Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3593


НИКОЛАЙ ГАРТМАН
ГЕГЕЛЬ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ

Название на языке публикации: НИКОЛАЙ ГАРТМАН
ГЕГЕЛЬ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ
Перевод с немецкого: ЕКАТЕРИНА АНАНЬЕВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 641-669
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-641-669 PDF (Загрузок: 3673)

Аннотация
Статья немецкого философа первой половины ХХ века Николая Гартмана дает представление о его позиции в противостоянии ведущих реалистических философских проектов XIX и XX века. Воспитанный в неокантианской традиции Марбургской школы, Николай Гартман уже в своих ранних работах (посвященных проблеме бытия в доплатоновской философии и о философских основаниях математики Прокла Диадоха) проявил свой интерес к онтологической проблематике и двинулся трудным путем полемики и даже противостояния с воспитавшей его школой, аргументы в обоснования своей позиции он сформулировал в работах 20-30-х годов. Проект «новой онтологии» был полемически заострен не только против гносеологизма неокантианской традиции, но и предполагал свой взгляд на развитие феноменологической философии. Одним из ранних лейтмотивов этой концепции Гартман избрал противопоставление логической и онтологической действительности, к этой теме в дальнейшем закономерно присоединился интерес к категориальному анализу и априоризму. Категории онтологии оказались поэтому одним из узловых пунктов заявляемой теории. Опубликованная впервые в „Blätter für Deutsche Philosophie“ за 1935 год, статья «Гегель и проблема реальной диалектики» позволила Н. Гартману сформулировать свои аргументы в критике гегелевской философии, в первую очередь — гегелевской диалектики. Философия Гегеля рассматривалась им как феноменология, эта точка зрения закономерным образом аргументировалась обращением к «Феноменология духа», но диалектическая составляющая гегелевской философии и интерес к категориальному анализу позволили высказать гипотезу об особой значимости «Науки логики» для обоснования реалистической онтологии. Показательно для данной работы, что одним из оппонентов выдвигаемой Гартманом философской программы была избрана марксистская трактовка гегелевской диалектики. Эта последняя также оценивалась Гартманом как реалистическая философия. Полемика с марксизмом дала повод выйти в категориальном анализе за пределы философии природы в сферу социального и проследить преемственность выдвигаемых Гартманом философских посылок применительно к различным регионам сущего.

Ключевые слова
Феноменология, реалистическая диалектика, категории, онтология, Гегель, марксизм.

References

    - - -

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3580


СОЛ КРИПКЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ С. КРИПКЕ «ПУСТЫЕ ИМЕНА И ВЫМЫШЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ»

Название на языке публикации: СОЛ КРИПКЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ С. КРИПКЕ «ПУСТЫЕ ИМЕНА И ВЫМЫШЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ»
Автор: АЛЕКСАНДР ПРОХОРОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 670-675
Язык: Русский
Тип публикации: Предисловие к переводу
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-670-675 PDF (Загрузок: 3566)

Аннотация
Цель настоящей статьи — представить русскоязычному читателю перевод одной из важных работ Сола Крипке и показать, чем этот текст может быть интересен и полезен именно феноменологу. Крипке критикует теорию референции Рассела-Фреге и логический анализ Хинтикки. В обоих случаях он отстаивает собственные воззрения на предикат существования и показывает, как его статус изменяется в зависимости от того, о каком типе сущности идёт речь в конкретном суждении. Решение вопроса о статусе предиката существования зависит от правильной оценки рассматриваемой ситуации и в некоторых случаях может определять условия истинности суждения. Крипке указывает, что классические теории референции не универсальны и без специальных оговорок применимы только в ограниченных пределах эмпирической реальности. Для аргументации он обращается к художественному вымыслу и говорит о литературном персонаже как об особом типе сущности, существующей в силу человеческой деятельности. Также он рассматривает вопрос о возможных отношениях между литературным персонажем и его историческим прототипом. Примеры Крипке, его собственная теория референции, в центре которой находится сущность, его онтология художественного вымысла и искусная техника его рассуждений оказываются полезным материалом как для иллюстрации базовых проблем феноменологии, связанных с редукцией, варьированием феноменов в фантазии и региональными онтологиями, так и для практической работы феноменолога. Исследования Крипке, и особенно примеры с вымыслом второго порядка (то есть вымыслом, заключённом внутри другого вымысла), могут, в частности, использоваться в рамках феноменологии языка, когда перед началом ноэтико-ноэматического анализа требуется описать взаимодействие автора, читателя и вымышленной реальности.

Ключевые слова
Крипке, Гуссерль, феноменология, феноменология языка, референция, реальность, вымысел, существование, сущность.

References

  • Gogotishvili, L. A. (2006). Nepryamoe govorenie [Indirect Speaking]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2015). Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kn.1: Obshchee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Vol.1: General Introduction to a Pure Phenomenology]. Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Kripke, S. (2011). Vacuous Names and Fictional Entities. In Philosophical Troubles: Collected Papers. Vol.1 (52–74). New York: Oxford University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3753


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ Н. ГАРТМАНА “ГЕГЕЛЬ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ”

Название на языке публикации: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ Н. ГАРТМАНА “ГЕГЕЛЬ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ”
Автор: ЕКАТЕРИНА АНАНЬЕВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 632-640
Язык: Русский
Тип публикации: Предисловие к переводу
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-632-640 PDF (Загрузок: 3514)

Аннотация
Статья немецкого философа первой половины ХХ века Николая Гартмана дает представление о его позиции в противостоянии ведущих реалистических философских проектов XIX и XX века. Воспитанный в неокантианской традиции Марбургской школы, Николай Гартман уже в своих ранних работах (посвященных проблеме бытия в доплатоновской философии и о философских основаниях математики Прокла Диадоха) проявил свой интерес к онтологической проблематике и двинулся трудным путем полемики и даже противостояния с воспитавшей его школой, аргументы в обоснования своей позиции он сформулировал в работах 20-30-х годов. Проект «новой онтологии» был полемически заострен не только против гносеологизма неокантианской традиции, но и предполагал свой взгляд на развитие феноменологической философии. Одним из ранних лейтмотивов этой концепции Гартман избрал противопоставление логической и онтологической действительности, к этой теме в дальнейшем закономерно присоединился интерес к категориальному анализу и априоризму. Категории онтологии оказались поэтому одним из узловых пунктов заявляемой теории. Опубликованная впервые в „Blätter für Deutsche Philosophie“ за 1935 год, статья «Гегель и проблема реальной диалектики» позволила Н. Гартману сформулировать свои аргументы в критике гегелевской философии, в первую очередь — гегелевской диалектики. Философия Гегеля рассматривалась им как феноменология, эта точка зрения закономерным образом аргументировалась обращением к «Феноменология духа», но диалектическая составляющая гегелевской философии и интерес к категориальному анализу позволили высказать гипотезу об особой значимости «Науки логики» для обоснования реалистической онтологии. Показательно для данной работы, что одним из оппонентов выдвигаемой Гартманом философской программы была избрана марксистская трактовка гегелевской диалектики. Эта последняя также оценивалась Гартманом как реалистическая философия. Полемика с марксизмом дала повод выйти в категориальном анализе за пределы философии природы в сферу социального и проследить преемственность выдвигаемых Гартманом философских посылок применительно к различным регионам сущего.

Ключевые слова
Феноменология, реалистическая диалектика, категории, онтология, Гегель, марксизм.

References

  • Gornstein, T. N. (1969). Filosofia Nicolaja Gartmana (Kriticheskij analiz osnovnych problem ontologii) [N. Hartmann’s Philosophy (Critical Analysis of the Main Problems of Ontology)]. Leningrad: Nauka. (in Russian).
  • Harich, W., & Morgenstern, M. (Eds.). (2004). Nicolai Hartmann — Größe und Grenzen. Versuch einer marxistischen Selbstverständigung. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Hartmann, N. (1957). Abhandlungen zur Philosophie-Geschichte. In Kleinere Schriften, Bd.II (323-346). Berlin: Walter de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1908). Über das Seinsproblem in der griechischen Philosophie vor Plato (Unpublished Doctoral Thesis). Universität Marburg, Germany.
  • Hartmann, N. (1909). Des Proklus Diadochus philosophische Anfangsgründe der Mathematik. Gießen: Töpelmann.
  • Kuhn, H. (1951). Nicolai Hartmann’s Ontology. The Philosophical Quarterly, 1(4), 289-318.
  • Landmann, M. (1943). Nicolai Hartmann and Phenomenology. Philosophy and Phenomenological Research, 3(4), 393-423.
  • Morgernstern, M. (2013). Vom Idealismus zur realistische Ontologie. Das Frühwerk Nicolai Hartmanns. Philosophia, 5, 3-35.
  • Peterson, K. R., & Poli, R. (Eds.). (2016). New Research on the Philosophy of Nicolai Hartmann. Berlin: De Gruyter.
  • Poli, R., Scognamiglio, C., & Tremblay, F. (Eds.). (2011). The Philosophy of Nicolai Hartmann. Berlin: De Gruyter.
  • Schilling, K. (1951). Bemerkungen zu Nicolai Hartmanns Ontologie. Archiv für Rechts- und Sozialphilosophie, Vol. 39, 4, 533-555.
  • Tengelyi, L. (2012). Nicolai Hartmanns Metaphysik der Freiheit. In G. Hartung, M. Wunsch, & C. Strube (Eds.), Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie — Nicolai Hartmann (277-297). Berlin–Boston: de Gruyter.
  • Wunsch, M. (2012). Kategoriale Gesetze. Zur systematischen Bedeutung Nicolai Hartmanns für die moderne philosophische Anthropologie und die gegenwärtige Philosophie der Person. In G. Hartung, M. Wunsch, & C. Strube (Eds.), Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie — Nicolai Hartmann (153-171). Berlin–Boston: de Gruyter.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2929


ОТ СЧАСТЬЯ К БЛАГОСЛОВЕННОСТИ: ГУССЕРЛЬ ОБ ЭВДЕМОНИИ, ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

Название на языке публикации: FROM HAPPINESS TO BLESSEDNESS: HUSSERL ON EUDAIMONIA, VIRTUE, AND THE BEST LIFE
Автор: МАРКО КАВАЛЛАРО, ДЖОРДЖ ХЕФФЕРНАН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 353-388
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-353-388 PDF (Загрузок: 6727)

Аннотация
В этой статье рассматривается гуссерлевская феноменология счастья и разрабатывается этика эвдемонии. Статья состоит из пяти частей. В первой части авторы утверждают, что феноменология счастья представляет собой необходимую и вместе с тем относительно игнорируемую область исследования, и демонстрируют, что, вопреки сложившимся представлениям, Гуссерль также её разрабатывал. Во второй части рассматривается взаимосвязь между феноменологической этикой и этикой добродетели, при этом особенное внимание обращено на многочисленные попытки Гуссерля сформулировать категорический императив. В третьей части определяются и проясняются некоторые существенные аспекты гуссерлевской феноменологии счастья, а именно его эвдемонизм. К этим аспектам относятся суть вопроса о счастье и возможность феноменологического ответа на него, а также такие темы как воля, предназначение, долг, привычка, необходимость рефлексии и критического отношения к себе, важность общения и солидарности, влияние удачи и судьбы, разные формы сожаления. В четвёртой части авторы устанавливают и исследуют связь между метаэтикой Гуссерля и его метафизикой. В пятой части авторы намечают возможность развития его концепции, в свете связи между счастьем и благословенной жизнью. Отмечая объем и разработанность исследовательской литературы на тему феноменологической этики Гуссерля, литературы, на которую эта статья во многом опирается, в данной статье предлагается целостный подход, который, как нам кажется, поможет критически прояснить гуссерлевское определение счастья, добродетели, благословенной жизни, и это возможно благодаря полной и окончательной демонстрации того как феноменологическая метаэтика переплетена с феноменологической метафизикой.

Ключевые слова
Гуссерль, феноменология, пограничные проблемы, эвдемония, счастье, благословенная жизнь.

References

  • Annas, J. (1989). Aristotle on Virtue and Happiness. University of Dayton Review, 19, 7–22.
  • Annas, J. (1993). The Morality of Happiness. New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Annas, J. (2003). Should Virtue Make You Happy? Apeiron, 35, 1–19.
  • Annas, J. (2008a). Virtue and Eudaimonism. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (245–261). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Annas, J. (2008b). Happiness as Achievement. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (238–245). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Aristotle. (1999). Nicomachean Ethics (2nd ed.). Indianapolis & Cambridge, Massachusetts: Hackett Publishing Company.
  • Arroyo, C. (2009). The Role of Feelings in Husserl’s Ethics. Idealistic Studies, 39, 11–22.
  • Augustine. (1984). On the Happy Life. In M. Clark (Ed.), Augustine: Selected Writings (163–194). Mahwah, New Jersey: Paulist Press.
  • Ben-Shahar, T. (2007). Happier: Learn the Secrets to Daily Joy and Lasting Fulfillment. New York: McGraw-Hill.
  • Brentano, F. (1969). Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Hamburg: Felix Meiner.
  • Brentano, F. (1978). Grundlegung und Aufbau der Ethik. Hamburg: Felix Meiner.
  • Brudzińska, J. (2017). In Sachen Glück: Ein genetisch-phänomenologischer Ansatz. Gestalt Theory, 39, 281–302.
  • Cahn, S. (2004). The Happy Immoralist. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (262). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Cahn, S. (2008a). A Challenge to Morality. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (265). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Cahn, S. (2008b). A Further Challenge. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (266). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Cahn, S., & Vitrano, C. (2015). Happiness and Goodness: Philosophical Reflections on Living Well. New York: Columbia University Press.
  • Cairns, D. (1973). Guide for Translating Husserl. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Cobet, T. (2003). Husserl, Kant und die Praktische Philosophie: Analysen zu Moralität und Freiheit. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Drummond, J. (1995). Moral Objectivity: Husserl’s Sentiments of the Understanding. Husserl Studies, 12, 165–183.
  • Drummond, J. (2002). Aristotelianism and Phenomenology. In J. Drummond & L. Embree (Eds.), Phenomenological Approaches to Moral Philosophy: A Handbook (15–45). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Drummond, J. (2010). Self-responsibility and Eudaimonia. In C. Ierna, H. Jacobs, & F. Mattens (Eds.), Philosophy, Phenomenology, Sciences: Essays in Commemoration of Edmund Husserl (411–430). Dordrecht: Springer.
  • Drummond, J. (2013). Phenomenology, Eudaimonia, and the Virtues. In K. Hermberg & P. Gyllenhammer (Eds.), Phenomenology and Virtue Ethics (97–112). London & New York: Bloomsbury Publishing.
  • Drummond, J. (2014). Husserl’s Phenomenological Axiology and Aristotelian Virtue Ethics. In M. Tuominen, S. Heinämaa, & V. Mäkinen (Eds.), New Perspectives on Aristotelianism and Its Critics (179–195). Leiden: Brill.
  • Drummond, J. (2015). Neo-Aristotelian Ethics: Naturalistic or Phenomenological. In J. Bloechl & N. de Warren (Eds.), Phenomenology in a New Key—Between Analysis and History: Essays in Honor of Richard Cobb-Stevens (135–149). Dordrecht: Springer.
  • Drummond, J. (2018). Husserl’s Middle Period and the Development of his Ethics. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of the History of Phenomenology (135–154). Oxford: Oxford University Press.
  • Fichte, J. G. (1979). Die Bestimmung des Menschen (5th ed.). Hamburg: Felix Meiner.
  • Fichte, J. G. (1983). Die Anweisung zum seligen Leben (3rd ed.). Hamburg: Felix Meiner.
  • Frankfurt, H. (1971). Freedom of the Will and the Concept of a Person. Journal of Philosophy, 68, 5–20.
  • Goto, H. (2004). Der Begriff der Person in der Phänomenologie Edmund Husserls: Ein Interpretationsversuch der Husserlschen Phänomenologie als Ethik im Hinblick auf den Begriff der Habitualität. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Hart, J. (1992). The Person and the Common Life: Studies in a Husserlian Social Ethics. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Hart, J. (1995). Husserl and Fichte—with Special Regard to Husserl’s Lectures on Fichte’s Ideal of Humanity. Husserl Studies, 12, 135–163.
  • Hart, J. (2006). The Absolute Ought and the Unique Individual. Husserl Studies, 22, 223–240.
  • Haybron, D. (2008). The Pursuit of Unhappiness: The Elusive Psychology of Well-Being. Oxford: Oxford University Press.
  • Heffernan, G. (2010). The phronimos, the phainomena, and the pragmata: Are We Responsible for the Things that Appear to Us to be Good for Us? An Axiological Exercise in Aristotelian Phenomenology. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 10, 171–200.
  • Heffernan, G. (2014). The Phenomenon Happiness: Prolegomena to a Phenomenological Description. The Humanistic Psychologist, 42, 249–267.
  • Heinämaa, S. (2017). On the Complexity and Wholeness of Human Beings: Husserlian Perspectives. International Journal of Philosophical Studies, 25, 393–406.
  • Held, K. (2010). Gott in Edmund Husserls Phänomenologie. In C. Ierna, H. Jacobs, & F. Mattens (Eds.), Philosophy, Phenomenology, Sciences: Essays in Commemoration of Edmund Husserl (723–738). Dordrecht: Springer.
  • Hermberg, K., & Gyllenhammer, P. (Eds.). (2013). Phenomenology and Virtue Ethics: Issues in Phenomenology and Hermeneutics. London: Bloomsbury Publishing.
  • Hobbes, T. (1968). Leviathan. Harmondsworth: Penguin Books.
  • Husserl, E. (1950–2014). Gesammelte Werke or Husserliana (vols. I–XLII). The Hague: Martinus Nijhoff, 1950–1987; Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1988–2004; Dordrecht: Springer, 2004–2014.
  • Husserl, E. (1969). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Fichtes Menschheitsideal. In Hua XXV (267–293). Dordrecht: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1988). Vorlesungen über Ethik und Wertlehre (1908–1914) (Hua XXVIII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1989a). Aufsätze und Vorträge (1922–1937) (Hua XXVII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1989b). Fünf Aufsätze über Erneuerung. In Hua XXVII (3–94). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994). Briefwechsel (I–X). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001–2012). Materialien (I–IX). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers & Springer.
  • Husserl, E. (2004). Einleitung in die Ethik: Vorlesungen Sommersemester 1920/1924 (Hua XXXVII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie: Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte, Metaphysik, Späte Ethik—Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XLII). Dordrecht: Springer.
  • Irvine, W. (2009). A Guide to the Good Life: The Ancient Art of Stoic Joy. Oxford: Oxford University Press.
  • James, W. (1896). The Will to Believe. The New World, 5, 327–347.
  • Kant, I. (1974). Kritik der praktischen Vernunft. Hamburg: Felix Meiner.
  • Kant, I. (1996). The Cambridge Edition of the Works of Immanuel Kant: Practical Philosophy (M. Gregor, Ed. & Trans.). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kant, I. (1999). Grundlegung zur Metaphysik der Sitten (B. Kraft & D. Schönecker, Eds.). Hamburg: Felix Meiner.
  • Kekes, J. (1982). Happiness. Mind, 91, 358–376.
  • Kraut, R. (1979). Two Conceptions of Happiness. Philosophical Review, 88, 167–197.
  • Kraut, R. (1989). Aristotle on the Human Good. Princeton: Princeton University Press.
  • Loidolt, S. (2010). Husserl und das Faktum der praktischen Vernunft: Phänomenologische Ansprüche an eine philosophische Ethik. In C. Ierna, H. Jacobs, & F. Mattens (Eds.), Philosophy, Phenomenology, Sciences: Essays in Commemoration of Edmund Husserl (483–503). Dordrecht: Springer.
  • Loidolt, S. (2011). Ist Husserls späte Ethik ‘existenzialistisch’? Journal Phänomenologie, 36, 36–50.
  • Loidolt, S. (2018). Value, Freedom, Responsibility: Central Themes in Phenomenological Ethics. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of the History of Phenomenology (696–716). Oxford: Oxford University Press.
  • Luft, S. (2010). Das Subjekt als moralische Person: Zu Husserls späten Reflexionen bezüglich des Personenbegriffs. In P. Merz, A. Staiti, & F. Steffen (Eds.), Geist–Person–Gemeinschaft: Freiburger Beiträge zur Aktualität Husserls (221–240). Würzburg: Ergon Verlag.
  • Luft, S. (2012). The Subject as Moral Person: On Husserl’s Late Reflections concerning the Concept of Personhood. In G.-J. van der Heiden, K. Novotny, I. Römer, & L. Tengelyi (Eds.), Investigating Subjectivity: Classical and New Perspectives (25–41). Leiden: Brill.
  • Lyubomirsky, S. (2008). The How of Happiness: A Scientific Approach to Getting the Life You Want. New York: Penguin Books.
  • MacIntyre, A. (2007). After Virtue: A Study in Moral Theory (3rd ed.). South Bend: University of Notre Dame Press.
  • Marion, J.-L. (1989). Réduction et donation: Recherches sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Marion, J.-L. (1997). Étant donné : Essai d’une phénoménologie de la donation. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Marion, J.-L. (2001). De surcroît: Études sur les phénomènes saturés. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Melle, U. (1991). The Development of Husserl’s Ethics. Études Phénoménologiques, 13–14, 115–135.
  • Melle, U. (2002). From Reason to Love. In J. Drummond & L. Embree (Eds.), Phenomenological Approaches to Moral Philosophy: A Handbook (229–248). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Melle, U. (2007). Husserl’s Personalist Ethics. Husserl Studies, 23, 1–15.
  • Mensch, J. (2003). Ethics and Selfhood: Alterity and the Phenomenology of Obligation. Albany, New York: State University of New York Press.
  • Obsieger, B. (2016). Husserls Frage: „Kann ich mein Leben leben, ohne dass ich es wollen kann?“ In K.-H. Lembeck, K. Mertens, & E.-W. Orth (Eds.), Phänomenologische Forschungen 2015 (323–334). Hamburg: Felix Meiner.
  • Peucker, H. (2007). Husserl’s Critique of Kant’s Ethics. Journal of the History of Philosophy, 45, 309–319.
  • Peucker, H. (2008). From Logic to the Person: An Introduction to Edmund Husserl’s Ethics. The Review of Metaphysics, 62, 307–325.
  • Peucker, H. (2010). Aristotelische Elemente in der Ethik von Edmund Husserl. Philosophisches Jahrbuch, 117, 54–68.
  • Peucker, H. (2011). Die ethischen Grundlagen von Husserls Philosophie. Journal Phänomenologie, 36, 10–20.
  • Plato (2006). The Republic (R. E. Allen, Trans.). New Haven: Yale University Press.
  • Pradelle, D. (2016). Critique phénoménologique de l’éthique kantienne. Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 8, 442–481.
  • Rinofner-Kreidl, S. (2010). Husserl’s Categorical Imperative and His Related Critique of Kant. In P. Vandevelde & S. Luft (Eds.). Epistemology, Archaeology, Ethics: Current Investigations of Husserl’s Corpus (188–210). London: Continuum.
  • Rinofner-Kreidl, S. (2017). Ethik. In S. Luft & M. Wehrle (Eds.), Husserl–Handbuch: Leben–Werk–Wirkung (184–196). Stuttgart: J. B. Metzler.
  • Römer, I. (2011). Von der wertmaximierenden Leistungsmaschine zur vernünftigen liebenden Person: Subjektivität in Husserls Ethik. Journal Phänomenologie, 36, 21–35.
  • Roth, A. (1960). Edmund Husserls ethische Untersuchungen: Dargestellt anhand seiner Vorlesungsmanuskripte. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Schuhmann, K. (1977). Husserl-Chronik: Denk- und Lebensweg Edmund Husserls. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Schuhmann, K. (1991). Probleme der Husserlschen Wertlehre. Philosophisches Jahrbuch, 98, 106–113.
  • Seligman, M. (2002). Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York: Free Press.
  • Staiti, A. (2013). A Grasp from afar: Überschau and the Givenness of Life in Husserlian Phenomenology. Continental Philosophy Review, 46, 21–36.
  • Toulemont, R. (1962). L’essence de la société selon Husserl. Paris: Presses universitaires de France.
  • Tullius, W. (2015). Renewal and Tradition: Phenomenology as “Faith Seeking Understanding” in the Work of Edmund Husserl. American Catholic Philosophical Quarterly, 89, 1–26.
  • Tullius, W. (2017). On the Aristotelian Underpinnings of Husserl’s Ethics of Vocation. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 15, 102–123.
  • Ubiali, M. (2017). Aristotelian Echoes in Husserl’s Ethics: Character, Decision, and Philosophy as the Highest Good. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 15, 84–101.
  • Vaihinger, H. (1911). Die Philosophie des Als Ob: System der theoretischen, praktischen und religiösen Fiktionen der Menschheit auf Grund eines idealistischen Positivismus. Mit einem Anhang über Kant und Nietzsche. Berlin: Reuther & Reichard.
  • Vitrano, C. (2008). Happiness and Morality. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (267–272). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Vitrano, C. (2009). The Happy Immoralist. In R. Talisse & M. Eckert (Eds.), A Teacher’s Life: Essays for Steven M. Cahn (149–153). Lanham, Maryland: Lexington Books.
  • Vitrano, C. (2014). The Nature and Value of Happiness. Boulder, Colorado: Westview Press.
  • Wallace, R. J. (2013). The View from Here: On Affirmation, Attachment, and the Limits of Regret. New York: Oxford University Press.
  • Williams, B. (1985). Ethics and the Limits of Philosophy. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
  • ADDENDA: UNPUBLISHED MANUSCRIPTS OF HUSSERL

  • A V 5: Anthropologie, Psychologie mit Beilagen zu den Amsterdamer Vorlesungen. Menschliche Umwelt (“Lebenswelt”)—Welt der Personen. Erfahrung und Praxis. Praktische Tradition, das “Gewohnheitsmäßige”—Aufbau der Normalitäten (1927–1933).
  • F I 24: Formale Ethik und Probleme der ethischen Vernunft (1909–1923).
  • F I 28: Freiburger Vorlesungen zur Einleitung in die Ethik (1920–1924).
  • F I 40: Wintersemester 1919/20. Vorlesungen über Einleitung in die Philosophie, systematisch [Der erste Stuck stammt aus den Vorlesungen über Einleitung 1916 u. 1918] (1916–1920).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2692


ЭКОНОМИКА В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: А. ШЮЦ ПРОТИВ Т. ДЮППЕ

Название на языке публикации: PHENOMENOLOGICAL PERSPECTIVES ON ECONOMICS: SCHÜTZ VERSUS DÜPPE
Автор: ПЕТР ШПЕЧЯН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 613-631
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-613-631 PDF (Загрузок: 4357)

Аннотация
В статье рассматриваются новые направления в феноменологии экономики. Предметом анализа становится то, каким образом проекты Тилля Дюппе и Альфреда Шюца, инспирированные Эдмундом Гуссерлем, позволяют пролить свет на историческое развитие экономической науки. Я рассматриваю сущность и значение экономики в контексте той резкой критики экономической науки в целом, которой ее недавно подверг Дюппе. Этот анализ вскрывает важные недостатки и упущения, присущие аргументации Дюппе, направленной против научных притязаний экономистов. Анализ специфики социальных наук у Альфреда Шюца, разрабатывающего феноменологически преобразованный, «телескопический» концепт идеального типа, раскрывается затем как более продуктивный и методологически строгий путь к пониманию тенденций экономической науки. Подход Шюца позволяет нам понять, как абстрактные экономические модели возникают из опыта жизненного мира, не утрачивая с ним контакта. Соответственно, историческое развитие экономической науки может рассматриваться как состоящее из двух фаз в широком смысле слова. На первой формализм постепенно нарастает (фаза «отдаления»), на второй экономическая наука возвращается к конкретным эмпирическим исследованиям (фаза «приближения»). Кейс-анализ, концентрирующийся на экономической теории политики, служит иллюстрацией того, что как тяготение к абстракции, достигшее апогея в 50-х годов XX века, так и более современная тенденция к «приближению» методологически легитимны с феноменологической точки зрения. На основании проведенного анализа делается вывод, что экономика никогда не была полностью оторвана от изначальной реальности повседневной жизни и на протяжении десятилетий взаимосвязь экономической науки и повседневности становилась прочнее день ото дня.

Ключевые слова
Альфред Шюц, кризис науки, формализм, историцизм, жизненный мир, феноменология экономики, телескопический идеальный тип.

References

  • Achen, C. H., & Bartels, L. M. (2016). Democracy for Realists: Why Elections Do Not Produce Responsive Government. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  • Arrow, K. (1951). Social Choice and Individual Values. New Haven, New York, London: J. Wiley / Chapman & Hall.
  • Ashraf, N., Camerer, C. F., & Loewenstein, G. (2005). Adam Smith, Behavioral Economist. Journal of Economic Perspectives, 19 (3), 131–145. doi: 10.1257/089533005774357897
  • Becker, G. S. (1978). The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: University of Chicago Press.
  • Dowding, K. (2005). Is it Rational to Vote? Five Types of Answer and a Suggestion. The British Journal of Politics and International Relations, 7 (3), 442–459. doi: 10.1111/j.1467-856X.2005.00188.x
  • Downs, A. (1957). An Economic Theory of Democracy. Boston: Harper and Row. 10.1111/j.1467-856X.2005.00188.x
  • Düppe, T. (2011). The Making of the Economy: A Phenomenology of Economic Science. Plymouth: Lexington Books.
  • Friedman, M. (1953). Methodology of Positive Economics. In M. Friedman, Essays in Positive Economics (3–16, 30–43). Chicago: University of Chicago Press.
  • Green, D. P., & Shapiro, I. (1994). Pathologies of Rational Choice Theory: a Critique of Applications in Political Science. New Haven, Conn.: Yale University Press.
  • Knudsen, C. (2004). Alfred Schütz, Austrian Economists and the Knowledge Problem. Rationality and Society, 16 (1), 45–89. doi: 10.1177/1043463104036622
  • Kuhn, T. S. (1996). The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press.
  • Lazear, E. P. (2000). Economic Imperialism. The Quarterly Journal of Economics, 115 (1), 99–146. doi: 10.2307/2586936
  • Prendergast, C. (1986). Alfred Schütz and the Austrian School of Economics. American Journal of Sociology, 92 (1), 1–26.
  • Robbins, L. (2007). An Essay on the Nature and Significance of Economic Science. Auburn, Al.: Ludwig von Mises Institute.
  • Rosenberg, A. (1994). Economics — Mathematical Politics or Science of Diminishing Returns? Chicago: University of Chicago Press.
  • Rosenberg, A. (2005). Lessons from Biology for Philosophy of the Human Sciences. Philosophy of the Social Sciences, 35 (1), 3–19. doi: 10.1177/0048393104271921
  • Schütz, A. (1972). The Phenomenology of the Social World. Evanston, Ill.: Northwestern University Press.
  • Schütz, A. (1974a). Common-sense and Scientific Interpretation of Human Action. In M. Natanson (Ed.), Collected Papers, Vol. 1: The Problem of Social Reality (1–47). Berlin: Springer.
  • Schütz, A. (1974b). On Multiple Realities. In M. Natanson (Ed.), Collected Papers, Vol. 1: The Problem of Social Reality (207–259). Berlin: Springer.
  • Schütz, A. (1975). The Problem of Transcendental Intersubjectivity in Husserl. In I. Schütz (Ed.), Collected Papers, Vol. 3: Studies in Phenomenological Philosophy (51–91). Berlin: Springer.
  • Schütz, A. (1976a). Dimensions of the Social World. In A. Brodersen (Ed.), Collected Papers, Vol. 2: Studies in Social Theory (20–63). Berlin: Springer.
  • Schütz, A. (1976b). The Problem of Rationality in the Social World. In A. Brodersen (Ed.), Collected Papers, Vol. 2: Studies in Social Theory (64–88). Berlin: Springer.
  • Stigler, G. J. (1983). Nobel Lecture: The Process and Progress of Economics. Journal of Political Economy, 91 (4), 529–545. doi: 10.2307/1831067

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2218


ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ПАТОЧКИ И ЗАБОТА О ДУШЕ

Название на языке публикации: PATOČKA’S PHILOSOPHY OF ART AND CARE FOR THE SOUL
Автор: ЯН ЙОСЛЬ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 602-612
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-602-612 PDF (Загрузок: 3478)

Аннотация
Сократовская тема заботы о душе в мысли позднего Паточки выражает его стремление к осмыслению человеческой экзистенции как поворотного пунка, метанойи, борьбы между подлиностью и неподлиностью. Это стремление вступает в противоречие не только с поздней философией Хайдеггера, но и с собсвеным проектом Паточки по разработе несубъектной феномеологии. Данная статья покзывает, что в искусстве сохраняется значимость субъективности и экзистенции, а искусство для Пточки предсталяет собой своего род заботу о душе. Дискуссия состоит из трех пунктов. Сначала я показываю, в чем заключается душа или опыт души для Паточки и как следует понимать термин «забота». Я покзываю, что то, что Паточка имеет в виду под понятием души, заключается в свободе, krisis и physis. Из второго раздела яствует, что эти характеритики, по мнению Паточки, пристутствуют в искусстве. В третьем разделе сопоставлется искусство и философия как два типа заботы о душе; показаны ограничения искуства как заботы о душе. В заключении сделан вывод о том, что для Паточки искусство представляет собой ограниченную форму заботы о душе по сравнению с философией. Однако, с точки зрения Паточки, в настоящей ситуации это единственный тип заботы о душе, который нам остается.

Ключевые слова
Феноменология, эстетика, Ян Паточка, искусство, забота о душе, Сократ, Платон.

References

  • Merlier, P. (2009). Patočka: Le soin de l’âme et l’Europe. Paris: L’Harmattan.
  • Patočka, J. (1991). Sokratés. Prague: SPN.
  • Patočka, J. (1992). Platón. Prague: SPN.
  • Patočka, J. (1996a). Filosofie výchovy [Philosophy of Education]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (1996b). Negativní Platonismus [Negative Platonism]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (1996c). Věčnost a dějinnost [Eternity and Historicity]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (1999a). Doba poevropská a její duchovní problémy [Posteuropean Time and its Spiritual Problems]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (1999b). Evropa a doba poevropská [Europe and Post-Europe]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (1999c). O duši u Platóna [The Soul in Plato]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. II]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (1999d). Platón a Evropa [Plato and Europe]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. II]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (1999e). Počátky systematické psychologie [The Oldest Systems of Soul Science]. In J. Patočka, Péče o duši [Care for the Soul, Vol. II]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004a). Symbol země u K. H. Máchy [Symbol of Earth in K. H. Mácha]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time, Vol I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004b). Čas, věčnost a časovost v Máchově díle [Time, Eternity and Temporality in Macha’s Work]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time, Vol I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004c). Hegelův filosofický a estetický vývoj [Hegel’s Philosophical and Aesthetic Development]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time, Vol I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004d). Ivanov. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time, Vol I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004e). Poznámky k polyperspektivě u Picassa od W. Biemela [Some Remarks on Polyperspectivity in Picasso by Walter Biemel]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time, Vol II]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004f). Učení o minulém rázu umění [Hegel’s Thesis on the Past Character of Time]. In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time, Vol I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2004g). Zpěv výsostnosti [Song of Sovereignity] In J. Patočka, Umění a čas [Art and Time, Vol I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2006a). K filosofovým šedesátinám [To Philosophers Sixtieth Anniversary]. In J. Patočka, Češi [Czechs, Vol. I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2006b). Spisovatel a jeho věc [Writer and His Thing]. In J. Patočka, Češi [Czechs, Vol. I]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2015). Art and Time. Estetika: The Central European Journal of Aesthetics, 52(1), 99-113.
  • Tardivel, E. (2011). La liberté au principe: Essai sur la philosophie de Patočka. Paris: Vrin.