в Механике – отношения (Аналогии опыта), а в Феноменологии – модальности (Постулаты эмпирического мышления). С точки зрения метода, ставится проблема применимости математики, как дисциплины, где возможна интуитивная и аподиктическая очевидность, благодаря априорному конструированию предмета в чистом созерцании. Как соотнести эмпирические свойства объекта, с одной стороны, и необходимые и универсальные принципы, выведенные из категорий, с другой, для того, чтобы рассмотреть возможность математического предмета опыта? Метафизика телесной природы отличается тем, что простраивает трансцендентальный схематизм с точки зрения пространства, а не с точки зрения времени.

Ключевые слова
Кант, естествознание, рациональная физиология, объективная реальность категорий, трансцендентальный схематизм, трансцендентальная эпистемология, пространство, материя, силы.

References

  • Förster, E. (2000). Kant’s Final Synthesis: An Essay on the Opus postumum. Cambridge/London: Harvard University Press.
  • Friedman, M. (2013). Kant’s Construction of Nature. A Reading of the Metaphysical Foundations of the Natural Science. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kant, E. (1980). Critique de la raison pure. Paris: Gallimard.
  • Kant, E. (2017). Principes métaphysiques de la science de la nature. Paris: Vrin.
  • Kerszberg, P. (1999). Kant et la nature. Paris: Les Belles-Lettres.
  • Vuillemin, J. (1955). Physique et métaphysique kantiennes. Paris: PUF.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1931


МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОСТАТОК. КАНТ И ГУССЕРЛЬ О ПРИНЦИПАХ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ НАУКИ О ПРИРОДЕ

Название на языке публикации: THE MATERIAL RESIDUE.
KANT AND HUSSERL ON AN ASPECT OF THE TRANSCENDENTAL FOUNDATION OF THE SCIENCE OF NATURE
Автор: Франческо Пизано
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  98-120
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-98-120 PDF (Загрузок: 2773)

Аннотация
Попытки позднего Гуссерля осуществить само-обоснование трансцендентальной логики сами оказались в запутанном отношении с фактичностью природы. Это относится к таким аспектам, как «живое настоящее» в имманентности живого сознания. В статье этот вопрос рассматривается через специфическую перспективу с отсылкой к проекту трансцендентального основания науки о природе, для которого необходимо проблематизировать возможность формального определения фактичности. Введение феноменологического понятия «живого настоящего» можно трактовать как попытку Гуссерля разрешить несоответствие между фактом и формой в «жизни», которое заключается в актуальной материальности и трансцендентальной идеальности. Такой способ примиряющего решения остается под вопросом, поскольку невозможно гарантировать априорное обоснование синтетического момента через само-рефлексивную направленность трансцендентальной логики. В тоже время систематический проект трансцендентальной феноменологии как таковой заключает в себе вопрос об априорном основании нашего обыденного знания фактов. По всей видимости, все же возникает необходимость искать решение для проблемы такого рода. Проблема обоснования научного знания природных фактов отсылает нас к тексту Аристотеля Вторая аналитика. Тем самым указывается на необходимость определения эмпирической составляющей такого обоснования. Рассмотрение работы Метафизические начала естествознания демонстрирует апоретичность способа, которым трансцендентальная философия может обосновать такую необходимость. Схожее impasse появляется в последней работе Гуссерля. Понятие «живого настоящего» играет центральную роль при обосновании позиции Гуссерля в отношении этой безвыходной ситуации. Осуществленный анализ этой роли позволяет прояснить как специфическую позицию Гуссерля по отношению к более широкому контексту трансцендентальной философии, так и аспект трансцендентального обоснования науки о природе. Я прихожу к выводу, что такое обоснование должно включать фактичный, неформальный элемент: материальный остаток, необходимый для завершения рефлексивного движения.

Ключевые слова
Феноменология, трансцендентальная философия, философия науки, наука о природе, живое настоящее, Кант, Гуссерль.

References

  • Aristotle. (1831). Aristoteles Graece ex recognitione Immanuelis Bekkeri. Volumen prius. Berlin: Berolini.
  • Benjamin, W. (1985). Gesammelte Schriften. Bd. VI. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Bunge, M. (1967). Foundations of Physics. Berlin, Heidelberg: Springer.
  • Derrida, J. (1993). La Voix et le Phénomène : Introduction au problème du signe dans la phénoménologie de Husserl. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Falcon, A. (2005). Unity without Uniformity: Aristotle and the Science of Nature. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Heelan, P. A. (1987). Husserl’s Later Philosophy of Natural Science. Philosophy of Science, 54 (3), 368-390.
  • Held, K. (1966). Lebendige Gegenwart. Die Frage nach der Seinsweise des Transzendentalen Ich bei Edmund Husserl, Entwickelt am Leitfaden der Zeitproblematik. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Hintikka, J. (1992). Kant on the Mathematical Method. In C. J. Posy (Ed.), Kant’s Philosophy of Mathematics. Modern Essays (21-42). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917) (Hua X). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Hua XVII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Erster Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Bänden (Hua XIX/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001). Die „Bernauer Manuskripte“ über das Zeitbewußtsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Kant, I. (1781). Сritik der reinen Vernunft. Riga: Johann Friedrich Hartknoch.
  • Kant, I. (1902). Vorkritische Schriften I: 1747–1756. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1904). Kritik der reinen Vernunft. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1911). Kritik der reinen Vernunft (1. Aufl. 1781), Prolegomena, Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1936). Opus Postumum. Erste Hälfte. Berlin: De Gruyter.
  • Kant, I. (1938). Opus postumum. Zweite Hälfte. Berlin: De Gruyter.
  • Kant, I. (1942). Bemerkungen zu den Beobachtungen über das Gefühl des Schönen und Erhabenen, Rostocker Kantnachlass, Preisschrift über die Fortschritte der Metaphysik. Berlin: De Gruyter.
  • Kant, I. (2004). Metaphysical Foundations of Natural Science. New York: Cambridge University Press.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag: Nijhoff.
  • Paci, E. (1961). Tempo e verità nella fenomenologia di Husserl [Time and Truth in Husserl’s Phanomenology]. Roma, Bari: Laterza. (in Italian).
  • Pecere, P. (2009). La filosofia della natura in Kant [Kant’s Philosophy of Nature]. Bari: Edizioni di Pagina. (in Italian).
  • Ryckman, T. (2005). The Reign of Relativity: Philosophy in Physics 1915-1925. New York: Oxford University Press.
  • Tengelyi, L. (2005). Experience and Infinity in Kant and Husserl. Tijdschrift voor Filosofie, 67 (3), 479-500.
  • Toraldo di Francia, G. (1981). The Investigation of the Physical World. Cambridge: Cambridge University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2103


ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГЕНЕЗИСА, В НАПРАВЛЕНИИ К АБСОЛЮТУ. АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ОЙГЕНОМ ФИНКОМ МЕЖДУ МЕТАКРИТИКОЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ОПЫТА И ЕГО СОБСТВЕННЫМ ПРОЕКТОМ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ МЕОНТИКИ

Название на языке публикации: BEYOND THE GENESIS, TOWARD THE ABSOLUTE.
EUGEN FINK’S ARCHITECTONIC FOUNDATION OF A CONSTRUCTIVE PHENOMENOLOGY BETWEEN A META-CRITIC OF TRANSCENDENTAL EXPERIENCE AND HIS OWN PROJECT OF A DIALECTICAL MEONTIC
Автор: Джованни Ян Джубилато
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  203-222
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-203-222 PDF (Загрузок: 3360)

Аннотация
Занимаясь пересмотром и подготовкой к публикации в качестве magnum opus для немецкой публики пяти Картезианских Размышлений, которые – по утверждению самого Гуссерля должны были выступить феноменологическим противовесом Бытию и времени Хайдеггера, – Финк не только искал способы представления тех ярких и наиболее актуальных актов понимания, которыми руководствовалась феноменологическая философия, но и подчеркивал насущную необходимость объединения их результатов для преодоления их философской наивности. Эта наивность была связана с первоначальным (и неизбежным) исключением принципиальных вопросов, касающихся феноменологии как трансцендентальной системы в целом, а также вопросов, связанных с полнотой очевидности в отношении трансцендентального поля опыта в частности. Такая неполнота должна быть преодолена основательной «критикой трансцендентального разума». Но если для Гуссерля задача такой самокритики была направлена на изучение очевидности, приобретенной в трансцендентальном отношении, то для Финка эта задача означала совершенно иной вызов, результатом чего стало инновационное вертикальное смещение горизонтальной структуры гуссерлевской феноменологии. С самого начала Финк работал над полномасштабной системой феноменологической философии и над архитектонической концепцией различных уровней чистой феноменологии, в которой за регрессивной феноменологией (трансцендентальной эстетикой и аналитикой) следовала новая прогрессивная феноменология (трансцендентальная диалектика), подкрепленная конструктивным методом. Данная статья исследует возникновение и указывает на основные темы такой конструктивной интеграции феноменологии, концепция которой была кратко предвосхищена в знаменитом VI Картезианском Размышлении и систематически развита в частных заметках Финка, составляющих его собственную меонтическую философию.

Ключевые слова
Финк, феноменология, архитектоника, конструктивная феноменология, меонтика.

References

  • Bruzina, R. (1993). The Revision of the Bernau Time-Consciousness Manuscripts: Status Questionis – Freiburg (I). Alter, 1, 357-384.
  • Bruzina, R. (1994). The Revision of the Bernau Time-Consciousness Manuscripts: New Ideas Freiburg, 1930-1933 (II). Alter, 2, 367-395.
  • Bruzina, R. (2004). Edmund Husserl and Eugen Fink. Beginnings and Ends in Phenomenology,1928 – 1938. New Haven, London: Yale University Press.
  • Bruzina, R. (2006). Hinter der ausgeschriebenen Finkschen Meditation: Meontik – Pädagogik. In A. Böhmer (Ed.), Eugen Fink: Sozialphilosophie – Anthropologie – Kosmologie – Pädagogik – Methodik (193-219). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (1958). Sein, Wahrheit, Welt. Vor-Fragen zum Problem des Phänomen-Begriffs. Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1966). Studien zur Phänomenologie 1930-1939. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Fink, E. (1976). Nähe und Distanz. Phänomenologische Vorträge und Aufsätze. Freiburg, München: Alber.
  • Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Teil 2 Ergänzungsband: Texte aus dem Nachlaß Eugen Fink (1930-1932) mit Anmerkungen und Beilagen aus dem Nachlaß Emund Husserls (1930 – 1932/33). Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Fink, E. (1995). Sixth Cartesian Meditation. The Idea of a Transcendental Theory of Method. Indianapolis: Indiana University Press.
  • Fink, E. (2006). Phänomenologische Werkstatt. 3.1: Die Doktorarbeit und erste Assistenzjahre bei Husserl. Freiburg: Alber.
  • Fink, E. (2008). Phänomenologische Werkstatt. 3.2: Die Bernauer Zeitmanuskripte, Cartesianische Meditationen und System der phänomenologischen Philosophie. Freiburg: Alber.
  • Giubilato, G.J. (2014). Sulle spalle dei giganti. Questioni di metodo [Standing on the Shoulders of Giants. Some Methodical Remarks]. In E. Fink, Presentificazione e Immagine [Presentation and Image] (311-325). Milano: Mimesis. (in Italian).
  • Giubilato, G.J. (2017a). El camino a la libertad. Eugen Fink y el pricipio de la fenomenología [The Path to Freedom. Eugen Fink and the Principle of Phenomenology]. Franciscanum, 176, 23-50. (in Italian).
  • Giubilato, G.J. (2017b). Freiheit und Reduktion. Grundzüge einer phänomenologischen Meontik bei Eugen Fink (1926-1946). Nordhausen: Bautz.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosphie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Konstitution. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal and Transcendental Logic. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973a). Cartesianische Meditationen und Parisier Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Dritter Teil: 1929-1935 (Hua XV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologishe Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philospohie (Hua III). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Lazzari, A. (2009). Eugen Fink and the phenomenological interpretations of Kant. Milano: Franco Angeli
  • Luft, S. (2002). Phänomenologie der Phänomenologie. Systematik und Methodologie der Phänomenologie in der Auseinandersetzung zwischen Husserl und Fink. Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Van Kerckhoven, G. (2003). Mundanisierung und Individuation. Die VI. Cartesianische Meditation und ihr „Einsatz“. Würzburg: Königshausen & Neumann.