Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2896


ОТ ПЛОТИ К БУНТУ: ПАССИВНАЯ АКТИВНОСТЬ В РАБОТЕ ИДИОТ В СЕМЬЕ

Название на языке публикации: DE LA CHAIR À LA RÉVOLTE: L'ACTIVITÉ PASSIVE DANS L'IDIOT DE LA FAMILLE
Автор: Аннабель Дюфурк
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №2 (2014),  55-70
Язык:Французский
Тип публикации:Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-2-55-70 PDF (Загрузок: 3105)

Аннотация
В статье представлено внутреннее напряжение философии Сартра: при рассмотрении его понятия практики учитывается та роль, которую играет плоть и измерение пассивности. Путеводной нитью нам служит теория пассивной активности, которую Сартр разрабатывает в книге «Идиот в семье». Мы поставим вопрос о том, как действие может возникнуть в самом сердце плоти, неотделимой от семейного и социального окружения, чьи обсуловливающие силы так велики, что Сартр зовёт их судьбой. Следует ли рассматривать ту специфическую форму, которую приняла практика в существовании Флобера — а именно пассивная активность — как ослабленную форму практики? Вторичная или первичная практика? Паразитизм или бунт? В этой статье мы, для начала, изучая Сартровский анализ плоти в «Бытии и ничто» и в работе «Идиот в семье», продемонстрируем, что способность к действию не может быть сведена к метафизическому ничто: темпоральный эк-стаз, характеризующий всякого существующего становится способностью к практике только в рамках плоти, которая предшествует отделению тела ребёнка от материнского тела. Согласно Сартру, процесс поляризации и настройки, учреждения ритмов и динамизм позволяют появиться на свет субъекту, способному либо к прямому действию, либо, как это было в случае Флобера, только к пассивному праксису. Открытие сущностной связи между практикой и телесным динамизмом подведёт нас, в свою очередь, к вопросу о той роли, которую пассивность всегда может играть в рамках активности и к переоценке представления о пассивной активности. В этой перспективе размышления Сартра развивают праллельно две тенденции и ставит определённую проблему. С одной стороны, Сартр ясным образом высказал своё несогласие с тезисом Флобера о том, что практика невозможна, а бунт — бесполезен. С другой стороны, он демонстрирует то, как Флобер изобрёл пассивную активность, которая обладает подлинной подрывной силой. В заключение отметим, что следует преодолеть тенденцию понимать пассивную и активную активность в терминах дуализма и иерархии. Между ними должна быть сущностная непрерывность в такой мере, что пассивная активность окажется ключом ко всякой революции.

Ключевые слова
Экзистенциализм, этика, политика, плоть, активность, пассивность, практика, революция, Флобер, Сартр.

References

  • Flaubert, G. (1930). Lettre à Emile Zola, 15 août 1878. In L. Conard (Ed.), Correspondance. Vol. Vlll. Paris.
  • Macé, M. (2007). Penser par cas: Pratiques de l'exemple et narration dans L'Idiot de la famille. Recherches et travaux, (71), 79–91.
  • Merleau-Ponty, M. (1945). Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1995). La Nature. Notes de cours au Collège de France (1957–1960). Paris: Seuil.
  • Merleau-Ponty, M. (1998). Notes de cours sur L'origine de la géométrie de Husserl (1960). Paris: PUF.
  • Merleau-Ponty, M. (2003). L'institution. La passivité. Notes de cours au Collège de France (1954–1955). Paris: Belin.
  • Sartre, J.-P. (1940). L'imaginaire. Psychologie phénoménologique de l'imagination. Paris: Gallimard.
  • Sartre, J.-P. (1943). L'Etre et le Néant. Paris: Gallimard.
  • Sartre, J.-P. (1946). L'existentialisme est un humanisme. Paris: Nagel.
  • Sartre, J.-P. (1948). Qu'est-ce que la littérature? Paris: Gallimard.
  • Sartre, J.-P. (1960). Critique de la raison dialectique. Paris: Gallimard.
  • Sartre, J.-P. (1965). La transcendance de l'ego. Paris: Vrin.
  • Sartre, J.-P. (1976). Sur L'idiot de la famille. Situations X: Politique et autobiographie. Paris: Gallimard.
  • Sartre, J.-P. (1983). Cahiers pour une morale (1947 et 1948). Paris: Gallimard.
  • Sartre, J.-P. (1988). L'Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821 à 1857. Paris: Gallimard.
  • Waelhens, A. (1962). Sartre et la raison dialectique. Revue Philosophique de Louvain, 60 (65), 79–99.