- 24 Декабрь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 255
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Название на языке публикации: | ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ |
Автор: | ОЛЬГА СУХАНОВА |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №2 (2024), 437–451 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-437-451 | PDF (Загрузок: 255) |
Аннотация
В статье будет рассмотрена тенденция, характерная для современных эстетических практик, связанная со смещением фокуса внимания на телесность субъекта и его взаимовлияние со средой, на перформативность и активную вовлеченность субъекта. Цель настоящего рассмотрения состоит в том, чтобы проанализировать выделенную тенденцию из перспективы феноменологической философии. Для этого потребуется показать изначальную близость эстетического опыта к феноменологическому методу и наличие у этого онтологических и эпистемологических оснований. В статье будут рассмотрены вопрос перехода от традиционного кантовского понимания эстетики как «незаинтересованного» созерцания и соответствующее отражение этого процесса в теории познания к другой модели. Для этого предлагается обратиться к теории «перформативного поворота», предложенной Фишер-Лихте, демонстрирующей нерелевантность герменевтического и семиотического подходов для анализа эстетического опыта в современном смысле. В статье рассматривается феноменологический подход Ж.-Л. Мариона в его применимости для анализа перформативных практик, ориентированных на радикальную трансформацию субъекта. Ориентированность на иной режим включенности субъекта в чувственный опыт также прослеживается в критике «оптикоцентризма» в исследованиях кинематографа. Анализ кинематографического опыта осуществляется исходя из его мультисенсорности, а также воплощенности субъекта и его помещенности в среду. Для этого автор статьи обращается к теории М. Мерло-Понти и дальнейшему ее развитию в теории энактивизма. Делается вывод о том, что поиск стратегии сокращения дистанции между субъектом и объектом может быть реализован в эстетическом опыте, в котором происходит осознание собственной погруженности в мир. Инструментом анализа этого опыта становится феноменологический метод.
Ключевые слова
феноменологическая эстетика, эстетическое восприятие, феноменология тела, среда, воплощенное познание, Мерло-Понти, Марион.
References
- Elsaesser, T., & Hagener, M. (2015). Film Theory: An Introduction Through the Senses. New York: Routledge.
- Fischer-Lichte, E. (2015). The Aesthetics of Performativity. Rus. Ed. Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
- Gallagher, S. (2006). How the Body Shapes the Mind. Oxford: Clarendon Press.
- Kant, I. (1966). Critique of Judgment. In Sochineniia v 6 tomakh. T. 5 (161–529). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
- Haardt, A. (1994). Edmund Husserl and the Phenomenological Movement in Russia in the 10s and 20s. Voprosy filosofii, 5, 58–59. (In Russian).
- Haardt, A. (1996). Image Consciousness and Aesthetic Experience in the Phenomenology of E. Husserl. Logos, 8, 69–77. (In Russian)
- Levinas, E. (1987). Reality and its Shadow. In Collected Philosophical Papers (1–13). Dordrecht: Springer Netherlands.
- Marion, J.-L. (2002a). Being Given: Toward a Phenomenology of Givenness. Stanford: Stanford University Press.
- Marion, J.-L. (2002b). In Excess: Studies of Saturated Phenomena. New York: Fordham University Press.
- Marion, J.-L. (2004). The Crossing of the Visible. Stanford: Stanford University Press.
- Marion, J.-L. (2014). Saturated Phenomenon. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post) fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (63–99). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
- Merleau-Ponty, M. (1992). The Film and the New Psychology. Kinovedcheskie zapiski, 16, 40–53. (In Russian)
- Merleau-Ponty, M. (1999). Phenomenology of Perception. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
- Mitchell, U. D. T. (2014). There are no Visual Media. In N. Sosna & K. Fedorova (Eds.), Media: mezhdu magiei i tekhnologiei (128–143). Rus. Ed. Moscow, Ekaterinburg: Kabinetnyi uchenyi Publ. (In Russian)
- Sobchack, V. (1992). The Address of the Eye: A Phenomenology of Film Experience. Princeton, NJ: Princeton University Press.
- Sobchack, V. (2004). Carnal Thoughts: Embodiment and Moving Image Culture. Berkeley: University of California Press.
- Uexküll, J. von. (1909). Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin: Springer.
- Varela, F. F. J., Thompson E. T., & Rosch, E. (1991). The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge: MIT Press.
- Yampolsky, M. (2022). Forms of Reality. Essays on Theoretical Anthropology. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: