Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 971


ТЕОРИЯ ТИПОВ МАРТИН-ЛЁФА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ

Название на языке публикации: ТЕОРИЯ ТИПОВ МАРТИН-ЛЁФА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ
Автор: ОЛЕГ ДОМАНОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №1 (2024), 33-56
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-1-33-56 PDF (Загрузок: 971)

Аннотация
Теория типов Мартин-Лёфа опирается одновременно на логико-онтологические идеи Фреге и Рассела и на феноменологию Гуссерля. В статье исследуется этот промежуточный характер теории типов на примере синтактико-семантического метода Мартин-Лёфа и роли очевидности и канонических объектов в его теории. Синтактико-семантический метод заимствуется Мартин-Лёфом у Фреге и расширяется с опорой на теорию значения Гуссерля. Этот метод приводит в теории типов к совпадению (изоморфизму) синтаксиса и семантики (формальной логики и формальной онтологии). В отличие от традиционной формальной логики, теория типов является изначально интерпретированной системой. Будучи интуиционистской, теория Мартин-Лёфа построена на понятии доказательства, а не истинности. С точки зрения теории значения, она представляет собой вариант теоретико-доказательной семантики (Генцен, Правиц, Даммит), в которой смысл понимается как объект, построенный по определённым правилам. Так понятое доказательство опирается на очевидность, что позволяет связать его с теорией интенциональности Гуссерля. В статье проводится сопоставление теории типов и теории интенциональности Гуссерля, особенно её ноэматической стороны. Правила конструирования объектов и оперирования с ними в теории типов можно рассматривать как конкретизацию и формализацию феноменологического понятия ноэмы. То и другое является экспликацией более общего понятия смысла или значения. В статье рассмотрено соотношение понятий смысла и значения (Sinn, Bedeutung) у Фреге, Гуссерля и Мартин-Лёфа. Показана неопределённость позиции Мартин-Лёфа по отношению к теориям значения Фреге и Гуссерля.

Ключевые слова
теория типов, феноменология, аналитическая философия, формальная семантика, Мартин-Лёф, смысл, значение.

References

  • Bentzen, B. (2023). Propositions as Intentions. Husserl Studies, 39, 143–160. https://doi.org/10.1007/s10743-022-09323-3
  • Bishop, E., & Bridges, D. (1985). Constructive Analysis. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag.
  • Borisov, E. V. (2018). Quine’s Problem is Coming Back. Epistemology & Philosophy of Science, 55, 58–61. https://doi.org/10.5840/eps201855467 (In Russian)
  • Brentano, F. (2012). On the Several Senses of Being in Aristotle. Rus. Ed. St. Petersburg: Vysshaia religiozno-filosofskaia shkola Publ. (In Russian)
  • Domanov, O. A. (2018). Type Theory in the Semantics of Propositional Attitudes. Epistemology & Philosophy of Science, 55 (4), 26–37. https://doi.org/10.5840/eps201855462 (In Russian)
  • Dummett, M. (1975). What is a Theory of Meaning? In S. Guttenplan (Ed.), Mind and Language (97– 138). Oxford: Oxford University Press.
  • Dummett, M. (1978). The Philosophical Basis of Intuitionistic Logic. In Truth and Other Enigmas (215–247). Cambridge: Harvard University Press.
  • Føllesdal, D. (1969). Husserl’s Notion of Noema. The Journal of Philosophy, 66, 680–687. https://doi.org/10.2307/2024451
  • Føllesdal, D. (1990). Noema and Meaning in Husserl. Phenomenology and Philosophical Research, 50, 263–271. https://doi.org/10.2307/2108043
  • Frege, G. (1966). Grundgesetze der Arithmetik. Hildesheim: Olms.
  • Frege, G. (2000a). Concept Script, a Formal Language of Pure Thought Modelled Upon That of Arithmetic. In Logika i logicheskaia semantika: Sbornik trudov (65–142). Rus. Ed. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian)
  • Frege, G. (2000b). On Sense and Reference. In Logika i logicheskaia semantika: Sbornik trudov (230– 246). Rus. Ed. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1921). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Elemente einer phänomenologischen Aufklärung der Erkenntnis. II. Teil. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1971). Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologischen Philosophie: Drittes Buch. Die phanomenologie und die fundamente der Wissenschaften (Hua V) (M. Biemel, Еd.). Den Haag: Martinus Nijhoff. https://doi.org/10./007/978-94-0/0-2967-4
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie I: Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/I) (K. Schuhmann, Ed.). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2011). Logical Investigations. Vol. II. Elements of a Phenomenological Elucidation of Cognition. Part I. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Johnstone, P. T. (2002). Sketches of an Elephant: A Topos Theory Compendium. Oxford: Clarendon Press.
  • Kant, I. (1994). Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Lamberov, L. D. (2018). New Analytic Philosophy: A Comment on O. A. Domanov’s Paper. Epistemology & Philosophy of Science, 55, 48–52. https://doi.org/10.5840/eps201855465 (In Russian)
  • Martin-Löf, P. (1984). An Intuitionistic Type Theory: Notes by Giovanni Sambin of a Series of Lectures Given in Padua, June 1980. Napoli: Bibliopolis.
  • Martin-Löf, P. (1987). Truth of a Proposition, Evidence of a Judgement, Validity of a Proof. Synthese, 73, 407–420. https://doi.org/10.1007/BF00484985
  • Martin-Löf, P. (1993). Philosophical Aspects of Intuitionistic Type Theory: Lectures Given at the Faculteit der Wijsbegeerte, Rijksuniversiteit Leiden, 23 September—16 December 1993. Retrieved from https://pml.flu.cas.cz/uploads/PML-LeidenLectures93.pdf
  • Martin-Löf, P. (1996). On the Meanings of the Logical Constants and the Justifications of the Logical Laws. Nordic Journal of Philosophical Logic, 1 (1), 11–60.
  • Martin-Löf, P. (2002). Husserl’s Correlation Between Formal Logic and Formal Ontology: Lecture Given at Bern, 17 January 2002. Retrieved from https://pml.flu.cas.cz/uploads/PML-Bern17Jan02.pdf
  • Mikirtumov, I. B. (2018). Type Theoretical Grammar, Intensional Entities and Epistemic Attitudes. Epistemology & Philosophy of Science, 55, 53–57. https://doi.org/10.5840/eps201855466 (In Russian)
  • Rodin, A. V. (2018). Martin-Löf Type Theory as a Multi-Agent Epistemic Formal System. Epistemology & Philosophy of Science, 55, 44–47. https://doi.org/10.5840/eps201855464 (In Russian)
  • Skolem, T. (1934). Über die Nicht-charakterisierbarkeit der Zahlenreihe mittels endlich oder abzählbar unendlich vieler Aussagen mit ausschliesslich Zahlenvariablen. Fundamenta Mathematicae, 23, 150–161. https://doi.org/10.4064/fm-23-1-150-161
  • Sundholm, G. (2012). On the Philosophical Work of Per Martin-Löf. In P. Dybjer, S. Lindström, E. Palmgren, & G. Sundholm (Eds.), Epistemology Versus Ontology: Essays on the Philosophy and Foundations of Mathematics in Honour of Per Martin-Löf (xvii–xxiv). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-007-4435-6
  • Tiskin, D. B. (2018). New Machinery, Olden Tasks? Epistemology & Philosophy of Science, 55, 38–43. https://doi.org/10.5840/eps201855463 (In Russian)
  • Univalent Foundations Program. (2013). Homotopy Type Theory: Univalent Foundations of Mathematics. Institute for Advanced Study. Retrieved from http://homotopytypetheory.org/book.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 980


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ, НАТУРАЛИЗМ И ОНТОЛОГИЯ

Название на языке публикации: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ, НАТУРАЛИЗМ И ОНТОЛОГИЯ
Автор: МИХАИЛ БЕЛОУСОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №1 (2024), 115–128
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-1-115–128 PDF (Загрузок: 980)

Аннотация
Оппозиция трансцендентализма и натурализма играет ключевую роль в дискуссиях о сознании на стыке феноменологии и аналитической философии. С ней связан целый спектр исследовательских стратегий и программ. При этом противопоставление трансцендентализма и натурализма носит в этих программах, как правило, оперативный, а не тематический характер и опирается на две предпосылки: 1) Трансцендентализм и натурализм как традиции изначально чужды друг другу; 2) Ареной их противостояния является онтология. В статье предпринимается попытка проблематизировать эти предпосылки, исходя из одного исторического обстоятельства, которое, как мне кажется, обычно ускользает от внимания исследователей. Оно позволяет взглянуть на отношения трансцендентализма и натурализма, а также на роль онтологии в их противостоянии в несколько необычном свете. Обращаясь к текстам Канта, автор намерен показать, что впервые обосновываемый в них трансцендентализм является версией натуралистической онтологии, то есть своеобразно истолкованным натурализмом, отождествляющим природу с ее естественно-научной моделью и исключающим из онтологии конституирующую субъективность. Он строится не на натурализации феноменологии, а на трансцендентальной интерпретации естествознания. Перетолковывая экспериментальный метод в духе коперниканского поворота, Кант обосновывает аподиктический характер и безальтернативность онтологии природы посредством превращения природы в коррелят сознания и строгого ограничения основоположений математического естествознания пределами феноменального мира. В результате истинная тема философии — вещь в себе и сама трансцендентальная субъективность как то, что не может быть предметом опыта или частью феноменального мира — выводится за пределы онтологии. Тематизация натуралистических истоков трансцендентализма и осуществляемого в его рамках выведения трансцендентального сознания за пределы онтологии обнаруживает, таким образом, проблематичность указанных предпосылок. Автор также демонстрирует, что, несмотря на существенные различия в понимании трансцендентальной философии и онтологии между Кантом и Гуссерлем, обозначенные мотивы — натуралистический характер онтологического фундамента и метаонтологичность трансцендентальной субъективности — сохраняют принципиальное значение для основателя феноменологии. Это позволяет сделать вывод о том, что онтология не является изначальной ареной противостояния трансцендентализма и натурализма, и обосновать компатибилистский тезис, согласно которому трансцендентализм совместим с онтологическим натурализмом.

Ключевые слова
трансцендентализм, натурализм, онтология, субъективность, феноменология, Кант, Гуссерль.

References

  • Descartes, R. (1994). Collected works. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Teil 1. Die Idee einer transzendentalen Methodenlehre (Husserliana-Dokumente Bd. II/I). Dordrecht: Kluwer.
  • Gallagher, S. (2003). Phenomenology and Experimental Design. Journal of Consciousness Studies,10 (9–10), 85–99.
  • Gallagher, S., & Zahavi, D. (2008). The Phenomenological Mind. London: Routledge.
  • Hume, D. (1996). A Treatise of Human Nature, being an Attempt to Introduce the Experimental Method of Reasoning into Moral Subjects. In Sobranie sochineniy. Tom 2 (53–655). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2005). Philosophy as a Rigorous Science. In Izbrannye raboty (187–240). Rus. Ed. Moscow: Territoriia budushchego Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book. General Introduction to a Pure Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (1994a). Collected Works. Vol. 7. Rus. Ed. Moscow: Choro Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (1994b). Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Choro Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (1994c). Prolegomena to Any Future Metaphysics That Will Be Able to Present Itself as a Science. In Sobranie sochineniy. Tom 4 (5–152). Rus. Ed. Moscow: Choro Publ. (In Russian)
  • Mensch, J. (2010). The Question of Naturalizing Phenomenology. Annual for Phenomenological Philosophy, II, 302–317.
  • Molchanov, V. I. (2004). Experience, Space and Thing in Itself. To the Difference of Analysis and Interpretation in “Critique of Pure Reason”. Filosofiya Kanta i sovremennost’. Materialy mezhvuzovckoi konverencii, 4–11. (In Russian)
  • Patkul, A. B., & Artemenko, N. A. (2015). Public Debates “Ontology of Consciousness: Naturalism vs. Transcendentalism”. Horizon. Studies in Phenomenology, 4 (1), 240–307. (In Russian)
  • Schnell, A. (2019). Was ist Phänomenologie? Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Sepp, H. R. (1998). Medialität und Meontik — Eugen Finks spekulativer Entwurf. Internationale Zeitschrift für Philosophie, 1, 85–93.
  • Shestova, E. (2018). Speculative Reasoning in E. Fink’s Meontic Phenomenology. Horizon. Studies in Phenomenology, 7 (2), 391–413. (In Russian)
  • Varela, F. (1996). Neurophenomenology: A Methodological Remedy to the Hard Problem. Journal of Consciousness Studies, 3 (4), 330–350.
  • Varela, F. (1997). The Naturalization of Phenomenology as the Transcendence of Nature. Searching for Generative Mutual Constraints. Alter, 5 (4), 355–381.