Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1412


ШЕЛЛИНГИАНСКИЕ МОТИВЫ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ М. РИШИРА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ГИПНОЗ

Название на языке публикации: ШЕЛЛИНГИАНСКИЕ МОТИВЫ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ М. РИШИРА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ГИПНОЗ
Автор: ЕКАТЕРИНА ХАН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 195-215
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-195-215 PDF (Загрузок: 1412)

Аннотация
В статье предлагается реконструкция ряда ключевых мотивов феноменологического проекта Марка Ришира, направленного на критику символического учреждения. Помимо значимых историко-философских комментариев к ряду переводов Шеллинга на французский язык, Ришир также многократно ссылался на Шеллинга и в собственных феноменологических построениях. Предлагаемая интерпретация связывает в значительной степени вдохновленную Шеллингом ришировскую теорию феноменологического бессознательного, его рассуждения об аффективности, интерес к греческой мифологии и мифологическому мышлению (в «Рождении богов») и политическую философию. Показано, каким образом некоторые концепты Ришира — в частности, трактовка феноменологического бессознательного, мифа, протееобразный характер власти, смена эпох как смена типов символических учреждений власти, — могут быть поняты на основе соответствующих мест из философии Шеллинга и каким образом может быть выстроена смысловая генеалогическая связь между ними. Тематизируя роль феноменологического бессознательного в ходе феноменализации, автор предлагает противопоставить трактовку бессознательного, сохраняющего свою простую таинственность и способы обхождения с ним у Ришира — и в психоанализе, стремящегося скорее «расколдовать» бессознательное, структурировать его и превратить живое потенцирование смысла в символическое воспроизводство симптома. Феноменологическое обращение к мифологии у Ришира служит обоснованием для нетривиального перехода от теоретической феноменологии к практической философии. В статье также уделяется внимание теории власти у Ришира и Лефора, предположительно восходящей к Ла Боэси. Предлагается раскрыть предложенную Риширом антитезу мнимой политики деспота, воспроизводящей символическое учреждение власти и поддерживающей трансцендентальную иллюзию необходимости контроля и порядка в форме своеобразного «гипноза» — и реальной политики как праксиса свободы.

Ключевые слова
Ришир, Шеллинг, феноменологическое бессознательное, феноменализация, аффективность, мифология, возвышенное, тираническое, трансцендентальный гипноз.

References

  • Carlson, S., & Yampolskaya, A. (2020). On the Frontline of Phenomenological Experience. The Preface to the Translation of the First of “Phenomenological Meditations” by Marc Richir. Horizon. Studies in Phenomenology, 9 (1), 275–282. (In Russian)
  • Chernavin, G. I. (2018). The Oddity of the Taken for Granted. St. Petersburg, Moscow: Dobrosvet Publ. (In Russian)
  • Detistova, A. (2012). The Phenomenological Project of M. Richir: Fantasy as a Dimension of the Phenomenological. Voprosy filosofii, 6, 139–148. (In Russian)
  • Forestier, F. (2015). La phénoménologie génétique de Marc Richir. Cham, Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer.
  • La Boétie, É. (1952). Reasoning about Voluntary Slavery (F. A. Kogan-Bernshtein, Trans.). Moscow: Izd-vo Akademii nauk USSR Publ. (In Russian)
  • Lefort, C. (1986). The Political Forms of Modern Society Bureaucracy, Democracy, Totalitarianism (John B. Tompson, Ed., Trans.). Cambridge: MIT Press.
  • Lévi-Strauss, C. (1999). Mythologists in 4 vol.: Vol. 1. Raw and Cooked. Rus. Ed. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga Publ. (In Russian)
  • Maldiney, H. (1973). Regard, Parole, Espace. Lausanne: Éditions L’Âge d’Homme.
  • Mesnil, J. (1994). L’anthropologie phénoménologique de Marc Richir. Revue internationale de psychopathologie, 16, 643–664.
  • Richir, M. (1982). Barbarie et Civilisation. Réseaux, 41–42–43, 21–43.
  • Richir, M. (1988a). Phenomenologie et institution symbolique (Phenomenes, temps et etres II). Paris: Jerome Millon.
  • Richir, M. (1988b). Sauvagerie et utopie metaphysique. In F. W. J. Schelling, Les âges du monde (5–34). Bruxelles: Editions OUSIA S. C.
  • Richir, M. (1989). Du sublime en politique. Synthesis Philosophica, 8 (2), 411–430.
  • Richir, M. (1990). La mélancolie des philosophes. In Anuales de V Instituí de Philosophie de l’Université de Bruxelles: L’Affect philosophe (11–34). Paris: Vrin.
  • Richir, M. (1991). Passion du penser et pluralité phénoménologique des mondes. Epokhé, 2, 113–173.
  • Richir, M. (1994). Qu’est-ce que un Dieu? Mythologie et question de la pensée. In F. W. J. Schelling, Philosophie de la mythologie (7–85). Grenoble: Jéróme Millón.
  • Richir, M. (1995). La naissance des dieux. Paris: Hachette.
  • Richir, M. (1996a). Affectivité sauvage, affectivité humaine: animalité et tyrannie. Epokhe, 6, 75–115.
  • Richir, M. (1996b). L’événement dans la création. In J. Greisch & G. Florival, Création et Evénement, Autour de Jean Ladrière. Actes du colloque de Cerisy-La-salle (123–144). Coll. Bibliothèque de Philosophie de Louvain.
  • Richir, M. (2001). Inconscient, nature et mythologie chez Schelling. In A. Roux & M. Vetö (Eds.), Schelling et l’élan du Système de l’idéalisme transcendantal (133–148). Paris: L’Harmattan.
  • Richir, M. (2002). Narrativité, temporalité et évènement dans la pensée mythique. Annales de Phénoménologie, 153–169.
  • Richir, M. (2005). La nature aime à se cacher. Kairos, 26, 77–92.
  • Richir, M. (2011). La contingence du Despote. Eikasia: revista de filosofía, 40, 129–136.
  • Richir, M. (2014). On the Phenomenological Unconscious: Epoche, Blinking and Reduction Phenomenological. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiia. Novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (209–228). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian).
  • Richir, M. (2015). Hyperbole dans la philosophie positive de Schelling: Approche phénoménologique. In G. Bensussan, L. Hühn & P. Schwa (Eds.), L’héritage de Schelling / Das Erbe Schelling (41–52). Freiburg; München: Verlag Karl Alber.
  • Richir, M. (2020). Defenestration. Horizon. Studies in Phenomenology, 9 (1), 760–781. (In Russian)
  • Sartre, J.-P. (2001). Imaginary. Phenomenological Psychology of Imagination. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
  • Schelling, F. W. J. (1861). Die Weltalter. In A. H. K. Schelling (Ed.), Sämtliche Werke. Abt. 1. Bd. 8, ed. (195–344). Stuttgart, Augsburg: J. G. Cottascher Verlag.
  • Schelling, F. W. J. (1987). Collected Works in 2 vols.: Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Schelling, F. W. J. (1989). Collected Works in 2 vols.: Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Schelling, F. W. J. (2013). Philosophy of Mythology in 2 vols.: Vol. 2. Rus. Ed. St. Petersburg: Saint Petersburg University Press Publ. (In Russian)
  • Schnell, A. (2015). Considérations sur l’inconscient phénoménologique. Annales de Phénoménologie, 205–220.
  • Schnell, A. (2019). Réflexions sur le mouvement de pensée de Marc Richir. In Aux marges de la phénoménologie. Lectures de Marc Richir (79–93). Paris: Hermann Éditeurs.
  • Vvedenskyi, A. (2020). I’m sorry I’m not a Beast. St. Petersburg: Pushkinskii dom Publ. (In Russian)
  • Yampolskaya, A. (2017). Phenomenological Reduction as Artistic Device. Voprosy Filosofii, 2, 195–205. (In Russian)
  • Wirth, J., & Burke, P. (Eds). (2013). The Barbarian Principle. Merleau-Ponty, Schelling and the Question of Nature. Albany: SUNY Press.