- 01 Июнь 2022
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1075
ПАРАДОКСЫ АНАЛОГИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ОРИГИНАЛ И КОПИЯ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ВООБРАЖЕНИЯ
Название на языке публикации: | ПАРАДОКСЫ АНАЛОГИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ОРИГИНАЛ И КОПИЯ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ВООБРАЖЕНИЯ |
Автор: | ЕЛЕНА ДРОЖЕЦКАЯ |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 11, №1 (2022), 208-228 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1208-228 | PDF (Загрузок: 2368) |
Аннотация
В статье исследуется феноменологический взгляд на парадоксальность образного сознания — аналогической репрезентации, где образ (Bildobjekt) имеет материальный носитель, обеспечивающий его сходство с изображаемым предметом (Bildsujet). Э. Гуссерль наделил воображение интуитивностью и опосредованностью, традиционно считавшимися взаимоисключающими качествами. Нетривиальность его вывода обусловлена самой природой образа: Bildobjekt является, но не существует, напротив, Bildsujet существует, но в собственном смысле не является. Парадоксальность сущности образа выражается в двойном конфликте, в который он вступает и с актуально присутствующим, и с Bildsujet. Однако мнение Гуссерля, что конфликт образа с Bildsujetтем меньше, чем больше в образе черт, обеспечивающих сходство с последним, не находит подтверждения в его личном опыте. Он признает, что восковые фигуры, наделенные максимальным сходством с изображаемым предметом, являются не образом, а фикцией (иллюзией), поскольку схватываются не в нейтральной, а в полагающей установке. Вместе с тем знание об иллюзорности объекта не устраняет проблему: сознанию продолжает навязываться колебание между воспринимающей и воображающей интенцией. Французские феноменологи Ж.-П. Сартр и М. Ришир, напротив, связывают образ и иллюзию. В результате у Сартра воображаемое предстает миром шизофреника, а у Ришира — продуктом массового потребления, противопоставленным произведению искусства. Вслед за Платоном Ришир рассматривает образ как εἴδωλον (simulacre), который не достигает реальности, а имитирует ее. Однако образ, понятый как симулякр, все же имеет отношение к искусству — в отличие от артефакта. Создаваемый при помощи технических средств, которые имитируют не реальность, а сознание, артефакт, со своей стороны, подражает не реальности, а иллюзии реальности. Мы верим в то, что артефакт есть зеркало самой реальности, как если бы камера имела к ней более полный доступ, чем человеческий глаз. Данный эффект, именуемый Риширом галлюцинаторным, и позволяет артефакту выступать средством идеологических манипуляций.
Ключевые слова
образное сознание, воображение, воображаемое, аналогическая репрезентация, Bildobjekt, Bildsujet, симулякр, артефакт, иллюзия.
References
- Bernet, R. (2012). Phenomenological and Aesthetic epoché: Painting the Invisible Things Themselves. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of Contemporary Phenomenology. Oxford, Oxford UP. 10.1093/oxfordhb/9780199594900.013.0028. Retrieved from https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199594900.001.0001/oxfordhb-9780199594900-e-28
- Brentano, F. (1996). Psychology From an Empirical Standpoint. In F. Brentano (Ed.), Izbrannye raboty (11–94). Rus. Ed. Moscow, Dom intellektual’noi knigi, Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo Publ. (In Russian)
- Brough, J. B. (2005). Translator’s Introduction. In E. Husserl (Ed.), Phantasy, Image Consciousness, and Memory (1898-1925) (XXIX–LXVIII). Dordrecht: Springer.
- Descartes, R. (1989). Principles of Philosophy. In Sochineniya v 2 t. T.1 (297–422). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
- Flajoliet, A. (2008). La première philosophie de Sartre. Paris: Éditions Champion.
- Husserl, E. (1968a). Logische Untersuchungen. Zweiter Band, I. Teil: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Husserl, E. (1968b). Logische Untersuchungen. Zweiter Band, II. Teil: Elemente einer phänomenologischen Aufklärung der Erkenntnis. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/I). The Hague: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E. (1980). Phantasie, Bildbewußtsein, Erinnerung. Zur Phänomenologie der anschaulichen Vergegenwärtigungen, Texte aus dem Nachlaß (1898–1925) (Hua XXIII). The Hague: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E. (2001a). Collected Works, vol. 3 (1) (V. Molchanov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Gnozis, Dom intellektual’noi knigi Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (2001b). Logical Investigations, vol. II (D. Moran, Ed., J. N. Findlay, Trans.). London and New York: Routledge.
- Husserl, E. (2005). Phantasy, Image Consciousness, and Memory (1898-1925) . Dordrecht: Springer.
- Kant, I. (2001). Critique of Judgement. In Sochineniya na nemetskom i russkom yazykakh. T. 4 (66–833). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
- Kant, I. (2006). Critique of Pure Reason. In Sochineniya na nemetskom i russkom yazykakh. T.2. Ch.1 (1–1071). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
- Locke, J. (1985). An Essay Concerning Himan Understanding. Books I-III. In Sochineniya v 3 t. T.1 (77–582). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
- Molchanov, V. (2011). Analitical Phenomenology in E. Husserl’s “Logical Investigations”. In E. Husserl (Ed.), Logicheskie issledovaniya. T. II. Ch. 1: Issledovaniya po fenomenologii i teorii poznaniya (462–557). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russian)
- Molchanov, V. (2002). Two Lectures on Brentano. Logos, 2002, 1 (32), 46–67. (In Russian)
- Nir, E. (2017). Imagination and the Image: A Revised Phenomenology of Imagination and Affectivity. Bulletin d’analyse phénoménologique, XIII 2, 52-67.
- Plato. (2007a). Sophist. In Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 2 (329–412). Rus. Ed. St Petersburg: Izdatel’stvo S.-Peterb. un-ta: “Izdatel’stvo Olega Abyshko” Publ. (In Russian)
- Plato. (2007b). Republic. In Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3. Ch. 1 (97–494). Rus. Ed. St Petersburg: Izdatel’stvo S.-Peterb. un-ta: “Izdatel’stvo Olega Abyshko” Publ. (In Russian)
- Richir, M. (1997). Le cinéma: artefact et simulacre. Protée, Printemps, 79–89.
- Richir, M. (1998). Phantasia, imagination et image. Voir, 17, 4–11.
- Richir, M. (2002). Art et Artefact. In Utopia 3, la question de l’art au 3ème millénaire (62–75). GERMS, Paris.
- Richir, M. (2011). Imagination et phantasia chez Husserl. Eikasia, Revista de filosofia, 40, 13–32.
- Ricoeur, P. (1981). Sartre and Ryle on the Imagination. In P. A. Schilpp (Ed.), The Philosophy of Jean-Paul Sartre. The Library of Living Philosophers, Vol. XVI (167–178). Illinois: Open Court Publishing Company.
- Sartre, J.-P. (2001). The Imaginary: A Phenomenological Psychology of the Imagination. Rus. Ed. St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
- Sartre, J.-P. (2005). L’ imaginaire. Psychologie phénoménologique de l’imagination. Paris: Gallimard.
- Stawarska, B. (2005). Defining Imagination: Sartre Between Husserl and Janet. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 4, 133–153.
- Twardowski, K. (1997). On the Content and Object of Presentations. A Psychological Investigation. In Logiko-filosofskie i psikhologicheskie issledovaniya (38–159). Rus. Ed. Moscow: “Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya” (ROSSPEN) Publ. (In Russian)
- Vostrova, G. (2014). The Mind’s Ability of Neantisation in Early Sartre’s Phenomenology of Creativity. Filosofiya i sovremennost’, 4, 63–71. (In Russian)
- 01 Июнь 2022
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1567
ПРОБЛЕМА A PRIORI В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ: АПРИОРНЫЙ ПЕРФЕКТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ
Название на языке публикации: | ПРОБЛЕМА A PRIORI В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ: АПРИОРНЫЙ ПЕРФЕКТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ |
Автор: | АНТОН ВАВИЛОВ |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 11, №1 (2022), 141-169 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-141-169 | PDF (Загрузок: 2495) |
Аннотация
В статье представлен вариант актуализации основного вопроса Хайдеггера о смысле бытия в контексте проблемы так называемого «априорного перфекта». Осмысляя подход к бытию в истории философии, Хайдеггер обнаруживает, что бытие мыслится по отношению к сущему как более раннее, предшествующее, априорное, всегда уже «совершенное». Неизменно понимая бытие в перфектном смысле, традиция, однако, не ставит, как отмечает Хайдеггер, никакого вопроса ни о смысле такого предшествования, ни о его временной определенности, или основе, оставляя тем самым априорно-перфектный характер бытия в полном забвении. Авторская гипотеза состоит в том, что именно проблематизация априорности в ее темпоральном истоке может способствовать разрешению поставленного Хайдеггером фундаментального для всей философии вопроса о времени как трансцендентальном горизонте любой понятности бытия, каковое в еще только требующем прояснении смысле «предшествует» сущему, поскольку в этом предшествовании заключен заветный временной момент, осмысление которого как раз и позволяет развить «основной вопрос метафизики» о связи бытия и времени более конкретно по сравнению с четырьмя выделяемыми самим Хайдеггером главными темами бытийного вопроса: онтологическая дифференция; глубинная артикуляция бытия (essentia/existentia); истинностный (веритативный) характер бытия; единство понятия бытия при множественности видов бытия (способов-быть). В настоящей статье мы и пытаемся актуализировать вопрос о смысле априори и обосновать необходимость его возобновления на базе фундаментальной онтологии, связывая с проблемой априорности бытия вопрос о существе философии как таковой в ее экзистенциально-темпоральном понятии, поскольку философия предстает не чем иным, как обусловленным временностью вопрошающим возвращением экзистирующего сущего к «более ранним», перфектным, априорным бытийным структурам. В работе мы выдвигаем следующие тезисы: (1) Если бытие предпонимается как «более раннее» по отношению к сущему, и в таком понимании действует временное определение, тогда главный вопрос фундаментальной онтологии о связи бытия и времени может быть развит или, по меньшей мере, уточнен посредством разработки проблемы смысла априори. (2) Вопрос о смысле «более раннего» и темпоральной основе его понимания конкретизируется в вопросе об условиях возможности самой онтологии, в том числе и фундаментальной, концептуализирующей время как «более раннее» условие возможности самого бытия и, следовательно, «живущей» в свете предпонимания «более раннего», априорного. (3) Такое рефлексивное самообоснование фундаментальной онтологии является необходимым этапом на пути разработки ее проекта, если, конечно, главным «долгом» философа оказывается прояснение «нашей внутренней природы» ради открытия условий возможности и границ самой философии. В заключении делается вывод о том, что возможности фундаментальной онтологии в деле осмысления бытия, времени и философствования в целом, на деле, еще далеко не исчерпаны, но ждут актуализирующих их вопрошаний и новых прочтений, позволяющих увидеть скрытое богатство хайдеггеровского наследия.
Ключевые слова
априори, перфект, вопрошание, онтология, фундаментальная онтология, бытие, время, Dasein, Хайдеггер.
References
- Akhutin, A. (2013). The Logic of ontological Assumptions. In A. Kruglov (Ed.), Mnogoobrazie apriori (40–62). Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
- Aubenque, P. (1962). Le problème de l’être chez Aristote. Essai sur la problématique aristotélicienne. Paris: Presses Universitaires de France.
- Bibikhin, V. (2009). Early Heidegger. Materials for the Seminar. Moscow: Institut teologii, filosofii i istorii sviatogo Fomy Publ. (In Russian)
- Deleuze, G., & Guattari, F. (2018). What is Philosophy? Rus. Ed. St Petersburg: Aleteiya Publ. (In Russian)
- Derrida, J. (1991). “Eating Well”, or the Calculation of the Subject: An Interview with Jacques Derrida. In E. Cadava (Ed.), Who comes after the Subject? (96–119). New York: Routledge.
- Derrida, J. (2013). Heidegger: la question de l’Être et l’Histoire. Paris: Galilée.
- Fehér, I. (2010). “The Mystery of Apriority”. A priori and Time in Heidegger’s Thought. Philobiblon, XV, 11–38.
- Foucault, M. (1994). Words and Things. Rus. Ed. St Petersburg: A-cad Publ. (In Russian)
- Grondin, J. (2011). The Turn in the Thinking of Martin Heidegger. Rus. Ed. St Petersburg: Russkii Mir Publ. (In Russian)
- Hegel, G. W. F. (1937). Science of Logic. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Gosudarstvennoe sotsial’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)
- Hegel, G. W. F. (1939). Science of Logic. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Gosudarstvennoe sotsial’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)
- Hegel, G. W. F. (1989). Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
- Heidegger, M. (1969). Entretien avec Heidegger. L’Express, 954, 78–85.
- Heidegger, M. (1975). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1976a). Phänomenologie und Theologie. In Wegmarken (GA 9) (45–78). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1976b). Vom Wesen des Grundes. In Wegmarken (GA 9) (123–175). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1976c). Was ist Metaphysik? In Wegmarken (GA 9) (103–122). Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1977). Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft (GA 25). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (GA 20). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1980). Hegels Phänomenologie des Geistes (GA 32). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1982). Vom Wesen der menschlichen Freiheit. Einleitung in die Philosophie (GA 31). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1983a). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt — Endlichkeit — Einsamkeit (GA 29/30). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1983b). Einführung in die Metaphysik (GA 40). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1984). Grundfragen der Philosophie. Ausgewählte “Probleme” der “Logik” (GA 45). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1986). Nietzsche: Der europäische Nihilismus (GA 48). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1989). Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis) (GA 65). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1991a). Davoser Disputation zwischen Ernst Cassirer und Martin Heidegger. In Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3) (274–296). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1991b). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1992). Platon: Sophistes (GA 19). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1993a). Die Grundbegriffe der antiken Philosophie (GA 22). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1993b). Phänomenologie der Anschauung und des Ausdrucks. Theorie der philosophischen Begriffsbildung (GA 59). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1994a). Heraklit (GA 55). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1994b). Phänomenologische Untersuchungen zu Aristoteles. Einführung in die phänomenologische Forschung (GA 61). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1995). Logik. Die Frage nach der Wahrheit (GA 21). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1996a). Einleitung in die Philosophie (GA 27). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1996b). Nietzsche. Erster Band (GA 6.1). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1997a). Der Deutsche Idealismus (Fichte, Schelling, Hegel) und die philosophische Problemlage der Gegenwart (GA 28). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1997b). Der Satz vom Grund (GA 10). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1997c). Nietzsche. Zweiter Band (GA 6.2). Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1998). Aufzeichnungen zur Temporalität (Aus den Jahren 1925 bis 1927). Heidegger Studies, 14, 11–23.
- Heidegger, M. (1999a). Metaphysik und Nihilismus (GA 67). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1999b). Zur Bestimmung der Philosophie (GA 56/57). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2001a). The Basic Problems of Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Vysshaia religiozno-filosofskaia shkola Publ. (In Russian)
- Heidegger, M. (2001b). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Heidegger, M. (2004). Der Begriff der Zeit (GA 64). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2005). Phänomenologische Interpretation ausgewählter Abhandlungen des Aristoteles zu Ontologie und Logik (GA 62). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2006a). Die onto-theo-logische Verfassung der Metaphysik. In Identität und Differenz (GA 11) (51–79). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2006b). Geschichte der Philosophie von Thomas von Aquin bis Kant (GA 23). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2006c). Was ist das — die Philosophie?. In Identität und Differenz (GA 11) (3–26). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2012). Seminare: Platon — Aristoteles — Augustinus (GA 67). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2013). Seminare: Kant — Leibniz — Schiller (GA 84.1). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2016a). Begriff und Entwicklung der phänomenologischen Forschung. In Vorträge (GA 80.1) (159–178). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2016b). Dasein und Wahrsein (nach Aristoteles). In Vorträge (GA 80.1) (55–101). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2016c). Hegel und das Problem der Metaphysik. In Vorträge (GA 80.1) (281–325). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2016d). Phänomenologie und Theologie. In Vorträge (GA 80.1) (179–212). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2016e). Philosophische Anthropologie und Metaphysik des Daseins. In Vorträge (GA 80.1) (213–251). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Hübner, B. (2011). Martin Heidegger — Оbsessed with Being. Rus. Ed. St Petersburg: Akademiia issledovaniia kul’tury Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (2004). The Crisis of European Sciences and Transcendental Philosophy. Rus. Ed. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
- Kant, I. (2006). Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
- Kugelmann, L. (1986). Antizipation. Eine begriffsgeschichtliche Untersuchung. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
- Patkul, A. (2013). Apriori: The farthest Way to the Nearest. In A. Kruglov (Ed.), Mnogoobrazie apriori (106–128). Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
- Petkovšek, S. (2012). Die Idee des Guten in Heideggers existenzialer Analyse. Bogoslovska smotra, 82 (1), 43–64.
- Trawny, P. (2013). Heidegger and Apriori. In A. Kruglov (Ed.), Mnogoobrazie apriori (217–238). Rus. Ed. Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
- 01 Июнь 2022
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1328
КРИЗИС НАУК И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИЛИ РАДИКАЛИЗАЦИЯ?
Название на языке публикации: | КРИЗИС НАУК И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИЛИ РАДИКАЛИЗАЦИЯ? |
Автор: | МИХАИЛ БЕЛОУСОВ |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 11, №1 (2022), 40-72 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-40-723 | PDF (Загрузок: 2391) |
Аннотация
В своих поздних текстах Гуссерль интерпретирует кризис европейских наук как утрату их жизненной значимости. Этот диагноз, на первый взгляд, предопределяет терапевтическую стратегию — чтобы преодолеть кризис, феноменология должна вернуться к очевидностям жизненного мира. В статье обосновывается тезис о том, что гуссерлевская стратегия преодоления кризиса европейских наук состоит не в ликвидации разрыва с донаучными очевидностями естественной установки, а, напротив, в его радикализации. Таким образом, я предпринимаю попытку показать, что Гуссерль стремится преодолеть кризис наук более радикальным кризисом феноменологии. Феноменология, по Гуссерлю, должна стать единственной наукой, не предполагающей жизненный мир, поскольку она его проблематизирует. Я намерен также продемонстрировать, что эта парадоксальная стратегия представляет не просто историко-философский интерес, но значима для актуальной философской работы. Обоснование этих тезисов осуществляется в три этапа. В первой части статьи анализируется различие между объективным миром и жизненным миром, служащее исходным пунктом гуссерлевской интерпретации кризиса наук в «Кризисе». Соотнося различие объективного и жизненного мира в «Кризисе» с различием идеального и естественного мира в «Идеях I», я раскрываю двойственный характер гуссерлевского понимания кризиса европейских наук. Кризис, согласно Гуссерлю, возникает тогда, когда наука выходит за пределы жизненного мира посредством идеализаций и, в то же время, предполагает непосредственные донаучные очевидности как нечто само собой разумеющееся. Во второй части статьи показано, что стратегия преодоления кризиса в «Кризисе» строится на осуществлении феноменологического эпохе, которое позволяет проблематизировать жизненный мир, не предполагая его. В этой связи продемонстрировано мотивационное единство двух редукций, осуществляемых Гуссерлем в «Кризисе» — редукции к жизненному миру, срывающей с донаучной реальности одеяние идей, ошибочно принимаемое за саму реальность, и редукции жизненного мира, превращающей мир в горизонт и лишающей феноменолога права пользоваться естественными очевидностями, которое в нефилософской науке является само собой разумеющимся и только и делает ее возможной. Единство редукций указывает на то, что феноменологическое возвращение к жизненному миру понимается Гуссерлем как радикальный разрыв с непосредственными очевидностями естественной жизни. Третья часть посвящена вопросу о том, открывается ли проблематичность жизненного мира только взгляду незаинтересованного наблюдателя, или она может обнаруживаться как бы изнутри, в дотеоретическом опыте, делающем жизнь способной к самопроблематизации и мотивирующем эпохе. Предпринята попытка продемонстрировать, что, хотя этот вопрос не получает удовлетворительного ответа в рамках гуссерлевских анализов мотивации редукции, ключ к его разрешению дает генетическая феноменология, поскольку она тематизирует историчность жизненного мира. Историчность рассмотрена в статье как амбивалентный дотеоретический опыт, в котором конституируется как самоочевидность, так и проблематичность жизненного мира.
Ключевые слова
кризис европейских наук, эпохе, жизненный мир, объективный мир, Гуссерль, идеализация, историчность.
References
- Aguirre, A. (1970). Genetische Phänomenologie und Reduktion. Zur Letztbegründung der Wissenschaft aus der radikalen Skepsis im Denken Husserls. Den Haag: Martinus Nijhoff.
- Bernet, R., Kern, I., & Marbach, E. (1996). Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg: Meiner.
- Carr, D. (1970). Translator’s Introduction. In E. Husserl (Ed.), The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy (xv-xliii). Evanston: Northwestern University Press.
- Chernavin, G. (2013). Erscheinung in der Schwebe zwischen Sein und Schein: von Herbart zu Husserl. Horizon. Studies in Phenomenology, 2 (2), 7-16.
- Dodd, J. (2007). Crisis and Reflection: an Essay on Husserl’s “Crisis of the European Sciences” . Dordrecht: Springer.
- Geniusas, S. (2012). The Origins of the Horizon in Husserl’s Phenomenology. Dordrecht: Springer.
- Held, K. (2008). Heidegger and the Principle of Phenomenology. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk I (190-220). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
- Held, K. (2010). God in Edmund Husserl’s Phenomenology. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk II (15-30). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (1969). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch. Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution. Haag: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E. (1973). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen. Den Haag: Martinu Nijhoff.
- Husserl, E. (1976a). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E. (1976b). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführungin die reine Phänomenologie 1. Halbband: Text der 1.-3. Auflage — Nachdruck. Den Haag: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Bd. II. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Den Haag: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926-1935) . Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
- Husserl, E. (2004). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. The General Introduction to Phenomenological Philosophy. Rus. Ed. Moscow: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
- Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy I. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (2018). The Idea of Phenomenoogy. Five Lectures. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaja Akademija Publ. (In Russian)
- Janssen, P. (1970). Geschichte und Lebenswelt. Ein Beitrag zur Diskussion von Husserls Spätwerk. Den Haag: Martinus Nijhoff.
- Mensch, J. (2017). Life and the Reduction to the Life-world. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 13-29.
- Mensch, J. (2021). Temporality as Spatial Field of Presence. Horizon. Studies in Phenomenology, 10 (1), 163-185.
- Ricoeur, P. (1967). Husserl and the question of history. In Husserl: an Analysis of his Phenomenology (143-174). Evanston: Northwestern University Press. Richir, M. (2015). Commentary on “Phenomenology of Esthetic Consciousness”. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk IV (265-272). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
- Sowa, R. (2008). Einleitung des Herausgebers. In E. Husserl, Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937) (XXV-LXXXI). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
- Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Ausdruck. Phänomenologie im Umbruch bei Husserl und seinen Nachfolgern. Dordrecht: Springer.
- Tengelyi, L. (2013). Necessity of a Fact in Aristotle and Husserl: Two Foundations of Metaphysics. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk III (190-208). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
- Wittgenstein, L. (1994). Philosophical Investigations. In Filosofkie raboty. Chast’ I (165-409). Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
- 01 Июнь 2022
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1326
КОНЦЕПТ «ЧИСТОГО ЗНАНИЯ» В. СЕЗЕМАНА
Название на языке публикации: | КОНЦЕПТ «ЧИСТОГО ЗНАНИЯ» В. СЕЗЕМАНА |
Автор: | ВЛАДИМИР БЕЛОВ |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 11, №1 (2022), 190-207 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-190-207 | PDF (Загрузок: 2298) |
Аннотация
Хотя концепт «чистого знания» является одним из интересных и своеобразных концептов в философском творчестве Василия Сеземана (1884-1963), презентовать его можно только проведя разносторонний анализ многочисленных работ философа, посвященных онтолого-гносеологическим и логическим проблемам. Сеземан полагает, что главные философские направления в начале ХХ века, а именно неокантианство, интуитивизм и феноменология, не смогли представить этого концепта, хотя и делали попытки. Основной причиной неспособности неокантианства, интуитивизма и феноменологии начать разговор о чистом знании, по мнению философа, является их неспособность к утверждению сущностного различия между предметным и непредметным знанием. Особое внимание при обосновании своего концепта «чистого знания» Сеземан уделяет отличию своего подхода от подхода основателя современной феноменологии. Философ указывает на то, что даже Гуссерль, сконцентрировавший внимание на специфике внутреннего переживания, ставит эту специфику, в конце концов, в зависимость от процесса познания и рефлексии, абсолютно игнорируя ее онтологические основания. В то время как чистое знание, согласно Сеземану, не является ни непредметным, ни предметным знанием, ни непредметным, ни предметным бытием, оно, по сути, есть не-знание и не-бытие. Именно такое понимание философом данного феномена позволяет ему характеризовать чистое знание как беспредпосылочное и безграничное и, в целом, как свободное от каких-либо онтологических или гносеологических детерминаций. Однако, с другой стороны, Сеземан настаивает на том, что феномен чистого знания имеет значение не просто регулятивной идеи, бесконечно далекого идеала, но и реальное конститутивное значение, как принципа, раскрывающего и определяющего человеческое устремление на познание как взаимосвязанный и необходимый процесс, восходящий от онто-гносеологической ступени непредметного знания к гносеологической, а затем и логической ступени знания предметного.
Ключевые слова
Сеземан, чистое знание, установка, феноменология, интуитивизм, переживание, явление, предметное и непредметное знание.
References
- Belov, V. N. (2012). V.E. Sezeman Is a Systematist of Russian Neo-Kantianism. Voprosi filosofii, 4, 121–127. (In Russian)
- Belov, V. N. (2017). Contemporary Studies of Vasily Sezeman’s Creativity Abroad. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 411–424. (In Russian)
- Belov, V. N. (2019). N. Hartmann and W. Sesemann. Preface to the Translation of N. Hartmann’s Review “On Wilhelm Sesemann”. Horizon. Studies in Phenomenology, 8 (1), 311–317. (In Russian)
- Florensky, P. A. (1990). Imeslavie as a Philosophical Prerequisite. In U vodorazdelov mysli. Vol. 2 (281-321). Moscow: Pravda Publ. (In Russian)
- Hartmann, N., Belov, V., & Belousov, M. (2019). On Wilhelm Sesemann. Horizon. Studies in Phenomenology, 8 (1), 318–327. (In Russian)
- Hegel, G. W. F. (1970). Science of Logic. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Misl’ Publ. (In Russian)
- Jakovenko, B. V. (2000). Critical Notes on Phenomenology. In Antologija fenomenologicheskoj filosofii v Rossii. Vol. 2 (242-253). Moscow: Logos, Progress-Tradition Publ. (In Russian)
- Jonkus, D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija. Vilnius: Versus Aureus.
- Jonkus, D. (2017). The Philosophy of Vasily Sesemann: Neo-Kantianism, Intuitivism and Phenomenology. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 79–96. (In Russian)
- Losskii, N. (1929). Die intellektuelle Anschauung als Methode der Philosophie. Der Russische Gedanke. Internationale Zeitschrift für russische Philosophie, Literaturwissenschaft und Kultur, 1, 4–17.
- Seseman, V. (1927a). Beiträge zur Erkentnissproblem. I. Über gegenständliches und ungegenständliches Wissen. In Lietuvos universiteto. Humanitariniu fakulteto raštai. Kn. 2 (69-142). Kaunas.
- Seseman, V. (1927b). Studien zum Erkenntnisproblem. Rationales und irrationales. In Lietuvos universiteto. Humanitariniu fakulteto raštai (127-192). Kaunas.
- Seseman, V. (1935). Zum Problem der logischen Paradoxien. In Eranus (5-85). Kaunas.
- Seseman, V. (2000). Notes on the Problems of Cognition: on Subject and Non-Objective Knowledge. In Antologija fenomenologicheskoj filosofii v Rossii. Vol. 2 (268-279). Moscow: Logos, Progress-Tradition Publ. (In Russian)
- Seseman, V. (2006). On the Problem of Pure Knowledge (V. N. Belov, Trans.). Logos, 6, 119-162. (In Russian)
- Seseman, V. (2007). To the Problem of Cognition. In M. A. Kolerov & N. S. Plotnikov (Eds.), Issledovanija po istorii russkoj misli: Echegodnik za 2004-2005 god (234-248). Rus. Ed. Moscow: Modest Kolerov Publ. (In Russian)
- Sesemann, V. (2011). The Real Attitude and the “Pure” (Attitudeless) Knowledge. From the Manuscript Heritage. Kantovskii sbornik, 2 (36), 83–89. (In Russian)
- 01 Июнь 2022
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1004
О «ХРАНЕНИИ СОКРЫТОСТИ» И ВОПРОСЕ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСНОВНОМУ ПОНЯТИЮ ЭТИКИ
Название на языке публикации: | VOM „HÜTEN DER VERBORGENHEIT“ UND DER FRAGE NACH DER WÜRDE DES MENSCHEN. PHÄNOMENOLOGISCHE ZUGÄNGE ZU EINEM ETHISCHEN GRUNDBEGRIFF |
Автор: | ЙОХАННЕС ФОРЛОЙФЕР |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 11, №1 (2022), 93-113 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-93-113 | PDF (Загрузок: 2151) |
Аннотация
На фоне очевидного и непреднамеренного насилия над человеческим достоинством по всему миру и эпохальной потребности обрести опыт самого себя как человека в его особом способе бытия, в этой статье предпринята попытка исследовать вопрос о человеческом достоинстве и его сокрытости. С одной стороны, в ней предпринимается попытка поставить вопрос о том, не устарело ли человеческое достоинство ввиду социальных и исторических изменений и предпосылок и может ли оно являться и пониматься только как нечто старомодное в контексте технического языка и администрируемого мира. С другой стороны, автор ставит вопрос, не само ли этическое и антропологическое мышление на протяжении своей долгой истории недостаточно понимало, продумывало и концептуализировало человека. В контексте этих перспектив, определяющих вопрос о человеческом достоинстве, статья, главным героем которой является Хайдеггер, стремится возобновить хайдеггеровский постоянный поиск изначальной этики, основанный на гераклитовском фрагменте 119, и с этой точки зрения поставить вопрос о, возможно, более глубоком и адекватном понимании человеческого достоинства. В центре этих размышлений находится тезис Хайдеггера о том, что человеческое достоинство основано на хранении несокрытого, и, более чем когда-либо прежде, хранении сокрытости всего сущего. Не стремясь проигнорировать трудность и сложность хайдеггеровского мышления, автор пытается отыскать доступ к этому пониманию нашего достоинства исходя из опыта личных взаимоотношений.
Ключевые слова
феноменология, изначальная этика, сокрытость и несокрытость, исчисляющее мышление, мышление в ценностях, нигилизм, эмансипация, забвение достоинства, функция.
References
- Adorno, Th. W. (1971). Erziehung zur Mündigkeit. Vorträge und Gespräche mit Hellmut Becker (1959-1969) (G. Kadelbach, Ed.). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Adorno, Th. W. (1977). Erziehung nach Auschwitz. In Gesammelte Schriften 10/2. Kulturkritik und Gesellschaft II (674-690). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Adorno, Th. W. (1980). Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben (GS 4). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Adorno, Th. W. (1996). Probleme der Moralphilosophie. In T. Schröder (Ed.), Nachgelassene Schriften Abteilung IV. Bd. 10 (7-318). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Adorno, Th. W. (2001). Zur Lehre von der Geschichte und von der Freiheit. In R. Tiedemann (Ed.), Nachgelassene Schriften Abteilung IV. Bd. 13 (7-491). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Adorno, Th. W., & Horkheimer, M. (1981). Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente (GS 3). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Anders, G. (1988a). Die Antiquiertheit des Menschen. Bd. 1. Über die Seele im Zeitalter der zweiten industriellen Revolution. München: Beck.
- Anders, G. (1988b). Die Antiquiertheit des Menschen. Bd. 2: Über die Zerstörung des Lebens im Zeitalter der dritten industriellen Revolution. München: Beck.
- Brandhorst, M., & Weber-Guskar, E. (2017). Menschenwürde. Eine philosophische Debatte über Dimensionen ihrer Kontingenz. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Bruns, O. (2009). „Was heißt Menschenwürde?“ In W. Meints, M. Daxner & G. Kraiker (Eds.), Raum der Freiheit. Reflexionen über Idee und Wirklichkeit (323-339). Bielefeld: transcript.
- Bruns, O. (2013). „Die eigentliche Würde des Menschen ist noch nicht erfahren“. Heideggers Kritik an der Kantischen Würdekonzeption. In P. Sörensen & N. Münch (Eds.), Politische Theorie und das Denken Heideggers (105-129). Bielefeld: transkript.
- Buber, M. (1983). Ich und Du. Heidelberg: Lambert Schneider.
- Conradi, E. (2001). Take Care. Grundlagen einer Ethik der Achtsamkeit. Frankfurt am Main: Campus.
- Diels, H. (1906). Die Fragmente der Vorsokratiker. Griech.-dt. Bd. 1 (2nd ed.). Berlin: Weidmannsche Verlagsbuchhandlung.
- Diels, H. (1959). Die Fragmente der Vorsokratiker. Griech.-dt. Bd. 3 (9th ed.) (W. Kranz, Ed.). Berlin: Weidmannsche Verlagsbuchhandlung.
- Freud, S. (1982). Das Unbehagen an der Kultur (SA 9). Frankfurt am Main: Fischer.
- Fromm, E. (1989). Sigmund Freud. Seine Persönlichkeit und seine Wirkung (GA 8). München: Deutsche Taschenbuch Verlag.
- Gadamer, H.-G. (2010). Über die Verborgenheit der Gesundheit. Aufsätze und Vorträge. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Gruen, A. (1987). Der Wahnsinn der Normalität. Realismus als Krankheit: eine grundlegende Theorie zur menschlichen Destruktivität. Stuttgart: Kösel.
- Habermas, J. (2010). Das Konzept der Menschenwürde und die realistische Utopie der Menschenrechte. Deutsche Zeitschrift für Philosophie, 3, 343-357.
- Heidegger, M. (1961). Nietzsche. Bd 1 (3rd ed.). Pfullingen: Neske.
- Heidegger, M. (1976). Brief über den Humanismus (GA 9). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (1977a). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (1977b). Nietzsches Wort „Gott ist tot“ (GA 5). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (1983a). Hebel — der Hausfreund (GA 13). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (1983b). Einführung in die Metaphysik (GA 40). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (1992). Parmenides (2nd ed.) (GA 54). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (1996). Einleitung in die Philosophie (GA 27). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (1999). Metaphysik und Nihilismus (GA 67). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (2000a). Die Frage nach der Technik (GA 7). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (2000b). Reden und andere Zeugnisse eines Lebensweges (GA 16). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (2005). Über den Anfang (GA 70). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (2006). Brief an Takehiko Kojima (GA 11). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (2007). Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens (GA 14). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M. (2020). Vigiliae und Notturno. Schwarze Hefte 1952/53 — 1957 (GA 100). Frankfurt am Main: Klostermann.
- Heidegger, M., & Fink, E. (1970): Heraklit. Frankfurt am Main: Klostermann.
- Horkheimer, M. (1985a). Die Sehnsucht nach dem ganz Anderen. Gespräch mit Helmut Gumnior. In G. Schmid Noerr (Ed.), Gesammelte Schriften 7. Vorträge und Aufzeichnungen (1949-1973) (385-404). Frankfurt am Main: Fischer.
- Horkheimer, M. (1985b). Die verwaltete Welt kennt keine Liebe. Gespräch mit Janko Musulin. In G. Schmid Noerr (Ed.), Gesammelte Schriften 7. Vorträge und Aufzeichnungen (1949-1973) (358-362). Frankfurt am Main: Fischer.
- Horkheimer, M. (1985c). Zum Begriff der Vernunft. In G. Schmid Noerr (Ed.), Gesammelte Schriften 7. Vorträge und Aufzeichnungen (1949-1973) (22-35). Frankfurt am Main: Fischer.
- Horkheimer, M. (1985d). Zum Begriff des Menschen. In G. Schmid Noerr (Ed.), Gesammelte Schriften 7. Vorträge und Aufzeichnungen (1949-1973) (55-80). Frankfurt am Main: Fischer.
- Horkheimer, M. (1988). Traditionelle und kritische Theorie. In A. Schmidt (Ed.), Gesammelte Schriften 4 (1936-1941) (162-225). Frankfurt am Main: Fischer.
- Kant, I. (1968). Die Metaphysik der Sitten. In W. Weischedel (Ed.), Werke 8. Schriften zur Ethik und Religionsphilosophie (303-634). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Kapust, A. (2007). Menschenwürde auf dem Prüfstand. Philosophische Rundschau, 54, 279-307.
- Meinhof, U. (1986). Die Würde des Menschen ist antastbar. Aufsätze und Polemiken. Berlin: Wagenbach.
- Mitscherlich, A. (1980). Die Unwirtlichkeit unserer Städte. Anstiftung zum Unfrieden (15th ed.). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Mörchen, H. (1980). Macht und Herrschaft im Denken von Heidegger und Adorno. Stuttgart: Klett-Cotta.
- Mörchen, H. (1981). Adorno und Heidegger. Untersuchung einer philosophischen Kommunikationsverweigerung. Stuttgart: Klett-Cotta.
- Nietzsche, F. (1980a). Zur Genealogie der Moral. Eine Streitschrift (KSA 5). München: Deutsche Taschenbuch Verlag.
- Nietzsche, F. (1980b). Nachgelassene Fragmente (KSA 13). München: Deutsche Taschenbuch Verlag.
- Platte, T. (2008). Die Konstellation des Übergangs. Technik und Würde bei Heidegger. Berlin: Duncker & Humbolt.
- Schmidt-Jortzig, E. (2008). „Menschenwürde“ als Zauberwort der öffentlichen Debatte. Demokratische Meinungsbildung in hoch komplexen Problemfeldern. Zeitschrift für Evangelische Ethik, 52, 50-56.
- Sloterdijk, P. (2012). Du musst dein Leben ändern. Über Anthropotechnik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Thomä, D. (Ed.) (2013). Heidegger-Handbuch. Leben — Werk — Wirkung (2nd ed.) Stuttgart: J. B. Metzler.
- Thurnher, R. (1991). Heideggers Denken als „Fundamentalethik“? In R. Margreiter & K. Leidlmair (Eds.), Heidegger. Technik — Ethik — Politik (133-141). Würzburg: Königshausen und Neumann.
- Vetter, H. (1987). Heidegger und die Ethik. Materialien zur Klärung einiger möglicher Missverständnisse. In H. Vetter (Ed.), Verantwortung. Beiträge zur praktischen Philosophie. FS für Johann Mader zum 60. Geburtstag (161-174). Wien: WUV.
- Vetter, H. (2014). Grundriss Heidegger. Ein Handbuch zu Leben und Werk. Hamburg: Meiner.
- Vorlaufer, J. (1994). Das Sein-lassen als Grundvollzug des Daseins. Eine Annäherung an Heideggers Begriff der Gelassenheit. Wien: Passagen.
- Vorlaufer, J. (2018). „Der Weg zum Nahen ist der weiteste und darum schwerste …“ Ein Versuch einer Annäherung an das Denken und die Erfahrung von Nähe bei Martin Heidegger. Daseinsanalyse. Jahrbuch für Psychotherapie, Psychosomatik und Grundlagenforschung, 34, 28–44.
- Vorlaufer, J. (2019). „Wer das Tiefste gedacht, liebt das Lebendigste“. Marginalien zu Heideggers Frage einer „ursprünglichen“ Ethik. Daseinsanalyse. Jahrbuch für Psychotherapie, Psychosomatik und Grundlagenforschung, 35, 37-56.
- Welte, B. (1975). Über die verschiedenen Bedeutungen des Nichts. In A. Schwan (Ed.), Denken im Schatten des Nihilismus. FS f. W. Weischedel zum 70. Geburtstag (26-33). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
- Wucherer-Huldenfeld, A. K. (2003). Das ursprünglich Ethische im Ansatz von Heideggers „Sein und Zeit“. In R. Esterbauer (Ed.), Orte des Schönen. Phänomenologische Annäherungen (217-237). Würzburg: Wilhelm Fink Verlag.
- 01 Июнь 2022
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 913
ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ
Название на языке публикации: | KRIEGESURSACHEN |
Автор: | ПЕТЕР ТРАВНИ |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 11, №1 (2022), 441-454 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-441-454 | PDF (Загрузок: 2286) |
Аннотация
С самого начала свой истории философия имеет дело с вопросом о смысле войны. Вместе с тем, вопрос этот всегда понимался как вопрос о причинах войны. Почему существует война? Каково ее происхождение? В настоящей статье сделано предположение, что только этот вопрос и попытки ответить на него способны пролить свет на интерпретацию исторической реальности войны, которая, в конечном итоге, является только поводом для осмысления вызвавших ее причин. В статье дана отсылка к ряду понятий и текстов, принадлежащих дискурсу о войне, разворачивающемуся на протяжении столетий истории европейского мышления. К этим понятиям относятся: противоречия (Гераклит), тело (Платон), справедливость (природа) (Цицерон), природа (Гоббс), право (Гегель), политика (Клаузевиц) и мораль (К. Шимтт). И даже если эта последовательность является только одной из возможных последовательностей осмысления военных действий, я считаю ее одной из наиболее значимых. Мы видим, как множественность причин создает контекст, в котором мы могли бы попытаться проанализировать актуальные события. Ведь очевидно, что никакая война не имеет только одной причины. Наконец, статья имеет еще одну интенцию, а именно интенцию показать, что, вероятно, любая возможная последовательность причин войны будет иметь одно и то же последствие. Этим последствием будет финальное разрушение мира, испепеление.
Ключевые слова
война, pólemos, sōma, bellum iustum, bellum omnium in omnes, свобода, абсолютная война, абсолютная враждебность.
References
- Cicero. (1976). De officiis / Vom pflichtgemäßen Handeln (H. Gunermann, Hrsg. & Übers.). Reclam: Stuttgart.
- Cicero. (1979). De republica / Vom Gemeinwesen (K. Büchner, Hrsg. & Übers.). Reclam: Stuttgart.
- Clausewitz, C. v. (1980). Vom Krieg. Hinterlassenes Werk. Ullstein: Frankfurt am Main, Berlin und Wien.
- Diels, H., & Kranz, W. (1992). Die Fragmente der Vorsokratiker. Bd. 1. 18 (W. Kranz, Hrsg.; H. Diels, Übers.). Auflage. Weidmann: Zürich und Hildesheim.
- General Ludendorff. (1935). Der totale Krieg. Ludendorffs Verlag: München.
- Hegel, G. W. F. (1970a). Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse. Werke 7 (E. Moldenhauer & K. Markus Michel, Hrsg.). Suhrkamp: Frankfurt am Main.
- Hegel, G. W. F. (1970b). Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte. Werke 12 (E. Moldenhauer & K. Markus Michel, Hrsg.). Suhrkamp: Frankfurt am Main.
- Hobbes, T. (1994). Vom Menschen / Vom Bürger: Elemente der Philosophie II/III (G. Gawlick, Hrsg.). Felix Meiner Verlag: Hamburg.
- Kirk, G., & Raven, J. (1957). The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Cambridge UP: Cambridge.
- Plato. (1902). Opera, Recognovit brevique adnotatione critica instruxit Ioannes Burnet. Oxonii e typographeo Clarendoniano.
- Schmitt, C. (1963). Theorie des Partisanen. Zwischenbemerkung zum Begriff des Politischen. Duncker & Humblot: Berlin.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: