Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2972


ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО УДИВЛЕНИЯ: ГУССЕРЛЬ И ВИТГЕНШТЕЙН О САМОПОНЯТНОМ

Название на языке публикации: ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО УДИВЛЕНИЯ: ГУССЕРЛЬ И ВИТГЕНШТЕЙН О САМОПОНЯТНОМ
Автор: Георгий Чернавин
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  164-176
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-164-176 PDF (Загрузок: 3296)

Аннотация
В этой статье ставится вопрос о возможном общефилософском опыте, более фундаментальном, чем привычное разделение на школы или традиции философствования. В качестве такого опыта я предлагаю рассматривать опыт непонятности само собой разумеющегося – характерный для двадцатого века вариант классического философского удивления. На примере философии Гуссерля и Витгенштейна я демонстрирую как работает этот опыт, указывая и на принципиальное расхождение между двумя философами: по-разному прочерченную границу между смыслом и бессмысленным. Самым наглядным образом типы философского удивления, зафиксированные в аналитической и феноменологической традиции, характеризует то, что от них ускользает: в первом случае – это в-себе-сущее, которое считается противосмысленным (widersinnig), во втором – до-предикативный опыт, который считается бессмысленным (unsinnig). Я указываю на то, какие стратегии используют Гуссерль и Витгенштейн, взаимодействуя с опытом непонятности само собой разумеющегося; в частности, речь идёт об удержании непонятности самопонятного и снятии «ментального спазма» как философских стратегиях. Философская традиция (будь-то феноменологическая или аналитическая) закрепляет одну из возможных форм философского удивления в качестве базовой. Для феноменологической философии учреждающим является усилие удержания непонятности само собой разумеющегося, а для аналитической философии (витгенштейновского типа) – снятие ментального спазма философского замешательства, избавление от смутного интеллектуального беспокойства. В заключение статьи я указываю на чередование моделей философского удивления как возможность преодоления внутрицеховых различий между философскими традициями.

Ключевые слова
Само собой разумеющееся, смысл, бессмысленное, философское удивление, Эдмунд Гуссерль, Людвиг Витгенштейн

References

  • Ambrose, A. (Ed.). (2001) Wittgenstein’s Lectures, Cambridge (1932-1935): From the Notes of Alice Ambrose and Margaret Macdonald. NY: Prometheus Books.
  • Gachoud, F. (2011). La philosophie comme exercice du vertige. Paris: Cerf.
  • Gusserl’, E. (2001). Logicheskie issledovania. T. II (1) [Logical Investigations]. In Sobranie sochinenii[Collected Works]. Moscow: Gnozis. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2013) Krizis evropeiskikh nauk i transtsendental’naia fenomenologiia [The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Hems, J. M. (1976). Husserl and/or Wittgenstein. In H.A. Durfee (Ed.), Analytic Philosophy and Phenomenology. American University Publications in Philosophy, Vol. 2 (55-86). Dordrecht: Springer.
  • Hintikka, J. (Ed.). (1991). Wittgenstein in Florida. Proceedings of the Colloquium on the Philosophy of Ludwig Wittgenstein, Florida State University, 7–8 August 1989. Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie (Hua IX). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die tranzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen mit ergänzenden Texten (1890-1901) (Hua XII). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen (Hua XIX/1). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1989). Aufsätze und Vorträge (1922-1937) (Hua XXIX). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion, Texte aus dem Nachlass (1926-1935) (Hua XXXIV). Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Kuusela, O. (2008). The Struggle against Dogmatism: Wittgenstein and the Concept of Philosophy. Harvard University Press.
  • Meixner, U. (2014). Defending Husserl: A Plea in the Case of Wittgenstein and Company versus Phenomenology. De Gruyter.
  • Penkner, F. (2006). Wittgensteins Witz. Zur Lesart der Philosophischen Untersuchungen. Dissertation. Wien.
    Retrieved from http://www.sammelpunkt.philo.at:8080/1445/1/wittgenstein-witz.pdf - 14.12.17.
  • Peursen, van C. A. (1959). Edmund Husserl and Ludwig Wittgenstein. Philosophy and Phenomenological Research, 20 (2), 181-197.
  • Ricœur, P. (1976). Husserl and Wittgenstein on Language. In H.A. Durfee (Ed.), Analytic Philosophy and Phenomenology. American University Publications in Philosophy, Vol. 2 (87-95). Dordrecht: Springer.
  • Taguchi, S. (2006) Das Problem des ‚Ur-Ich‘ bei Edmund Husserl: Die Frage nach der selbstverständlichen ‚Nähe‘ des Selbst. Dordrecht: Springer.
  • Vittgenshtejn, L. (1994). Filosofskie raboty. T. I [Philosophical Works]. Moscow: Gnozis. (in Russian).
  • Vittgenshtejn, L. (2008). Golubaja i korichnevaja knigi: predvaritel’nye materialy k «Filosofskim issledovanijam» [Blue and Brown Books: Preliminary Materials to “Philosophical Research”]. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel’stvo. (in Russian).
  • Wittgenstein, L. (1969a). Philosophische Grammatik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Wittgenstein, L. (1969b). Philosophical Investigations. Oxford: Basil Blackwell.
  • Wittgenstein, L. (1976). Wittgenstein’s Lectures on the Foundations of Mathematics (Cambridge, 1939). From the notes of R. G. Bosanquet, N. Malcolm, R. Rhees, Y. Smythies, C. Diamond (Eds.). Hassocks: Harvester Press.
  • Wittgenstein, L. (1993). Philosophical Occasions (1912-1951). Indianapolis & Cambridge: Hackett.
  • Wittgenstein, L. (1995). Bemerkungen zur Philosophie. Bemerkungen zur philosophischen Grammatik. Bd. 4. Wien/New York: Springer.
  • Wittgenstein, L. (1997). Philosophische Betrachtungen. Philosophische Bemerkungen. Bd. 2. Wien/New York: Springer.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3498


ДЕИСТОРИЗАЦИЯ И ИСТОРИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ «РАННЕГО» МАРКУЗЕ

Название на языке публикации: ДЕИСТОРИЗАЦИЯ И ИСТОРИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ «РАННЕГО» МАРКУЗЕ
Автор: Алексей Савин
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  191-225
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-191-225 PDF (Загрузок: 2883)

Аннотация
Целью настоящей статьи является раскрытие связи маркузеанского понятия деисторизации с его интерпретацией и критикой хайдеггеровского понятия историчности. Деисторизация в философии Маркузе, согласно моему предварительному определению, – это такое преобразование творческих, отрицающих наличную действительность, социальных сил и способностей человека, которое делает их элементами механизма производства и воспроизводства наличной действительности, а, тем самым, способом подавления стремления человечества к свободе и счастью и увековечения господства. Деисторизация, по Маркузе, есть основная форма производства и воспроизводства ложной тотальности. Идея деисторизации является сквозным и определяющим критическим понятием философии Маркузе в целом. Основой формирования понятия деисторизации являются его критика и интерпретация хайдеггеровской концепции историчности, осуществленные им еще в период «хайдеггерианского марксизма» (1928–1933). Эта хайдеггеровская концепция, по Маркузе, является вершиной и предельным достижением современной немарксистской философии. Это качество ему придает, по мнению Маркузе, то, что оно трактует историю с точки зрения бытия, в противоположность гегелевской идеалистической диалектике и немецкому историзму XIX века, трактовавшим ее с точки зрения сознания или духа. Можно выделить четыре основных момента критики и трансформации Гербертом Маркузе хайдеггеровского понимания историчности. 1. Деформализация хайдеггеровской трактовки историчности Dasein. Экспликация материального содержания историчности, т.е. определяющего для нее характера условий существования Dasein. 2. Конкретизация Dasein, его трактовка не как отдельного человека, а как класса, ввиду содержательных различий окружающего мира, материальных условий существования. 3. Вытекающая из деформализации историчности и конкретизации Dasein реабилитация сферы бытия-с-другими, публичности, а тем самым и пространства политической борьбы, как сферы подлинности. 4. Тематизация и раскрытие фундаментальной роли феноменологически понятой пространственности (Räumlichkeit) в конституции конкретной, т.е. определяемой материальным содержанием и общественным характером Dasein историчности. Эта маркузеанская интерпретация и критика хайдеггеровского понимания историчности и базирующаяся на ней критика деисторизации прокладывает путь его онтологической интерпретации марксистской диалектики как метода борьбы против деисторизации и ложной тотальности и как единственного подлинно революционного способа мышления.

Ключевые слова
Историчность, деисторизация, феноменология, марксизм, Хайдеггер, Маркузе, пространство.

References

  • Angus, I. (2005). Walking on Two Legs: On The Very Possibility of a Heideggerian Marxism [Review of the book Heidegger and Marcuse: The Catastrophe and Redemption of History, by A. Feenberg]. Human Studies, 28 (3), 335–352. doi: 10.1007/s10746-005-7415-9
  • Borisov, E.V. (2009). Osnovnye cherty postmetafizicheskoi ontologii [Basic Features of Post-metaphysical Ontology]. Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo universiteta. (in Russian).
  • Broeker-Oltmanns, K. (1988). Nachwort der Herausgeberin. In M. Heidegger, Ontologie. Hermeneutik der Faktizität (GA 63) (113–116). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Feenberg, A. (2005). Heidegger and Marcuse: The Catastrophe and Redemption of History. London, New York: Routledge.
  • Gadamer, H.-G. (1999). Wahrheit und Methode. Bd. I. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Gander, H.-H. (2007). Existentialontologie und Geschichtlichkeit. In Klassiker Auslegen. Martin Heidegger. Sein und Zeit. 2 (229–252). Berlin: Akademie.
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tuebingen: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2004). Der Begriff der Zeit. (Vorlesungen 1924) (GA 64). Tübingen: Klostermann.
  • Il’in, V. (Lenin V.I.). (1909). Materializm i empiriokrititsizm. Kriticheskie zametki ob odnoi reaktsionnoi filosofii [Materialism and Empiriocritisizm]. Moscow: Zveno. (in Russian).
  • Marcuse, H. (1965a). Der Kampf gegen den Liberalismus in der totalitaeren Staatsauffassung. In H. Marcuse, Kultur und Gesellschaft I (17–55). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1965b). Über die philosophische Grundlagen des wirtschaftswissenschaftlichen Arbeitsbegriff. In H. Marcuse, Kultur und Gesellschaft II (7–48). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1969). Neue Quellen zur Grundlegung des historischen Materialismus. In H. Marcuse. Ideen zu einer kritischen Theorie der Gesellschaft (7–54). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1975). Hegels Ontologie und die Theorie der Geschichtlichkeit. Dritte Auflage. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Marcuse, H. (1978). Beiträge zur Phänomenologie des Historischen Materialismus. In H. Marcuse, Schriften. Bd. I. Erste Auflage (347–384). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1998). Technology, War and Fascism. In H. Marcuse, Collected Papers. Vol. 1. London, New York: Routledge.
  • Marcuse, H. (2005). Heideggerian Marxism. Lincoln, London: University of Nebrasca Press.
  • Molchanov, V.I. (2015). Istoriya i prostranstvo. Destruktsiya temporal’noi istorichnosti [History and Space. Temporal Historicity Destruction]. In Fenomen prostranstva i proiskhozhdenie vremeni [Space-Phenomenon and Origin of Time] (244-255). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Patochka, Ya. (2008). Ereticheskie esse o filosofii istorii [Heretical Essays on the Philosophy of History]. Minsk: Logvinov. (in Russian).
  • Savin, A.E. (2016). Gerbert Markuze [Herbert Marcuse]. In I. Vdovina & I. Dzhokhadze (Eds.), Zapadnaya filosofiya XX — nachala XXI vv. Intellektual’nye biografii [Western Philosophy from XX to the Beginning of XXI Centuries. Intellectual Biographies] (181–210). Moscow, Saint-Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ. (in Russian).
  • Strube, C. (1997). Nachwort des Herausgebers. In M. Heidegger, Der deutsche Idealismus (Fichte, Schelling, Hegel) und die philosophische Problemlage der Gegenwart (GA 28) (363–367). Dzhokhadze: Klostermann.
  • Wolin, R. (2001). Heidegger’s Children: Hannah Arendt, Karl Lowith, Hans Jonas, and Herbert Marcuse. Princeton & London. UP of Princeton.
  • Wolin, R. (2005). Introduction. What is Heideggerian Marxism? In H. Marcuse, Heideggerian Marxism (XI–XXX). Lincoln, London: UP of Nebraska.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2437


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.И. МОЛЧАНОВА
«ФЕНОМЕН ПРОСТРАНСТВА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВРЕМЕНИ»
Москва: Академический проект, 2015. ISBN: 978-5-8291-1752-8

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.И. МОЛЧАНОВА
«ФЕНОМЕН ПРОСТРАНСТВА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВРЕМЕНИ»
Москва: Академический проект, 2015. ISBN: 978-5-8291-1752-8
Автор: Андрей Паткуль
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  390-410
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
PDF (Загрузок: 2863)

Аннотация
В рецензии выделяются и анализируются наиболее значимые, с точки зрения ее составителя, итоги исследований, представленные в рецензируемой монографии. К ним относятся следующие: интерпретация кантовской теоретической философии на основе т.н. «производственной модели», а также предложенное в книге переосмысление философии Фр. Брентано, феноменальный приоритет различий над тождествами и соответствующий ему методологический приоритет анализа над интерпретацией в феноменологии, тезис первичности опыта пространства перед опытом времени и объяснение генезиса представления о времени как фикции из первичного опыта пространства, основоположения теории телесных суждений как протосуждений и, наконец, показ пространства как ключевого условия историчности. Рецензент приходит к выводу, что в данной книге предлагается самобытный вариант феноменологической философии, который может и должен быть уточнен и развит в дальнейшем. Такой ее вариант мог бы получить название аналитической феноменологии.

Ключевые слова
Опыт, различие, пространство, феноменология, суждение, историчность, В.И. Молчанов.

References

  • Molchanov V. (2015). Fenomen prostranstva i proishozhdenie vremeni [The Phenomenon of Space and the Genesis of Time]. Moscow: Akademicheskij Proekt. (in Russian).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2855


СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА
ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА ЗА РУБЕЖОМ

Название на языке публикации: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА ЗА РУБЕЖОМ
Автор: Владимир Белов
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  411-424
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
PDF (Загрузок: 2571)

Аннотация
Усиливающаяся за рубежом интенсивность исследований творчества незаслуженно забытого у себя на родине философа Василия Сеземана диктует необходимость прояснения некоторых важных моментов, так или иначе проявляющихся в оценках характера этого творчества. В статье обосновываются две основные идеи: во-первых, то, что В. Э. Сеземан всегда был русским философом и, во-вторых, философом оригинальным и самостоятельным, несмотря на сильные влияния со стороны интуитивизма Н. Лосского, неокантианства Г. Когена и П. Наторпа, феноменологии Э. Гуссерля и новой онтологии Н. Гартмана. В своем творчестве Сеземан стремился развивать классический вариант платонизма и неоплатонизма, что характерно, собственно, и для всей так называемой соловьевской школы русской религиозной философии, но обогащенный и критически переосмысленный через достижения наиболее влиятельных современных ему философских направлений. Данные утверждения автор обосновывает в дискуссии с наиболее значительными работами западных исследователей творчества русского философа, среди которых выделяются две монографии Т. Боц-Борнштейна и Д. Йонкуса, соответственно, на английском и литовском языках. Также подчеркивается, что неоднозначность и неточность интерпретации позиции Сеземана в отношении феномена интуиции со стороны его исследователей связана с тем, что его теория познания не является самодостаточной сферой, но встроена в общий процесс совершенствования человека. И хотя большинство работ Сеземана посвящены темам теории познания и эстетики, главной особенностью его мышления была системность. На основе его оригинальным образом интерпретируемой теории познания выстраивается все здание его философии: онтология, этика, эстетика, философия религии и культуры.

Ключевые слова
Сеземан, русский философ, неокантианство, интуиция, феноменология, теория познания, система философии.

References

  • Anilionytė, L., & Lozuraitis, A. (2000). The Life of Vosylius Sezemanas and His Critical Realism. In J. Baranova (Ed.), Lithuanian Philosophy: Personas and Ideas (187 -200). Washington: Council for Research in Values & Philosophy.
  • Belov, V. (2015). Yavlyaetsya li German Kogen neokantiantsem? [Is Herman Cohen a Neo-Kantian?]. Kantovskii sbornik, 3 (53), 38–45. (in Russian).
  • Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Dmitrieva, N. (2007). Russkoe neokantianstvo: “Marburg” v Rossii. Istoriko-filosofskie ocherki [Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Historical and Philosophical Essays]. Moscow: ROSSPEN (in Russian).
  • Donskis, L. (2007). Editor’s Introduction: Mapping Inter-War Lithuanian Philosophy. In V. Sesemann, Aeshetics (XI — XXVI). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Ferrari, М. (2002). Ist Cassirer methodisch gesehen ein Neukantianer? In D. Pätzold & C. Krijnen (Eds.), Der Neukantianismus und das Erbe des deutschen Idealismus: Die philosophische Methode (103–122). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Hartmann, N. (1958). Zu Wilhelm Sesemann. 1933. In N. Hartmann, Kleinere Schriften. Band III. Vom Neukantianismus zur Ontologie (368–374). Berlin: Walter de Gruyter.
  • Jonkus, D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija [The Philosophy of Vasily Sesemann: A Phenomenology of Self-Awareness and Aesthetic Experience]. Vilnius: Versus Aureus. (in Lithuanian).
  • Jonkus, D. (2017). Filosofiya Vasiliya Sezenama: neokantianstvo, intuitivizm, fenomenologiya [The Philosophy of Vasily Sesemann: Neo-Kantianism, Intuitivism and Phenomenology]. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 79–96. (in Russian).
  • Konizkiyi, A. (1995). Vasilii Seseman [Vasily Sezemann]. Vil’nyus, 4, 123–130. (in Russian).
  • Losski, N. (1929). Die intellektuelle Anschauung als Methode der Philosophie. Der Russische Gedanke. Internationale Zeitschrift fur russische Philosophie, Literturwissenschaft und Kultur, 1, 4–17.
  • Sezeman, V. (1932). Die logischen Gesetze und das Sein: a) Die logischen Gesetze im Verhältnis zum subjektbezogenen und psychischen Sein. b) Die logischen Gesetze und das daseinsautonome Sein. Eranus, 2, 59–230.
  • Sezemanas, V. (1987). Raštai. Gnoseologija [Works. Epistemology]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezemanas, V. (1997). Raštai. Filosofijos istorija. Kultūra [Works. Philosophy of History. Culture]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezeman, V. (2011). Real’naya ustanovka i «chistoe» (bezustanovochnoe) znanie (iz rukopisnogo naslediya) [The Real Attitude and the “Pure” (Attitudeless) Knowledge. From the Manuscript Heritage]. Kantovskii sbornik, 2 (36), 83–89. (in Russian).
  • Sezeman, V. (2012). Problema idealizma v filosofii [Problems of Idealism in Philosophy]. Voprosy filosofii, 4, 127–134. (in Russian).
  • Slesoryunene, E. (1991). Stroki lyubvi i nadeshdy [Lines of love and hope]. Vil’nyus, 2, 127–138. (in Russian).
  • Sverdiolas, A. (2010). Vasily Sesemann: The Other and Time. In M. Drunga & L. Donskis (Eds.), Vasily Seseman: Selected Papers (15-33). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Tarasti, E. (2006). Preface. In T. Botz-Bornstein, Vasily Sesemann. Experience, Formalism and the Question of Being (7–13). Amsterdam, New York: Rodopi.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2756


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ШИГЕРУ ТАГУЧИ
„DAS PROBLEM DES ‚UR-ICH‘ BEI EDMUND HUSSERL. DIE FRAGE NACH DER SELBSTVERSTÄNDLICHEN ‚NÄHE‘ DES SELBST“
Springer, 2006. ISBN 10: 1402048548 / ISBN 13: 9781402048548

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ШИГЕРУ ТАГУЧИ
„DAS PROBLEM DES ‚UR-ICH‘ BEI EDMUND HUSSERL. DIE FRAGE NACH DER SELBSTVERSTÄNDLICHEN ‚NÄHE‘ DES SELBST“
Springer, 2006. ISBN 10: 1402048548 / ISBN 13: 9781402048548
Автор: Александр Погоняйло
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  376-389
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
PDF (Загрузок: 2651)

Аннотация
В рецензии рассматривается основное содержание книги Шигеру Тагучи и выделяются наиболее значимые моменты, связанные с размышлениями автора относительно концепции Пра-Я у позднего Гуссерля. Главное внимание в рецензии уделяется тому, как именно автор книги «приводит к феноменологической ясности» понятие Пра-Я, и что оно означает в качестве «само-собой-разумеющейся близости» самого себя.

Ключевые слова
Феноменология, трансцендентализм, аподиктическая очевидность, тематизация, интенциональная модификация.

References

  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und Phänomenologischen Philosophie. Dritter Buch: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften (Hua V). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Theorie der phänomenologischen Philosophie. Erste Philosophie (1923 — 1924). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil: 1921–1928 (Hua XIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929–1935 (Hua XV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Band: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Taguchi, S. (2006). Das Problem des „Ur-Ich“ bei Edmund Husserl. Netherlands: Springer Science+Business Media B.V.
  • Borisov, E. (1999). Problema intersub’ektivnosti v fenomenologii E. Gusserlja [The Problem of Intersubjectivity in Fenomenology of E. Husserl]. Logos, 1(11), 65-83. (in Russian).
  • Chernjakov, A. (2001). Ontologija vremeni. Bytie i vremja v filosofii Aristotelja, Gusserlja i Hajdeggera [Onthology of Time. Being and Time in Philosophy of Aristotel, Husserl and Heidegger]. St. Petersburg: Vysshaja religiozno-filosofskaja shkola. (in Russian).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2942


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ОЙГЕНА ФИНКА
“PLAY AS SYMBOL OF THE WORLD AND OTHER WRITINGS”
Translated with an introduction by I. A. Moore and Ch. Turner, Bloomington: Indiana University Press, 2016. ISBN-0-253-02105-2

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ОЙГЕНА ФИНКА
“PLAY AS SYMBOL OF THE WORLD AND OTHER WRITINGS”
Translated with an introduction by I. A. Moore and Ch. Turner, Bloomington: Indiana University Press, 2016. ISBN-0-253-02105-2
Автор: Вадим Прозерский
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  366-375
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
PDF (Загрузок: 2707)

Аннотация
В рецензии обсуждаются основные идеи книги Ойгена Финка «Игра как символ мира и другие сочинения», выделяются наиболее значимые, по мнению рецензента, мысли немецкого философа по проблемам онтологии игры. С помощью применения феноменологического анализа образов сознания О. Финку удается дать новое решение проблем онтологии игры, как одного из базовых феноменов человеческого бытия, добиться раскрытия ранее неизвестных сторон игры, показать ее двойственную природу и принадлежность миру. В целом работа Финка демонстрирует продуктивность применения феноменологического метода к новым областям исследований.

Ключевые слова
Игра, сознание, образ, феноменологический анализ, символ, онтология, бытие в мире, открытость миру.

References

  • Fink, E. (2010). Spiel als Weltsymbol (GA 7). Freiburg, München: Verlag Karl Alber.
  • Fink, E. (2016). Play as a Symbol of the World and Other Writings. Bloomington: Indiana University Press.
  • Elden, S. (2016). Eugen Fink, Play as Symbol of the World and Other Writings [Review of the book Play as Symbol of the World and Other Writings, by E. Fink]. Retrieved from http://ndpr.nd.edu/news/play-as-symbol-of-the-world-and-other-writings/
  • Loht, S. (2016). Play as Symbol of the World [Review of the book Play as Symbol of the World and Other Writings, by E. Fink]. Retrieved from https://doi.org/10.19079/pr.2016.11.loh