- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4259
К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
(С АКЦЕНТОМ НА ПОНЯТИИ РЕАЛЬНОСТИ)
Название на языке публикации: |
ZUM SYSTEMATISCHEN ERBE DER KLASSISCHEN DEUTSCHEN PHILOSOPHIE IN DER TRANSZENDENTALEN PHÄNOMENOLOGIE (UNTER BESONDERER BERÜCKSICHTIGUNG DES REALITÄTSBEGRIFFS) |
Автор: | Александр Шнелль |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  10-24 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-10-24 | PDF (Загрузок: 4344) |
Аннотация
В данной статье я фокусирую своё внимание на взаимосвязи между Гуссерлем и классической
немецкой философией в осмыслении концепции реальности. Цель моего исследования — выявить
феноменологический концепт реальности и укрепить феноменологическую позицию
в контексте современной дискуссии о «реализме». Вслед за общей характеристикой «реальности»
, я ставлю ключевой вопрос о кантовском подходе в этой перспективе, а именно: как можно
легитимировать возможность реальности благодаря априорным формам понимания? Феноменологический
ответ на этот вопрос осуществляется путём развития очень существенной дискуссии
между Фихте и Шеллингом в немецком идеализме, с одной стороны, и ответа Мейасу на критику
«корреляционизма», с другой. Ядро моей аргументации составляет тезис, согласно которому
трансцендентальная конституция реальности — которая повлекла за собой «новую онтологию»
(Левинас), характеризующуюся в равной мере как «конституция сознания» и как «фундирование
бытия», — опирается на концепцию истины Гуссерля, точнее, на взаимосвязь между детерминацией
реальности и подразумеванием истины. Кроме того, это вводит в игру медиацию,
в которой реальные определения конституированного бытия сами оказывают эффект на такую
трансцендентальную конституцию; и это подразумевает, что легитимация этого посредничества
основана на трансцендентальном («reflexible») удвоении, которое делает возможной онтологическую
возможность (Ermöglichung) как таковую. Таким образом, концепт реальности предполагает легитимацию
необходимости, что в равной мере отсылает нас и к Шеллингу, и к Фихте
(чьё влияние на феноменологию Гуссерля в систематическом отношении гораздо больше, чем
в историческом).
Ключевые слова
Реальность, трансцендентализм, истина, онтология, медиация, Кант, Фихте, Шеллинг, Гуссерль.
References
- Benoist, J. (2014). Elemente einer realistischen Philosophie. Berlin: Suhrkamp.
- Ferraris, M. (2013). Realismo positive. Torino: Rosenberg & Sellier.
- Gabriel, M. (2015). Fields of Sense: A New Realist Ontology. Edinburgh: Edinburgh University Press.
- Garcia, T. (2011). Forme et objet. Paris: PUF.
- Harman, G. (2002). Tool-Being. Heidegger and the Metaphysics of Objects. Chicago: Open Court.
- Holt, E. B. (1912). The New Realism: Cooperative Studies in Philosophy. New York: HardPress Publishing.
- Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929–1935 (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929–1934) (Hua Materialien Vol. VIII). Dordrecht: Springer.
- Lacan, J. (2011). Le Séminaire. Livre XIX. Paris: Seuil.
- Latour, B. (2012). Enquête sur les modes d'existence. Paris: La Découverte.
- Levinas, E. (2001). En découvrant l'existence avec Husserl et Heidegger. Paris: Vrin.
- Malabou, C. (2014). Avant demain. Épigenèse et rationalité. Paris: PUF.
- Meillassoux, Q. (2008). Nach der Endlichkeit. Berlin: Diaphanes.
- Schelling, F. W. J. (2000). System des transzendentalen Idealismus. Hamburg: F. Meiner.
- Schnell, A. (2007). Husserl et les fondements de la phénoménologie constructive. Grenoble: J. Millon.
- Schnell, A. (2010a). En deçà du sujet. Du temps dans la philosophie transcendantale allemande. Paris: PUF.
- Schnell, A. (2010b). En face de l'extériorité. Levinas et la question de la subjectivité. Paris: Vrin.
- Schnell, A. (2015). La déhiscence du sens. Paris: Hermann.
- Schnell, A. (2016). Wirklichkeitsbilder. Tübingen: Mohr Siebeck.
- Schopenhauer, A. (1977). Preisschrift Über die Grundlage der Moral. München, Wien: Carl Hanser.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: