Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2717


АСИМПТОТА ЖИЗНИ. ФИЛОСОФИЯ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Название на языке публикации: ASYMPTOTE DES LEBENS. DIE PHÄNOMENOLOGIE EDMUND HUSSERLS ALS EINE WELTANSCHAUUNGSPHILOSOPHIE
Автор: Анджей Гняздовски
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  66-81
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-66-81 PDF (Загрузок: 2751)

Аннотация
Феноменология, одно из наиболее важных и влиятельных философских направлений минувшего столетия, редко обращалась к компаративным историческим исследованиям, связанным с широким социально-политическим или культурным контекстом. Еще реже, если она вообще делала это, такой анализ предпринимался с точки зрения истории идей, которая позволила бы рассматривать феноменологию как выражение некоторого более широкого мировоззрения. Таким образом, цель статьи состоит в том, чтобы реконструировать исторический и практический контекст, сформулированный Гуссерлем в его статье для журнала «Логос». Прикладной метод ее по своему характеру относится к Варшавской школе истории идей, особенно к интерпретационной стратегии Лешека Колаковски, следуя в этом ему за его книгой «Гуссерль и поиск достоверности». Заключение статьи состоит в том, что изначальный практический импульс к идее феноменологии как строгой науки состоял не столько в его религиозном, сколько в социально-политическом поиске, который позволяет интерпретировать идею феноменологии как форму сопротивления против расистских тенденций того времени.

Ключевые слова
Феноменология, мировоззрение, практическая философия, религия, натурализм, расовая теория, история идей.

References

  • Baczko, B. (1964). Rousseau: Samotność i wspólnota [Rousseau: Loneliness and Community]. Warszawa: PWN. (in Polish).
  • Fellmann, F. (1983). Gelebte Philosophie in Deutschland. Denkformen der Lebenswelt phänomenologie und der kritischen Theorie. Freiburg: Karl Alber.
  • Fellmann, F. (2009). Das Werk Rudolf Euckens als weltanschaulicher Rahmen für die Freiburger Phänomenologie Husserls. In H.-H. Gander, N. Goldshmidt & U. Dathe (Eds.), Phänomenologie und die Ordnung der Wirtschaft: Edmund Husserl — Rudolf Eucken — Walter Eucken — Michel Foucault (31–41). Würzburg: Ergon Verlag.
  • Gniazdowski, A. (2014). Flucht von der Doktrin in die Geschichte? Die methodologischen Voraussetzungen und Ziele der Warschauer Schule der Ideengeschichte. In M. H. Kowalewicz & R. Campa (Eds.), Vestigia Idearum Historica. Beiträge zur Ideengeschichte Europas. Formen der Ideengeschichte (141-153). Volume 2. Münster: Mentis.
  • Hart, J. (1995). Husserl and Fichte: With Special Regard to Husserl’s Lectures on „Fichte’s Ideal of Humanity”. Husserl Studies, 12, 135-163.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1979). Brief an Arnold Metzger. In Metzger, A. (1979). Phänomenologie der Revolution. Frühe Schriften. Frankfurt am Main: Syndikat.
  • Husserl, E. (1976). Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologishe Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Philosophie als strenge Wissenschaft (Hua XXV). Dordrecht, London, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1994). Briefwechsel. Vol. 1–10. Husserliana Dokumente 3. Den Haag: Kluwer.
  • Husserl, M. (1988). Skizze eines Lebensbildes von Edmund Husserl. Husserl Studies, 5, 25-105.
  • Kołakowski, L. (1958). Jednostka i nieskończoność. Wolność i antynomie wolności w filozofii Spinozy [Individual and Infinity: Freedom and Antinomies of Freedom in the Philosophy of Spinoza]. Warszawa: PWN. (in Polish).
  • Kołakowski, L. (1967). Karl Marx und die klassische Definition der Wahrheit. In Traktat über die Sterblichkeit der Vernunft. Philosophische Essays (51-80). München: Piper & Co.
  • Kołakowski, L. (1977). Die Suche nach der verlorenen Gewißheit — Denk-Wege mit Edmund Husserl. Stuttgart, Berlin, Köln, Mainz: Kohlhammer.
  • Lübbe, H. (1963). Politische Philosophie in Deutschland. Studien zu ihrer Geschichte. Basel, Stuttgart: DTV.
  • Schuhmann, K. (1977). Husserl-Chronik. Denk- und Lebensweg Edmund Husserls. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Schuhmann, K. (1988). Husserls Staatsphilosophie. Freiburg, München: Karl Alber.
  • Stein, E. (2014). Die weltanschauliche Bedeutung der Phänomenologie (ESGA IX). In Freiheit und Gnade (94-103). Freiburg im Breisgau: Herder.
  • Szacki, J. (1965). Kontrrewolucyjne paradoksy. Wizje świata francuskich antagonistów Wielkiej Rewolucji 1789-1815 [Counterrevolutionary Paradoxes: The World-views of the French Anatagonists of the Great Revolution 1789-1815]. Warszawa: PWN. (in Polish).
  • Walicki, A. (1964). W kręgu konserwatywnej utopii: struktura i przemiany rosyjskiego słowianofilstwa [In the Circles of Conservative Utopia: The Structure and Metamorphosis of Russian Slavophilism]. Warszawa: PWN. (in Polish).
  • Walicki, A. (1984). On Writing Intellectual History: Leszek Kołakowski and the Warsaw School of the History of Ideas. Critical Philosophy, 1, 5-23.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2567


ЖИЗНЕННЫЙ МИР КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ

Название на языке публикации: LEBENSWELT ALS PRAKTISCHER HORIZONT
Автор: Аличе Пульезе
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  46-65
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-46-65 PDF (Загрузок: 2853)

Аннотация
Статья представляет оценку гуссерлевского понятия Lebenswelt на основе его поздних рукописей, посвященных генетическому анализу. Размышление о понятии жизненного мира нацелено на то, чтобы оценить феноменологический вклад в философские споры за пределами разногласий реализма, натурализма и субъективизма. Статья начинается с рассмотрения идеи «универсальной корреляции», акцентируя тем самым эгологическую фигуру «Ich-kann» (Я-могу) как собственного кандидата на то, чтобы составить конституцию жизненного мира. В статье утверждается, что конститутивная активность «Я-могу» отвечает за внутреннюю артикуляцию множества частных миров (Sonderwelten) в пределах объемлющего жизненного мира. Такое отношение между мирами, центрированными интересом, и охватывающим жизненным миром не является всецело эмпирическим, оно не может быть объяснено в терминах причинности или фактичности. Более того, оно обнаруживает особенную субъективную ответственность, понятую как специфический доступ к миру, которая имеет особое моральное значение. Здесь заявляет о себе до-предикативная и до-нормативная форма ответственности, укорененная в темпоральной и интенциональной структуре опыта, которая связана с первичными формами социализации и сущностной структурой жизненного мира как мира «для всех».

Ключевые слова
Гуссерль, Я-могу, конституция, корреляция, жизненный мир, феноменологическая этика, особенный мир, традиция, ответственность.

References

  • Brudzińska, J. (2018). Statische und Genetische Analyse. In E. Alloa, T. Breyer & E. Caminada (Eds.), Handbuch Phänomenologie. Stuttgart: Mohr Siebeck. (Im Erscheinen).
  • Brudzińska, J. (2014). Becoming a Person in the Life-World. Paradigmi. Rivista di critica filosofica, 3, 91-110.
  • Castoriadis, C. (1990). Gesellschaft als imaginäre Institution. Entwurf einer politischen Philosophie. Frankfurt: Suhrkamp.
  • Dodd, J. (2004). Crisis and Reflection. An Essay on Husserl’s Crisis of the European Sciences. Dordrecht: Kluwer.
  • Dodd, J. (2007). Der Schatten des Politischen in Husserl und Scheler. In G. Lehissa & M. Staudigl (Eds.), Lebenswelt und Politik. Perspektiven der Phänomenologie nach Husserl (91-111). Würzburg: Königshausen &Neumann.
  • Elger, E., Friederici, A.D., Koch, C., Luhmann, H., von der Malsburg, C., Menzel, R., Monyer, H., Rösler, F., Roth, G., Scheich, H., Singer, W. (2004). Das Manifest. Elf führende Neurowissenschaftlerüber Gegenwart und Zukunft der Hirnforschung. Gehirn und Geist, 6, 30-37.
  • Gallagher, S. (2012). Cognitive Science. In S. Luft & S. Overgaard (Eds.), The Routledge Companion to Phenomenology (573-585). New York: Routledge.
  • Gethmann, C. F. (Ed.). (2011). Lebenswelt und Wissenschaft. Hamburg: Meiner.
  • Gilbert, M. (2014). Joint Commitment: How We Make the Social World. New York : Oxford University Press.
  • Gräb-Schmidt, E. (2010). Die Aufgabe der Verantwortung als Erfahrung der Freiheit. Ethische Überlegungen anlässlich des illusionsverdachtes der Freiheit seitens der Hirnforschung. In T. Fuchs & G. Schwarzkopf (Eds.), Verantwortlichkeit — nur eine Illusion ? (275-294). Heidelberg: Universitätsverlag Winter.
  • Husserl, E. (1950). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1966a). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918-1926 (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1966b). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917) (Hua X). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI): 2. Auflage. Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937) (Hua XXXIX). New York: Springer.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie (Hua XLII). New York: Springer.
  • Jonas, H. (1979). Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. Frankfurt a.M.: Insel Verlag.
  • Loidolt, S. (2015). Transzendentalphilosophie und Idealismus in der Phänomenologie. Metodo. International Studies in Phenomenology and Philosophy, Special issue, I, 1, 103-135.
    Retrieved from http://www.metodo-rivista.eu/index.php/metodo/article/view/110
  • Luft, S. (2011). Subjectivity and Lifeworld in Transcendental Phenomenology. Evanston, Illinois: Northwestern University Press.
  • Szanto, T. & Moran, D. (Eds.). (2016). Phenomenology of Sociality. Discovering the “We” . New York: Routledge.
  • Waldenfels, B. (1998). Antwort auf das Fremde. Grundzüge einer responsiven Phänomenologie. In Der Anspruch des Anderen. Perspektiven phänomenologischer Ethik (35-50). München: Fink.
  • Zahavi, D. (2010). Naturalized Phenomenology. In S. Gallagher & D. Schmicking (Eds.), Handbook of Phenomenology and Cognitive Science (3-19). Dordrecht, New York, Heidelberg, London: Springer.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2929


АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МИР

Название на языке публикации: DIE ANTHROPOLOGISCHE WELT
Автор: Клодия Сербан
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  30-45
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-30-45 PDF (Загрузок: 2796)

Аннотация
В статье рассматриваются возможность, значение и оправданность понимания гуссерлевского понятия жизненного мира как мира антропологического. Это понимание определяется тем, что жизненный мир всегда дан нам как человеческий мир, и инициирует рассмотрение того, каким образом я необходимо имею опыт о себе как человеческой личности. И все же, хотя оно связано со становлением человека, состоящим в том, что Я вступает в мир, опыт себя человеческой личности не совпадает ни с опытом себя как трансцендентального ego, ни с его опытом жизненного мира. Стало быть, вопрос об антропологическом мире затрагивает на глубинном уровне отношение между феноменологией как трансцендентальной философией и антропологией. Это означает, что позитивное постижение жизненного мира как мира антропологического сформируется, только если антропология перестанет в дальнейшем рассматриваться как смертельный враг трансцендентальной феноменологии, а значит, идея трансцендентальной антропологии не будет более казаться непоследовательной или абсурдной. Это мотивировало рассмотрение некоторых поздних текстов Гуссерля, таких, как знаменитый доклад 1931 г. «Феноменология и антропология» и некоторые рукописи 30-х годов, опубликованные по большей части в томах XV и XXIX Гуссерлианы. Интерес в обсуждении антропологического мира, таким образом, состоит в том, чтобы акцентировать историчность и культурную насыщенность жизненного мира. Наконец, антропологический мир является жизненным миром, рассмотренным в его нередуцируемой фактичности, что позволяет нам видеть онтологию жизненного мира также и как онтологию фактичности. Так или иначе, специфические требования трансцендентальной феноменологии всегда будут сохранять напряжение между трансцендентальной (скорее, чем человеческой) жизнью и ее мирским измерением и горизонтом.

Ключевые слова
Гуссерль, феноменология, антропология, трансцендентальная философия, субъективность, человечность, жизненный мир, история, культура.

References

  • Blumenberg, H. (2006). Beschreibung des Menschen. Frankfurt-am-Main: Suhrkamp.
  • Husserl, E. (1950). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil: 1905-1920 (Hua XIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929-1935 (Hua XV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1989). Aufsätze und Vorträge (1922-1937) (Hua XXVII). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1993). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband: Texte aus dem Nachlass (1934-1937) (Hua XXIX). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2003). Transzendentaler Idealismus. Texte aus dem Nachlass (1908-1921) (Hua XXXVI). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929-1934). Die C-Manuskripte (Hua VIII). Dordrecht: Springer.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3405


ЖИЗНЬ И РЕДУКЦИЯ К ЖИЗНЕННОМУ МИРУ

Название на языке публикации: LIFE AND THE REDUCTION TO THE LIFE-WORLD
Автор: Джеймс Менш
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  13-29
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-13-29 PDF (Загрузок: 3102)

Аннотация
«Кризис» Гуссерля является последней попыткой понять мир в терминах конституирующего сознания. Путь, который он выбирает, – это путь редукции к «жизненному миру», миру, который появляется, когда мы заключаем в скобки результаты объективных наук. Его тезис состоит в том, что «"объективное" априори [естественных наук] основывается на "относительном субъекту" априори жизненного мира». Последнее показывает, что он пытается достичь видения «универсальной, предельной функции субъективности». В настоящей статье я ставлю вопрос, возможно ли это. Если мир является продуктом этой функции субъективности, то таковая не может быть частью мира. Но имманентный смысл редукции к жизненному миру оставляет нас подле чувствующего, воплощенного субъекта, который является частью мира. Как мыслимо априори в терминах такой субъективности? Я завершаю статью рассмотрением попыток Мерло-Понти и Паточки постичь такое априори.

Ключевые слова
Жизненный мир, субъективность, априори, Гуссерль, Мерло-Понти, Паточка, Ханс Йонас.

References

  • Barbaras, R. (2003). L’ambiguïté de la chair, Merleau-Ponty entre philosophie transcendentale et ontologie de la vie. Chiasmi International, 1, 183-189.
  • Barbaras, R. (2011a). La vie de la manifestation. In La vie lacunaire (139-159). Paris: J. Vrin.
  • Barbaras, R. (2011b). L’ouverture du monde, lecture de Jan Patočka. Lonrai: l’Editions de la Transparence.
  • Barbaras, R. (2013). L’Autonomie de l’apparaître. Chiasmi International, 15, 27-36.
  • Darwin, C. (1967). The Origin of the Species. In The Origin of the Species and the Descent of Man. New York: Modern Library, Random House.
  • Descartes, R. (1990). Meditations on First Philosophy. New York: Macmillan.
  • Dillon, M.C. (2004). Merleau-Ponty and the Reversibility Thesis. In D. Moran & L. Embree (Eds.), Phenomenology, Critical Concepts in Philosophy, 2 (294-315). New York: Routledge.
  • Husserl, E. (1921). Ms. E III 2.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of the European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Buch. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1962). Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Jonas, H. (1966). Mortality and Morality: A Search for the Good after Auschwitz. Evanston, Illinois: Northwestern University Press.
  • Levinas, I. (1969). Totality and Infinity. An Essay on Exteriority. Pittsburgh: Duquesne University Press.
  • Merleau-Ponty. M. (1962). Chair du monde — Chair du corps — Être, May 1960. In Le visibile et l’invisible (302-304). Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1964). L’Oeil et l’esprit. Paris: Galimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1968). The Visible and the Invisibles. Evanston, Illinois: Northwestern University Press.
  • Patočka, J. (1988). Le monde naturel et le mouvement de l’existence humaine. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1988.
  • Patočka, J. (1990). Nachwort des Autors zur tschechischen Neuausgabe. In K. Nellen & J. Němec (Eds.), Die natürliche Welt als philosophisches Problem (181-267). Vienna: Klett-Cotta.
  • Patočka, J. (1991). Der Subjektivismus der Husserlschen und die Möglichkeit einer ‘asubjektiven’ Phänomenologie. In K. Nellen, J. Nemic & I. Srubar (Eds.), Die Bewegung der menschlichen Existenz (267-285). Stuttgart: Klett-Cotta.
  • Patočka, J. (1995a). Corps, possibilités, monde, champ d’apparation. In Papiers Phénomenologiques (117-130). Grenoble: Jérôme Millon.
  • Patočka, J. (1995b). Phénomenologie et ontologie du Mouvement. In Papiers Phénomenologiques (29-52). Grenoble: Jérôme Millon.
  • Patočka, J. (2000). Epoché und Reduktion in den „Fünf Vorlesungen“. In H. Blaschek-Hahn & K. Novotny (Eds.), Vom Erscheinen als solchem: Texte aus dem Nachlaß (275-276). Freiburg/München: Karl Alber.
  • Patočka, J. (2002). Plato and Europe. Stanford: Stanford University Press.
  • Toadvine, T. (2012). The Chiasm. In S. Luft & S. Overgaard (Eds.), The Routledge Companion to Phenomenology (335-347). New York: Routledge.