Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1415


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Автор: МАЙЯ СОБОЛЕВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 402-420
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-402-420 PDF (Загрузок: 2294)

Аннотация
Цель статьи состоит в феноменологическом исследовании политического действия. Анализ включает три направления: понятие действия, определяющие политическое действие парадигмы и его цель. Анализируя действие, мы сначала различаем понятия «действовать» и «агировать». «Действовать» подразумевает осознаваемое, обдуманное, совершаемое по собственной воле, рациональное действие. В отличие от него «агировать» значит вести себя бессознательно или неосознанно, механически или автоматически, пассивно или инстинктивно. Политические импликации различения между человеком действующим и человеком агирующим можно сформулировать в терминах «свобода действия» и «принуждение агировать», а последние использовать как критерий для определения типа общественной системы, а также для оценки коррелирующего с ним психологического состояния общества. Затем анализируется действие как процесс и как результат. Показывается, что в социальной сфере действие предстает как сумма этих моментов, а само социальное бытие человека есть производная от действия. Последним аспектом анализа действия выступает ответственность. Показано, что ответственность можно проинтерпретировать как осознание и признание индивидуумом своей роли в истории. Второй частью работы является исследование парадигм и правил политического действия в так называемых открытых и закрытых обществах. Показывается, что политическое действие в рамках открытого общества ограничено только со стороны законодательства. В условиях закрытого общества политическое действие практически оказывается невозможным: граждане не действуют, а «агируют», поскольку для действия отсутствуют условия. Анализируется роль социальных мифов как факторов, влияющих на деятельность людей. В последней части анализируется конечная цель политического действия. Традиционно политическая философия исходила из того, что сущность политики исчерпывается проблемами соотношения государства и человека. Однако основываясь на теории Ханны Арендт, можно сформулировать задачу политического действия как достижение гуманизма в человеке, взятом не в его отношении к государству, а в отношении к самому себе. Показано, что минимальное политическое действие, которое можно квалифицировать как гуманизм, состоит в способности и мужестве пользоваться собственным умом.

Ключевые слова
политическое действие, действовать, агировать, ответственность, парадигмы действия, социальный миф, цель действия, гуманизм.

References

  • Anscombe, G. E. M. (1957). Intention. Oxford University Press.
  • Arendt, H. (2013). Lectures on Kant’s Political Philosophy. In Zhizn’ uma (469–487). Rus. Ed. St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
  • Bakhtin, M. (2003). Toward a Philosophy of the Act. In Sobranie sochinenii. Vol. 1 (7–68). Moscow: Iazyki slovianskoi kul’tury Publ. (In Russian)
  • Cohen, H. (1981). Ethik des reinen Willens. Werke. Bd. 7. Hildesheim, New York: Georg Olms Verlag.
  • Davidson, D. (1980). Essays on Actions and Events. Oxford University Press.
  • Goldman, A. I. (1970). A Theory of Human Action. Englewood Cliffs, New Jersey: Princeton University Press.
  • Heidegger, M. (1993) Letter on Humanism. In Vremja i bytie (192–220). Rus. Ed. Moscow: Resbublika Publ. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (2001). Signs. Rus. Ed. Moscow: Isskusstvo Publ. (In Russian)
  • Pechriggl, A. (2018). Agieren und Handeln: Studien zu einer philosophisch-psychoanalytischen Handlungstheorie. Bielefeld: Transcript.
  • Popper, K. (1992). The Open Society and Its Enemies. Rus. Ed. Moscow: Kul’turnaya iniciativa, Feniks Publ. Retrieved from https://gtmarket.ru/library/basis/3912 (In Russian)
  • Soboleva, M. (2011). The Truth of Action in Bakhtnis’s Philosophy. In N. Plotnikov (Ed.), Diskursy spravedlivosti v russkoi intellektual’noi tradicii (185–195). Moscow: Izdatel’stvo Klyutch. (In Russian)
  • Soboleva, M. (2019). The Logic of Evil. An Alternative Introduction to Philosophy. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Thompson, M. (2008). Life and Action. Massachusetts University Press.
  • Wright von, G. H. (1963). Norm and Action. London: Routledge and Kegan Paul.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1367


«МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ» ДЕКАРТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Название на языке публикации: «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ» ДЕКАРТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Автор: ЯРОСЛАВ СЛИНИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 27-39
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-27-39 PDF (Загрузок: 2567)

Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения Декартом первого правила своего метода, которое требует не соглашаться ни с чем, могущим дать повод к сомнению. Как известно, Декарт пришел к выводу, что несомненной является только истина «Я мыслю, следовательно, я существую». В статье исследуется логический статус этой истины и выясняется, что она представляет собой энтимему, в которой опущена большая посылка. Анализ текстов Декарта показал, что не высказанной им явным образом посылкой является суждение «Если я мыслю, то я существую, а если не мыслю, то и не существую». Тогда энтимема Декарта восстанавливается до полного силлогизма следующим образом: «Я существую тогда и только тогда, когда мыслю, но я мыслю; следовательно, я существую». В статье также рассматривается доказательство несомненности положения «Я существую», предложенное Августином Блаженным в трактате «О Граде Божием». Августин доказал, что суждение «Я обманываюсь в том, что я существую» тождественно ложно. Из этого следует, что положение «Я существую» является тождественно истинным. Согласно Декарту, несомненным является лишь то, что имеет место в пределах «Я мыслю», т. е. в пределах внутреннего опыта; данные же внешнего опыта всегда сомнительны. Так, суждение «Я хожу» не очевидно, так как мне может только казаться, что я хожу: зато суждение «Мне кажется, что я хожу» несомненно. Античные скептики тоже считали, что данные внутреннего опыта полностью достоверны, а данные внешнего опыта не достоверны в силу того, что все предметы внешнего мира на самом деле не таковы, какими кажутся. Тем не менее, между подходом скептиков и подходом Декарта имеется существенное различие. Автор статьи усматривает его в том, что древние скептики хотя и были убеждены в том, что вещи окружающего мира не таковы какими кажутся, однако полагали, что каждая из них безусловно существует. Что касается Декарта, то он превзошел и скептиков, и академиков по части скептицизма: он усомнился в самом существовании внешнего мира. Он смог представить себе, что существует исключительно как нечто мыслящее, что у него нет тела, что нет ни мира, ни пространства, в котором мир размещается. Именно тем, что он усомнился в существовании внешнего мира, Декарт открыл дорогу трансцендентальной философии и феноменологии.

Ключевые слова
Декарт, логика, метод, Августин, внешний опыт, внутренний опыт, радикальный скептицизм.

References

  • Augustine of Hippo. (1994). The City of God. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Spaso-Preobrazhen. Valaam. stavropigial. Monastyria Publ. (In Russian)
  • Descartes, R. (1989). Works. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Descartes, R. (1994). Works. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • John Italus. (2013). Aporias. Rus. Ed. St Petersburg: Svoe Publ. (In Russian)
  • Sextus Empiricus. (1976). Writings. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (in Russian)

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1318


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Л. А. ДЕ СУСА, А. ФАЛЬКАТО (РЕД.)
PHENOMENOLOGICAL APPROACHES TO INTERSUBJECTIVITY AND VALUES
London: Cambridge Scholars Publishing, 2019. ISBN (10): 1-5275-3482-0, (13): 978-1-5275-3482-7

Название на языке публикации: LUIS AGUIAR DE SOUSA, ANA FALCATO (ED.)
PHENOMENOLOGICAL APPROACHES TO INTERSUBJECTIVITY AND VALUES
London: Cambridge Scholars Publishing, 2019. ISBN (10): 1-5275-3482-0, (13): 978-1-5275-3482-7
Автор: АЛЕКСЕЙ СИДОРОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 455-465
Язык: Английский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-455-465 PDF (Загрузок: 2223)

Аннотация
Рецензия посвящена коллективной монографии “Phenomenological approaches to Intersubjectivity and Values”, опубликованной в 2019 г. Особенность и новизна данной монографии в том, что она посвящена не столько когнитивным и гносеологическим аспектам феноменологии интерсубъективности, сколько этическим, экзистенциальным и ценностным проблемам отношений с другими, решавшимися в различных феноменологических концепциях. Одним из достоинств работы является плюралистический подход, дающий возможность читателю познакомиться с анализом проблемы интерсубъективности целого ряда наиболее значительных феноменологов — Гуссерля, Шелера, Хайдеггера, Сартра, Марселя, Левинаса и др. В книге прослеживается идея о том, что появление в феноменологии темы интерсубъективности привело к социально-этическому и аксиологическому повороту в феноменологическом движении. Учитывая движение современной философии к «интерсубъективной парадигме» (В. Хёсле), стремление авторов монографии показать актуальность и новаторство феноменологии при обсуждении проблем Другого, коммуникации и этики можно оценить как многообещающий теоретический проект. Если критики феноменологического движения выдвигали упреки в «методическом солипсизме» феноменологии, развивающей картезианско-кантовский субъективизм, то серьезный анализ произведений важнейших представителей феноменологической традиции приводит авторов монографии к выводу, что феноменологический субъект социален по свой сути. В рецензии делается вывод о том, что в коллективной монографии убедительно показано наличие в феноменологии глубоких и разнообразных способов исследования совместного бытия людей и коллективно разделяемых ценностей.

Ключевые слова
интерсубъективность, феноменология, ценность, этика, Гуссерль, Шелер, Хайдеггер, Сартр, Левинас.

References

  • Apel, K.-O. (2001). The Transformation of Philosophy. Rus. Ed. Moscow. Logos Publishers, 2001. (In Russian)
  • De Sousa, L. A., & Falcato, A. (2019). Introduction. Phenomenological Approaches to Intersubjectivity and Values (L. A. de Sousa & A. Falcato, Eds.). London. Cambridge Scholars Publishing.
  • Habermas, J. (2001). On the Pragmatics of Social Interaction (B. Fultner, Trans.). Cambridge. MA: MIT Press.
  • Hösle, V. (1990). An Interview. Questions of Philosophy, 11, 107-113.
  • Husserl, E. (1981). Syllabus of a Course of Four Lectures on “Phenomenological Method and Phenomenological Philosophy”. In E. Husserl (Ed.), Shorter Works (67-74). Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.
  • Husserl, E. (2004). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Levinas, E. (2000). Totality and Infinity. In Izbranniye raboty (66-291). Rus. Ed. Moscow: Universitetskaya kniga Publ. (In Russian)
  • Levinas, E. (2006). God and Philosophy. In Emmanuel Levinas: Put’ k drugomu (203-232). Rus. Ed. St Petersburg: Izdatel’stvo SPbGU Publ. (In Russian)
  • Loidolt, S. (2017). Value, Freedom, Responsibility: Central Themes in Phenomenological Ethics. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook for the History of Phenomenology (696-716). London. Oxford University Press.
  • Motroshilova, N. V. (1992). Vittorio Hösle: Sketches for a Philosophical Portrait. In Vittorio Hyosle: nabroski k filosofskomu portretu (171-217). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Vattimo, G. (2002). The Transparent Society. Rus. Ed. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
  • Welz, C. (2016). Trauma, Memory, Testimony. Phenomenological, Psychological and Ethical Perspectives. In R. Illman & B. Dahla (Eds.), Jewish Studies in the Nordic Countries Today (104-133). Turku. The Donner Institute, Åbo Akademi.
  • Zahavi, D. (2001). Beyond Empathy. Phenomenological Approaches to Intersubjectivity. Journal of Consciousness Studies, 8, 5-7.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1252


ИСЧЕЗАЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ ВИТГЕНШТЕЙНА

Название на языке публикации: ИСЧЕЗАЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ ВИТГЕНШТЕЙНА
Автор: ГАРРИС РОГОНЯН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 229-247
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-229-247 PDF (Загрузок: 2351)

Аннотация
В статье дается обзор нескольких известных попыток рассмотреть «Философские исследования» Людвига Витгенштейна в контексте трансцендентального идеализма. Основная цель этих попыток заключается в том, чтобы защитить позднюю философию Витгенштейна от релятивистской интерпретации таких понятий, как «языковые игры» и «формы жизни». Так, Бернард Уильямс, отмечая двусмысленность в использовании Витгенштейном местоимения «мы» в «Философских исследованиях», полагает, что это местоимение обладает трансцендентальным, а не эмпирическим характером. Иными словами, для того общего взгляда на мир, который воплощен в этом «мы», отсутствует какая-либо осмысленная альтернатива. Тем не менее главный недостаток этого подхода заключается в том, что Уильямс рассматривает такое «мы» во многом по аналогии с концептуальной схемой. Однако, как указывают многие авторы, данная идея не находит своего подтверждения в поздних работах Витгенштейна. Джонатан Лир в свою очередь предлагает рассматривать такое неэмпирическое «мы» как особого рода «настроенность», которая выступала бы в качестве аналога аналитического принципа апперцепции. Именно этот принцип придает осмысленное единство поведению человека и делает возможным его общение с другими людьми. Во многом следуя за Уильямсом и пытаясь исправить недостатки его позиции, Лир предлагает рассматривать двусмысленный статус «мы» в «Философских исследованиях» в качестве довода в пользу «исчезновения» тарнсцендентального «мы», а вместе с ним и угрозы релятивизма. Джон Макдауэлл, однако, в целом соглашаясь с необходимостью избавить философию Витгенштейна от релятивистских интерпретаций, критически оценивает идею использовать для этого трансцендентальный идеализм. Вместо этого Макдауэлл предлагает вернуться к гегелевскому тезису о безграничности концептуального, который делает ненужным обращение к трансцендентальному обоснованию гармонии между разумом и миром. Поэтому в статье также рассмотрены аргументы Макдауэлла против приписывания Витгенштейну каких-либо версий трансцендентального идеализма.

Ключевые слова
Людвиг Витгенштейн, Бернард Уильямс, Джонатан Лир, Джон Макдауэлл, трансцендентальный идеализм, релятивизм, языковые игры, формы жизни.

References

  • Cavell, S. (2002). Must We Mean What We Say? A Book of Essays. Harvard University, Massachusetts: Cambridge University Press.
  • Hutto, D. D. (1996). Was the Later Wittgenstein a Transcendental Idealist? In P. Coates & D. Hutto (Eds.), Current Issues in Idealism (121-153). Bristol, United Kingdom: Thoemmes Press.
  • Lear, J. (1982). Leaving the World Alone. The Journal of Philosophy, 79 (7), 382-403.
  • Lear, J. (1999). Open Minded: Working Out the Logic of the Soul. Harvard: Harvard University Press.
  • Malcolm, N. (1982). Wittgenstein and Idealism. In G. Vesey (Ed.), Idealism Past and Present (249–267). Cambridge: Cambridge University Press.
  • McDowell, J. (1996). Mind and World: With a New Introduction by the Author. Harvard: Harvard University Press.
  • McDowell, J. (1998). Mind, Value, and Reality. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • McDowell, J. (2001). Responses. In M. Willaschek (Ed.), John McDowell: Reason and Nature. Lecture and Colloquium in Münster 1999 (91-114). Münster: LIT–Verlag.
  • Moore, A. W. (2007). Wittgenstein and Transcendental Idealism. In G. Kahane, E. Kanterian & O. Kuusela (Eds.), Wittgenstein and his Interpreters (174-199). Oxford: Blackwell Publishing.
  • Mulhall, S. (2015). “Hopelessly Strange”: Bernard Williams’ Portrait of Wittgenstein as a Transcendental Idealist. In S. Gardner & M. Grist (Eds.), The Transcendental Turn (322–341). Oxford: Oxford University Press.
  • Pears, D. (1987). False Prison: A Study of the Development of Wittgenstein’s Philosophy. Vol. 1. Oxford: Clarendon Press.
  • Sacks, M. (2000). Objectivity and Insight. Oxford: Oxford University Press.
  • Williams, B. (1990). Descartes: The Project of Pure Enquiry. New York: Penguin Books.
  • Williams, B. (1982). Moral Luck: Philosophical Papers (1973–1980) . Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
  • Wittgenstein, L. (1994). Philosophical Works. Part I. Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
  • Wittgenstein, L. (2008). Tractatus Logico-Philosophicus. Rus. Ed. Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian).
  • Wittgenstein, L. (2020). Zettel. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1384


ЭПОХЕ И СТРАХ. НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ МИРА ИЛИ ИМИТАЦИЯ ОПЫТА?

Название на языке публикации: EPOCHE AND ANXIETY. NEUTRALIZATION OF THE WORLD OR THE IMITATION OF EXPERIENCE?
Автор: ВИКТОР МОЛЧАНОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 11-26
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-11-26 PDF (Загрузок: 2429)

Аннотация
«Эпохе» и «феноменологическая редукция» у Гуссерля и «боязнь» и «страх» у раннего Хайдеггера обсуждаются в этой статье с концептуальной и терминологической точек зрения. Основой для сравнения «epoche» и «страха» выступает их основная функция нейтрализации мира. Автор также рассматривает способ соотнесения эпохе и страха как философских понятий с тремя типами реализуемого опыта, которые послужили их источником. Выделены основные моменты и этапы введения термина эпохе; обозначены основные функциональные различия между терминами «эпохе» и «феноменологическая редукция» в различных работах Гуссерля. Рассмотрен ряд попыток Гуссерля трансформировать выдвинутые им методологические принципы в описание особого опыта отстранения, доступного благодаря моральным усилиям — мужеству и честности. В этой связи анализируется трансформация картезианского сомнения в процедуру «эпохе» посредством искусственной процедуры «попытки сомнения». Выделяются три вида ограничения универсальности эпохе и рассматриваются терминологические и содержательные отношения между нейтрализацией как модусом сознания и эпохе. Выявлены два основных различия, с помощью которых Гуссерль пытается трансформировать принципы в опыт: различие позиционального и нейтрального сознания (первичного и теневого) и различие эпохе и квази-эпохе. Гуссерлевская интерпретация эпохе и редукции как особого опыта имеет два основных источника: во-первых, опыт воображения, или фантазии, и в этом смысле источником эпохе является квази-эпохе, а не наоборот. Во-вторых, постулат тождественности ощущения от реального и иллюзорного предметов. Критически проанализировано различие Хайдеггера между страхом и тревогой. Общий источник явлений тревоги, страха, ужаса, испуга и т.д. автор усматривает в столкновении и взаимном проникновении различных человеческих миров. От этого многообразия нельзя отстраниться, оно является истинным источником философских размышлений.

Ключевые слова
эпохе, квази-эпохе, страх, нейтрализация, мир, опыт, сомнение, «попытка сомнения», трансформация, мир.

References

  • Descartes, R. (2018). Meditations on First Philosophy (J. Veitch, Trans.). Global Grey ebooks. Retrived from https://www.globalgreyebooks.com/meditations-on-first-philosophy-ebook.html
  • Druskin, I. (1995). The Vision of Non-Vision. St Petersburg: Kedr, Zazerkal’e Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil. Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1962). Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology (W. R. Boyce Gibson, Trans.). L.: George Allen & Unwin LTD. N.Y.: The Macmillan Company.
  • Husserl, E. (1970). Logical Investigations, vol. I (J. N. Findlay, Trans.). London and New York: Routledge & Kegan Paul Ltd.
  • Husserl, E. (1973a). Die Idee der Phanomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Bd.II. T.1 (Hua XIX/1). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Bernet, R., Kern, I., & Marbach, E. (1996). Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg: Meiner.
  • Fink, O. (1981). Operative Concepts in Husserl’s Phenomenology. In W. McKenna, R. M. Harlan & L. E. Winters (Eds.), Apriori and World. European Contributions to Husserlian Phenomenology (56-70). The Hague: Martinus Nijhoff.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1445


ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ «ПОРИСТОЙ САМОСТИ» ДЖ. РИВЕРЫ

Название на языке публикации: ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ «ПОРИСТОЙ САМОСТИ» ДЖ. РИВЕРЫ
Авторы: СЕРГЕЙ КОМАРОВ, ДАРЬЯ ХОМУТОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 248-275
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-248-275 PDF (Загрузок: 2277)

Аннотация
В статье анализируется философская концепция «пористой самости» Дж. Риверы. Оригинальность данной концепции в постфеноменологическом проекте определяется ролью теологических конструкций, которые модифицируют изначальный опыт самосознания. Такая модификация позволяет интерпретировать феноменологическое описание человеческой самости в качестве отличной от классической — «пористой» темпоральности, т. е. соотносящейся через «два входа» — интериорный и экстериорный — с вечностью. В рамках этого подхода первичным феноменом конституирования «пористой» самости становится внутреннее Слово (Verbum interior), которое в обращении к вечности оказывается изначальной самоданностью самости в качестве темпоральности. Вторичным феноменом конституирования «пористой» самости становится не мирская темпоральность М. Хайдеггера, а Epektasis как напряженная устремленность к концу времени вообще. Преобразованная верой мирская темпоральность самости феноменологически обнаруживается как открытая вечности в каждом своем моменте. Третьим феноменом темпоральности самости является Memoria, трактовка которой раскрывает способ, с помощью которого структура внутреннего сознания времени Э. Гуссерля может быть обрамлена онтологически и гармонично встроена в теологический концепт. В статье показано, как на основе такого понимания одновременно интериорной и экстериорной открытости «пористой» самости для вечности конституируется целостная структура ее темпоральности. Темпоральность пористой самости оказывается модификацией гуссерлевской диаграммы времени и переплетением двух потоков темпоральности одновременно из прошлого к будущему и из будущего к прошлому, которые конституируют само феноменальное поле события самости. Такое понимание темпоральности задает новые перспективы феноменологического анализа субъективности.

Ключевые слова
пористая самость, двойной вход, ретенция, протенция, память, Августин, Гуссерль, интериорность, экстериорность, двойная интенциональность.

References

  • Augustine. (2006). The Confessions. Rus. Ed. Minsk: Kharvest Publ. (In Russian)
  • Chernavin, G. I. (2010). Genesis of Time-Consciousness and Primary Facticity: To Husserl’s Phenomenological Metaphysics of Time. Logos, 5 (78), 125–137. (In Russian)
  • Descartes, R. (1897-1912). Qeuvres de Descartes. Publiees par Ch.Adam et P.Tennery. L.7. Paris.
  • Descartes, R. (1994). Writings. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Descombes, V. (2011). Le complément de sujet. Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
  • Gondek, H.-D., & Tengelyi, L. (2011). Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin: Suhrkamp.
  • Henry, M. (2011). The Phenomenology of Life. Logos, 3 (82), 172-185. (In Russian)
  • Henry, M. (2014). Non-Intentional Phenomenology. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (43-57). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Hefty, K. (2018). Review of the Book “The Contemplative Self after Michel Henry: A Phenomenological Theology”, by J. Rivera. The Journal of Religion, 98 (2), 294-296.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passive Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten (1918-1926) (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1994). The Phenomenology of Internal Time-Consciousness. Rus. Ed. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1999). Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow, Dom intellektual’noi knigi Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2006a). The Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2006b). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929-1934): Die C-Manuskripte (Hua VIII) (D. Lohmar, Hrsg.). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2006c). The Idea of Phenomenology. Five Lectures. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia Publ. (In Russian)
  • Mamardashvili, M. K. (2000). The Aesthetics of Thinking. Moscow: Moskovskaia shkoly politicheskikh issledovanii Publ. (In Russian)
  • Maldiney, H. (2014). About Transpossibility. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (151-203). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Marion, J.-L. (2010). La Croisee Du Visible. Rus. Ed. Moscow: Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)
  • Marion, J.-L. (2014). The Saturated Phenomenon. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (63-99). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Rivera, J. (2013). Figuring the Porous Self: St Augustine and the Phenonenogy of Temporality. Modern Theology, 29 (1), 83-103.
  • Rivera, J. (2015). The Contemplative Self After Michel Henry: A Phenomenological Theology. University of Notre Dame, Indiana.
  • Rivera, J. (2019). We-Synthesis Husserl and Henry on Empathy and Shared Life. Research in Phenomenology, 49, 184–208.
  • Yampolskaya, A. V. (2014a). From Passivity to Affectivity. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (229-240). Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Yampolskaya, A. V. (2014b). Translator’s Preface to “Non-Intentional Phenomenology”. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (39-42). Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)