Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1398


ПИСЬМО КАК МОДЕЛЬ СЕДИМЕНТАЦИИ КУЛЬТУРЫ И ПАМЯТИ: ФЕРРАРИС, ДЕРРИДА И ГУССЕРЛЬ

Название на языке публикации: WRITING AS A MODEL OF CULTURAL SEDIMENTATION AND MEMORY: FERRARIS, DERRIDA AND HUSSERL
Автор: ДАЛЮС ЙОНКУС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 103-114
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-103-114 PDF (Загрузок: 1398)

Аннотация
Несмотря на их креативную составляющую, действия в рамках культуры не возникают из ничего. Они опираются на предшествующие действия, на пассивную и активную память о них как их расширение. Седиментация — это отложение осадков, которое происходит в рамках некоторых процессов. Эти осадки свидетельствуют об имевших место процессах и сами становятся значимыми отсылками или следами. Формируются различные осадочные слои, которые свидетельствуют о прошлых событиях, структуры которых присутствуют и в настоящем. Наиболее известная феноменологическая концепция седиментации была сформулирована в тексте Гуссерля «Начало геометрии». Гуссерль использует специальный геологический термин «седиментация», чтобы описать науку геометрию как языковым образом опосредованный (записанный) генезис понятийного знания. Человеческая практика знания может транслироваться следующим поколениям только через языковое выражение и письменную запись. Деррида использовал феноменологическое понятие седиментации и создал «Грамматологию». Маурицио Феррарис применил эти идеи Деррида, развивая теорию документальности. Основная идея документальности в том, что отдельный род социальных объектов, а именно — документы (записи социальных актов), лежат в основе социальной реальности. Для всех трёх философов письмо и запись становятся моделью размышления о культурно-социальной реальности. Цель этой статьи в том, чтобы рассмотреть письмо как модель культурной седиментации и памяти. Гуссерль понимал письмо как седиментацию, которая нуждается в реактивации. Тем не менее, Деррида и Феррарис отождествляют письменные объекты только c материализованными вещами и повторением написанного. Они не проводят различия между подражательным и понимающим чтением.

Ключевые слова
мобильный телефон, письмо, память, седиментация, феноменология, Феррарис, Деррида, Гуссерль.

References

  • Blomberg, J. (2019). Interpreting the Concept of Sedimentation in Husserl’s “Origin of Geometry”. Public Journal of Semiotics, 9 (1), 78-94.
  • Derrida, J. (1978). Edmund Husserl’s Origin of Geometry: An Introduction (J. P. Leavey, Trans.). Jr. Stoney Brook/New York: Nicolas Hays.
  • Derrida, J. (1997). Of Grammatology. (G. Chakravorty Spivak, Trans.). Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.
  • Ferraris, M. (2013). Documentality: Why it is Necessary to Leave Traces (R. Davies, Trans.). New York: Fordham University Press.
  • Ferraris, M. (2014). Where are You? An Ontology of the Cell Phone. Fordham University Press.
  • Husserl, E. (1954). Die Frage nach dem Ursprung der Geometrie als intentional-historisches Problem. In Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie (Hua VI) (365-386). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001). Logical Investigations, Vol. 1 (J. N. Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen, Bd.2, Teil.2 (Hua 19/2) (U. Panzer, Ed.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Plato. (2005). Euthypro, Apology, Crito, Phaedo, Phaedrus (H. North Fowler, Trans.). London: Harward University Press.