Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4247


К ПОНЯТИЮ ОТЧУЖДЕНИЯ У ГУССЕРЛЯ И ГЕГЕЛЯ

Название на языке публикации: ZUM BEGRIFF DER ENTFREMDUNG BEI HUSSERL UND HEGEL
Автор: Михаил Белоусов
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  99-120
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-99-120 PDF (Загрузок: 4053)

Аннотация
В статье отчуждение рассматривается как своеобразный тип различия, которым субъективность обладает в отношении себя самой. На основе сравнительного анализа интерпретации феномена отчуждения в Феноменологии духа и Кризисе европейских наук автор предпринимает попытку раскрыть введение этого различия в качестве имплицитной предпосылки, сближающей классическую феноменологию с немецким идеализмом, а также эксплицировать ее эвристический потенциал в контексте феноменологии сознания. Первая часть статьи посвящена историко-смысловому контексту проблематизации феномена отчуждения в Феноменологии духа. Согласно авторской гипотезе, он задается определенной интерпретацией кантовского понятия самосознания в немецком идеализме. В связи с этим анализируются те аспекты кантовского понятия Я, которые мотивировали эту интерпретацию: понимание Я в качестве спонтанного акта и двойственный характер тождества самосознания как предпосылки и результата синтеза. Во второй части статьи показано соответствие двух этих аспектов двум измерениям отчуждения в Феноменологии духа: «самополагание» субъекта в качестве предмета, т. е. в качестве другого для себя самого и переход субъекта в предикат, также истолковываемый Гегелем «синтетически» как полагание одного (субъекта) как другого (предиката). Таким образом, автор демонстрирует, что действительность субъекта отождествляется в Феноменологии духа с процессом, в котором субъект становится самим собой, поскольку он становится другим для себя. Завершенность этого процесса предстает в облике снятого (а не устраненного) отчуждения. На основе интерпретации понятия отчуждения как конституирования другого сознания в Кризисе европейских наук автор раскрывает сходство и различие в понимании этого феномена у Гуссерля и Гегеля. С одной стороны, в противоположность Гегелю, Гуссерль показывает необратимость отчуждения, поскольку различие Я и другого не поддается снятию. С другой стороны, анализ понятий изначального Я (Ur-Ich) и темпорализации как отличия Я от самого себя в Кризисе позволяет автору продемонстрировать, что различие Я и другого фундировано в отличии Я от самого себя. Эвристический потенциал этого феномена автор связывает с проблематизацией принципа адекватной очевидности: отличие Я от самого себя в опыте другого и опыте времени как фундаментальное различие формируется в ускользании или недоступности непосредственного созерцания.

Ключевые слова
Отчуждение, феноменология, немецкий идеализм, сознание, различие, Я, другой.

References

  • Fikhte, I. G. (1993). Osnova obshchego naukoucheniya [Foundations of the entire science of konwledge]. In Fikhte, I.G. Sochineniya v dvukh tomakh. Tom 1 [Collected Works in 2 Volumes. Volume 1] (65–337). Moscow: Mifril. (in Russian).
  • Hegel, G. W. F. (1978). Die Wissenschaft der Logik. Erster Band. Die objektive Logik. Hamburg: Meiner.
  • Hegel, G. W. F. (1987). Phänomenologie des Geistes. Stuttgart: Philip Reclam jun.
  • Husserl, E. (1973a). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kant, I. (2006a). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. In Kant I. Sochineniya na nemetskom i russkom yazykakh. Tom II. Chast' 2. 1-e izdanie (A), 1781 [Collected Works on German and Russian languages, Volume 2 (2), 1781]. Moskow: Nauka.
  • Kant I. (2006b). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. In Kant I. Sochineniya na nemetskom i russkom yazykakh. Tom II. Chast' 1. 2-е izdanie (B), 1787 [Collected Works on German and Russian languages, Volume 2(1), 1787]. Moskow: Nauka.
  • Shelling, F. V. I. (1987). Sistema transtsendental'nogo idealizma [System of transcendental Idealism]. In Shelling, F. V. I. Sochineniya v dvukh tomakh. Tom 1 [Collected Works in 2 Volumes. Volume 1] (227–489). Moscow: Mysl'. (in Russian).