Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1800


ОТ СТРУКТУРЫ К СТИЛЮ. МЕРЛО-ПОНТИ

Название на языке публикации: FROM STRUCTURE TO STYLE. MERLEAU-PONTY
Автор: АББЕД КАНООР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 9-29
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-9-29 PDF (Загрузок: 1800)

Аннотация
В этой статье я пытаюсь показать, что в понимании Мерло-Понти понятие структуры претерпевает эволюцию. Структура — это не сущность и не априорный принцип, а выражение определённых конфигураций смысла и значения. Имеет место переход от статического к динамическому подходу, параллельный движению от философии структуры к философии индивидуации. Для каждого индивидуума существует общая структура поведения как единство, выражающееся в определенных константах его поведения. Структура есть мгновенное проявление общей направленности пассивно-аффективной жизни в её телесных проявлениях. Структурирование — это акт упорядочивания в восприятии окружающей ситуации и процесс занятия позиции в этой ситуации. Тем самым Мерло-Понти заменяет гештальт-психологию философией живого существа. Эта важная философская интуиция находит своё наивысшее выражение в понятии стиля; такое понятие становится важным элементом поздней феноменологической эстетики Мерло-Понти и феноменологии мира как явления.

Ключевые слова
Морис Мерло-Понти, феноменология, структура, стиль, форма, биология, поведение, гештальт, эстетика.

References

  • Bimbenet, E. (2003). Une nouvelle idée de la raison, Merleau-Ponty et le problème de l’universel. In M. Cariou, R. Barbaras, E. Bimbenet (Eds.), Merleau-Ponty aux frontières de l’invisible (51–64). Milano: Mimesis.
  • Bimbenet, E. (2011). Après Merleau-Ponty: Études sur la fécondité d’une pensée. Paris: Vrin.
  • Blanchot, M. (1971). Le Musée, l’Art et le Temps. In L’Amitié. Paris : Gallimard.
  • Boer, K. (1978). Maurice Merleau-Ponty: Die Entwicklung seines Strukturdenkens. Bonn: Bouvier.
  • Cueille, J.-N. (2002). Le silence du sensible: Éléments pour une esthésiologie dans la pensée de Merleau-Ponty. In Chiasmi International 4. Merleau-Ponty: Figures et fonds de la chair (119–56). Paris: Vrin.
  • Granger, G.-G. (1988). Essai d’une philosophie du style. Paris: O. Jacob.
  • Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft mit ergänzenden Texten (Hua XVII). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (2012). Zur Lehre vom Wesen und zur Methode der eidetischen Variation. Texte aus dem Nachlass (1891-1935) (Hua XLI). Dordrecht: Springer.
  • Keller, K. (2002). Intentionality in Perspectival Structure. Merleau-Ponty: Non-Philosophie et philosophie, 3, 375–96.
  • Malraux, A. (1965). Le musée imaginaire. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1945). Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1963). The Structure of Behavior (A. Fisher, Trans.). Boston: Beacon Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1969). La prose du monde. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1973). The Prose of the World (J. O’Neill, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1996). Sens et non-sens. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2005). Phenomenology of Perception (C. Smith, Trans.). London & New York: Routledge.
  • Merleau-Ponty, M. (2006). L’œil et l’esprit, Dossier et notes réalisés par Lambert Dousson. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2009). La structure du comportement (3rd ed.). Paris: Presse Universitaire de France.
  • Saint-Aubert, E. de. (2004). Du lien des êtres aux éléments de l’être : Merleau-Ponty au tournant des années 1945-1951. Bibliothèque d’histoire de la philosophie. Paris: J. Vrin.