Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1517


ВРЕМЯ И ЕГО НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ РОМАНА ИНГАРДЕНА

Название на языке публикации: TIME AND ITS INDETERMINACY IN ROMAN INGARDEN’S CONCEPT OF THE LITERARY WORK OF ART
Автор: ШАРЛИН ЭЛСБИ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 729-748
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-729-748 PDF (Загрузок: 2146)

Аннотация
Время литературного произведения является схематизированы аспектом наглядным образом представленных объективностей литературного произведения. Проводимый Романом Ингарденом анализ времени литературного произведения выходит за пределы гуссерлевской феноменологии сознания времени, но, тем не менее, следует ей, поскольку и в литературном произведении, и в действительности, объективное время или же объективное время литературы конституируется на основе опыта временных объектов (или, в случае с произведением искусства, представленных объективностей). Время литературного произведения искусства переживается через его представленные объективности и зависит от уже существующей концепции объективного времени. (Мы рассматриваем время литературного произведения как вариант реального времени). Время литературного произведения, однако, приобретает неопределенность, так как автор литературного произведения способен манипулировать нашим опытом времени внутри литературного произведения, предугадывая, как читатель будет конкретизировать события, характеры и объекты по отношению ко времени. Я использую представление сороконожки в «Ревности» Алена Роб-Грийе как пример возможных манипуляций со временем, которые можно объяснить при помощи ингарденовского анализа времени литературного произведения искусства.

Ключевые слова
Ингарден, литература, неопределенность, сознание времени, схематизированные наглядные образы, конкретизация.

References

  • Aristotle. (1984). De Interpretatione (J.L.Ackrill, Trans.). In The Complete Works of Aristotle, Vol. 2. Princeton: Princeton UP.
  • Butterfield, J.(1984). Seeing the Present. Mind: New Series, 93 (370), 161–176.
  • Eilstein, H.(2002). Against Detensers. In H.Eilstein (Ed.), A Collection of Polish Works on Philosophical Problems of Time and Spacetime (93–125). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(1964). The Phenomenology of Internal Time Consciousness (J. S.Churchill, Trans.). Bloomington: Indiana UP.
  • Ingarden, R.(1973a). The Literary Work of Art. An Investigation on the Borderlines of Ontology, Logic, and Theory of Literature (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1973b). The Cognition of the Literary Work of Art (R.A.Crowley & K.R.Olson, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Kietz, C.(2015). Temporal Conflict in the Reading Experience. In P.F.Bundgaard, & F.Stjernfelt (Eds.), Investigations Into the Phenomenology of the Ontology of the Work of Art: What are Artworks and How Do We Experience Them? (51–73). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-14090-2_4
  • McTaggart, J.M.E.(1908). The Unreality of Time. Mind: New Series, 17 (68), 457–474.
  • Mitscherling, J.(1997). Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press.
  • Mitscherling, J.(2010). Aesthetic Genesis: The Origin of Consciousness in the Intentional Being of Nature. Lanham: University Press of America.
  • Półtawski, A.(2002). The Problem of Time in the Philosophy of Roman Ingarden. In H.Eilstein (Ed.), A Collection of Polish Works on Philosophical Problems of Time and Spacetime (137–148). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Robbe-Grillet, A.(1957). La Jalousie. Paris: Minuit.
  • Stein, E.(1989). On the Problem of Empathy (W. Stein, Trans.). Washington, D.C.: ICS Publications.
  • Szczepańska, A.(1989). The Structure of Artworks. In B.Dziemidok, & P.McCormick (Eds.), On the Aesthetics of Roman Ingarden. Interpretations and Assessments (21–54). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1517


ГУССЕРЛЬ ИНГАРДЕНА: КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОММЕНТАРИЯ НА «ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» 1915 ГОДА

Название на языке публикации: INGARDEN’S HUSSERL: A CRITICAL ASSESSMENT OF THE 1915 REVIEW OF THE LOGICAL INVESTIGATIONS
Автор: ТОМАС БЁРН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 513-531
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-513-531 PDF (Загрузок: 2325)

Аннотация
В статье дается критическая оценка написанной в 1915 году рецензии Романа Ингардена на второе издание «Логических исследований» Эдмунда Гуссерля. Я проясняю и критикую проведённый Ингарденом анализ различий между первым изданием 1901 года и вторым изданием 1913 года. Я отдельно останавливаюсь на трёх положениях его интерпретации. В первую очередь, я показываю, что Ингарден справедливо отвергает утверждение Гуссерля о том, что он начинает практиковать эйдетический подход к исследованию сознания только в 1913 году, поскольку Гуссерль уже проводил эйдетический анализ в 1901 году. Во-вторых, я показываю, что Ингарден заблуждается, полагая, что во втором издании Гуссерль полностью преобразовал собственную философию в трансцендентальный идеализм. В то время как Гуссерль, судя по всему, принимая трансцендентальную феноменологию и утверждая в своих программных заявлениях, что интенциональное содержание и объект отныне включены в область его исследования, фактически не изменяет описания интенциональных отношений соответствующим образом. В-третьих, я показываю, что Ингарден верно предсказывает ряд логических идей Гуссерля, свойственных его поздней философии. Этот анализ дополняет современные представления об эволюции философии Ингардена, более пристально акцентируя развитие его практически забытой ранней мысли. Моя критическая оценка опирается как на позднейшие труды Гуссерля, так и на новейшую литературу, посвященную «Исследованиям». Действуя таким образом, я надеюсь продемонстрировать то, как развивалось восприятие «Исследований» в течение ста лет после выхода этого текста, а также изложить свои собственные взгляды на эти затруднительные вопросы.

Ключевые слова
Ингарден, Гуссерль, феноменология, Логические исследования, трансцендентальная редукция, логическая грамматика, сущность, дескриптивная психология.

References

  • Bernet, R.(1988). Husserl’s Theory of Signs Revisited. In R.Bernet, & R. Sokolowski (Eds.), Husserl and the Phenomenological Tradition (1–24). Washington: Catholic University.
  • Bernet, R.(2004). Husserl’s Transcendental Idealism Revisited. New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 4, 1–20.
  • Bielawka, M.(2011). Spór z Ingardenowskim sporem o istnienie świata. In A.Węgrzecki (Ed.), W kręgu myśli Romana Ingardena: praca zbiorowa (77–89). Krakow: Wydawnictwo WAM.
  • Bossert, P., & Peters, C.(1975). Translators’ Introduction to “Introduction to the Logical Investigations: Draft of a Preface to the Logical Investigations” (XI-XXX). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Bostar, L.(1994). Reading Ingarden read Husserl: Metaphysics, Ontology, and Phenomenological Method. Husserl Studies, 10, 211–236.
  • Byrne, T.(2017a). Husserl’s Early Semiotics and Number Signs: Philosophy of Arithmetic through the Lens of ‘On the Logic of Signs (Semiotic)’. Journal of the British Society for Phenomenology, 48 (4), 287–303.
  • Byrne, T.(2017b). Surrogates and Empty Intentions: Husserl’s On the Logic of Signs as the Blueprint for the First Logical Investigation. Husserl Studies, 33 (3), 211–227.
  • Byrne, T.(2017c). The Dawn of Pure Logical Grammar: Husserl’s Study of Inauthentic Judgments from ‘On The Logic of Signs’ as the Germ of the Fourth Logical Investigation. Studia Phaenomenologica, 17, 285–308.
  • Byrne, T.(2018). The Evolution of Husserl’s Semiotics: The “Logical Investigations” and its Revisions (1901-1914). Bulletin d’analyse phénoménologique, 5 (14), 1–23.
  • Byrne, T.(2019). Husserl’s Early Genealogy of the Number System. Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 6 (2), 402–428.
  • Byrne, T.(2020a). Husserl’s 1901 and 1913 Philosophies of Perceptual Occlusion: Signitive, Empty, and Dark Intentions. Husserl Studies, 36, 123–139.
  • Byrne, T.(2020b). Husserl’s Theory of Signitive and Empty Intentions in Logical Investigations and its Revisions: Meaning Intentions and Perceptions. Journal of the British Society for Phenomenology. Retrieved from https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00071773.2020.1743953
  • DeBoer, T.(1978). The Development of Husserl’s Thought. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Drummond, J.(2003). Pure Logical Grammar: Anticipatory Categoriality and Articulated Categoriality. International Journal of Philosophical Studies, 11 (2), 125–139.
  • Findlay, J.N.(1972). Phenomenology, Realism and Logic. Journal of the British Society for Phenomenology, 3 (3), 235–244.
  • Fisette, D.(2009). Stumpf and Husserl on Phenomenology and Descriptive Psychology. Gestalt Theory, 32 (2), 175–190.
  • Garcia-Baro, M.(1991). Some Puzzles on Essence. In A.T.Tymieniecka (Ed.), The Turning Points of the New Phenomenological Era (233–253). New York: Springer.
  • Galarowicz, J.(1982). U podstaw sporu Ingardena z Husserlem. (I) Spór o metodę. Studia Filozoficzny, 186–187 (3–4), 79–86.
  • Gierulanka, D.(1989). Ingarden’s Philosophical Work: A Systematic Outline. In B.Dziemidok, & P.McCormick (Eds.), On the Aesthetics of Roman Ingarden (1–20). New York: Kluwer.
  • Heffernan, G.(2013). From the Essence of Evidence to the Evidence of Essence. Logical Analysis & History of Philosophy, 16, 192–219.
  • Heidegger, M.(2010). Grundprobleme der Phenomenologie. Vittorio Klosterman: Berlin.
  • Husserl, E.(1975). Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1977). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie (Hua III-1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1985). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07 (Hua XXV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(2002). Logische Untersuchungen. Ergänzungsband. Erster Teil. Entwürfe zur Umarbeitung der VI.Untersuchung und zur Vorrede für die Neuauflage der Logischen (Hua XX-1). Den Haag: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(2005). Logische Untersuchungen. Ergänzungsband. Zweiter Teil. Texte für die Neufassung der VI.Untersuchung. Zur Phänomenologie des Ausdrucks und der Erkenntnis (Hua XX-2). Den Haag: Kluwer Academie Publishers.
  • Ingarden, R.(1915). Logische Untersuchungen von Edmund Husserl, zweite, umgearbeitete Auflage. Halle: Niemeyer 1913. Przegląd Filozoficzny, 18 (3–4), 305–311.
  • Ingarden, R.(1919). Dążenia fenomenologów. Przegląd Filozoficzny, 22 (3), 118–156.
  • Ingarden, R.(1921). Über die Gefahr einer Petitio Principii in der Erkenntnistheorie. Jahrbuch fur Philosophie und Phanomenologische Forschung, 4, 545–560.
  • Ingarden, R.(1947). Spór o istnienie świata. Kraków: Polska Akademia Umiejętności.
  • Ingarden, R.(1968). Meine Erinnerungen an Edmund Husserl. In R.Ingarden (Ed.), Briefe an Roman Ingarden (106–134). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Ingarden, R.(1993). Roman Ingarden’s Review of the Second Edition of Husserl’s “Logical Investigations” (A. Szylewicz, Trans.). Husserl Studies, 10, 1–12.
  • Kersten, F.(1975). The Originality of Gurwitsch’s Theory of Intentionality. Research in Phenomenology, 5, 19–27.
  • Kroński, T.J.(1933). Roman Ingarden: Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik, und Literaturwissenschaft. Max Niemayer Verlag, Halle.
  • Levinas, E.(1978). Théorie de l’intuition dans la phénoménologie de Husserl. Paris: J.Vrin.
  • Lohmar, D.(2019). The Phenomenological Method of Eidetic Intuition and Its Clarification as Eidetic Variation. In J.Drummond & O.Höffe (Eds.), Husserl: German Perspectives (110–139). New York: Fordham University Press.
  • Melle, U.(1998). Signitive und Signifikative Intentionen. Husserl Studies, 15 (3), 167–181.
  • Melle, U.(2002). Husserl’s Revisions of the Sixth Logical Investigation. In D.Zahavi, & F. Stjernfelt (Eds.), One Hundred Years of Phenomenology (111–123). Dordrecht: Springer.
  • Mitscherling, J.(1997). Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press.
  • Schuhmann, K.(1977). Husserl-Chronik. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Sokolowski, R.(1971). The Structure and Content of Husserl’s “Logical Investigations”. Inquiry, 14 (1-4), 318–347.
  • Rinofner-Kreidl, S.(2019). The Problem of Psychologism and the Idea of a Phenomenological Science. In J.Drummond, & O.Höffe (Eds.), Husserl: German Perspectives (1–14). New York: Fordham University Press.
  • Tischner, J.(1972). Ingarden-Husserl: spór o istnienie świata. In Z.Augustynek et al. (Eds.), Fenomenologia Romana Ingardena (127–143). Warszawa: Instytut Filozofii i Socjologii Polskiej Akademii Nauk.
  • Panzer, U. (1984). Introduction by the Editor. In U.Panzer (Ed.), Logische Untersuchungen (XVI– LXVII). Denn Haag, Martinus Nijhoff.
  • Płotka, W.(2017). Early Phenomenology in Poland (1895-1945): Origins, Development, and Breakdown. Studies in Eastern European Thought, 69 (1), 79–91. https://doi.org/10.1007/s11212-017- 9274-0
  • Płotka, W.(2020a). A Controversy over the Existence of Fictional Objects: Husserl and Ingarden on Imagination and Fiction. Journal of the British Society for Phenomenology, 51 (1), 33–54. https:// doi.org/10.1080/00071773.2019.1629553
  • Płotka, W.(2020b). From Psychology to Phenomenology (and Back Again): A Controversy over the Method in the School of Twardowski. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 19 (1), 141– 167. https://doi.org/10.1007/s11097-019-09620-x
  • Urban, P.(2010). Husserls Phänomenologie des Sprachlichen Ausdrucks in ihrer Entwicklung. Filosofický časopis, 2 (1), 1–10.
  • Wallner, I.M.(1987). In Defense of Husserl’s Transcendental Idealism: Roman Ingarden’s Critique Reexamined. Husserl Studies, 4, 3–43.
  • Zahavi, D.(2002). Metaphysical Neutrality in “Logical Investigations”. In D.Zahavi & F. Stjernfelt (Eds.), One Hundred Years of Phenomenology (93–109). New York: Springer.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1517


ВЛИЯНИЕ ЭДИТ ШТАЙН НА КОНЦЕПЦИЮ ЛИЧНОСТИ И ДУШИ ИНГАРДЕНА (СПОР О СУЩЕСТВОВАНИИ МИРА, § 78)

Название на языке публикации: THE INFLUENCE OF EDITH STEIN ON INGARDEN’S CONCEPT OF PERSON AND SOUL (CONTROVERSY OVER THE EXISTENCE OF THE WORLD, § 78)
Автор: СИМОНА БЕРТОЛИНИ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 579-600
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-579-600 PDF (Загрузок: 2175)

Аннотация
Как известно, во время пребывания в Гёттингене и Фрайбурге между Романом Ингарденом и Эдит Штайн началась крепкая дружба и интеллектуальное соратничество. Совместно проведённое в тот период время, как и переписка, которую они поддерживали на протяжении последующих лет, позволили им ближе ознакомиться с философскими воззрениями друг друга, а также испытать взаимное влияние. Цель настоящей статьи — показать сходство между темописанием души, которое предлагает Ингарден в § 78 «Спора о существовании мира», и анализом души и psyche, развитым Эдит Штайн в период между 1916 и 1922 гг. Кроме того, в статьебудет выдвинута гипотеза о том, что этот анализ повлиял на формальную антропологию, разработанную польским философом много лет спустя. Как рассмотрение души в качестве личностного ядра, которое проявляет себя в пережитом человеком опыте, так и его описание через понятие «силы», являются основными теоретическими элементами в зрелой онтологии человека для Ингардена, и уже сыгравшими решающую роль в ранних работах Штайн. С разницей в несколько лет оба мыслителя разработали антропологический взгляд, который отказывается от жизни сознания как основного ориентира, но выявляет онтологическую значимость единого психического источника предрасположенностей человека, человеческого характера и самого сознания.

Ключевые слова
Роман Ингарден — Эдит Штайн, личность, душа, сознание, psyche, духовность человека, феноменологическая антропология, онтология.

References

  • Ales Bello, A.(1993). Edith Stein und Hedwig Conrad-Martius: eine menschliche und intellektuelle Begegnung. Phänomenologische Forschungen (Studien zur Philosophie von Edith Stein: Internationales Edith-Stein-Symposion Eichstätt 1991), 26–27, 256–284.
  • Ales Bello, A.(2001). The Study of the Soul Between Psychology and Phenomenology in Edith Stein. In The Philosophy of Edith Stein: The Eighteenth Annual Symposium of the Simon Silverman Phenomenology Center (3–17). Pittsburgh: Silverman Institute for Phenomenology at Duquesne University.
  • Avé-Lallemant, E.(1975a). Die Nachlässe der Münchener Phänomenologen in der Bayerischen Staatsbibliothek. Wiesbaden: Harrassowitz.
  • Avé-Lallemant, E.(1975b). Die Antithese Freiburg-München in der Geschichte der Phänomenologie. In H.Kuhn, E.Avé-Lallemant, & R.Gladiator (Eds.), Die Münchener Phänomenologie. Vorträge des Internationalen Kongresses in München 13–18. April 1971 (19–38). Den Haag: Nijhoff.
  • Avé-Lallemant, E.(2003). Edith Stein und Hedwig Conrad-Martius. Begegnung in Leben und Werk. In B.Beckmann, & H.-B.Gerl-Falkovitz (Eds.), E. Stein Themen-Bezüge-Dokumente (55–77). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Bertolini, S.(2019). Roman Ingarden: Phenomenology, Responsibility and the Ontological Foundations of Morality. Miscellanea Anthropologica et Sociologica, 20(1), 82–97.
  • Calcagno, A.(2019). Soul in Edith Stein (1891-1942). In Encyclopedia of Concise Concepts by Women Philosophers. Paderborn: Universitätsbibliothek. Retrieved from https://historyofwomenphilosophers.org/ecc/hwps
  • Conrad-Martius, H.(1921). Metaphysische Gespräche. Halle: Niemeyer.
  • Hartmann, N.(1926). Ethik. Berlin: W.de Gruyter.
  • Husserl, E.(1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). Den Haag: Nijhoff.
  • Ingarden, R.(1925). Essentiale Fragen. Ein Beitrag zu dem Wesensproblem. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 7, 125–304.
  • Ingarden, R.(1964). Der Streit um die Existenz der Welt I.Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Ingarden, R.(1965). Der Streit um die Existenz der Welt II/2. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Ingarden, R.(1968). Meine Erinnerungen an E.Husserl. In E.Husserl, Briefe an Roman Ingarden. Mit Erläuterungen und Erinnerungen an Husserl (106–135). Den Haag: Nijhoff.
  • Ingarden, R.(1970). Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente. Stuttgart: Philipp Reclam Jun.
  • Ingarden, R.(1974). Über die kausale Struktur der realen Welt. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Ingarden, R.(1983). Man and Value. München: Philosophia Verlag.
  • Ingarden, R.(1994). Intuition und Intellekt bei Henri Bergson. In Roman Ingarden Gesammelte Werke Bd. 6 (Frühe Schriften zur Erkenntnistheorie) (1–199). Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Ingarden, R.(1998). Der Brief an Husserl über die VI.Untersuchung und den Idealismus (Ende Juli 1918). In Roman Ingarden Gesammelte Werke, Bd. 5 (Schriften zur Phänomenologie Edmund Husserls) (1–20). Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Ingarden, R.(1999). Die philosophischen Forschungen Edith Steins. In Roman Ingarden Gesammelte Werke, Bd. 3 (Schriften zur frühen Phänomenologie) (228–253).Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Ingarden, R.(2016). Controversy over the Existence of the World. Vol. II. Frankfurt a.M.: Peter Lang.
  • Knaup, M., & Seubert, H.(Eds.). (2017). Edith Stein-Lexikon. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Makota, J.(1990). Roman Ingarden’s Idea of Relatively Isolated Systems. Analecta Husserliana (Ingardeniana II: New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden), vol. XXX, 211–223.
  • Pfänder, A.(1933). Die Seele des Menschen. Versuch einer verstehenden Psychologie. Halle: Max Niemeyer.
  • Scheler, M.(1980). Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik: neuer Versuch der Grundlegung eines ethischen Personalismus. In Gesammelte Werke II.Bern-München: Francke.
  • Stein, E.(2000). Philosophy of Psychology and the Humanities. Washington: ICS Publications Institute of Carmelite Studies.
  • Stein, E.(2004). Einführung in die Philosophie. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 8. Freiburg/Basel/ Wien: Herder.
  • Stein, E.(2005). Potenz und Akt. Studien zu einer Philosophie des Seins. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 10. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Stein, E.(2010a). Beiträge zur philosophischen Begründung der Psychologie und der Geisteswissenschaften. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 6. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Stein, E.(2010b). Zum Problem der Einfühlung. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 5. Freiburg/Basel/ Wien: Herder.
  • Stein, E.(2014). „Freiheit und Gnade“ und weitere Beiträge zu Phänomenologie und Ontologie (1917- 1937). In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 9. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Stein, E.(2015). Selbstbildnis in Briefen III: Briefe an Roman Ingarden. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 4. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Walther, G.(1960). Zum anderen Ufer. Vom Atheismus zum Christentum. St. Goar: Otto Reichl Verlag.