Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1338


ДРУГАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ДЕРРИДА

Название на языке публикации: DERRIDA’S OTHER TRANSCENDENTAL AESTHETIC
Автор: КАРЛОС ЛОБО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 48-73
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-48-73 PDF (Загрузок: 1338)

Аннотация
Возвращаясь к отправной точке дебатов Деррида с некоторыми из главных представителей структурализма во Франции, я предлагаю выявить неоднозначность, которая затрагивает само понятие структуры, и определить точную роль, которую здесь играет (и будет продолжать играть) отсылка к феноменологии. Среди такого рода неоднозначностей: математическое понятие структуры, центральное для господствовавшего во Франции того времени структуралистского течения в математике; и особенно та неоднозначность, которая касается «группы преобразований», поскольку она наиболее важна для понимания одновременно дерзости и тупиков структурализма. Жесткое ядро математизации современной физики связано с принципом относительности Галилея, мастерски развитого позднее в теории относительности Эйнштейна, и опирается именно на эту структуру. Проследив общие контуры этих первоначальных дискуссий, мы обратимся к анализу того, как можно понять «эпистемологическую современность» теории относительности и гуссерлевской трансцендентальной эстетики. Опираясь на тщательный разбор того, как интерсубъективно конституируется пространство, время и объективный общий мир, мы выявляем ту центральную структуру, которую Гуссерль называет «интерсубъективной группой трансформации». Вооружившись такой феноменологической структурой, мы прослеживаем этот мотив в творчестве Деррида. Настоятельность, с которой развивается этот мотив, позволяет лучше понять как феноменологические предпосылки критики структурализма со стороны Деррида, так и его собственные теоретические позиции, особенно по контрасту с позицией Жан-Люка Нанси.

Ключевые слова
структура, группа преобразования, относительность, система координат, интерсубъективность, пространство и время, тело.

References

  • Adam, M. (2000). L’eucharistie chez les penseurs français du dix-septième siècle. Hildesheim: G. Olms
  • Armogathe, J.-R. (1977). Theologia Cartesiana. L’explication physique de l’eucharistie chez Descartes et dom Desgabets. The Hague: M. Nijhoff
  • Baciocchi, J. de. (1964). L’eucharistie. Tournai: Desclée & Co.
  • Balibar, F. (1984). Galileo, Newton lus par Einstein, Espace et relativité. Paris: PUF.
  • Châtelet, G. (1979). Sur une petite phrase de Riemann. Analytiques, 3, 67-75.
  • Châtelet, G. (1993). L’enchantement du virtuel, Mathématique, Physique, Philosophie. Paris: Éditions rue d’Ulm, « Pensée des sciences ».
  • De Gandillac, M., & Goldman, L. (2011). Entretiens sur les notions de genèse et structure. Paris: Hermann.
  • Derrida, J. (1967). Violence and Metaphysique. In L’écriture et la difference (117-228). Paris: Seuil.
  • Derrida, J. (1976). Fors. In N. Abraham & M. Torok, Cryptonymie. Le verbier de l’homme aux loup (9-73). Paris: Aubier.
  • Derrida, J. (1990). Introduction au problème de la genèse chez Husserl. Paris: PUF.
  • Derrida, J. (1993). Spectres de Marx. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1996). La Religion (J. Derrida & G. Vattimo, Eds.). Paris: Seuil.
  • Derrida, J. (2000). Le toucher, Jean-Luc Nancy. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (2001). By Force of Mourning. In The Work of Mourning (139-164). Chicago & London: University of Chicago Press.
  • Derrida, J. (2003). Echoes of Encounters III. In F. Pousin & S. Robic (Eds.), Signes, Histoire, Fictions (136-143). Paris: Argument.
  • Desanti, J.-T. (1976). Le philosophe et les pouvoirs. Paris: Calmann-Lévy.
  • Descartes, R. (1964-1974). Œuvres, vol. 1-11 (A. Tannery, Ed.). Paris: Vrin.
  • Descartes, R. (1963-1973). Œuvres philosophiques, vol. 1-3 (F. Alquié, Ed.). Paris: Garnier.
  • Freud, S. (1968). L’inconscient, In Metapsychologie (65-121). Paris: Gallimard.
  • Freud, S. (1993). Inhibition, Symptôme, Angoisse (J. Doron & R. Doron, Trans.). Paris: PUF.
  • Freud, S. (1997). Psychologie des Unbewußten, 8e Auflage. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag.
  • Galilée, G. (1953). Dialogo dei Massimi Sistemi. Milan-Naples: Oscar Mondadori.
  • Galilée, G. (2000). Dialogue on the Two Great Systems of the World (R. Fréreux & F. de Gandt, Trans.). Paris: Le Seuil.
  • Geiger, M. (1904). Bemerkungen zur Psychologie der Gefühlselemente und Gefühlsverbindungen. Leipzig: Engelmann.
  • Geiger, M. (1911). Das Bewußtsein von Gefühlen. In A. Pfänder (Ed.), Neue Münchener Philosophische Abhandlungen, Theodor Lipps zu seinem sechzigsten Geburtstag von früheren Schühlern (125-162). Barth, Leipzig.
  • Gouhier, H. (1978). Cartésianisme et augustinisme au XVIIe siècle. Paris: Vrin.
  • Husserl, E. (1950a). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Martinus Nijhoff: The Hague.
  • Husserl, E. (1950b). Idées directrices pour une phénoménologie pure et une philosophie phénoménologique, I (P. Ricoeur, Trans.). Paris: Gallimard.
  • Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass, Erster Teil, 1905-1920 (Hua XIII). The Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass, Zweiter Teil, 1921-1928 (HUA XIV). The Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973c). Ding und Raum. Vorlesungen 1907 (Hua XVI). The Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Burch, Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). The Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Die Krisis der europäischen Wissenschaften un, die transzendentale Phänomenologie, Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie (Hua VI). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Levinas, E. (1976). Autrement qu’être ou au-delà de l’essence. The Haag: Martinus Nijhoff.
  • Lévi-Strauss, C. (1958). Anthropologie structurale I. Paris: Plon.
  • Lobo, C. (2000). Le phénoménologue et ses exemples, Etude sur le rôle de l’exemple dans la constitution de la méthode et l’ouverture du champ de la phénoménologie transcendantale. Paris: Kimé.
  • Lobo, C. (2005) L’a priori affectif (I). Prolégomènes à une phénoménologie de la valeur. Alter, Ethique et phénoménologie, 13, 35-68.
  • Lobo, C. (2009). De la phénoménologie considérée comme un métier, In P. Kerszberg, A. Mazzu & A. Schnell (Eds.), L'Œuvre du phénomène, Hommage à Marc Richir (51-70). Brussels: Ousia.
  • Lobo, C. (2010). Introduction à une phénoménologie des syntaxes de conscience. In Annales de phénoménologie (117-163). Paris: Association pour la Promotion de la phénoménologie.
  • Lobo, C. (2012). La ‘résistance de Derrida à la psychanalyse’ et la phénoménologie transcendantale. Studia Phaenomenologica, 12, 399-425.
  • Lobo, C. (2014) Self-Variation and Self-Modification. In D. Moran & R. T. Jensen (Eds.), The Phenomenology of Embodied Subjectivity (263-284). Cham: Springer.
  • Lobo, C. (2017). Le maniérisme épistémologique de Gilles Châtelet. Relativité et exploration de l’a priori esthétique chez Husserl selon Weyl et Ch’telet. Revue de Synthèse, 138 (1-4), 279-313.
  • Lobo, C. (2019). Retour sur une ‘déconversion.’ Piaget, Kelsen et Husserl. Intentio, Revue du CREALP, 1, 79-132.
  • Lobo, C. (2022a). The Limits of the Mathematization of the Living and the Idea of a Formal Morphology of the Living World Following Husserlian Phenomenology. Theory in Biosciences, 141 (2), 175-202.
  • Lobo, C. (2022b). Phénoménologie de l’à-peu-près. Le problème de l’approximation statistique chez Bachelard et Husserl. Intentio, Revue du CREALP, 3, 9-45.
  • Marin, L. (1975a). La critique du discours: études sur la Logique de Port- Royal et les Pensées de Pascal. Paris: Minuit.
  • Marin, L. (1975b). The ‘Neutre’ and Philosophical Discourse. In A. Montefiore (Ed.), Neutrality and Impartiality (86-127). London: Cambridge University Press.
  • Marin, L. (1977). Pascal: du texte au livre. Information sur les sciences sociales, XVI (1), 27-58.
  • Marin, L. (1981). La voix excommuniée, essais de mémoire. Paris: Galilée.
  • Marin, L. (1986). La Parole mangée et autres essais théologico-politiques. Paris: Méridiens Klincksieck.
  • Nancy, J.-L. (1979). Ego Sum. Paris: Aubier.
  • Nancy, J.-L. (1992). Corpus. Paris: Metailié.
  • Nancy, J.-L. (1996). L’être singulier pluriel. Paris: Galilée.
  • Nancy, J.-L. (2003). Noli me tangere. Essai sur la levée du corps. Paris: Bayard.
  • Piaget, J. (1967). Logique et connaissance scientifique. Paris: Pléiade, Gallimard.
  • Piaget, J. (1972). Sagesse et illusions de la philosophie. Paris: PUF.
  • Weyl, H. (2017). Philosophie des mathématiques et des sciences de la nature (C. Lobo, Trans.). Genève: Métis Presses.