Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 233


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КИНО М. ХАЙДЕГГЕРА
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: LOHT S. PHENOMENOLOGY OF FILM: A HEIDEGGERIAN ACCOUNT OF THE FILM EXPERIENCE.
Lanham, Maryland: Lexington Books, 2017.

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КИНО М. ХАЙДЕГГЕРА
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: LOHT S. PHENOMENOLOGY OF FILM: A HEIDEGGERIAN ACCOUNT OF THE FILM EXPERIENCE.
Lanham, Maryland: Lexington Books, 2017.
Автор: ОЛЬГА СТАВЦЕВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 669–681
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-669-681 PDF (Загрузок: 233)

Аннотация
В рецензии анализируются основные моменты книги Ш. Лота «Феноменология фильма. Хайдеггеровское описание киноопыта» (Shawn Loht, “Phenomenology of Film: A Heideggerian Account of the Film Experience”, 2017), в которой автор делает не только попытку развить феноменологию кино, но и обосновать ее как вид философии — философию посредством просмотра кинофильма. Содержание книги может быть сведено к трем большим составляющим: 1) прояснение отношения М. Хайдеггера к кино и оценка вклада его философии в анализ кино; 2) раскрытие просмотра кино как одного из способов существования человека; 3) обоснование киноискусства как раскрывающего истину бытия. Для реализации этих задач Ш. Лот развивает феноменологию кино как вид кино-философии. Несмотря на то что Хайдеггер в работе «Время картины мира» выразил свое негативное отношение к кино и фото, так как они служат технической репрезентации мира, превращению его в картину и усилению позиций человека как представляющего субъекта, Лот обосновывает понимание киноискусства как художественного творения, которое, согласно философии искусства Хайдеггера, раскрывает истину бытия. Используя такие концепты хайдеггеровской аналитики присутствия, как бытие-в-мире, проект, понимание, расположенность, толкование, речь, Ш. Лот описывает кинофильм как вещь в мире, с которой сталкивается Dasein, а кинематографический опыт — как способ существования человека. Феноменологию автор понимает как метод, акцентирующий внимание на явлениях в том виде, как их переживает человек. Лот делает вывод, что кинофильмы фундаментально феноменологичны. Предмет феноменологии кино — пространство между зрителем и экраном, открытие и понимание, которые производит зритель. Феноменология кино — феноменология присутствия кинозрителя. На стержневой вопрос «Можно ли философствовать с помощью кино?» Лот отвечает утвердительно, но это философствование будет феноменологией. Зритель философствует, просматривая фильм, что основывается на самопонимании присутствия, философские размышления зрителя вызваны фильмом.

Ключевые слова
философия кино, феноменология кино, бытие-в-мире, расположенность, кинематографический опыт, М. Хайдеггер, Ш. Лот.

References

  • Ferencz-Flatz, C., & Hanich, J. (2016). Editor’s Introduction: What is Film Phenomenology? Studia Phaenomenologica, 16, 11–61. https://doi.org/10.5840/studphaen2016161.
  • Film-Philosophy. (2024). Retrieved from https://www.euppublishing.com/toc/film/28/1.
  • Heidegger, M. (1993a). A Dialogue on Language between a Japanese and an Inquirer. In Vremia i bytie: Stat’i i vystupleniia (273–302). Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1993b). On the Origin of the Work of Art. In Raboty i razmyshleniia raznykh let (47–116). Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
  • Loht, S. (2017). Phenomenology of Film: A Heideggerian Account of the Film Experience. Lanham, Maryland: Lexington Books.
  • Radeev, A., & Savchenkova, N. (Eds.) (2019). Cinematographic Experience: History, Theory, Practice. Collective Monograph. St. Petersburg: Estezis Publ. (In Russian)
  • Sobchack, V. (1992). The Address of the Eye: A Phenomenology of Film Experience. Princeton: Princeton University Press.