- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4356
CАМОСТЬ И ТЕЛО. СПОР ГУССЕРЛЯ И ЛЕВИНАСА С НЕМЕЦКИМ ИДЕАЛИЗМОМ
Название на языке публикации: | SELBST UND LEIB. AUSEINANDERSETZUNGEN MIT DEM DEUTSCHEN IDEALISMUS BEI HUSSERL UND LEVINAS |
Автор: | Карел Новотны |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  139-153 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-139-153 | PDF (Загрузок: 4029) |
Аннотация
В статье исследуются те направления мысли и тексты Гуссерля и Левинаса, в которых тесная
взаимосвязь между самостью и телом схватывается в качестве одной из форм преодоления
идеалистического понимания субъективности. Уже у Гуссерля мы можем найти размышления
о существенном аффективно-телесном измерении трансцендентальной субъективности самости,
благодаря чему он преодолевает классическую дуалистическую новоевропейскую философскую традицию.
Левинас пошёл ещё дальше в своём критическом переосмыслении классического мышления — в определённом
смысле последовательно продолжая Гуссерля — и внёс
свой новый вклад в осмысление аффективно-телесной конституции сингулярности человеческой субъективности.
В обоих случаях сингуляризация самости осуществляется через интерсубъективную конституцию собственного тела,
которая, по Левинасу, является событием, предшествующим эгоистическому сознанию. Но в обоих случаях есть проблема,
которая не находит
решения в их теориях: тело должно быть предположено как моё собственное. Это известного
рода само-предшествование живого тела, которое, по-видимому, функционирует как базис для
само-осознания в живом опыте, и которое является фактическим основанием, т. е. не всего
лишь релятивизированным идеалистическим пунктом отправления в чистое Я, но тем, что
одновременно дестабилизирует любую попытку построить систему отношений между телом
и самостью на феноменологических основаниях. Трансцендентально-феноменологическая редукция — генетическая
в случае с Гуссерлем и этическая в случае с Левинасом — привносит
слишком много (Левинас) или мало (Гуссерль) радикальных расхождений с проектом тотальной системы в стиле немецкого идеализма.
Ключевые слова
Субъективность, Я, телесность / Leib, тело / Körper, аффективность, чувственность, сингулярность.
References
- Franck, D. (1981). Chair et corps. Sur la phénoménologie de Husserl. Paris: Minuit.
- Husserl, E. (1952). Ideen zu reiner Phänomenologie und phänomenologischer Philosophie (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Zweiter Teil (1921–28) (Hua XIV). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil (1929–35) (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (2008). Lebenswelt. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil (1929–35) (Hua XXXIX). Dodrecht: Springer.
- Levinas, E. (1989). Humanismus des anderen Menschen. Hamburg: Felix Meiner.
- Levinas, E. (1997). Vom Sein zum Seienden. Freiburg, München: Karl Alber.
- Levinas, E. (1998). Jenseits des Seins oder anders als Sein geschieht. Freiburg, München: Karl Alber.
- Lohmar, D. (2009). Eine Geschichte des Ich bei Husserl. Mit Bemerkungen zum Ur-Ich in Husserls späten Zeitmanuskripten. In M. Pfeiffer, & S. Rapic (Eds.), Das Selbst und sein Anderes: Festschrift für Klaus Erich Kaehler (162–181). Freiburg, München: Karl Alber.
- Tengelyi, L. (2014). Expérience de la singularité. Paris: Hermann.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: