Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1476


ГУССЕРЛЬ И ДЕРРИДА О ПРОЦЕССЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ: РАЗРЫВЫ И ЭКСЦЕССЫ

Название на языке публикации: HUSSERL AND DERRIDA ON THE PROCESS OF SENSE FORMATION—GAPS AND EXCESSES
Автор: ИРЕНА БРОЙЕР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 74-102
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-74-102 PDF (Загрузок: 1476)

Аннотация
В статье рассматривается проблема истока смысла и значения. По Гуссерлю определить идеальную идентичность чего-то нового можно только ретроактивно, в тотальности предшествовавших серий, отступая назад к исходному основанию смысла. В этом контексте Ж. Деррида в работах «Голос и феномен» и «Введение» к работе «Начало геометрии» Эдмунда Гуссерля ставит вопрос об идеальности того же самого как присутствии и о возможности вновь задействовать всякое архэ смысла. Феноменология не игнорирует эти затруднения, как видно из внимательного разбора корреляции между идеальным и чувственным опытом: мы покажем, что имеют место, по крайней мере, четыре взаимосвязанных разрыва, указывающие на то, как трудно ухватить и проследить архэ смысла. Во-первых, это разрыв между идеальностью смысла и его представлением. Во-вторых, разрыв между чувственной и категориальной интуицией, при том, что обе исключают друг друга. В-третьих, разрыв между идеальностью смысла и смыслом, выходящим за рамки наших ожиданий. В-четвёртых, разрыв между опытом нового, с которым мы сталкиваемся, и его схватыванием средствами сознания. Следовательно, имеет место фундаментальный разрыв между понятийными идеальностями и сущностной неопределённостью нашего феноменологического чувственного опыта, разрыв, соответствующий тому, что одно выходит за рамки другого. В этом смысле такие понятия Деррида как «различание» и «изобретение» позволяют нам постичь эту само-данность смысла как выражение такого постоянного самообновления. Это выражение принимает форму следа, ни присутствующего, ни отсутствующего, приостанавливает значение и полное присутствие, оставляя нарратив «открытым» для переизобретения смысла.

Ключевые слова
архэ, различание, эксцесс, событие, разрыв, значение, присутствие, смысл, след.

References

  • Bernet, R. (2004a). Conscience et Existence. Paris: PUF.
  • Bernet, R. (2004b). La vie du sujet. Paris: PUF.
  • Bernet, R. (1995). Derrida and His Master’s Voice. In W. Mc. Kenna & J. C. Evans (Eds.), Derrida and Phenomenology (1–21). Dordrecht: Kluwer.
  • Breuer, I. (2015). Husserls Lehre von den sinnlichen und kategorialen Anschauungen. Der sinnliche Überschuss des Sinnbildungsprozesses und seine doxische Erkenntnisform. In Ch. Asmuth & P. Remmers (Eds.), Ästhetisches Wissen (231–245). Berlin-Boston.
  • Breuer, I. (2019a). Ideation und Idealisierung: Die mathematische Exaktheit der Idealbegriffe und ihre Rolle im Konstitutionsprozess bei Husserl. META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, XI (2), 547–568. Retrieved from http://www.metajournal.org/articles_pdf/547-568-breuer-meta-2019-no2-rev.pdf
  • Breuer, I. (2019b). Husserl und die kritische Rehabilitierung der aristotelischen Ontologie. Husserl Studies, 35, 203–224.
  • Breuer, I. (2020a). Towards a Phenomenological Metaphysics. The Contingent Core of the Ego and of all Eidetic Forms. In J. Apostolescu & C. Serban (Eds.), Husserl, Kant and Transcendental Phenomenology (213–234). Berlin: De Gruyter.
  • Breuer, I. (2020b). Ort, Raum, Unendlichkeit. Aristoteles und Husserl auf dem Weg zu einer lebensweltlichen Raumerfahrung. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Crowell, St. G. (2001). Husserl, Heidegger, and the Space of Meaning. Paths toward Transcendental Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press.
  • Derrida, J. (1973). Speech and Phenomena (D. Allison, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Derrida, J. (1976). Of Grammatology (G. Chakravorty Spivak, Trans.). Baltimore/London: J. Hopkins University Press.
  • Derrida, J. (1978a). Edmund Husserl’s Origin of Geometry: An Introduction (J. P. Leavey, Trans.). Jr. Stoney Brook/New York: Nicolas Hays.
  • Derrida, J. (1978b). Force and Signification. In A. Bass (Trans.), Writing and Difference (3-30). Chicago: The University of Chicago Press.
  • Derrida, J. (1981). Dissemination (B. Johnson, Trans.). London: Athlone.
  • Derrida, J. (1989). Fifty-Two Aphorisms for a Foreword. In A. Papadakis, C. Cooke & A. Benjamin (Eds.), Deconstruction. Omnibus Volume (67–69). London: Academy Editions.
  • Derrida, J. (1991). Psyche: Inventions of the Other. In P. Kamuf (Ed.), A Derrida Reader (200-220), New York: Columbia University Press.
  • Husserl, E. (1960). Cartesian Meditations: Introduction to Phenomenology (D. Cairns, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal and Transcendental Logic (D. Cairns, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy (D. Carr, Trans.). Evanston: Northwestern Univ. Press.
  • Husserl, E. (1973). Experience and Judgment. Investigations in a Genealogy of Logic (L. Landgrebe, Ed., J. Churchill & K. Ameriks, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (1977). Phenomenological Psychology. Lectures, Summer Semester 1925 (J. Scanlon, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology (F. Kersten, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07 (Hua XXIV). Dordrecht: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Aufsätze und Vorträge (1911-1921) (Hua XXV). Dordrecht: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1989). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Second Book: Studies in the Phenomenology of Constitution (R. Rojcewicz & A. Schuwer, Trans.). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1999). The Idea of Phenomenology (Hua II) (L. Hardy, Trans.). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001a). Logical Investigations, Vol. I (D. Moran, Ed., J. N. Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (2001b). Logical Investigations. Vol. II (D. Moran, Ed., J. N. Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (2001c). Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic (A. Steinbock, Trans.). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001d). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2002). Logische Untersuchungen. Ergänzungsband. Erster Teil. Entwürfe zur Umarbeitung der VI. Untersuchung und zur Vorrede für die Neuauflage der Logischen Untersuchungen (Sommer 1913) (Hua XX/1). Dordrecht: Kluwer.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag: Nijhoff.
  • Merleau-Ponty, M. (1964). Le visible et l’invisible. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1969). La prose du monde. Paris: Gallimard.
  • Pradelle, D. (2012). The Phenomenological Foundations of Predicative Structure. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of Contemporary Phenomenology (349–376). Oxford: Oxford University Press.
  • Richir, M. (2000). Von der phänomenologischen Analyse als Zickzack-Bewegung. In Das Abenteuer der Sinnbildung. Aufsätze zur Phänomenalität der Sprache (51–77). Wien: Turia und Kant.
  • Richir, M. (2011). Über die phänomenologische Revolution. In H. D. Gondek, T. N. Klass & L. Tengelyi (Eds.), Phänomenologie der Sinnereignisse (62–77). München: Fink.
  • Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Ausdruck. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2014). Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg: Alber.
  • Walton, R. J. (1995). Permanencia y fluencia en el análisis husserliano de la temporalidad. Escritos de Filosofía, 14, 310–329.