Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3009


О ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ ОПЫТЕ: ФРАНЦ БРЕНТАНО И МЕЙСТЕР ЭКХАРТ

Название на языке публикации: О ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ ОПЫТЕ: ФРАНЦ БРЕНТАНО И МЕЙСТЕР ЭКХАРТ
Автор: ЯРОСЛАВ СЛИНИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 442-459
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-442-459 PDF (Загрузок: 3738)

Аннотация
В своем учении Франц Брентано исходит из того, что наряду с внешними имеется и внутренний опыт. Внешний опыт знакомит нас с трансцендентным сознанию миров вещей, а внутренний опыт позволяет распознать строение самого сознания. Если в основе внешнего опыта лежит чувственное восприятие, то в основе внутреннего опыта лежит восприятие внутреннее, которое показывает, что сознание представляет собой последовательность актов в потоке нашего внутреннего времени. Согласно Брентано всякий акт сознания есть интенция, направленность на объект, который может быть назван интенциональным объектом. Как интенции, так и их объекты имманентны сознанию. К числу актов внешнего опыта относятся чувственное восприятие, воображение, умозрение, желание, воля и т.п. О том, как соотносятся интенциональные объекты такого рода актов с трансцендентными вещами, разные философы судят по-разному. На этом основании Брентано считает, что данные актов внешнего опыта не очевидны. Напротив, данные внутреннего опыта очевидны постольку, поскольку объектами внутреннего восприятия являются сами акты сознания, и, стало быть, во внутреннем опыте нет ничего трансцендентного сознанию. Брентано отмечает то обстоятельство, что уже средневековые схоласты знали об интенциональном характере нашего сознания. В данной статье рассматривается учение Мейстера Экхарта о силах души. Силами души Экхарт именует чувственное восприятие, воображение, ум, волю и т.п. В результате их «соприкосновения» с вещами внешнего, «тварного» мира в душе возникают образы этих вещей. Силы души, таким образом, соответствуют интенциями актов внешнего опыта, а образы — их интенциональным объектам. При этом Экхарт говорит о том, что в душах соответствующим образом подготовленных людей может пробудиться еще одна сила, направленная уже не в сторону тварного мира, а в глубину сознания. Эту «благородную» интенцию он называет «светом», «искрой» души. Она относится целиком к внутреннему опыту и встречает на своем пути Бога, причем встречает Его не в качестве какого-либо образа, а непосредственно и со всей очевидностью. Однако важно отметить, что, согласно Экхарту, христианская Троица является лишь промежуточным пунктом на пути благородной интенции. Интенциональным объектом, до которого она, в конце концов, доходит, оказывается то, что Экхарт иносказательно именует «глубиной глубин», «тихой пустыней» и «безраздельной тишиной».

Ключевые слова
Брентано, Экхарт, внешний опыт, внутренний опыт, интенция, интенциональный объект, силы души.

References

  • Brentano, F. (1996). Psikhologiya s empiricheskoi tochki zreniya [Psychology from an Empirical Standpoint]. In Izbrannye raboty [Selected Works] (9–94). Moscow: Dom intellektual’noi knigi. (in Russian).
  • Dekart, R. (1994). Razmyshleniya o pervoi filosofii, v koikh dokazyvaetsya sushchestvovanie boga i raz-lichie mezhdu chelovecheskoi dushoi i telom [Meditations on First Philosophy in which the existence of God and the immortality of the soul are demonstrated]. In Sochineniya v dvukh tomakh, T.2 [Collected Works in 2 Volumes, Vol. 2] (3–72). Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1998). Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian Meditations]. St Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Kant, I. (1994). Kritika chistogo razuma [The Critique of Pure Reason]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Meister Ekkhart. (1912). Propovedi i rassuzhdeniya [Preaching and Reasoning]. Moscow: Musaget. (in Russian).
  • Sekst Empirik. (1976). Tri knigi pirronovykh polozhenii [Three books of Pyrron’s refutations]. In Sochineniya v dvukh tomakh, T.2 [Collected Works in 2 Volumes, Vol. 2] (205–380). Moscow: Mysl’. (in Russian).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3050


ПРОБЛЕМА ПАССИВНОГО КОНСТИТУИРОВАНИЯ В ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ Э. ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: THE PROBLEM OF PASSIVE CONSTITUTION IN HUSSERL’S GENETIC PHENOMENOLOGY
Автор: НАТАЛЬЯ АРТЕМЕНКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 409-441
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-409-441 PDF (Загрузок: 3788)

Аннотация
Проблема пассивного конституирования в феноменологии Э. Гуссерля заслуживает отдельного внимания, постольку пассивное конституирование, противопоставляемое активному сознательному конституированию, можно назвать одной из основных тем философии XX века. Тематизация сферы пассивности связана с решением проблемы интерсубъективности изнутри самой феноменологии, а от этого решения напрямую зависит сам статус её исследования. Разработка проблемы интерсубъективности является для феноменологии не ответом на поставленный извне упрёк «в солипсизме», но внутренней темой самой феноменологии. Гуссерль стремится обосновать всеобщую значимую для всех феноменологическую науку — но чтобы эта наука имела значение, а именно была необходима для всех других, необходимо сначала доказать существование этих других Я или трансцендентальных субъектов. Мы остановимся подробнее на истории рассмотрения проблемы интерсубъективности Гуссерлем с целью прояснить, как попытки решения проблемы интерсубъективности, опирающиеся на активность Я, приводят к эгоцентрической модели, потребность в преодолении которой, в свою очередь, приводит к тематизации генезиса субъективности и обнаружения пассивности как самого основания данного генезиса. Согласно нашей рабочей гипотезе, именно необходимость тематизации генезиса смысла «Другого» во многом повлияла на модификацию феноменологического метода. Мы обратимся к понятию первичной субъективности, или прото-Я, чтобы показать, что выделение прото-Я должно пониматься как имеющее методологическое значение для обоснования интерсубъективности, так как только там предельным уровнем фундирования индивидуального Я оказывается не просто более глубокий уровень сознания или истории универсального субъекта, но абсолютная субъективность, как поле межсубъектного взаимодействия, в котором пробуждается (индивидуализируется) к самоконституированию в мире индивидуальный субъект. Только тогда может быть переосмыслено конституирование индивидуального Я как первично пассивное, как пронизанное изначальной пассивной и независящей от Я направленностью на со-конституирование интерсубъективного мира.

Ключевые слова
Феноменологический метод, интерсубъективность, пассивный генезис, пассивное конституирование, Другой, Э. Гуссерль, прото-Я.

References

  • Alloa, E., Bedorf, T., Grüny, G., & Klass, T.N. (Eds.). (2012). Leiblichkeit. Begriff, Geschichte und Aktualität eines Konzepts. Tübingen: Mohr Siebeck/UTB.
  • Borisov, E. (1999). Problema intersub’ektivnosti v fenomenologii E. Gusserlja [The Problem of Intersubjectivity in Fenomenology of E. Husserl]. Logos, 1(11), 65-83. (in Russian).
  • Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Husserliana, Dokumente, Bd.2/1. Dordrecht: Kluwer.
  • Fuchs, T. (2008). Leib und Lebenswelt. Neue philosophisch-psychiatrische Essays. Kusterdingen: Die Graue Edition.
  • Fuchs, T. (2010). Das Gehirn — ein Beziehungsorgan. Eine phänomenologisch-ökologische Konzeption. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Gadamer, H.-G. (2004). Truth and Method. London, New York: Continuum Publishing Group.
  • Gallagher, Sh. (2012). Kognitionswissenschaften — Leiblichkeit und Embodiment. In E. Alloa, T. Bedorf, C. Grüny, & T. Klass (Eds.), Leiblichkeit. Begriff, Geschichte und Aktualität eines Konzepts (320-333). Tübingen: Mohr Siebeck/UTB.
  • Held, K. (1966). Lebendige Gegenwart. Die Frage nach der Seinsweise des transzendentalen Ich bei Husserl entwickelt an Leitfaden der Zeitproblematik. Den Haag: M. Nijhoff.
  • Held, K. (1972). Das Problem der Intersubjektivität und die Idee einer Phänomenologischen Transzendentalphilosophie. In U. Claesges & K. Held (Eds.), Perspektiven transzendental-phänomenologischer Forschung (3-60). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (1950). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1952). Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1960). Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology. Dordrecht: Springer Science+Business Media.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918-1926 (Hua XI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973a). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil. 1905-1920 (Hua XIII). Den Haag: M. Nijhof.
  • Hussel, E. (1973c). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil. 1921-1928 (Hua, XIV). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973d). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil. 1929-35 (Hua XV). Den Haag: M. Nijhof.
  • Husserl, E. (1976). Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologishe Philosophie (Hua VI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926-1935) (Hua XXXIV). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001a). Die Bernauer Manuskripte über Zeitbewusstsein (1917/1918) (Hua XXXIII). Dordrecht: Springer Science+Business Media.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1923-1924): Die C. Manuskripte. Husserliana: Materialien VIII. Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937) (Hua XXXIX). New York: Springer.
  • Iribarne, J. V. (1994). Husserls Theorie der Intersubjektivität. Freiburg in Br. — München.
  • Landgrebe, L. (1982). Das Problem der passiven Konstitution. In Faktizität und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phänomenologie (71-87). Hamburg: Meiner.
  • Landgrebe, L. (2010). Der Begriff des Erlebens. Ein Beitrag zur Kritik unseres Selbstverständnisses und zum Problem der seelischen Ganzheit. Würzberg: Königshausen & Neumann.
  • Novotny, K. (2012). Neue Konzepte der Phänomenalität. Essays zur Subjektivität und Leblickeit des Erscheinens. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Waldenfels, B. (1971). Das Zwischenreich des Dialogs. Sozialphilosophische Untersuchungen in Anschluß an E. Husserl. Den Haag: M. Nijhoff.
  • Yamaguchi, I. (1982). Passive Synthesis und Intersubjektivität bei Husserl. Hague: M. Nijhoff.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2851


УМЕРЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ ГУССЕРЛЯ И ВОПРОС ОБ ОЧЕВИДНОСТИ

Название на языке публикации: HUSSERL’S MODERATE RATIONALISM AND THE QUESTION OF EVIDENCE
Автор: ВИТОЛЬД ПЛОТКА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 389–408
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-389-408 PDF (Загрузок: 3772)

Аннотация
Данная статья является попыткой представить феноменологию Гуссерля как умеренный рационализм. Под «умеренным рационализмом» понимается, во-первых, теория, не исключающая проблемы иррациональности и понимающая рациональное как коррелят иррационального. Во-вторых, это теория, которая осуществляет свой анализ, исходя из тезиса о том, что очевидности могут быть представлены на многих уровнях и ступенях. Здесь совершенная очевидность вполне может оказаться несовершенной. Однако это несовершенная очевидность (как эквивалент неразумия) может стать предметом очевидного исследования (как эквивалент разума). Аргументация состоит в том, что умеренный рационализм связан с трансцендентальным характером феноменологии и ведет к постоянному пересмотру вопроса об очевидности (Evidenz). Основное утверждение состоит в том, что иррациональность следует понимать в терминах возможных неопределенных уровней и степеней очевидности. Развивая таким образом «умеренный рационализм», мы заинтересованы в понимании разума, то есть в вопросе о сущности разума в его соотношении с неразумием. Здесь умеренный рационализм непосредственно заинтересован не в рациональных аргументах, а в «прояснении» разума. Утверждается, что феноменология разума также исследует «иррациональные очевидности», например, фоновые очевидности, очевидности в отношении других, а также все формы ошибочных очевидностей. Поэтому главным вопросом умеренного рационализма является Гуссерлевский вопрос об очевидности.

Ключевые слова
Феноменология, теория познания, критика разума, неразумие, очевидность, рационализм, Гуссерль.

References

  • Adorno, T. W. (1940). Husserl and the Problem of Idealism. The Journal of Philosophy, 37(1), 5–18.
  • Adorno, T. W. (2003). Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die phänomenologischen Antinomien. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Aguirre, A. (1972). Transzendentalphänomenologischer Rationalismus. In U. Claesges & K. Held (Eds.), Perspektiven transzendentalphänomenologischer Forschung. Für Ludwig Landgrebe zum 70. Geburtstag von seinen Kölner Schülern (102–128). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Berghofer, P. (2018a). New Ways to Transcendental Phenomenology: Why Epistemology Must be a Descriptive and Eidetic Study of Consciousness. Horizon. Studies in Phenomenology, 7 (1), 121–136. doi: 10.21638/2226-5260-2018-7-1-121-136
  • Berghofer, P. (2018b). Why Husserl is a Moderate Foundationalist. Husserl Studies, 34(1), 1–23. doi: 10.1007/s10743-017-9213-4
  • Berghofer, P. (2018c). Why Husserl’s Universal Empiricism is a Moderate Rationalism. Axiomathes, 28(5), 539–563. doi: 10.1007/s10516-018-9388-0
  • Berghofer, P. (2019). On the Nature and Systematic Role of Evidence: Husserl as a Proponent of Mentalist Evidentialism? European Journal of Philosophy, 27(1), 98–117. doi: 10.1111/ejop.12405
  • Byrne, T. (2017). Surrogates and Empty Intentions: Husserl’s “On the Logic of Signs” as the Blueprint for his First Logical Investigation. Husserl Studies, 33(3), 211–227. doi: 10.1007/s10743-017-9210-7
  • Crowell, S. G. (2007). Authentic Thinking and Phenomenological Method. In K.-Y. Lau & J. J. Drummond (Eds.). Husserl’s Logical Investigations in the New Century: Western and Chinese Perspectives (119–133). Dordrecht: Springer.
  • De Boer, T. (1978). The Development of Husserl’s Thought (T. Plantinga, Trans.). Boston, MA, London: Martinus Nijhoff.
  • Dodd, J. (2004). Crisis and Reflection. An Essay on Husserl’s “Crisis of the European Sciences”. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Dreyfus, H. L. (Ed.). (1984). Husserl, Intentionality and Cognitive Science. Cambridge, MA, London: MIT Press.
  • Drummond, J. (1990). Husserlian Intentionality and Non-Foundational Realism: Noema and Object. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Drummond, J. J. (2008). Historical Dictionary of Husserl’s Philosophy. Malden, MA: Scarecrow Press.
  • Fink, E. (1966). Das Problem der Phänomenologie Edmund Husserls. In. E. Fink, Studien zur Phänomenologie. 1930–1939 (179–223). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Fink, E. (1981). The Problem of the Phenomenology of Edmund Husserl (R. M. Harlan, Trans.). In W. McKenna, R. M. Harlan, & L. E. Winters (Eds.), Apriori and World. European Contribution to Husserlian Phenomenology (21–55). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Funke, F. (1980). Kritik der Vernunft und ethisches Phänomen. Phänomenologische Forschungen, 9, 33–89.
  • Gadamer, H.-G. (1963). Die phänomenologische Bewegung. Philosophische Rundschau, 11(1–2), 1–45.
  • Gallagher, S., & Zahavi, D. (2008). The Phenomenological Mind. An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science. London, New York, NY: Routledge.
  • Gurwitsch, A. (1957). The Last Work of Edmund Husserl. Philosophy and Phenomenological Research, 17(3), 370–398.
  • Hart, J. G. (1992). The Entelechy and Authenticity of Objective Spirit: Reflections on Husserliana XXVII. Husserl Studies, 9(2), 91–110. doi: 10.1007/BF00366749
  • Hartimo, M. (2010). The Development of Mathematics and the Birth of Phenomenology. In M. Hartimo (Ed.), Phenomenology and Mathematics (107–121). Dordrecht: Springer. doi: 10.1007/978-90-481-3729-9_6
  • Heffernan, G. (1998). Miscellaneous Lucubrations on Husserl’s Answer to the Question “was die Evidenz sei”: A Contribution to the Phenomenology of Evidence on the Occasion of the Publication of Husserliana Volume XXX. Husserl Studies, 15(1), 1–75. doi: 10.1023/A:1006043225566
  • Heffernan, G. (2009). On Husserl’s Remark that “[s]elbst eine sich als apodiktisch ausgebende Evidenz kann sich als Täuschung enthüllen…” (XVII 164: 32–33): Does the Phenomenological Method Yield Any Epistemic Infallibility? Husserl Studies, 25(1), 15–43. doi: 10.1007/s10743-008-9051-5
  • Hohl, H. (1962). Lebenswelt und Geschichte. Grundzüge der Spätphilosophie E. Husserls. Freiburg, München: Karl Alber Verlag.
  • Holzey, H. (2010). Neo-Kantianism and Phenomenology: The Problem of Intuition. In R. A. Makkreel & S. Luft (Eds.), Neo-Kantianism in Contemporary Philosophy (25–40). Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Hopkins, B. C. (2006). Husserl’s Psychologism, and Critique of Psychologism, Revisited. Husserl Studies, 22(2), 91–119. doi: 10.1007/s10743-006-9008-5
  • Hopp, W. (2009). Phenomenology and Fallibility. Husserl Studies, 25(1), 1–14. doi: 10.1007/s10743-008-9053-3
  • Hopp, W. (2011). Perception and Knowledge: A Phenomenological Account. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Husserl, E. (1950a). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1950b). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923/24). Erster Teil. Kritische Ideengeschichte (Hua VII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil. Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1962). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918–1926 (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). Philosophie der Arithmetik. Mit ergänzenden Texten (1890–1901) (Hua XII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Hua XVII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Band. Prolegomena zur Reiner Logik (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1979). Aufsätze und Rezensionen (1890–1910) (Hua XXII). The Hague, Boston, MA, London: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Studien zur Arithmetik und Geometrie. Texte aus dem Nachlass (1886–1901) (Hua XXI). The Hague, Boston, MA, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984a). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07 (Hua XXIV). Dordrecht, Boston, MA, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984b). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. I. Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984c). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. II. Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/2). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Aufsätze und Vorträge (1911-1921) (Hua XXV). Dordrecht, Boston, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1988). Vorlesungen über Ethik und Wertlehre 1908–1914 (Hua XXVIII). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1989). Aufsätze und Vorträge (1922–1937) (Hua XXVII). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1993). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934–1937 (Hua XXIX). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994a). Briefwechsel. Band III. Die Göttinger Schule. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994b). Briefwechsel. Band VII. Wissenschaftlerkorrespondenz. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1995). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1996). Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie. Vorlesungen 1917/18 mit ergänzenden Texten aus der ersten Fassung von 1910/11 (Hua XXX). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001). Allgemeine Erkenntnistheorie. Vorlesung 1902/03. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2002). Einleitung in die Philosophie. Vorlesungen 1922/23 (Hua XXXV). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2005). Einführung in die Phänomenologie der Erkenntnis. Vorlesung 1909. Drodrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916–1937) (Hua XXXIX). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewesstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik. Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XLII). Dordrecht: Springer.
  • Ingarden, R. (1975). On the Motives which led Husserl to Transcendental Idealism. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Janssen, P. (1970). Geschichte und Lebenswelt. Ein Beitrag zur Diskussion von Husserls Spätwerk. Den Haag: Kluwer Academic Publishers.
  • Landgrebe, L. (1963). Der Weg der Phänomenologie. Das Problem einer ursprünglichen Erfahrung. Gütersloh: Gerd Mohn.
  • Lembeck, K.-H. (2003). Begründungsphilosophische Perspektiven: Husserl und Natorp über Anschauung. Phänomenologische Forschungen, 97–108.
  • Lerner, R. R. P. (2004). Husserl versus Neo-Kantianism Revisited: On Skepticism, Foundationalism, and Intuition. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 4, 173–208.
  • Lübbe, H. (1957/1958). Husserl und die europäische Krise. Kant-Studien, 49(1–4), 225–237.
  • Mall, R. A. (1973). Experience and Reason. The Phenomenology of Husserl and its Relation to Hume’s Philosophy. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Merleau-Ponty, M. (1945). Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2002). Phenomenology of Perception. London, New York, NY: Routledge.
  • Mohanty, J. N. (1971). Husserl’s Concept of Intentionality. Analecta Husserliana, 1, 100–132.
  • Mohanty, J. N. (2008). The Philosophy of Edmund Husserl. A Historical Development. New Haven, CT, London: Yale University Press.
  • Natorp, P. (1917/1918). Husserls ‘Ideen zu einer reinen Phänomenologie’. Logos. Internationale Zeitschrift für Philosophie der Kultur, 7, 224–246.
  • Nenon, T. (2009). Husserls antirationalistische Bestimmung der Vernunft. In M. Pfeifer & S. Rapic (Eds.), Das Selbst und sein Anderes. Festschrift für Klaus Erich Kaehler (181–194). Freiburg, München: Verlag Karl Alber.
  • Płotka, W. (2012). Husserlian Phenomenology as Questioning: An Essay on the Transcendental Theory of the Question. Studia Phaenomenologica, 12, 311–330.
  • Płotka, W. (2016). Knowledge and the Lifeworld: Phenomenological-Transcendental Investigations. In A.-T. Tymieniecka & P. Trutty-Coohill (Eds.), The Cosmos and the Creative Imagination (167–177). Dordrecht: Springer. doi: 10.1007/978-3-319-21792-5_11
  • Płotka, W. (2018). Reduction and the Question of Beginnings in Husserl, Fink and Patočka. Human Studies, 41(4), 603–621. doi: 10.1007/s10746-018-09482-3
  • Rinofner-Kreidl, S. (2003). Mediane Phänomenologie. Subjektivität im Spannungsfeld von Naturalität und Kulturalität. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Scheler, M. (1995). Idealismus–Realismus. In M. Scheler, Späte Schriften (Gesammelte Werke, Bd. 9) (183–241). Bonn: Bouvier Verlag.
  • Sokolowski, R. (1987). Husserl and Frege. The Journal of Philosophy, 84, 521–528.
  • Spiegelberg, H. (1994). The Phenomenological Movement. A Historical Introduction. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Staiti, A. (2013). The ‘Ideen’ and Neo-Kantianism. In L. Embree & T. Nenon (Eds.), Husserl’s Ideen (71–90). Dordrecht: Springer.