- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4430
ОСТАТОК ЗДРАВОГО СМЫСЛА:
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В СВЕТЕ ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКОЙ КРИТИКИ
Название на языке публикации: |
THE LEFTOVER OF GOOD SENSE: ON TRANSCENDENTAL PHILOSOPHY IN THE LIGHT OF THE POSTSTRUCTURALIST CRITICISM |
Автор: | Георгий Чернавин |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  63-70 |
Язык: | Английский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-63-70 | PDF (Загрузок: 4336) |
Аннотация
Радикально различные стратегии взаимодействия со здравым смыслом, которые можно найти
в рамках трех больших философских дискурсах XX века (аналитической философии, постструктурализма,
феноменологии), привели к невозможности коммуникации между этими дискурсами. Суждение Делёза
относительно критической философии Канта и трансцендентальной
феноменологии Гуссерля кажется примером такого неудавшегося философского диалога, в данном случае
между постструктурализмом и (классическим, равно как и современным) трансцендентализмом. Делёз
видит в трасцендентальной философии доминирование двоякой инстанции
common sense; двумя формами этой инстанции являются sensus communis (доминировавший
уже у Канта) и bona mens (кристаллизовавший в Urdoxa Гуссерля). Хотя нетрудно заметить,
что постструктуралистское прочтение трансцендентальной философии иногда кажется чересчур поспешным,
оно тем не менее может оказаться продуктивным. Мы можем обнаружить, что
в центре исследовательского поля трансцендентальной феноменологии завязывается целый узел
парадоксов: прежде всего, так называемый «парадокс человеческой субъективности» — отношения между
эмпирическим и трансцендентальным, которые с точки зрения здравого смысла
выглядят парадоксальными. Можно сопоставить цель трансцендентального исследования, состоящего в
смыслообразовании и обогащении смысла, и постструктуралистское искусство формирования, изобретения
и производства концептов. Страсть к парадоксам, провокация здравого
смысла в качестве движущей силы мышления (характерная для постструктурализма) все еще
привязана к doxa и к common sense, хотя и пытается «вывернуть их наизнанку». Трансцендентальная
филосфия пытается скорее сделать «шаг назад» от застывших образований здравого
смысла, для того, чтобы наблюдать процесс смыслообразования in statu nascendi.
Ключевые слова
Трансцендентальная философия, постструктурализм, здравый смысл, докса, парадокс, Гуссерль, Делёз.
References
- Deleuze, G. (1969). Logique du sens. Paris: Minuit.
- Deleuze, G. (1990). The Logic of Sense. New York: Athlone Press.
- Deleuze, G. (1995). Difference and Repetition. London, New York: Continuum.
- Deleuze, G., & Guattari, F. (1994). What is Philosophy? New York: Columbia University Press.
- Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Texte aus dem Nachlass Eugen Finks (1932) mit Anmerkungen und Beilagen aus dem Nachlass Edmund Husserls (1933/34), Teil 1. Die Idee einer transzendentalen Methodenlehre. Husserliana Dokumente (Hua II/1). Dordrecht: Kluwer.
- Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaft und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
- Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlaß. Dritter Teil (1929–1935) (Hua XV). Den Haag: M. Nijhoff.
- Husserl, E. (1993). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlaß (1934–1937) (Hua XXIX). Dordrecht: Kluwer.
- Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlaß (1926–1935) (Hua XXXIV). Dordrecht: Kluwer.
- Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916–1937) (Hua XXXIX). Dordrecht: Springer.
- Kant, I. (1975). Kritik der reinen Vernunft ( Bd. III–IV). Frankfurt a. Mein: Suhrkamp.
- Wittgenstein, L. (1979). Schriften: Beiheft (Bd. 3). Frankfurt a. Mein: Suhrkamp.
- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4393
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Название на языке публикации: | TRANSZENDENTALE ERFAHRUNG ALS GEDANKLICHES EXPERIMENT |
Автор: | Алексей Крюков |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  54-62 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-54-62 | PDF (Загрузок: 4051) |
Аннотация
В своей статье я хотел бы затронуть вопрос о мыслительном опыте как опыте, осуществляемом
в трансцендентальной философии. Существует большое различие между двумя типами познания:
гуманитарными науками и «точными» науками. Оно заключается в том, что экспериментальные
данные точных наук могут быть верифицированы другими исследователями, в то время
как ментальные данные в сознании одного исследователя в области гуманитарных наук, и в особенности
философии, не могу быть повторены в сознании другого исследователя. Это позволяет
утверждать скептикам, что гуманитарные науки в действительности не являются настоящими
науками. Современный немецкий философ Ламбер Визинг утверждает, что в области трансцендентальной
философии мы обладаем таким же методом, как и в обычных науках. Он называется
«эйдетическая вариативность» (Eidetische Variation). Три важных принципа этого метода: само-рефлексия,
фантазия и само-прояснение. В своей статье я собираюсь, во-первых, прояснить
принципы «эйдетической вариативности» в феноменологии Гуссерля, во-вторых, соотнести ее
с методом, разработанным в немецком трансцендентальном идеализме. Я предлагаю три интерпретации
понятия «эйдетическая вариативность»: как синоним трансцендентальной редукции,
как достижение эйдоса вещи и самого трансцендентального эго, и как нечто, что может быть
найдено в фантазии. Схожий метод применяется в немецком идеализме (к примеру, у Фихте).
Главный результат моего исследования заключается в том, что если мы принимаем «эйдетическую
вариативность» в качестве трансцендентального метода, то мы сможем объяснить, или, по
крайней мере, у нас есть такая возможность, каким образом формируются абстрактные категории
и как мы можем понять такие абстрактные понятия как прекрасное и философские понятия
вообще.
Ключевые слова
Феноменология Гуссерля, немецкий идеализм, Фихте, эйдетическая вариативность, трансцендентальное эго, трансцендентальная редукция.
References
- Fichte, J. G. (1967). Erste Einleitung in die Wissenschaftslehre. Hamburg: Felix Meiner.
- Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. Mit ergänzenden Texten (Hua XVII). Den Haag: Nijhoff.
- Wiesing, L. (2012). Phänomenologische und experimentelle Ästhetik. In J. Früchtl, & M. Moog-Grünewald (Eds.), Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft. Hamburg: Felix Meiner.
- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4620
ГУССЕРЛЕВСКАЯ КРИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА КАНТА:
К ДИСКУССИИ О ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОМ ИДЕАЛИЗМЕ
Название на языке публикации: |
HUSSERLS KRITIK AN KANTS TRANSZENDENTALEM IDEALISMUS: ERÖRTERUNG DES PHÄNOMENOLOGISCHEN IDEALISMUS |
Автор: | Доминик Праделль |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  25-53 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-25-53 | PDF (Загрузок: 4429) |
Аннотация
Это исследование направлено на тематизацию сущностного различия между версиями трансцентального
идеализма Канта и Гуссерля. В «Картезианских размышлениях» Гуссерль характеризует свой собственный
онтологический тезис как «трансцендентальный идеализм», согласно которому сущее любого рода
должно конституироваться благодаря активности трансцендентальной субъективности, так, что
мы должны рассматривать чистое сознание как онтологический исток
всего сущего в мире. При этом наше исследование направлено на разбор двух противоположных
оценок значения кантовского коперниканского переворота. С одной стороны, коперниканский
переворот имеет тот же смысл, что и феноменологическая редукция, хотя Гуссерль не может
согласиться с предпосылкой Канта, касающейся вещи в себе как абсолютной инстанции; с другой
стороны, он задает релятивистское и антропологическое направление интерпретации, согласно
которому априорные структуры данных объектов основываются на универсальных структурах
конечной субъективности, на чистых формах и способностях человеческого сознания. Гуссерль,
напротив, зявляет методологическое требование ко всякому феноменологическому прояснению:
запрет предполагать в феноменологии любую данную фактичность или данную природу трансцендентальной
субъективности. Это требование несет за собой важные следствия, на разборе которых и
сосредоточено это исследование. Во-первых, онтологическое различие между intuitus
originarius и intuitus derivatus, интуицией бесконечного и конечного типа больше не имеет значимости:
различие истин факта и истин разума зависит только от сущности самой истины и не основано
на онтологическом различии между продуктивным и рецептивным родами интуиции. Во-вторых,
этот первый тезис может быть применен на уровне субъективного конституирования объектов:
модальность, в которой объект явлен субъективности, не зависит от универсальной структуры
конечного субъекта, она берет свою основание исключительно в сущности самого объекта,
поэтому невозможно рассматривать априорную конститутивную структуру как лишь субъективную
структуру. В-третьих, в этой трансцендентальной феноменологии все должно быть конституировано
субъективностью: априорный характер чистых форм чувственности имеет основание не в
структуре конечной субъективности, а скорее в сущностной связи между чистой материей и
формой; поэтому нельзя предполагать какую бы то ни было фактичность времени и пространства;
чистые формы чувственности должны быть конституированы посредством синтеза особого рода,
который нужно прояснить в противовес другим синтезам более высокого рода. Глубокое
значение антикоперниканского переворота Гуссерля в том, что поле трансцендентальной
феноменологии распространяется на сущностную форму эйдоса ego, которая оказывается,
по выражению Левинаса, «более объективной, чем сама объективность»; также трансцендентальная
феноменология полностью подчиняется действию principium reddendae rationis.
Ключевые слова
Коперниканский переворот, конституирование, интуиция, Кант, феноменология, субъективность, трансцендентальный идеализм.
References
- Benoist, J. (2005). Les limites de l'intentionnalité. Paris: Vrin.
- Cohen, H. (1918). Kants Theorie der Erfahrung. Berlin.
- Heidegger, M. (1988). Kant und das Problem der Metaphysik (1929). Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
- Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923/4). Erste Teil (Hua VII). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/4). Zweiter Teil (Hua VIII). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1973a). Ding und Raum (1907) (Hua XVI). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1973b). Cartesianische Meditationen (1950) (Hua I). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik (1929) (Hua XVII). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (1935–36) (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1977). Ideen zu einer reinen Phänomenologie (1913) (Hua III/1). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1984a). Logische Untersuchungen (1901) (III. Unters.) (Hua XIX/1). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1984b). Logische Untersuchungen (1901) (VI. Unters.) (Hua XIX/2). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1994a). Brief an Arnold Metzger 4. IX. 1919. In Briefwechsel (IV). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
- Husserl, E. (1994b). Brief an Pannwitz vom 14. IV. 1937. In Briefwechsel (VII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
- Husserl, E. (1999). Erfahrung und Urteil: Untersuchungen zur Genealogie der Logik (1954). Hamburg: Meiner.
- Husserl, E. (2002). Natur und Geist. Vorlesungen Sommersemester 1919 (Hua Materialien Vol. IV). Dordrecht, Netherlands: Kluwer Academic Publishers.
- Kant, I. (1781–1787). Kritik der reinen Vernunft (A–B). Riga: Hartknoch.
- Leibniz, F. W. (1974). Monadologie (1714). Paris: Delagrave.
- Levinas, E. (1982). En découvrant l'existence avec Husserl et Heidegger. Paris: Vrin.
- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4293
К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
(С АКЦЕНТОМ НА ПОНЯТИИ РЕАЛЬНОСТИ)
Название на языке публикации: |
ZUM SYSTEMATISCHEN ERBE DER KLASSISCHEN DEUTSCHEN PHILOSOPHIE IN DER TRANSZENDENTALEN PHÄNOMENOLOGIE (UNTER BESONDERER BERÜCKSICHTIGUNG DES REALITÄTSBEGRIFFS) |
Автор: | Александр Шнелль |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  10-24 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-10-24 | PDF (Загрузок: 4386) |
Аннотация
В данной статье я фокусирую своё внимание на взаимосвязи между Гуссерлем и классической
немецкой философией в осмыслении концепции реальности. Цель моего исследования — выявить
феноменологический концепт реальности и укрепить феноменологическую позицию
в контексте современной дискуссии о «реализме». Вслед за общей характеристикой «реальности»
, я ставлю ключевой вопрос о кантовском подходе в этой перспективе, а именно: как можно
легитимировать возможность реальности благодаря априорным формам понимания? Феноменологический
ответ на этот вопрос осуществляется путём развития очень существенной дискуссии
между Фихте и Шеллингом в немецком идеализме, с одной стороны, и ответа Мейасу на критику
«корреляционизма», с другой. Ядро моей аргументации составляет тезис, согласно которому
трансцендентальная конституция реальности — которая повлекла за собой «новую онтологию»
(Левинас), характеризующуюся в равной мере как «конституция сознания» и как «фундирование
бытия», — опирается на концепцию истины Гуссерля, точнее, на взаимосвязь между детерминацией
реальности и подразумеванием истины. Кроме того, это вводит в игру медиацию,
в которой реальные определения конституированного бытия сами оказывают эффект на такую
трансцендентальную конституцию; и это подразумевает, что легитимация этого посредничества
основана на трансцендентальном («reflexible») удвоении, которое делает возможной онтологическую
возможность (Ermöglichung) как таковую. Таким образом, концепт реальности предполагает легитимацию
необходимости, что в равной мере отсылает нас и к Шеллингу, и к Фихте
(чьё влияние на феноменологию Гуссерля в систематическом отношении гораздо больше, чем
в историческом).
Ключевые слова
Реальность, трансцендентализм, истина, онтология, медиация, Кант, Фихте, Шеллинг, Гуссерль.
References
- Benoist, J. (2014). Elemente einer realistischen Philosophie. Berlin: Suhrkamp.
- Ferraris, M. (2013). Realismo positive. Torino: Rosenberg & Sellier.
- Gabriel, M. (2015). Fields of Sense: A New Realist Ontology. Edinburgh: Edinburgh University Press.
- Garcia, T. (2011). Forme et objet. Paris: PUF.
- Harman, G. (2002). Tool-Being. Heidegger and the Metaphysics of Objects. Chicago: Open Court.
- Holt, E. B. (1912). The New Realism: Cooperative Studies in Philosophy. New York: HardPress Publishing.
- Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929–1935 (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929–1934) (Hua Materialien Vol. VIII). Dordrecht: Springer.
- Lacan, J. (2011). Le Séminaire. Livre XIX. Paris: Seuil.
- Latour, B. (2012). Enquête sur les modes d'existence. Paris: La Découverte.
- Levinas, E. (2001). En découvrant l'existence avec Husserl et Heidegger. Paris: Vrin.
- Malabou, C. (2014). Avant demain. Épigenèse et rationalité. Paris: PUF.
- Meillassoux, Q. (2008). Nach der Endlichkeit. Berlin: Diaphanes.
- Schelling, F. W. J. (2000). System des transzendentalen Idealismus. Hamburg: F. Meiner.
- Schnell, A. (2007). Husserl et les fondements de la phénoménologie constructive. Grenoble: J. Millon.
- Schnell, A. (2010a). En deçà du sujet. Du temps dans la philosophie transcendantale allemande. Paris: PUF.
- Schnell, A. (2010b). En face de l'extériorité. Levinas et la question de la subjectivité. Paris: Vrin.
- Schnell, A. (2015). La déhiscence du sens. Paris: Hermann.
- Schnell, A. (2016). Wirklichkeitsbilder. Tübingen: Mohr Siebeck.
- Schopenhauer, A. (1977). Preisschrift Über die Grundlage der Moral. München, Wien: Carl Hanser.
- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4605
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Название на языке публикации: | VORWORT |
Автор: | Александр Шнелль |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  9-9 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | --- |
PDF (Загрузок: 3652) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: