Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2106


ВЫЗОВ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМУ У ГУССЕРЛЯ И КАНТА

Название на языке публикации: THE DEFIANCE OF THE TRANSCENDENTAL BY PHANTASY AND IMAGINATION IN HUSSERL AND KANT
Автор: Асул Кац
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  57-78
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-57-78 PDF (Загрузок: 2875)

Аннотация
В данной статье исследуется место воображения и фантазии в трансцендентальной философии Канта и Гуссерля, поскольку они не подчинены внешним для них функциям. Воображение в кантовском смысле (Einbildungskraft) исполняет ключевые функции в сфере разума – как теоретического, так и практического. Но, пожалуй, у Канта оно более всего проявляет свой потенциал в субъективной области эстетики в качестве продуктивного воображения. Эта эстетическая сфера характеризуется более других в качестве собственно человеческой. В трудах Гуссерля фантазия (Phantasie) исполняет релевантную методологическую функцию в созерцании сущности и играет другие когнитивные роли. Например, это имеет место в случае эмпатии, а стало быть – интерсубъективности. Впрочем, фантазия в гуссерлевском смысле полностью проявляет свой потенциал не тогда, когда она связана с представлением посредством восприятия, но тогда, когда она является чистой и свободно движется в расширенной эйдетической сфере. Фантазия в гуссерлевской трактовке допускает не только переход от фактов к сущностям, но она допускает также и обратный путь, ограничивающий сущности в направлении фактичности. В этом контексте заключительное рассмотрение делает акцент на том, что проблемы, создаваемые этой опосредующей сферой опыта, включают продуктивное воображение или чистую фантазию в иерархию устройства трансцендентального.

Ключевые слова
Кант, Гуссерль, фантазия, воображение, трансцендентальная философия, субъективность, интерсубъективность.

References

  • Arendt, H. (2003a). Conferencias sobre la filosofía política de Kant. Seminario impartido en la New School for Social Research, otoño 1970 [Lectures on Kant’s Political Philosophy Delivered at the New School for Social Research in the Fall of 1970]. In Conferencias sobre la filosofía política de Kant [Lectures on Kant’s Political Philosophy] (21-143). Buenos Aires: Paidós, 2003. (in Spanish).
  • Arendt, H. (2003b). Imaginación [Imagination]. In Conferencias sobre la filosofía política de Kant [Lectures on Kant’s Political Philosophy] (143-157). Buenos Aires: Paidós. (in Spanish).
  • Barbaras, R. (2015). Introduction à la philosophie de Husserl. Paris: Vrin.
  • Becker, O. (1973). Die Philosophie Edmund Husserl. In H. Noack (Ed.), Husserl. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
  • Caimi, M. (2011). Algunas características del concepto de imaginación de en la Crítica de la razón pura [Some Features of the Concept of Imagination in the Critique of Pure Reason]. In C. Jáuregui (Ed.), Entre pensar y sentir. Estudios sobre la imaginación en la filosofía moderna [Between Thinking and Feeling. Studies on the Imagination in Modern Philosophy] (217-226). Buenos Aires: Prometeo. (in Spanish).
  • Caimi, M. (2016). Diccionario de la Filosofía Crítica Kantiana [Dictionary on Kant’s Critical Philosophy]. Buenos Aires: Colihue. (in Spanish).
  • Deleuze, G. (1963). La philosophie critique de Kant. Paris: PUF.
  • Dubosson, S. (2004). L’imagination légitimée. La conscience imaginative dans la phénoménologie proto-trascendantale de Husserl. Paris: L’Harmattan.
  • Eisleir, R. (1989). Kant-Lexikon. Hildesheim, Zurich, New York: Georg Olms Verlag.
  • Embree, L., Bahnke, E. A., Carr, D., Evans, J. C., Huertas-Jourda, J., Kockelmans, J. J., McKenna, W. R., Mickunas, A., Mohanty, J. N., Seebohm, T. M., Zaner, R. M. (Eds.). (1997). Imagination. In L. Embree (Ed.), Encyclopedia of Phenomenology. Netherlands: Kluwer Academic Publishers.
  • Franzwa, G. E. (1978). Space and Schematism. Kant-Studien, 69, 149-159.
  • Heidegger, M. (1991). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1950). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Kant und die Idee der Transzendentalphilosophie. In R. Boehm (Ed.), Erste Philosophie (1923/24). Erste Teil: Kritische Ideengeschichte. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Anallysen zur Passiven Synthesis. Aus Vorlesung und Forschungsmanuskripte (1918-1926) (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenlogie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil (1921-1928). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1980). Phantasie, Bildbewusstsein, Erinnerung. Zur Phänomenologie der Anschaulichen Vergegenwärtigungen. Texte aus dem Nachlass (1898-1925). Den Haag, Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Den Haag, Boston, Lancaster: Martinus Nijhof.
  • Jáuregui, C. (2011). Juicio estético, imaginación y conciencia subjetiva en la Crítica de la facultad de juzgar de Kant [Aesthetic Judgment, Imagination and Subjective Consciousness in Kant’s Critique of Judgement]. In C. Jáuregui (Ed.), Entre pensar y sentir. Estudios sobre la imaginación en la filosofía moderna [Between Thinking and Feeling. Studies on the Imagination in Modern Philosophy] (241-258). Buenos Aires: Prometeo. (in Spanish).
  • Kant, I. (1900). Gesammelte Schriften. Bde. I-XXIII. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1903). Kritik der reinen Vernunft (1. Aufl. 1781). In Akademie Ausgabe (5-252). Berlin: G. Reimer.
  • Kant, I. (1907). Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. In Akademie Ausgabe (1-116). Berlin: Walter Gruyter.
  • Kant, I. (1908). Kritik der Urteilskraft. In Akademie Ausgabe (167-485). Berlin: Walter Gruyter.
  • Kant, I. (1911). Kritik der reinen Vernunft. In Akademie Ausgabe (1-252). Berlin: G. Reimer.
  • Kant, I. (1966). Logique. Paris: Vrin.
  • Katz, A. (2016). Toward a Husserlian Foundation of Aesthetics. Journal of Speculative Philosophy, 30 (3), 339-351.
  • Kelkel, A. L. (1966). Husserl et Kant. Revue de Métaphysique et de Morale, 71 (2), 154-198.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantismus. Den Haag: Martinus Nijhoff .
  • Lavigne, J.-F. (2005). Husserl et la naissance de la phénoménologie (1901-1913). Paris: PUF.
  • Merleau-Ponty, M. (1964). Le visible et l’invisible. Paris: Gallimard.
  • Nietzsche, F. (2006). On de Genealogy of Morality. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Philonenko, A. (1988). Lectura del esquematismo trascendental. Agora, 7, 9-26.
  • Pradelle, D. (2000). L’Archeologie du monde: Constitution de I’espace, idealisme et intuitionnisme chez Husserl. Dordrecht: Kluwer Academic Publisher.
  • Pradelle, D. (2012). Par-delà la révolution copernicienne. Sujet transcendantal et facultés chez Kant et Husserl. Paris: PUF.
  • Pradelle, D. (2016). Critique phénoménologique de l’éthique kantienne. Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 8 (2), 442-481.
  • Ricoeur, P. (1954-55). Kant et Husserl. Kant-Studien, 46 (1), 44-67.
  • Ricoeur, P. (1986). Sur la phénoménologie. In A l’école de la phénomenologie. Paris: Vrin.
  • Saraiva, M. M. (1970). L’imagination selon Husserl. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Welton, D. (Ed). (1999). The Essential Husserl. Basic Writings in Transcendental Phenomenology. USA: Indiana University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2547


УСТОЙЧИВОСТЬ «ПОРОЧНОЙ ЦИРКУЛЯРНОСТИ» В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДЕДУКЦИИ КАНТА И КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: THE TENACITY OF “VICIOUS CIRCULARITY” IN KANT AND HUSSERL: ON TRANSCENDENTAL DEDUCTION AND CATEGORIAL INTUITION
Автор: Ведран Граховац
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  32-56
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-32-56 PDF (Загрузок: 2924)

Аннотация
В данной статье исследуется стратегия циркулярности, используемая Кантом и Гуссерлем в их трактовке категориальности. В центре внимания – взаимосвязь между трансцендентальными и метафизическими выводами в Критике чистого разума Канта, а также между проблемой «эпистемического фундаментализма» и категориальностью в Шестом Логическом Исследовании Гуссерля. Я предполагаю, что стратегия цикличности проявляется в своеобразном само-приложении категорий трансцендентальной дедукции по отношению к метафизической дедукции (Кант) и категориальной интуиции по отношению к чувственной интуиции (Гуссерль). Несмотря на то, что циркулярность обычно рассматривается как недостаточное и даже разрушительное для аргументации обстоятельство, она, по-видимому, является важным компонентом в анализе обоих мыслителей. Окружающая саму себя «чистота» аналитических сфер, учреждаемая этими мыслителями, понимается как постоянно зависящая от само-очевидной «случайности» этих сфер, над которыми они должны установить иерархическое доминирование. Строгое разделение между трансцендентальной и феноменологической сферами и их адресатами, по нашему мнению, основано на взаимной циркулярности, когда отношения между исследователем и исследуемым выходят за рамки их разделения и согласования. И Кант, и Гуссерль радикально переосмыслили логико-онтологические отношения и основывающиеся на них полярности через круговую (циркулярную) взаимосвязь с эмпиризмом-рационализмом и психологизмом.

Ключевые слова
Кант, Гуссерль, циркулярность, категориальность, категориальная интуиция, метафизическая дедукция, трансцендентальная дедукция.

References

  • Brandt, R. (1995). The Table of Judgments: Critique of Pure Reason A 67-76; B 92-101. Atascadero: Ridgeview Publishing Company.
  • Husserl, E. (1980). Logische Untersuchungen, I, II/1, II/2. Tübingen: Max Niemayer Verlag.
  • Husserl, E. (2001). Logical Investigations, vol. 1. London, New York: Routledge.
  • Husserl, E. (2006). Logical Investigations, vol. 2. London, New York: Routledge.
  • Kant, I. (1968). Werke. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
  • Kant, I. (1977). Prolegomena to any Future Metaphysics. Indianapolis: Hackett Publishing Company.
  • Kant, I. (1987). Critique of Judgment. Indianapolis, Cambridge: Hackett Publishing Company.
  • Kant, I. (1998). Critique of Pure Reason. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kant, I. (2005). Notes and Fragments. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Krüger, L. (2005). Did Kant Want to Prove the Completeness of His Table of Judgments. In T. Sturm et al. (Eds.), Why Does History Matter to Philosophy and the Sciences? Selected Essays (Quellen und Studien zur Philosophie, Band 66) (21-44). Berlin, New York: Walter de Gruyter.
  • Lampert, J. (1995). Synthesis and Backward Reference in Husserl’s Logical Investigations. Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Reich, K. (1992). The Completeness of Kant’s Table of Judgments. Stanford: Stanford University Press.
  • Tonelli, G. (1994). Kant’s Critique of Pure Reason Within the Tradition of Modern Logic. New York: Georg Olms Verlag.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2818


СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ» У КАНТА И ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: THE SENSE OF THE TRANSCENDENTAL IN KANT AND IN HUSSERL
Автор: Розмари Р. П. Лернер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  13-31
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-13-31 PDF (Загрузок: 2745)

Аннотация
В противоположность кантовским практической философии и эстетике, до сих пор пользующимся широкой популярностью, две принадлежащие трансцендентальной философии Канта темы стали, в особенности в XX в., излюбленными мишенями для нападок как устаревшие и архаические: понятие «трансцендентальное» и роль «я мыслю». Спустя полтора столетия, вопреки общему движению своего времени, Гуссерль вновь восстановил эти революционные и не имеющие прецедента понятия в их существенных правах. Несмотря на то, что трансцендентальный поворот Гуссерля был вдохновлен Кантом, феноменологический метод Гуссерля отличался от конструктивной методологии Канта, что позволило ему преодолеть многие спорные аспекты кантовской интерпретации. Благодаря усилиям Гуссерля, оба понятия выдержали суровый суд истории и в настоящее время играют важную роль в философии. Хотя обе темы тесно связаны друг с другом и должны рассматриваться исключительно в их единстве, в представленной статье в центре внимания оказываются центральные для «значения трансцендентального» аспекты. Во-прервых, речь идет об аспекте, представленном у Канта; во-вторых, об аспекте, восстановленном Гуссерлем в его сущностном смысле, что позволило расширить сферу влияния указанного понятия за пределы «спекулятивного» и «теоретического» уровня, которым его ограничил Кант, с целью охватить совокупную область жизненного опыта (теоретического, практического и оценочного) как в повседневной жизни, так и культурных и научных устремлениях.

Ключевые слова
Трансцендентальное, Гуссерль, Кант, a priori, условия возможности, познание, опыт.

References

  • Aquinas, T. (1968). On Being and Essence. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies.
  • Aquinas, T. (1970–1976). Questiones Disputatae de Veritate. Rome, Paris: Commissio Leonina & Cerf.
  • Aristotle. (1973). Categories. On Interpretation. Prior Analytics. London, Cambridge, MA: William Heinemann, Harvard University Press.
  • Bitbol, M., Kerszberg, P., & Petitot J. (Eds.). (2009). Constituting Objectivity. Transcendental Perspectives on Modern Physics. Ontario: Springer.
  • Carr, D. (1999). The Paradox of Subjectivity. The Self in the Transcendental Tradition. Oxford: Oxford University Press.
  • Crowell, S., & Malpas, J. (Eds.). (2007). Transcendental Heidegger. Stanford: Stanford University Press.
  • Gallagher, S., & Zahavi, D. (2012). The Phenomenological Mind. London: Routledge.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. III: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften (Hua V). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923-1924). Erster Teil: Kritische Ideengeschichte (Hua VII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträger (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1977). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Band: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/1–XIX/2). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1985). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/1907 (Hua XXIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kant, I. (1974). Kritik der reinen Vernunft, 1- 2. Werkausgabe 3. Ed. W. Weischedel. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Kant, I. (1999). Critique of Pure Reason. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Lerner, R. R. P. (2012). Husserl en diálogo: Lecturas y debates [Husserl in Dialogue: Interpretations and Debates]. Bogotá: Siglo del Hombre Editores. (in Spanish).
  • Siderits, M., Thompson, E., & Zahavi, D. (Eds.). (2011). Self, No-Self? Perspectives from Analytical, Phenomenological, and Indian Traditions. Oxford: Oxford University Press.
  • Smith, N. K. (1984). A Commentary to Kant’s Critique of Pure Reason. London: Humanities, Macmillan.
  • Zahavi, D. (2005). Subjectivity and Selfhood. Investigating the First-Person Perspective. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Zahavi, D. (2014). Self and Other. Exploring Subjectivity, Empathy, and Shame. Oxford: Oxford University Press.
  • Zahavi, D. (2017). Husserl’s Legacy, Phenomenology, Metaphysics, and Transcendental Philosophy. Oxford: Oxford University Press.