Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 702


INTRODUCTION: ROMAN INGARDEN’S PHILOSOPHY RECONSIDERED

Название на языке публикации: INTRODUCTION: ROMAN INGARDEN’S PHILOSOPHY RECONSIDERED
Автор: ВИТОЛЬД ПЛОТКА, ТОМАС БЁРН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 489-494
Язык: Английский
Тип публикации: Вступительное слово
DOI : 10.21638/2226-5260-2020-9-2-489-494 PDF (Загрузок: 2196)

Аннотация
- - -

Ключевые слова
- - -

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


АНАЛИЗ «РАДИКАЛЬНОГО» РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ЛИТЕРАТУРОЙ

Название на языке публикации: CHALLENGING INGARDEN’S “RADICAL” DISTINCTION BETWEEN THE REAL AND THE LITERARY
Автор: ХЭЙТ ВИЛЬЯМС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 703-728
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-703-728 PDF (Загрузок: 2083)

Аннотация
Феноменология эстетики Ингардена характеризуется, прежде всего, реалистичным онтологическим подходом, который вторичен по отношению к актам сознания. Этот подход приводит к принципиальному различию между пространственно-временными и художественными объектами. Онтологически первый автономен, полностью детерминирован и обладает определенными атрибутами в то время, как последующий акт — гетерономный интенциональный объект, имеет лишь ограниченные определения и бесконечно много «моментов неопределенности». Хотя моменты неопределенности часто обсуждаются, роль, которую они играют в противопоставлении реального и литературного объекта, зачастую не оспаривается. После скрупулезной работы с онтологическими работами Ингардена и его текстов по эстетике, автор этого эссе ставит под сомнение чистоту онтологического подхода Ингардена и вытекающее из этого несоответствие между реальным и литературным объектом, особенно в отношении «моментов неопределенности». Я обосновываю свою позицию, приводя следующие пять тезисов: 1) Утверждение Ингардена о том, что реальный объект обладает бесконечным количеством свойств, противоречит эпистемологии, и вместо этого мы должны заключить, что онтологические свойства реального объекта конечны. 2) Априорный аргумент Ингардена по поводу того, что отсутствующие свойства реальных объектов онтологически детерминированы, не обоснован. 3) Радикальное различие между бесконечностью и конечностью данности или отсутствия реального и литературного объектов должно быть релятивировано. 4) Неопределенности в романе конкретизируются примерно так же, как и отсутствующие свойства реальных объектов. 5) В литературе выносятся истинностные утверждения, которые мы приписываем автору.

Ключевые слова
эстетика Ингардена, онтология Ингардена, реальный и литературный объекты, моменты неопределенности, конечность и бесконечность, истина в литературе.

References

  • Bernard-Donals, M.F. (1994). Mikhail Bakhtin: Between Phenomenology and Marxism. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Byrne, T.(2020). Husserl’s 1901 and 1913 Philosophies of Perceptual Occlusion: Signitive, Empty, and Dark Intentions. Husserl Studies, 36, 123–139. https://doi.org/10.1007/s10743-019-09255-5
  • Chrzanowska-Kluczewska, E.(2015). Textual Indeterminacy Revisited: From Roman Ingarden Onwards. Journal of Literary Semantics, 44(1), 1–21. https://doi.org/10.1515/jls-2015-0001
  • Husserl, E.(1977). Phenomenological Psychology. Lectures, Summer Semester: 1925 (J. Scanlon, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology (F.Kersten, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1989). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and a Phenomenological Philosophy: Second Book. Studies in the Phenomenology of Constitution (R.Rojcewitz, & A. Schuwer, Trans.). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(2001a). Logical Investigations, Vol. 1 (J.N.Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E.(2001b). Logical Investigation, Vol. 2 (J.N.Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E.(2005). Phantasy, Image Consciousness and Memory (J.Brough, Trans.). Dordrecht: Springer.
  • Ingarden, R.(1973a). The Cognition of the Literary Work of Art (R.A.Crowley, & K.R.Olson, Trans.). Evanston: Northwest University Press.
  • Ingarden, R.(1973b). The Literary Work of Art. An Investigation on the Borderlines of Ontology, Logic, and Theory of Literarature (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwest University Press.
  • Ingarden, R.(1983). On So-Called Truth in Literature. In P.J.McCormick (Ed.), Selected Papers in Aesthetics (133–162). Washington DC: The Catholic University of America Press.
  • Ingarden, R.(2013). Controversy over the Existence of the World, Vol. 1 (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
  • Ingarden, R.(2016). Controversy over the Existence of the World, Vol. 2 (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
  • Iser, W.(1978). The Act of Reading: A Theory of Aesthetic Response. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
  • Johansson, I.(2010). Fictions and the Spatiotemporal World — in the Light of Ingarden. Polish Journal of Philosophy, 4 (2), 81–103.
  • Markiewicz, H.(1975). Places of Indeterminacy in a Literary Work. In P.Graff, & S.Krzemiń-Ojak (Eds.), Ingarden and Contemporary Polish Aesthetics (159–171). Krakow: Polish Academy of Science.
  • Mitscherling, J.(1997). Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press.
  • Mulligan, K.(1995). Perception. In B. Smith (Ed.), The Cambridge Companion to Husserl (168–238). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Płotka, W.(2020). A Controversy Over the Existence of Fictional Objects: Husserl and Ingarden on Imagination and Fiction. Journal of the British Society for Phenomenology, 51(1), 33–54. https:// doi.org/10.1080/00071773.2019.1629553
  • Poli, R.(1998). Levels. Axiomathes, 1(2), 197–211.
  • Rand, A.(1957). Atlas Shrugged. New York: Signet Books.
  • Thomasson, A.(1999). Fiction and Metaphysics. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Uemura, G.(2019). Demystifying Roman Ingarden’s Purely Intentional Objects of Perception. In N.de Warren, & S.Taguchi (Eds.), New Phenomenological Studies in Japan (139–162). Cham: Springer International Publishing.
  • Voltaire. (2006). Candide. EBook: Project Guttenberg.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


О КОНЦЕПЦИИ ОНТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОМАНА ИНГАРДЕНА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ОНТОЛОГИИ?

Название на языке публикации: ZUR ROMAN INGARDENS AUFFASSUNG DER ONTISCHEN FUNDAMENTE DER VERANTWORTUNG: DIE VERANTWORTUNG ALS FUNDAMENT DER ONTOLOGIE?
Автор: ТОМАС СОДЕЙКА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 601-618
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-601-618 PDF (Загрузок: 2086)

Аннотация
Польский феноменолог Роман Ингарден приобрел известность в первую очередь благодаря своим исследованиям по эстетике. Однако он сам основной сферой своих философских интересов считал онтологию. Уже в начале своей научной карьеры Ингарден осознал, что не может согласиться со своим учителем Эдмундом Гуссерлем, который рассматривал феноменологию как трансцендентальную философию. С точки зрения Ингардена, ошибочность такого подхода состоит в том, что он ведет к метафизическому идеализму и лишает возможности схватить разницу между предметами, существующими реально, и интенциональными предметами, т. е. предметами, порождаемыми чистым сознанием. В своем основном труде «Спор о существовании мира» Ингарден пытался выявить различия между онтологическими структурами реальных и интенциональных предметов, надеясь таким образом отстоять правомерность реалистической точки зрения и доказать, что реальный мир не является порождением чистого сознания, а существует вне зависимости от него. Все же результат, достигнутый при помощи проведенного в этой работе экзистенциально- и формально-онтологического анализа априорных структур различных предметов, оказался недостаточным для того, чтобы опровергнуть трансцендентальный идеализм Гуссерля. В статье основное внимание уделено последней прижизненной публикации Ингардена — его книге «Об ответственности. Ее онтические основания» (Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente), вышедшей в 1970 году. Поскольку эта работа Ингардена посвящена исследованию феномена ответственности, то может показаться, что здесь мы имеем дело в первую очередь с исследованием по этике. В статье предпринимается попытка показать, что книгу можно читать как онтологическое исследование, продолжающее «спор о существовании мира», т. е. как попытку доказать реальность мира, которая однако основана уже не на анализе априорных структур различных предметов, а на непосредственном опыте ответственности.

Ключевые слова
Роман Ингарден, ответственность, феноменология, онтология, ответственность

References

  • Apel, K.-O.(1988). Diskurs und Verantwortung. Frankfurt a.M. : Suhrkamp.
  • Augustinus. (2005). Bekenntnisse. Confessiones. Berlin: De Gruyter.
  • Bertolini, S.(2019). Roman Ingarden: Phenomenology, Responsibility and the Ontological Foundations of Morality. Miscellanea Anthropologica et Sociologica, 20(1), 82–97.
  • Gołaszewska, M.(1976). Roman Ingarden’s Moral Philosophy. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Analecta Husserliana, Vol. 4: Ingardeniana. A Spectrum of Specialised Studies Establishing the Field of Research (73–103). Dordrecht: Springer.
  • Hartmann, N.(1962). Ethik. Berlin: De Gruyter.
  • Hildebrand, D. v. (1973). Gesammelte Werke, Bd. II: Ethik. Regensburg: Hamel. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Hume, D.(1904). Über den Verstand. In deutscher Bearbeitung mit Anmerkungen und einem Sachregister herausgegeben von Theodor Lipps. Zweite, durchgesehene Auflage. Hamburg und Leipzig: Leopold Voss.
  • Husserl, E.(1987). Aufsatze und Vortrage (1911-1921) (Hua XXV). Dordrecht, Boston, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1994). Briefwechsel. Teil III.Die Göttinger Schule (Hua III). Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(1995). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Ingarden, R.(1922). Intuition und Intellekt bei Henri Bergson. Jahrbuch für Philosohie und phänomenologische Forschung, 5, 285–461.
  • Ingarden, R.(1964). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 1: Existenzialontologie. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1965a). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 2: Formalontologie, T. 1: Form und Wesen. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1965b). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 2: Formalontologie, T. 2: Welt und Bewusstsein. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1968). Die ontischen Fundamente der Verantwortung. In Akten des XIV.Internationalen Kongresses für Philosophie, Wien 1968, Vol. 1 (235–242). Wien: Herder.
  • Ingarden, R.(1969). Erlebnis, Kunstwerk und Wert. Vorträge zur Ästhetik 1939-1967. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1970). Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente. Stuttgart: Reclam.
  • Ingarden, R.(1971). O badaniach filozoficznych Edith Stein. Znak, 202 (4), 389–409.
  • Ingarden, R.(1974). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 3: Über die kausale Struktur der realen Welt. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1989). Wykłady z etyki. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Jonas, H.(1979). Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Kant, I.(1956). Kritik der reinen Vernunft. Hamburg: Felix Meiner.
  • Kant, I.(1957). Krytyka czystego rozumu, t. I.Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Lotze, H.(1911). System der Philosophie. Erster Teil: Drei Bücher der Logik. Leipzig: Felix Meiner.
  • Makota, J.(1990). Roman Ingarden’s Idea of Relatively Isolated Systems. In H.H.Rudnick (Ed.), Analecta Husserliana. Vol. 30: Ingardeniana II.New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden (211–223). Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Picht, G.(1969a). Die Verantwortung des Geistes. Stuttgart: Ernst Klett.
  • Picht, G.(1969b). Wahrheit, Vernunft, Verantwortung. Stuttgart: Ernst Klett.
  • Rickert, H.(1921). System der Philosophie, Bd. 1: Allgemeine Grundlegung der Philosophie. Tübingen: J.C.B.Mohr.
  • Scheler, M.(1971). Gesamelte Werke, Bd. I: Frühe Schriften. Bern: Francke.
  • Schulz, W.(1972). Philosophie in der veränderten Welt. Pfullingen: Neske.
  • Stróżewski, W.(2013). Koncepcja człowieka u Edyty Stein i Romana Ingardena. In D.Leszczyński, & M.Rosiak (Eds.), Świadomość, świat, wartości. Prace ofiarowane Profesorowi Andrzejowi Półtawskiemu w 90. rocznicę urodzin (39–49). Wrocław: Oficyna Naukowa PFF.
  • Weber, M.(1988). Gesammelte Politische Schriften. Auflage. Tübingen: Mohr/Siebeck.
  • Weischedel, W.(1972). Das Wesen der Verantwortung. Ein Versuch. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ: НА ПУТИ К РЕАЛЬНОСТИ

Название на языке публикации: VIRTUAL OBJECTS: BECOMING REAL
Автор: БАРТОЛОМЕЙ СКОУРОН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 619-639
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-619-639 PDF (Загрузок: 2297)

Аннотация
С онтологической точки зрения виртуальность обычно расценивается как симуляция, то есть не в качестве одной из вариаций подлинного бытия, а в качестве иллюзорной копии, в каждом случае отсылающей к её действительному оригиналу. Виртуальное рассматривается как нечто представленное — и, выражаясь феноменологическим языком, как интенциональный объект. Зачастую оно может быть охарактеризовано как фиктивное. С другой стороны, виртуальный мир сам по себе очень богат, и с помощью современных технологий развивается с невероятной скоростью, в связи с чем может влиять на реальный мир весьма непредсказуемым образом. Поэтому он тоже иногда рассматривается как реальный. В этой статье, — в противовес тем, кто склонен рассматривать виртуальность либо как нечто фиктивное, либо как реальное, — я утверждаю, что виртуальный мир колеблется между этими двумя способами существования: он становится реальным. Я обращаюсь к экзистенциальной онтологии Романа Ингардена, чтобы показать, что виртуальные объекты становятся экзистенциально автономными и потому могут быть отнесены к форме актуальности и каузальной эффективности. Я заключаю, что экзистенциальная автономия и актуальность виртуальных объектов позволяет считать их реальными, одновременно указывая на то, что они претерпевают изменения в модусе существования

Ключевые слова
виртуальный объект, реальный объект, интенциональный объект, становление реальным, экзистенциальная автономия, актуальность, экзистенциальная онтология, Роман Ингарден, эффективность.

References

  • Błaszczyk, P.(2009). Fragmenty ontologii Ingardena: o miejscach niedookreślenia przedmiotu czysto intencjonalnego. Filozofia Nauki, 17 (4), 71–93.
  • Chalmers, D.J.(2017). The Virtual and the Real. Disputatio, 9 (46), 309–352. https://doi.org/10.1515/ disp-2017-0009
  • Chiou, W.-B., Chen, S.-W., & Liao, D.-C.(2014). Does Facebook Promote Self-Interest? Enactment of Indiscriminate One-to-Many Communication on Online Social Networking Sites Decreases Prosocial Behavior. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 17 (2), 68–73. https://doi. org/10.1089/cyber.2013.0035
  • Głowala, M.(2019). Cztery wersje antyrealizmu co do przedmiotów wirtualnych. In P. Stacewicz, & B. Skowron (Eds.), Przedmioty wirtualne (75–89). Warsaw: Oficyna Wydawnicza Politechniki Warszawskiej.
  • Heim, M.(1993). The Metaphysics of Virtual Reality. New York: Oxford University Press.
  • Ingarden, R.(1973). The Literary Work of Art (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(2013). The Controversy over the Existence of the World: Vol.I (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt am Main: Peter Lang.
  • Ingarden, R.(2016). The Controversy over the Existence of the World: Vol.II (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt am Main: Peter Lang.
  • Król, Z.(2020). The Intuitive Concept of Information: An analysis. Studies in Logic, Grammar and Rhetoric, 63 (1), 101-119. https://doi.org/10.2478/slgr-2020-0030
  • Płotka, W.(2017). Early Phenomenology in Poland (1895–1945): Origins, Development, and Breakdown. Studies in East European Thought, 69 (1), 79–91. https://doi.org/10.1007/s11212-017-9274-0
  • Skowron, B.(2014). Logika i fenomenologia. In W.Płotka (Ed.), Wprowadzenie do fenomenologii Interpretacje, zastosowania, problem (295-341). Warsaw: Wydawnictwo IFIS PAN.
  • Skowron, B.(2019). O urealnianiu się przedmiotów wirtualnych. In P. Stacewicz, & B. Skowron (Eds.), Przedmioty wirtualne (62–74). Warsaw: Oficyna Wydawnicza Politechniki Warszawskiej.
  • Stacewicz, P., & Skowron, B.(unpublished). Between Fiction, Reality and Ideality: Virtual Objects as Computationally Grounded Intentional Objects
  • Steuer, J.(1992). Defining Virtual Reality: Dimensions Determining Telepresence. Journal of Communication, 22 (4), 73–93.
  • Thomasson, A.(2017). Roman Ingarden. In E.N.Zalda (Ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved from https://plato.stanford.edu/archives/ fall2017/entries/ingarden/
  • Twardowski, K.(1977). On the Content and Object of Presentations. A Psychological Investigation (R.Grossmann, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОНТОЛОГИИ: О ПЕРЕСМОТРЕ БЛАУШТАЙНОМ ЭСТЕТИКИ ИНГАРДЕНА

Название на языке публикации: BEYOND ONTOLOGY: ON BLAUSTEIN’S RECONSIDERATION OF INGARDEN’S AESTHETICS
Автор: ВИТОЛЬД ПЛОТКА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 552-578
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-552-578 PDF (Загрузок: 2176)

Аннотация
В статье рассматривается распространённое прочтение Ингардена, согласно которому его эстетическая теория обусловлена онтологией. В таком прочтении, во-первых, предполагается, что эстетика лишена автономии, и, во-вторых, что субъект эстетического опыта воспроизводим и пассивен. Автор статьи сосредотачивается на эстетике Ингардена, сформулированной им между 1925 и 1944 гг. Кроме того, в статье представлены отдельные элементы феноменологии эстетического опыта Ингардена, с помощью которых автор стремится продемонстрировать пересмотр эстетики Ингардена его студентом Блауштайном: теория последнего выходит за рамки онтологии. В частности, Блауштайн переосмысляет теорию Ингардена о чисто интенциональных объектах, интерпретируя её дескриптивно-психологическим, или феноменологическим, образом. Статья разделена на четыре части. В разделе 1 автор намечает исторические параллели между Ингарденом и Блауштайном. Раздел 2.1. посвящён феноменологическому подходу Ингардена к эстетическому опыту как многофазовой структуре. Исходя из этого, в разделе 2.2. следует остановиться на ранней теории интенциональных предметов Ингардена. Раздел 3 будет посвящён вкладу Блауштайна в феноменологию эстетического опыта. Учитывая тот факт, что Блауштайн формулирует собственную теорию в полемике с Ингарденом, в разделе 3.1. будет рассмотрена критическая оценка Блауштайном метода и эстетики Ингардена. Далее, в разделе 3.2., представлена исходная теория представлений Блауштайна и её применение в эстетике. Наконец, в разделе 4 автор перечисляет сходства и различия между эстетическими теориями Блауштайна и Ингардена

Ключевые слова
: эстетический опыт, дескриптивная психология, чисто интенциональный предмет, теория представлений, Ингарден, Блауштайн.

References

  • Blaustein, L.(1928). Husserlowska nauka o akcie, treści i przedmiocie przedstawienia. Lvov: Nakładem Towarzystwa Naukowego z Zasiłkiem Ministerstwa Wyznań Religijnych i Oświecenia Publicznego.
  • Blaustein, L.(1928–1929). Próba krytycznej oceny fenomenologii. Ruch Filozoficzny, 11, 164b–166b.
  • Blaustein, L.(1930a). Ingarden Roman: Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft. Przegląd Humanistyczny, 5 (4), 452–454. Halle, Max Niemeyer Verlag.
  • Blaustein, L.(1930b). Przedstawienia imaginatywne. Studyum z pogranicza psychologii i estetyki. Lvov: Wydawnictwo Polskiego Towarzystwa Filozoficznego we Lwowie.
  • Blaustein, L.(1931a). O naoczności jako właściwości niektórych przedstawień. In Księga pamiątkowa Polskiego Towarzystwa Filozoficznego we Lwowie. 12 II 1904–12 II 1929 (120–142). Lvov: Polskie Towarzystwo Filozoficzne.
  • Blaustein, L.(1931b). Przedstawienia schematyczne i symboliczne. Badania z pogranicza psychologji i estetyki. Lvov: Nakładem Przeglądu Humanistycznego.
  • Blaustein, L.(1932). Roman Ingarden: Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft. Polskie Archiwum Psychologii, 5 (2–3), 346–349. Halle, Max Niemeyer Verlag.
  • Blaustein, L.(1933). Przyczynki do psychologii widza kinowego. Poznań: Poznańskie Towarzystwo Psychologiczne.
  • Blaustein, L.(1935–1937). Roman Ingarden. Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik, und Literaturwissenschaft. Ruch Filozoficzny, 13 (5–10), 98a–102a. Halle, Max Niemeyer Verlag.
  • Blaustein, L.(1936–1937). Wpływ wychowawczy filmu. Lvov: Skład Główny S.Malinowski.
  • Blaustein, L.(1937). Rola percepcji w doznaniu estetycznym. Przegląd Filozoficzny, 40 (4), 399–408.
  • Blaustein, L.(1938a). O ujmowaniu przedmiotów estetycznych. Lvov: Lwowska Biblioteka Pedagogiczna.
  • Blaustein, L.(1938b). O percepcji słuchowiska radiowego. Warsaw: Polskie Radio Biuro Studiów.
  • Blaustein, L.(2005). Wybór pism estetycznych (Z.Rosińska, Ed.). Krakow: TAiWPN Universitas.
  • Bortolussi, M., & Dixon, P.(2015). Memory and Mental States in the Appreciation of Literature. In P.F.Bundgaard, & F. Stjernfelt (Eds.), Investigations Into the Phenomenology of the Ontology of the Work of Art: What are Artworks and How Do We Experience Them? (31–49). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-14090-2_3
  • Brentano, F.(1995). Psychology from an Empirical Standpoint (A.C.Rancurello, D.B.Terrell, & L.L.McAlister, Trans.). London: Routledge.
  • Bundgaard, P.F.(2013). Roman Ingarden’s Theory of Reader Experience: A Critical Assessment. Semiotica, 194, 171–188.
  • Byrne, T.(2017a). Husserl’s Early Semiotics and Number Signs: Philosophy of Arithmetic through the Lens of “On the Logic of Signs (Semiotic)”. Journal of the British Society for Phenomenology, 48 (4), 287–303. https://doi.org/10.1080/00071773.2017.1299941
  • Byrne, T.(2017b). Surrogates and Empty Intentions: Husserl’s On the Logic of Signs as the Blueprint for the First Logical Investigation. Husserl Studies, 33 (3), 211–227. https://doi.org/10.1007/s10743- 017-9210-7
  • Casey, E. S.(1973). Translator’s Foreword. In M.Dufrenne, The Phenomenology of Aesthetic Experience (E. S.Casey, A.A.Anderson, W.Domingo, & L.Jacobson, Trans.) (xv-xlii). Evanston: Northwestern University Press.
  • Chrudzimski, A.(1999). Die Erkenntnistheorie von Roman Ingarden. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. https://doi.org/10.1007/978-94-011-4576-3
  • Chudy, W.(1981). Zagadnienie naoczności aktów poznawczych. Roczniki Filozoficzne, 29 (1), 167–232.
  • Dziemidok, B.(1980). Teoria przeżyć i wartości estetycznych w polskiej estetyce dwudziestolecia międzywojennego. Warsaw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Gierulanka, D.(1989). Ingarden’s Philosophical Work. A Systematic Outline. In B.Dziemidok, & P.McCornick (Eds.), On the Aesthetics of Roman Ingarden: Interpretations and Assessments (1–20). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Gniazdowski, A. (2010). Roman Ingarden (1893–1970). In H.R.Sepp, & L.Embree (Eds.), Handbook of Phenomenological Aesthetics (167–170). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-90-481-2471-8_33
  • Hopkins, B.C.(1997). Phenomenological Cognition of the A Priori: Husserl’s Method of “Seeing Essences” (Wesenserschauung). In B.C.Hopkins (Ed.), Husserl in Contemporary Context (151– 178). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. https://doi.org/10.1007/978-94-017-1804-2_8
  • Husserl, E.(1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book. General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E.(1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Erster Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (U.Panzer, Ed.) (Hua 19/1). The Hague: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(1995). Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. 1. Halbband, Texte der 1.-3. Auflage (Hua 3/1). Den Haag: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(2001). Logical Investigations. Vol. 1 (5th ed.). London: Routledge.
  • Ingarden, R.(1915). Review of the Second Edition of Husserl’s „Logische Untersuchungen“. Przegląd Filozoficzny, 18 (3–4), 305–311.
  • Ingarden, R.(1919a). Dążenia fenomenologów. Przegląd Filozoficzny, 22 (3), 118–156.
  • Ingarden, R.(1919b). Dążenia fenomenologów (Dokończenie). Przegląd Filozoficzny, 22 (4), 315–351.
  • Ingarden, R.(1921). Über die Gefahr einer „Petitio Principii“ in der Erkenntnistheorie. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 4, 545–568.
  • Ingarden, R.(1925). Essentiale Fragen. Ein Beitrag zu dem Wesensproblem. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 7, 125–304.
  • Ingarden, R.(1929). Bemerkungen zum Problem „Idealismus-Realismus“. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 10, 159–190.
  • Ingarden, R.(1935). Vom formalen Aufbau des individuellen Gegenstandes. Studia Philosophica, 1, 29–106.
  • Ingarden, R.(1959). Letter to Władysław Tatarkiewicz written on 18.03.1959. The Roman Ingarden Digital Archive, signature K_III-26_D_48. Retrieved from http://ingarden.archive.uj.edu.pl/ archiwum/list-do-wladyslawa-tatarkiewicza-z-18-03-1959
  • Ingarden, R.(1960). Przedmowa do polskiego wydania. In R.Ingarden, O dziele literackim. Badania z pogranicza ontologii, teorii języka i filozofii literatury (M.Turowicz, Trans.) (13–21). Warsaw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Ingarden, R.(1961). Aesthetic Experience and Aesthetic Object. Philosophy and Phenomenological Research, 21 (3), 289–313. https://doi.org/10.2307/2105148
  • Ingarden, R.(1963). Leopold Blaustein — teoretyk radia i filmu. Zeszyty Prasoznawcze, 4 (3), 86–93.
  • Ingarden, R.(1973a). The Cognition of the Literary Work of Art (R.A.Crowley, & K.R.Olson, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1973b). The Literary Work of Art. An Investigation on the Borderlines of Ontology, Logic, and Theory of Literature (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1975). Phenomenological Aesthetics: An Attempt at Defining Its Range. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 33 (3), 257–269. https://doi.org/10.2307/428352
  • Ingarden, R.(1999). Dzieje mojej “kariery uniwersyteckiej” (R.Jadczak, Ed.). Kwartalnik Filozoficzny, 27 (2), 183–201.
  • Ingarden, R.(2013). Controversy over the Existence of the World, Vol.I (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
  • Ingarden, R.(2016). Controversy over the Existence of the World, Vol.II (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
  • Kocay, V.(2002). Roman Ingarden’s Unique Conception of Aesthetic Objects. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Phenomenology World-Wide (202–210). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. https:// doi.org/10.1007/978-94-007-0473-2_19
  • Kuliniak, R., Leszczyna, D.& Padura, M.(Eds.). (2016). Wstęp. In R.Ingarden, Korespondencja Romana Witolda Ingardena z Kazimierzem Twardowskim (5–151). Kęty: Wydawnictwo Marek Derewiecki.
  • Küng, G.(1975). Zum Lebenswerk von Roman Ingarden Ontologie, Erkenntnistheorie und Metaphysik. In H.Kuhn, E.Avé-Lallemant, & R.Gladiator (Eds.), Die Münchener Phänomenologie: Vorträge des Internationalen Kongresses in München 13.–18. April 1971 (158–173). Den Haag: Nijhoff. https://doi.org/10.1007/978-94-010-1349-9_10
  • Miskiewicz, W.(2009). Leopold Blaustein’s Analytical Phenomenology. In S.Lapointe, J.Woleński, M.Marion, & W.Miskiewicz (Eds.), The Golden Age of Polish Philosophy. Kazimierz Twardowski’s Philosophical Legacy (181–188). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-90-481-2401-5_13
  • Mitscherling, J.(1997). Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press.
  • Pazura, S.(1966). Blaustein, Leopold. In I.Krońska (Ed.), Słownik Filozofów, T.I (90). Warsaw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Piwowarczyk, M.(2020). Roman Ingarden’s Early Theory of the Object. In W.Płotka, & P.Eldridge (Eds.), Early Phenomenology in Central and Eastern Europe: Main Figures, Ideas, and Problems (111–126). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-39623-7_7
  • Płotka, W.(2017). Early Phenomenology in Poland (1895–1945): Origins, Development, and Breakdown. Studies in East European Thought, 69 (1), 79–91. https://doi.org/10.1007/s11212-017- 9274-0
  • Płotka, W.(2019). Twardowski, Ingarden, and Blaustein on Creative Imagination: a Study on Early Phenomenology. Social Imaginaries, 5 (1), 121–141.
  • Płotka, W.(2020a). A Controversy over the Existence of Fictional Objects: Husserl and Ingarden on Imagination and Fiction. Journal of the British Society for Phenomenology, 51 (1), 33–54. https:// doi.org/10.1080/00071773.2019.1629553
  • Płotka, W.(2020b). From Psychology to Phenomenology (and Back Again): A Controversy over the Method in the School of Twardowski. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 19 (1), 141– 167. https://doi.org/10.1007/s11097-019-09620-x
  • Płotka, W.(2020c). Leopold Blaustein’s Descriptive Psychology and Aesthetics in Light of His Criticism of Husserl. In W.Płotka, & P.Eldridge (Eds.), Early Phenomenology in Central and Eastern Europe: Main Figures, Ideas, and Problems (163–185). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978- 3-030-39623-7_10
  • Ptaszek, R.T.(2011). Blaustein Leopold. In A.Maryniarczyk et all. (Eds.), Encyklopedia filozofii polskiej, T. 1, A-Ł (119–120). Lublin: Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu.
  • Rosińska, Z.(2001). Blaustein. Koncepcja odbioru mediów. Warsaw: Prószyński i S-ka.
  • Rosińska, Z.(2013). The Model of Aesthetic Experience. The Theory of Leopold Blaustein. In K.Wilkoszewska (Ed.), 20th Century Aesthetics in Poland. Masters and Their Followers (74–94). Warsaw: Wydawnictwo Naukowe Semper.
  • Rybicki, J.(1975). Teorie przeżyć estetycznych. Struktura i funkcje głównych koncepcji. In S.Krzemień-Ojak, & W.Kalinowski (Eds.), Studia z dziejów estetyki polskiej. 1918–1939 (49–104). Warsaw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Sepp, H.R.(2005). Phänomenologische Ästhetik. Ein geschichtlicher Abriss. In B. Szotek, & A.J.Noras (Eds.), Filozofia i czas przeszły. Profesorowi Czesławowi Głombikowi w 70. rocznicę urodzin (384–414). Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego.
  • Simons, P.(2005). Ingarden and the Ontology of Dependence. In A.Chrudzimski (Ed.), Existence, Culture, and Persons. The Ontology of Roman Ingarden (39–53). Frankfurt: Ontos Verlag.
  • Stróżewski, W.(1972). Program estetyki Romana Ingardena. Ruch Filozoficzny, 30 (1), 14–20.
  • Szczepańska, A.(1989). The Structure of Artworks. In B.Dziemidok, & P.McCormick (Eds.), On the Aesthetics of Roman Ingarden. Interpretations and Assessments (21–54). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Szylewicz, A.(1993). Roman Ingarden’s Review of the Second Edition of Husserl’s “Logical Investigations”. Husserl Studies, 10 (1), 1–12. https://doi.org/10.1007/BF01420545
  • Takei, Y.(1984). The Literary Work and Its Concretization in Roman Ingarden’s Aesthetics. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Phenomenology of Life in a Dialogue Between Chinese and Occidental Philosophy (285–307). Dordrecht: Reidel. https://doi.org/10.1007/978-94-009-6262-0_20

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


ИНГАРДЕНОВСКОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ НЕОТДЕЛИМОСТИ И ЗАВИСИМОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СИСТЕМНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Название на языке публикации: THE INGARDENIAN DISTINCTION BETWEEN INSEPARABILITY AND DEPENDENCE: HISTORICAL AND SYSTEMATIC CONSIDERATIONS
Автор: МАРЕК ПИВОВАРЧУК
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 532-551
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-532-551 PDF (Загрузок: 2098)

Аннотация
В настоящей статье я собираюсь показать различение неотделимости и зависимости у Ингардена. Мои размышления носят как исторический, так и систематический характер. Историческая сторона статьи преследует двоякую цель: во-первых, я показываю, что в идущей от Брентано традиции проблема экзистенциальной (или, шире, онтологической) обусловленности была перенесена в теории о соотношении части и целого. Лучшими примерами подобного подхода выступают теория предметов Казимира Твардовского и учение Эдмунда Гуссерля о части и целом. Во-вторых, я освещаю тот контекст, в котором Ингарден провёл границу между неотделимостью и зависимостью. Кроме того, в статье показана мотивация Ингардена: проблема понимания Гуссерлевской концепции «имманентной трансценденции», проблема существования чисто интенциональных объектов и, наконец, проблема соотношения индивидуальных объектов и идей. Систематическая часть посвящена неоднозначности Ингарденовского определения неотделимости. Я предпринимаю попытку усовершенствовать это определение, ссылаясь на различие (сделанное самим Ингарденом) между абсолютной и суммарной целостностью. Я также привожу некоторые деления неотделимости и зависимости и исследую, являются ли эти типы экзистенциальной обусловленности рефлексивными, симметричными или транзитивными.

Ключевые слова
неотделимость, зависимость, абсолютная целостность, суммарная целостность, Роман Ингарден, Эдмунд Гуссерль, Казимир Твардовский.

References

  • Chrudzimski, A.(2015). Ingarden on Modes of Being. In B.Leclercq, S.Richard, & D. Seron (Eds.), Object and Pseudo-Objects: Ontological Deserts and Jungles from Brentano to Carnap (199–222). Berlin: De Gruyter.
  • Ginsberg, E.(1982). On the Concepts of Existential Dependence and Independence (P. Simons, Trans.). In B. Smith (Ed.), Parts and Moments. Studies in Logic and Formal Ontology (261–287). Munich/ Vienna: Philosophia Verlag.
  • Husserl, E.(1982). Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology (D.Cairns, Trans.). The Hague/Boston/London: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy (F.Kersten, Trans.). The Hague/Boston/London: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1994). Briefwechsel. Bd. III.Die Göttinger Schule. Husserliana. Dokumente III.Dordrecht/ Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(2001). Logical Investigations. Vol. 2 (J.N.Findlay, Trans.) (5th ed.). London: Routledge.
  • Ingarden, R.(1925). Essentiale Fragen. Ein Beitrag zum Wessensproblem. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 7, 125–304.
  • Ingarden, R.(1929). Bemerkungen zum Problem Idealismus-Realismus. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 11, 159–190.
  • Ingarden, R.(1931). Niektóre założenia idealizmu Berkeleya. In Księga Pamiątkowa Polskiego Towarzystwa Filozoficznego (215–258). Lwów: Polskie Towarzystwo Filozoficzne.
  • Ingarden, R.(1973). The Literary Work of Art. An Investigation on the Borderlines of Ontology, Logic, and Theory of Literature (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1976). The Letter to Husserl about the VI.“[Logical] Investigation” and “Idealism” (H.Girndt, Trans.). Analecta Husserliana, 4, 419–438.
  • Ingarden, R.(2013). Controversy over the Existence of the World. Vol.I (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
  • Ingarden, R.(2016). Controversy over the Existence of the World. Vol.II (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
  • Magdziak, M.(2016) A Logical Analysis of Existential Dependence and Some Other Ontological Concepts. A Comments to Some Ideas of Eugenia Ginsberg-Blaustein. Axioms, 5 (3), 4–10.
  • Mitscherling, J.(1997). Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press.
  • Piwowarczyk, M.(2019). Two Models of the Subject—Properties Structure. Axiomathes, 30, 371–390. https://doi.org/10.1007/s10516-019-09463-w
  • Płotka, W.(2020). Leopold Blaustein’s Descriptive Psychology and Aesthetics in Light of His Criticism of Husserl. In W.Płotka, & P.Eldridge (Eds.), Early Phenomenology in Central and Eastern Europe: Main Figures, Ideas, and Problems (163–185). Dordrecht: Springer. https://doi. org/10.1007/978-3-030-39623-7_10
  • Rosiak, M.(1995). Ontologia ufundowania: ogólna teoria części i całości w „Badaniach logicznych“ Edmunda Husserla. Filozofia Nauki, 3 (1-2), 25–61.
  • Rosiak, M.(1998). Twardowski and Husserl on Wholes and Parts. In K.Kijania-Placek, & J.Woleński (Eds.), The Lvov-Warsaw School and Contemporary Philosophy (85–100). Dordrecht: Springer.
  • Rosiak, M.(2007). Existential Analysis in Roman Ingarden’s Ontology. Forum Philosophicum, 12 (1), 119–130.
  • Simons, P.(2005). Ingarden and the Ontology of Dependence. In A.Chrudzimski (Ed.), Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden (39–53). Frankfurt: Ontos Verlag.
  • Tahko, T.E., & Lowe, E.J.(2016). Ontological Dependence. In E.N.Zalta (Ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved from www.plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/dependence-ontological/
  • Twardowski, K.(1977). On the Content and Object of Presentations (R.Grossmann, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Żegleń, U.(2018). On Existential Dependence and Independence in the World of Thoughts and States of Affairs (with Reference to Eugenia Ginsberg-Blaustein’s and Roman Ingarden’s Analyses). In A.Garrido, & U.Wybraniec-Skardowska (Eds.), The Lvov-Warsaw School. Past and Present (249–262). Cham: Birkhäuser.