- 24 Декабрь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 243
О РАДОСТИ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
Название на языке публикации: | О РАДОСТИ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ |
Автор: | СЕРГЕЙ ЯЧИН |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №2 (2024), 375-398 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-375-398 | PDF (Загрузок: 243) |
Аннотация
Вопрос о единстве эстетического опыта и, соответственно, переживания — опыта, который охватывает и пронизывает все человеческое существование — приобретает для постгуссерлианской феноменологии критическое значение. Этот вопрос уже не может быть поставлен в прежней эго-центрированной (эгологической) парадигме понимания субъекта, но предполагает его радикальную децентрацию, с учетом конститутивной роли инстанции другого. К решению о таком единстве продвигается вопрос: какую жизненную потребность стремится удовлетворить человеческая самость, экзистируя свое существование, вовлекая себя в множественную сферу разного рода искусств, с одной стороны, и в «незаинтересованное» отношение с природой — с другой? Предлагаемое решение состоит в том, что такова потребность быть человеком и получать удовольствие (радость) от подобного бытия. Общим формальным признаком «чистого» эстетического переживания служит осмысленная (рефлексивная) вовлеченность в какой-либо жизненный процесс, который субъектно переживается как преодоление конечности своего существования. Онто-антропологическим основанием такого решения является дазайн-аналитическое утверждение о «дарованном» человеку осознании своей конечности (временности или смертности), процесс преодоления которой и доставляет человеку радостное — и оно же эстетическое — чувство собственно человеческой жизни. При таком подходе процесс перехода от органического к оргиастическому удовольствию может пониматься как исходная форма эстетического опыта. Дополняя дазайн-аналитическое понимание человеческого бытия-в-мире психоаналитическим, мы утверждаем, что необходимым основанием преодоления тревожности сознания своей конечности является экстимная, символически дистанцированная инстанция Другого, отражаясь в которой и, одновременно, отталкиваясь от которой Самость способна утвердить собственную субъектность или саму фактичность своего Присутствия. В этом ключе обнаруживается собственно эстетическая природа смеха, включая и возможность его зло-радной формы. В итоге можно предложить следующую (предположительно — универсальную) формулу эстетического опыта и переживания: это символически дистанцированное в-себе и для-себя бытие в другом. Образцовым примером эстетически утверждающей себя субъектности является процесс литературного чтения. В этом процессе с наибольшей феноменологической чистотой явлена его осмысленность.
Ключевые слова
постгуссерлианская феноменология, эстетическое переживание, децентрированный субъект, инстанция другого, радость жизни, смех.
References
- Agamben, G. (2018). A Man Without Substance. Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
- Aristotle. (1984). Poetics. In Works (in 4 volumes). Vol. 4 (645–680). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
- Badiou, A. (2005). Being and Event. London: Continuum Publ.
- Badiou, A. (2014). A Short Guide to Inesthetics. Rus. Ed. St. Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge Publ. (In Russian)
- Bataille, G. (2007). History of Eroticism. Rus. Ed. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
- Bergson, H. (1992). Laughter. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
- Bernet, R. (2014). Injured Subject. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post) fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (123–145). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Chernyakov, A. G. (2001). Ontology of Time. Being and Time in the Philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger. St. Petersburg: Vysshaia religiozno-filosofskaia shkola Publ. (In Russian)
- Dufrene, M. (2019). Search for the Uniqueness of the Aesthetic. In N. Artemenko (Ed.), Fenomenologiia i estetika (179–189). Rus. Ed. Moscow: Ripol Klassik Publ. (In Russian)
- Evans, D. (2014). An Introductory Dictionary of Lacanian Psychoanalysis. Rus. Ed. Psikhoanaliz. Retrieved from https://psychoanalysis.by/2018/09/06/dictionary-lakan/. (In Russian)
- Fokin, S. L. (Ed.) (1994). Thanatography of Eros: Georges Bataille and 20th Century French Thought. St. Petersburg: Mifril Publ. (In Russian)
- Frankl, V. (1990). Man in Search of Meaning. Rus. Ed. Moscow: Progress Publ. (In Russian)
- Gadamer, H.-G. (1988). Truth and Method. Rus. Ed. Moscow: Progress Publ. (In Russian)
- Gayger, M. (2019). Aesthetic Pleasure: Between Phenomenology and Psychology. In N. Artemenko (Ed.), Fenomenologiia i estetika (135–153). Rus. Ed. Moscow: Ripol Klassik Publ. (In Russian)
- Heidegger, M. (1993a). Basic Concepts of Metaphysics. In Vremia i bytie (327–344). Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
- Heidegger, M. (1993b). Letter about Humanism. In Vremia i bytie (192–220). Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
- Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
- Heidegger, M. (2008). The Origin of the Work of Art. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Henry, M. (2011). Phenomenology of Life. Logos, 3, 172–185. (In Russian)
- Henry, M. (2014). Non-intentional Phenomenology: The Task of Future Phenomenology. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post) fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (43–58). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Hübner, B. (2000). Arbitrary Ethos and Compulsory Aesthetics. Rus. Ed. Moscow: Propilei Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (1994). Phenomenology of Internal Consciousness of Time. In Sobranie sochinenii. T. 1 (5–106). Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (2009). Ideas for Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. Vol. 1: A General Introduction to Pure Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russian)
- Lakan, J. (1999). “I” in Freud’s Theory and in the Technique of Psychoanalysis. Seminars: Т. II. Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
- Lengle, A. (2015). Self in the Flesh. Existence and Psychosomatics. Konsultativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 1, 7–69.
- Lenuar, F. (2017). Joy. Rus. Ed. Moscow: Ripol Klassik Publ. (In Russian)
- Malahov, V. S. (1991). A Comment. In H.-G. Gadamer, The Relevance of the Beautiful (324–363). Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
- Maldiney, H. (2014). About Hyper-passion. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post) fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (151–204). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Marion, J.-L. (2009). The Idol and Distance. Rus. Ed. Moscow: Institut filosofii, teologii i istorii sviatogo Fomy Publ. (In Russian)
- Mariten, J. (2004). The Greatness and Poverty of Metaphysics. Rus. Ed. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
- Marsel, G. (1990). Tragic Wisdom of Philosophy. Selected Works. Rus. Ed. Moscow: Gumanitarnaia literatura Publ. (In Russian)
- Merleau-Ponty, M. (1992). Eye and Mind. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
- Ricoeur, P. (2008). Conflict of Interpretations. Essays on Hermeneutics. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Riсhir, M. (2014). “Eποχή”, Flickering and Reduction in Phenomenology. Husserl’s Concept of Phenomenological ἐποχή and its Aporia: Ontological Simulacrum. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post) fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (209–229). Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Sartre, J.-P. (1994). Qualmishness. Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
- Scheler, M. (1994). Man’s Place in Nature. In Izbrannye proizvedeniia (129–193). Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
- Tennessee, W. (1978). The Timeless World of Drama. In Rimskaia vesna missis Stoun (238–243). Rus. Ed. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)
- Vygotsky, L. S. (1968). Psychology of Art. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
- Yachin, S. E. (2021). The Desire of the Eternal: An Ethical-ontological Treatise. Vladivostok: Izdatel’stvo Dal’nevostochnogo federal’nogo universiteta Publ. (In Russian)
- Yakobson, R. (1996). Language and the Unconscious. Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
- Yampolskaya, A. (2019). The Art of Phenomenology. Moscow: Ripol Klassik Publ. (In Russian)
- Žižek, S. (2014). The Ticklish Subject: The Absent Centre of Political Ontology. Rus. Ed. Moscow: Delo Publ. (In Russian)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: