Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2143


ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГЕНЕЗИСА, В НАПРАВЛЕНИИ К АБСОЛЮТУ. АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ОЙГЕНОМ ФИНКОМ МЕЖДУ МЕТАКРИТИКОЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ОПЫТА И ЕГО СОБСТВЕННЫМ ПРОЕКТОМ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ МЕОНТИКИ

Название на языке публикации: BEYOND THE GENESIS, TOWARD THE ABSOLUTE.
EUGEN FINK’S ARCHITECTONIC FOUNDATION OF A CONSTRUCTIVE PHENOMENOLOGY BETWEEN A META-CRITIC OF TRANSCENDENTAL EXPERIENCE AND HIS OWN PROJECT OF A DIALECTICAL MEONTIC
Автор: Джованни Ян Джубилато
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  203-222
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-203-222 PDF (Загрузок: 3405)

Аннотация
Занимаясь пересмотром и подготовкой к публикации в качестве magnum opus для немецкой публики пяти Картезианских Размышлений, которые – по утверждению самого Гуссерля должны были выступить феноменологическим противовесом Бытию и времени Хайдеггера, – Финк не только искал способы представления тех ярких и наиболее актуальных актов понимания, которыми руководствовалась феноменологическая философия, но и подчеркивал насущную необходимость объединения их результатов для преодоления их философской наивности. Эта наивность была связана с первоначальным (и неизбежным) исключением принципиальных вопросов, касающихся феноменологии как трансцендентальной системы в целом, а также вопросов, связанных с полнотой очевидности в отношении трансцендентального поля опыта в частности. Такая неполнота должна быть преодолена основательной «критикой трансцендентального разума». Но если для Гуссерля задача такой самокритики была направлена на изучение очевидности, приобретенной в трансцендентальном отношении, то для Финка эта задача означала совершенно иной вызов, результатом чего стало инновационное вертикальное смещение горизонтальной структуры гуссерлевской феноменологии. С самого начала Финк работал над полномасштабной системой феноменологической философии и над архитектонической концепцией различных уровней чистой феноменологии, в которой за регрессивной феноменологией (трансцендентальной эстетикой и аналитикой) следовала новая прогрессивная феноменология (трансцендентальная диалектика), подкрепленная конструктивным методом. Данная статья исследует возникновение и указывает на основные темы такой конструктивной интеграции феноменологии, концепция которой была кратко предвосхищена в знаменитом VI Картезианском Размышлении и систематически развита в частных заметках Финка, составляющих его собственную меонтическую философию.

Ключевые слова
Финк, феноменология, архитектоника, конструктивная феноменология, меонтика.

References

  • Bruzina, R. (1993). The Revision of the Bernau Time-Consciousness Manuscripts: Status Questionis – Freiburg (I). Alter, 1, 357-384.
  • Bruzina, R. (1994). The Revision of the Bernau Time-Consciousness Manuscripts: New Ideas Freiburg, 1930-1933 (II). Alter, 2, 367-395.
  • Bruzina, R. (2004). Edmund Husserl and Eugen Fink. Beginnings and Ends in Phenomenology,1928 – 1938. New Haven, London: Yale University Press.
  • Bruzina, R. (2006). Hinter der ausgeschriebenen Finkschen Meditation: Meontik – Pädagogik. In A. Böhmer (Ed.), Eugen Fink: Sozialphilosophie – Anthropologie – Kosmologie – Pädagogik – Methodik (193-219). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (1958). Sein, Wahrheit, Welt. Vor-Fragen zum Problem des Phänomen-Begriffs. Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1966). Studien zur Phänomenologie 1930-1939. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Fink, E. (1976). Nähe und Distanz. Phänomenologische Vorträge und Aufsätze. Freiburg, München: Alber.
  • Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Teil 2 Ergänzungsband: Texte aus dem Nachlaß Eugen Fink (1930-1932) mit Anmerkungen und Beilagen aus dem Nachlaß Emund Husserls (1930 – 1932/33). Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Fink, E. (1995). Sixth Cartesian Meditation. The Idea of a Transcendental Theory of Method. Indianapolis: Indiana University Press.
  • Fink, E. (2006). Phänomenologische Werkstatt. 3.1: Die Doktorarbeit und erste Assistenzjahre bei Husserl. Freiburg: Alber.
  • Fink, E. (2008). Phänomenologische Werkstatt. 3.2: Die Bernauer Zeitmanuskripte, Cartesianische Meditationen und System der phänomenologischen Philosophie. Freiburg: Alber.
  • Giubilato, G.J. (2014). Sulle spalle dei giganti. Questioni di metodo [Standing on the Shoulders of Giants. Some Methodical Remarks]. In E. Fink, Presentificazione e Immagine [Presentation and Image] (311-325). Milano: Mimesis. (in Italian).
  • Giubilato, G.J. (2017a). El camino a la libertad. Eugen Fink y el pricipio de la fenomenología [The Path to Freedom. Eugen Fink and the Principle of Phenomenology]. Franciscanum, 176, 23-50. (in Italian).
  • Giubilato, G.J. (2017b). Freiheit und Reduktion. Grundzüge einer phänomenologischen Meontik bei Eugen Fink (1926-1946). Nordhausen: Bautz.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosphie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Konstitution. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal and Transcendental Logic. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973a). Cartesianische Meditationen und Parisier Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Dritter Teil: 1929-1935 (Hua XV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologishe Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philospohie (Hua III). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Lazzari, A. (2009). Eugen Fink and the phenomenological interpretations of Kant. Milano: Franco Angeli
  • Luft, S. (2002). Phänomenologie der Phänomenologie. Systematik und Methodologie der Phänomenologie in der Auseinandersetzung zwischen Husserl und Fink. Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Van Kerckhoven, G. (2003). Mundanisierung und Individuation. Die VI. Cartesianische Meditation und ihr „Einsatz“. Würzburg: Königshausen & Neumann.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2740


ПРИРОДА КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ СИНТЕЗ: ЧУВСТВЕННОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО У КАНТА, ГУССЕРЛЯ И МЕРЛО-ПОНТИ

Название на языке публикации: NATURE AS EXPRESSIVE SYNTHESIS: THE SENSIBLE AWAKENING OF THE TRANSCENDENTAL BETWEEN KANT, HUSSERL AND MERLEAU-PONTY
Автор: Дон Бейт
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  186-202
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-186-202 PDF (Загрузок: 2834)

Аннотация
Критические усмотрения трансцендентальной философии и феноменологии произрастают из напряжения внутри самой природы сознания. С одной стороны, сознание есть деятельность синтеза или интенциональность, раскрывающая горизонт, на котором смыслы и предметы обретают свои условия возможности. С другой стороны, в восприятии можно обнаружить работу смысла, указывающую на динамические и выразительные истоки, предваряющие чистую деятельность сознания. Наше исследование затрагивает то, каким образом эта пассивность сознания сама является синтезом, возникающим из нашей выразительной телесной природы. Сществует отчетливая логическая связь между представлениями Иммануила Канта, Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти о синтезе в рамках чувственности и телесной аффективности, причем каждый из этих мыслителей призывает нас рассматривать природу как модус выразительности, что подразумевает, что трансцендентальные условия возможности должны парадосальным образом иметь место внутри тех самых межтелесных и темпоральных сфер, которые они делают возможными.

Ключевые слова
Феноменология, трансцендентальный идеализм, Кант, Гуссерль, Мерло-Понти, сознание, темпоральность.

References

  • Beith, D. (2018). The Birth of Sense: Generative Passivity in the Philosophy of Merleau-Ponty. Athens: The University of Ohio Press.
  • Depraz, N. (1998). Imagination and Passivity, Husserl and Kant: A Cross-Relationship. In N. Depraz & D. Zahavi (Eds.), Alterity and Facticity: New Perspectives on Husserl (29-56). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Heidegger, M. (1997). Phenomenological Interpretation of Kant’s Critique of Pure Reason. Bloomington: Indiana University Press.
  • Husserl, E. (2001). Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on a Transcendental Logic. Netherlands: Springer.
  • Jankélévitch, V. (1959). Henri Bergson. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Kant, I. (1998). Critique of Pure Reason. New York: Cambridge University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (2010). Institution and Passivity: Course Notes from the College de France. Evanston: North Western University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (2012). Phenomenology of Perception. Oxford: Routledge.
  • Morris, D. (2008). Reversibility and Ereignis: Being as Kantian Imagination in Merleau-Ponty and Heidegger. Philosophy Today, 52, 135-143.
  • Schües, C. (1998). Conflicting Apprehensions and the Question of Sensations. In N. Depraz & D. Zahavi (Eds.), Alterity and Facticity: New Perspectives on Husserl (139-162). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Steinbock, A. (2004). Affection and Attention: On the Phenomenology of Becoming Aware. Continental Philosophy Review, 37, 21-43.
  • Toadvine, T. (2014). The Elemental Past. Research in Phenomenology, 44, 262-79.
  • Zahavi, D. (1998) Self Awareness and Affection. In N. Depraz & D. Zahavi (Eds.), Alterity and Facticity: New Perspectives on Husserl (204-208). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2150


СЛЕДУЯ ТРАДИЦИИ: КОНФИГУРАЦИИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ОТ КАНТА, ГУССЕРЛЯ К МЕРЛО-ПОНТИ

Название на языке публикации: BEARING ONE’S SHADOW: THE ARCHITECTURE OF THE TRANSCENDENTAL FROM KANT, THROUGH HUSSERL, TO MERLEAU-PONTY
Автор: Себастьян Ворос , Тимотей Просен
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  160-185
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-160-185 PDF (Загрузок: 2839)

Аннотация
В последние годы происходит возрастание интереса к трансцендентальной философии, подогреваемое дебатами по поводу вопроса о (не)возможности натурализированной феноменологии. Однако зачастую эти дебаты ограничиваются утверждением, что понятие «трансцендентальное» потеряло свой изначальный смысл со времен Канта, когда тот впервые представил свою систему трансцендентального идеализма. Данная статья имеет целью проанализировать некоторые важные изменения, полагая, что «трансцендентальный поворот Гуссерля», не смотря на его значительное отличие от изначальной концепции Канта, оставался в лоне трансцендентализма и стал основой для разработки данной темы у Мерло-Понти. В основной части данной работы речь идет о трех концепциях, начиная кантианским «трансцендентализмом способностей», учитывая «трансцендентализм чистого сознания» Гуссерля, и заканчивая «трансцендентализмом тела» Мерло-Понти. При этом указывается на тот факт, что всем им присущ трансцендентализм «стиля мышления». В заключительной части мы отстаиваем тезис, что увеличивающийся разрыв смысла трансцендентального проекта может пролить свет на дебаты по поводу (не)возможности натурализированной феноменологии. Мы осуществляем это намерение, имея в виду значение термина трансцендентальный, который высвобождает пространство для «правды натурализма», и в то же самое время указывает на необходимость реверсивного (и дополняющего) движения, заключающегося в том, чтобы феноменализировать («трансцендировать») природу.

Ключевые слова
Кант, Гуссерль, Мерло-Понти, трансцендентальная философия, натурализированная феноменология, феноменологизирование природы, epoché, феноменологическая редукция.

References

  • Apostolopoulos, D. (2017). Intentionality, Constitution, and Merleau-Ponty’s Concept of ‘The Flesh’. European Journal of Philosophy, 25 (3), 677–699.
  • Carman, T. (1999). The Body in Husserl and Merleau-Ponty. Philosophical topics, 27 (2), 205–26.
  • Depraz, N., Varela, F., & Vermersch, P. (2000). The Gesture of Awareness: An Account of its Structural Dynamics. In M. Velmans (Ed.), Investigating Phenomenal Consciousness: New Methodologies and Maps (121-136). Amsterdam: John Benjamins Publishing.
  • Fleck, L. (1986). The Problem of Epistemology. In R.S. Cohen & T. Schnelle (Eds.), Cognition and Fact: Materials on Ludwik Fleck (79–112). Dordrecht, Reidel.
  • Gardner, S. (2015). Merleau-Ponty’s Transcendental Theory of Perception. In S. Gardner & M. Grist (Eds.), The Transcendental Turn (294–323). Oxford, UK: Oxford University Press.
  • Heinämaa, S. (1999) Merleau-Ponty’s Modification of Phenomenology: Cognition, Passion and Philosophy. Synthese, 118 (1), 49–68.
  • Husserl, E. (1960). Cartesian Meditations: An Introduction to Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal and Transcendental Logic. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of the European Sciences and Transcendental Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973). Experience and Judgement. Evanson: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1974). Kant and the Idea of Transcendental Philosophy. The Southwestern Journal of Philosophy, 5 (3), 9–56.
  • Husserl, E. (1977). Phenomenological Psychology. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy, First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1989). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy, Second Book: Studies in the Phenomenology of Constitution. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Inkpin, A. (2016). Was Merleau-Ponty a “Transcendental” Phenomenologist? Continental Philosophy Review, 50 (1), 27–47.
  • Kant, I. (1912). Prolegomena to Any Future Metaphysic and the Letter to Marcus Herz, February 1772. Indianapolis: Hackett Publishing Company.
  • Kant, I. (1989). Critique of Pure Reason. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kingwell, M. (2000). Husserl’s Sense of Wonder. The Philosophical Forum, XXXI (1), 85–107.
  • Luft, S. (2007). From Being to Givenness and Back: Some Remarks on the Meaning of Trascendental Idealism in Husserl and Kant. International Journal of Philosophical Studies, 15 (3), 367–394.
  • Luft, S. (2012). Husserl’s Method of Reduction. In S. Luft & S. Overgaard (Eds.), The Routledge Companion to Phenomenology (243–253). London, New York: Routledge.
  • Merleau-Ponty, M. (1964a). Einstein and the Crisis of Reason. In Signs (192–197). Indianapolis: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1964b). Phenomenology and the Sciences of Man. In The Primacy of Perception, and Other Essays on Phenomenological Psychology, the Philosophy of Art, History and Politics (43–95). Indianapolis: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1964c). The Philosopher and His Shadow. In: Signs (159–181). Indianapolis: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (2002). Phenomenology of Perception. New York: Routledge.
  • Moran, D. (2005). Edmund Husserl, Founder of Phenomenology. Cambridge: Polity Press.
  • Pollard, C. (2014). Is Merleau-Ponty’s Position in Phenomenology of Perception a New Type of Transcendental Idealism? Idealistic studies, 44 (1), 119–138.
  • Reynolds, J. (2017). Merleau-Ponty’s Gordian Knot: Transcendental Phenomenology, Science, and Naturalism. Continental Philosophy Review, 50 (1), 81–104.
  • Varela, F., Thompson, E., & Rosch, E. (1991). The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Zahavi, D. (1994). Husserl’s Phenomenology of the Body. Études Phénoménologiques, 19, 63–84.
  • Zahavi, D. (2003). Husserl’s Phenomenology. Stanford: Stanford University Press.
  • Zahavi, D. (2004). Phenomenology and the Project of Naturalization. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 3, 331–347.
  • Zahavi, D. (2010). Naturalized Phenomenology. In D. Schmicking & S. Gallagher (Eds.), Handbook of Phenomenology and Cognitive Sciences (3–19). Dordrecht: Springer.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2246


ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ПРОСТРАСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ ПРОТЯЖЁННОСТЬ: ВКЛАД ГУССЕРЛЯ В ДЕБАТЫ О КОНТИНУУМ-ГИПОТЕЗЕ

Название на языке публикации: RETHINKING SPATIOTEMPORAL EXTENSION: HUSSERL’S CONTRIBUTION TO THE DEBATE ON THE CONTINUUM HYPOTHESIS
Автор: Клаудио Тардити
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  137-159
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-137-159 PDF (Загрузок: 2863)

Аннотация
В этом тексте я стремлюсь продемонстрировать значимость феноменологии Гуссерля для дебатов о континуум-гипотезе Кантора. Описав классическую формулировку этой проблемы у Кантора, Дедекинда, Цермело и Френкеля, и Гильберта, я констатирую, что для современной дискуссии по этому вопросу характерно противопоставление платонисткого (Гёдель) и формалистского решения (Коэн). Хотя второе решение широко распространено среди математиков, только немногие из них до сих пор считают, что предположение континуума релевантно для философского обоснования теории множеств, и в целом для научного описания реальности. Большая часть из них испытала влияние феноменологии Гуссерля. Таков, например, случай Вайля и самого Гёделя, несмотря на то, что они оба постепенно сменили позицию с феноменологической, на, соответственно, конструктивизм/предикативизм и платонизм. Моя задача в этом тексте – реконструировать «малую» историю, чтобы показать, как представление Гуссерля о континууме, по-разному развитое Вайлем и Гёделем, остаётся уникальной радикальной попыткой обосновать математическую формализацию интуицией. Хотя континуум, а именно как феноменологическое условие потока живого опыта, равно как и проистечения данных интуиции, представляет собой реальный лейтомив феноменологического метода в целом, он играет особую роль у раннего Гуссерля, особенно в лекциях 1891 г. Философия арифметики, 1905-1908 гг. О феноменологии внутреннего сознания времени, и 1907 г. Вещь и пространство. В этих текстах возникает представление о том, как понятие континуума происходит из интуиции конкретных данных: а точнее, интуиции непрерывности – это феноменологическое условие всякой математической формализации континуума. Из этого не следует, что Гуссерль не ставит проблему строгой формализации континуума. Скорее, его глубокое исследование восприятия, пространства и сознания-времени демонстрирует, что он полностью осознавал границы всякой попытки формализации непрерывности (эти же границы будет подчёркивать Вайль в том, что касается аксиомы Кантора-Дедекинда). Соответственно, именно в свете этих попыток рассматривать вместе интуицию и формализацию, феноменология продолжает играть значимую роль в современных дебатах об основаниях математики.

Ключевые слова
Континуум, теория множеств, платонизм, формализм, интуиция, сознание-время.

References

  • Boi, L. (2004). Questions Regarding Husserlian Geometry and Phenomenology. A Study of the Concept of Manifold and Spatial Perception. Husserl Studies, 20 (3), 207-267.
  • Cantor, G. (1878). Ein Beitrag zur Mannigfaltigkeitslehre. Journal für die reine und angewandte Mathematik, 84, 242-258.
  • Cantor, G. (1932). Gesammelte Abhandlungen mathematischen und philosophischen Inhalt. Springer, Berlin.
  • Centrone, S. (2010). Logic and Philosophy of Mathematics in the Early Husserl. Dordrecht: Springer.
  • Claesges, L. (1964). Edmund Husserls Theorie der Raumkonstitution. The Hague: Nijhoff.
  • Cohen, P. J. (1963a). The Independence of the Continuum Hypothesis. Proceedings of the National Academy of Sciences USA, I (50), 1143-1148.
  • Cohen, P. J. (1963b). The Independence of the Continuum Hypothesis. Proceedings of the National Academy of Sciences USA, II (51), 105-110.
  • Da Silva, J. J. (1997). Husserl’s Phenomenology and Weyl’s Predicativism. Synthèse, 110, 277-296.
  • De Warren, N. (2009). Husserl and the Promise of Time. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Feist, R. (Ed.). (2004). Husserl and the Sciences. Selected Perspectives. Ottawa: Ottawa University Press.
  • Føllesdal, D. (1999). Gödel and Husserl. In J. Petitot & F. Varela (Eds.), Naturalizing Phenomenology (385-400). Stanford: Stanford University Press.
  • Gödel, K. (1938). The Consistency of the Axiom of Choice and of the Generalized Continuum Hypothesis. Proceedings of the National Academy of Sciences USA, 24, 556-557.
  • Gödel, K. (1944). Russell’s Mathematical Logic. In S. Feferman, J. Dawson & S. Kleene (Eds.), Journal of Symbolic Logic (119-141). Evanston: Northwestern University Press.
  • Gödel, K. (1947). What is Cantor’s Continuum Problem? American Mathematical Monthly, 54, 515-525.
  • Gödel, K. (1990). Collected Works II: Publications 1938-1974. Oxford: Oxford University Press.
  • Gödel, K. (1995). Collected Works III: Unpublished Essays and Lectures. Oxford: Oxford University Press.
  • Hilbert, D. (1900). Über den Zahlbegriff. Jahresbericht der Deutschen Mathematiker-Vereinigung, 8, 180-183.
  • Hilbert, D. (1935). Gesammelte Abhandlungen, Band 3. Berlin: Springer.
  • Hopkins, B. (2011). The Origin of the Logic of Symbolic Mathematics. Edmund Husserl and Jacob Klein. Bloomington: Indiana University Press.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur Passiven Synthesis (Hua XI). Den Haag: Nijoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch (Hua III/1). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1991). On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time (1893-1917). Dordrecht: Kluwer Academic.
  • Husserl, E. (1997). Thing and Space. Lectures of 1907. Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2001a). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001b). Logical Investigations (I-II). New York: Routledge.
  • Husserl, E. (2001c). Logical Investigations (III-VI). New York: Routledge.
  • Husserl, E. (2003). Philosophy of Arithmetic. Dordrecht: Springer.
  • Linnebo, Ø. (2017). Philosophy of Mathematics. Princeton: Princeton University Press.
  • Longo, G. (1999). The Mathematical Continuum. From Intuition to Logic. In J. Petitot & F. Varela (Eds.), Naturalizing Phenomenology (401-428). Stanford: Stanford University Press.
  • Rykman, T. (2005). The Reign of Relativity. Oxford: Oxford University Press.
  • Schlipp, P.A. (Ed.). (1963). The Philosophy of Rudolf Carnap. Chicago: Open Court.
  • Schnell, A. (2002). Das Problem der Zeit bei Husserl. Eine Untersuchung über die husserlschen Zeitdiagramme. Husserl Studies, 18 (2), 89-122.
  • Sokolowski, R. (1964). The Formation of Husserl’s Concept of Constitution. Den Haag: Nijhoff.
  • Tieszen, R. (2005). Phenomenology, Logic and the Philosophy of Mathematics. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Van Dalen, D. (1984). Four Letters from Edmund Husserl to Hermann Weyl. Husserl Studies, 1, 1-12.
  • Weyl, H. (1987). The Continuum: A Critical Examination of the Foundations of Analysis. New York: Dover.
  • Weyl, H. (2009). Mind and Nature, Princeton: Princeton University Press.
  • Wittgenstein, L. (1964). Philosophical Remarks. Oxford: Basil Blackwell.
  • Zermelo, E. (1904). Beweis dass jede Menge wohlgeordnet werden kann. Mathematische Annalen, 59, 514-516.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2238


НОВЫЕ ПУТИ К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ:
ПОЧЕМУ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫМ И ЭЙДЕТИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЕМ СОЗНАНИЯ

Название на языке публикации: NEW WAYS TO TRANSCENDENTAL PHENOMENOLOGY: WHY EPISTEMOLOGY MUST BE A DESCRIPTIVE AND EIDETIC STUDY OF CONSCIOUSNESS
Автор: Филипп Бергхофер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  121-136
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-121-136 PDF (Загрузок: 2875)

Аннотация
Гуссерлем было много написано о мотивации трансцендентальной редукции, призванной проложить путь к наивысшей субъективной науке, т.е. трансцендентальной феноменологии. Однако собственные пути Гуссерля к трансцендентальной редукции являются проблематичными. Одной из таких проблем является (не)погрешимость аподиктической очевидности. Если аподиктическая очевидность должна быть непогрешимой, то проект трансцендентальной феноменологии кажется неосуществимым. Но если аподиктическая очевидность может быть ошибочной, проект трансцендентальной феноменологии не столь хорошо мотивирован, как это, по-видимому, предполагает картезианский путь к редукции у Гуссерля. В данной статье мы предложим новые пути к трансцендентальной феноменологии, которые исходят из дебатов в современной аналитической эпистемологии. Я покажу, что новая проблема злого демона, пример с ясновидящим у Л. Бонжура и феномен слепозрения, не только могут быть использованы как аргументы против релиабилизма, но и для того, чтобы мотивировать ключевые идеи трансцендентальной феноменологии. Основополагающее убеждение автора этой статьи заключается в том, что любой аргумент или линия рассуждений, которые по эпистемологическим соображениям мотивируют исследование сознания посредством неэмпирического дескриптивного и эйдетического метода могут рассматриваться в качестве пути к трансцендентальной феноменологии. Тезис этой статьи заключается в том, что один из таких путей к трансцендентальной феноменологии может быть найден в рамках современных эпистемологических дебатов. Мы проиллюстрируем этот новый путь к редукции посредством обсуждения конкретных проблем, делая основной акцент на новой проблеме злого демона, так как последняя дает нам мотивацию для феноменологической версии эпистемического интернализма, в соответствии с которым два переживания, которые тождественны феноменологически, тождественны также по статусу обоснования, что означает, что они обосновывают одни и те же убеждения в одной и той же степени.

Ключевые слова
Трансцендентальная феноменология, эпистемология, Гуссерль, трансцендентальная редукция, феноменологическая эпистемология.

References

  • Berghofer, P. (2018a). Husserl’s Conception of Experiential Justification: What It Is and Why It Matters. Husserl Studies, 1-26. doi: 10.1007/s10743-018-9225-8
  • Berghofer, P. (2018b). Towards a Phenomenological Conception of Experiential Justification. Synthese, 1–29. doi: 10.1007/s11229-018-1744-5
  • BonJour, L. (1980). Externalist Theories of Empirical Knowledge. Midwest Studies in Philosophy, 5 (1), 53-73.
  • Conee, E., & Feldman, R. (2004). Evidentialism. Oxford: Oxford University Press.
  • David, M. (2014). Truth as the Primary Epistemic Goal: A Working Hypothesis. In M. Steup, J. Turri, & E. Sosa (Eds.), Contemporary Debates in Epistemology (363-377). Malden, MA: Wiley-Blackwell.
  • Drummond, J. (1975). Husserl on the Ways to the Performance of the Reduction. Man and World, 8 (1), 47-69.
  • Ghijsen, H. (2016). The Puzzle of Perceptual Justification. Switzerland: Springer.
  • Heffernan, G. (2009). On Husserl’s Remark That „[s]elbst eine sich als apodiktisch ausgebende Evidenz kann sich als Täuschung enthüllen ...“ (XVII 164:32-33): Does the Phenomenological Method Yield Any Epistemic Infallibility? Husserl Studies, 25, 15-43.
  • Hopp, W. (2009). Phenomenology and Fallibility. Husserl Studies, 25 (1), 1-14.
  • Hopp, W. (2013). Replies. Husserl Studies, 29 (1), 65-77.
  • Hopp, W. (2016). Phenomenal Conservatism and the Principle of All Principles. In D. Dahlstrom, A. Elpidorou, & W. Hopp (Eds.), Philosophy of Mind and Phenomenology (180-202). New York: Routledge.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Mediatationen und Pariser Vorträge (Hua I). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik (Hua XVII). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Buch, Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III-1). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07 (Hua XXIV). Dordrecht: Nijhoff
  • Husserl, E. (1987). Aufsätze und Vorträge (Hua XXV). Dordrecht: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2000). Londoner Vorträge. Husserl Studies, 16, 183-254.
  • Husserl, E. (2002). Logische Untersuchungen. Ergänzungsband. Erster Teil. Entwürfe zur Umarbeitung der VI. Untersuchung und zur Vorrede für die Neuauflage der Logischen Untersuchungen (Sommer 1913) (Hua XX-1). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2008). Introduction to Logic and Theory of Knowledge: Lectures 1906/07. Dordrecht: Springer.
  • Lehrer, K., & Cohen, S. (1983). Justification, Truth, and Coherence. Synthese, 55 (2), 191-207.
  • Luft, S. (2004). Husserl’s Phenomenological Reduction Revisited: An Attempt of a Renewed Account. Anuario Filosofico, 37 (1), 65-104.
  • Pietersma, H. (2000). Phenomenological Epistemology. Oxford: Oxford University Press.
  • Pritchard, D. (2011). Evidentialism, Internalism, Disjunctivism. In T. Dougherty (Ed.), Evidentialism and its Discontents (235-253). Oxford: Oxford University Press.
  • Rinofner-Kreidl, S. (2013). Mental Contents, Transparency, Realism: News from the Phenomenological Camp. Husserl Studies, 29 (1), 33-50.
  • Smithies, D. (2014). The Phenomenal Basis of Epistemic Justification. In M. Sprevak & J. Kallestrup (Eds.), New Waves in Philosophy of Mind (98-124). New York: Palgrave Macmillan.
  • Tucker, C. (2010). Why Open-Minded People Should Endorse Dogmatism. Philosophical Perspectives, 24, 529-545.
  • Williamson, T. (2005). Replies to Commentators. Philosophy and Phenomenological Research, 70(2), 468-491.
  • Wiltsche, H. (2015). Intuitions, Seemings, and Phenomenology. Teorema, 34 (3), 57-77.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2109


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ: ПЕРЕЧИТЫВАЯ КАНТА И ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: LE TRANSCENDANTAL ET LE NATURALISME: UNE RELECTURE DE KANT ET HUSSERL
Автор: Жан-Даниэль Тумзер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  79-97
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-79-97 PDF (Загрузок: 3199)

Аннотация
Цель этой статьи – продемонстрировать, что кантовская философия и феноменология не только направлены на раскрытие структур априорного знания. Напротив, мы полагаем, что трансцендентальное может быть понятно окольным путем через эмпирическое. Наш первый пример связан с Кантом, поскольку он создал известный прообраз феноменологических исследований и описал натуралистический способ рассмотрения субъекта, введя понятие Selbstsetzung в своем позднейшем труде. Сравнивая способ, которым Кант и Гуссерль продумывали необходимость рассматривать субъекта с точки зрения его телесного бытия в мире, мы также обращаем внимание на то, что Гуссерль усовершенствовал кантовскую проблематику Selbstsetzung, описав трансцендентальный и научный метод понимания жизни субъекта. Тем не менее, этот метод может быть также определен как «феноменологический натурализм» в той мере, в какой поднимаемые Гуссерлем вопросы могут рассматриваться как исходные пункты современной попытки натурализации феноменологии. В этой связи мы намерены показать, что исходное кантовское понимание Selbstsetzung предвосхищает феноменологический поворот от статического к генетическому методу. Более того, этот генетический метод может быть понят как оригинальная форма натурализма, которая способна прояснить современные когнитивные науки, фокусируясь на перспективе первого лица и таких ключевых темах, как тело, сознание etc. В конце статьи делается вывод о том, что этот поворотный пункт может служить стимулом для натурализации феноменологии.

Ключевые слова
Феноменология, натурализм, Кант, Гуссерль, трансцендентальное, практическая философия, эпистемология.

References

  • Barbaras, R. (2008). Introduction à une phénoménologie de la vie. Paris: Vrin.
  • Benoist, J. (1994). Autour de Husserl : l’ego et la raison. Paris: Vrin.
  • Berger, G. (1941). Le cogito dans la philosophie de Husserl. Paris: Aubier Éditions Montaigne.
  • Berthoz, A., & Petit, J-L. (2006). Physiologie de l’action et phénoménologie. Paris: Odile Jacob.
  • Cobb-Stevens, R. (1998). Husserl et la philosophie analytique. Paris: Vrin.
  • Depraz, N. (1995). Transcendance et incarnation. Le statut de l’intersubjectivité comme altérité à soi chez Husserl. Paris: Vrin.
  • Depraz, N. (2015). Première, deuxième, troisième personne. Bucarest: Zeta Books.
  • Foessel, M. (2015). Kant et l’équivoque du monde. Paris: CNRS.
  • Husserl, E. (1947). Méditations cartésiennes. Paris: Vrin.
  • Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1994). Briefwechsel, Band V: Die Neukantianer. The Hague: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001). Natur und Geist: Vorlesungen Sommersemester 1927 (Hua XXXII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937). New York: Springer.
  • Kant, E. (1986). Opus postumum. Paris: PUF.
  • Kant, E. (1993). Anthropologie d’un point de vue empirique. Paris: GF.
  • Kant, E. (2006). Critique de la raison pure. Paris: GF.
  • Kant, E. (2012). Prolégomènes à toute métaphysique future. Paris: Vrin.
  • Merleau-Ponty, M. (1995). La Nature, Cours du Collège de France. Paris: Seuil.
  • Patočka, J. (2016). Le monde naturel comme problème philosophique. Paris: Vrin.
  • Petit, J-L. (2015). De la neurodégénérescence motrice comme limitation interne du « pouvoir-faire ». In J. Rogozinki (Ed.), Les cahiers Philosophiques De Strasbourg. La naturalisation de la phénoménologie 20 ans après. Strasbourg: Presses Universitaires de Strasbourg.
  • Philonenko, A. (1969). L’oeuvre de Kant. Tome I. La philosophie pré-critique et La Critique de la Raison Pure. Paris: Vrin.
  • Searle, J. (1995). La redécouverte de l’esprit. Paris: Gallimard.
  • Thumser, J-D. (2017). Entretien avec Natalie Depraz : Autour de la cardiophénoménologie. Un Philosophe. Retreived from: https://unphilosophe.com/2017/10/09/entretien-avec-natalie-depraz-autour-de-la-cardiophenomenologie/