Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 247


АРТУР ШОПЕНГАУЭР: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТЕЛА И ЭСТЕТИКА

Название на языке публикации: АРТУР ШОПЕНГАУЭР: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТЕЛА И ЭСТЕТИКА
Автор: АЛЕКСЕЙ СИДОРОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 452–474
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-452-474 PDF (Загрузок: 247)

Аннотация
Основной тезис данной статьи состоит в том, что именно Артуру Шопенгауэру в европейской философской традиции принадлежит отчетливая формулировка проблемы телесности как существенной проблемы философской мысли. С точки зрения автора статьи, Шопенгауэра можно понимать как философа и даже как феноменолога телесности. Впервые в новоевропейской мысли Шопенгауэр эксплицитно описывает связь сознания и тела, предлагает феноменологическое описание опыта воплощенности субъекта, сближающее его мысль с будущей феноменологией тела М. Мерло-Понти. В статье рассматривается роль тела в формировании субъектности, а также соотносимость понятия тела и понятия воли в структуре шопенгауэровской мысли. И для Шопенгауэра, и для Мерло-Понти тело является ключом к получению опыта о мире и к преодолению дихотомии субъекта и объекта. Однако если Мерло-Понти приветствует такой вывод, для Шопенгауэра он является источником пессимистического сарказма: воля, которая делает меня мною, совершенно безразлична к моему индивидуальному существованию и использует меня как материал для своего бессмысленного воспроизводства. Тем не менее акцентировка телесности существенна для становления и развития эстетики как дисциплины в XVIII в. Т. Иглтон, называющий эстетику «дискурсом тела», полагает, что философия Шопенгауэра вносит важнейший вклад в модернистский проект эстетики не столько своей «эксплицитной» эстетической концепцией, сколько «имплицитной» эстетикой, предполагаемой развитием темы воплощения, с которой он связывает неожиданную «комичность» философии Шопенгауэра, подходящей для интерпретации абсурдистского искусства. В статье также рассматривается влияние философии Шопенгауэра на творчество С. Беккета, которое С. Гарнер истолковывает посредством феноменологии тела Мерло-Понти, доказывая, что размышления последнего о теле и плоти можно соотнести с театром Беккета, где на первый план выдвигается телесное, физическое присутствие актеров.

Ключевые слова
телесность, феноменология телесности, тело, эстетика, феноменология, постметафизическое мышление, комическое, А. Шопенгауэр, М. Мерло-Понти.

References

  • Carman, T. (1999). The Body in Husserl and Merleau-Ponty. Philosophical Topics, 27 (2), 205–226.
  • Critchley, S. (2004). Very little… Almost Nothing. Death, Philosophy, Literature. London, New York: Routledge.
  • Eagleton, T. (2004). The Ideology of the Aesthetic. Oxford: Blackwell.
  • Habermas, J. (1992). Postmetaphysical Thinking. Philosophical Essays. London: MIT Press.
  • Heidegger, M. (1993). Being and Time: Articles and Speeches. Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian).
  • Heidegger, M. (2007). Nietzsche, T. 2. Rus. Ed. St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Hübscher, A. (1994). The Thinkers of Our Time. Rus. Ed. Moscow: TsTR MGP VOS Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2004). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction to Phenomenological Philosophy. Rus. Ed. St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Garner, S. (1993). “Still Living Flesh”: Beckett, Merleau-Ponty and the Phenomenological Body. Theatre Journal, 5 (4), 443–360.
  • Hübner, B. (2006). Sense and SENSE-less Time. Rus. Ed. Minsk: Ekonompress Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (1994). The Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (1992). Eye and Mind. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (1996). In Defense of Philosophy. Rus. Ed. Moscow: Izdatel’stvo gumanitarnoi literatury Publ. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (1999). Phenomenology of Perception. Rus. Ed. St. Petersburg: Iuventa Publ.; Nauka Publ. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (2006). The Visible and the Invisible. Rus. Ed. Minsk: Logvinov Publ. (In Russian)
  • Mulhall, S. (2001). On Film. London: Routledge.
  • Peters, M. (2013). Will and Flesh: Schopenhauer and Merleau-Ponty on Corporeality. In Schopenhauer Jarhbuch (91–114). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Scheler, M. (1994). Man and History. In Izbrannye proizvedeniia (129–194). Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
  • Schopenhauer, A. (1993a). The World as Will and Representation. In O chetveroiakom korne zakona dostatochnogo osnovaniia. Mir kak volia i predstavlenie. T.1. Kritika kantovskoi filosofii (127–609). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Schopenhauer, A. (1993b). The World as Will and Representation. In O vole v prirode. Mir kak volia i predstavlenie. T.2 (110–627). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Schopenhauer, A. (2001). Paralipomena. In Sobranine sochinenii v 6 tomakh. T. 5. Rus. Ed. Moscow: Terra — Knizhny klub Publ. (In Russian)
  • Spiegelberg, H. (2002). The Phenomenological Movement. Rus. Ed. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
  • Thacker, E. (2017). Starry Speculative Corpse (Horror of Philosophy 2) Vol. 2. Rus. Ed. Perm: Hyle Press. (In Russian)
  • Tonning, E. (2015). “I am not Reading Philosophy”: Beckett and Schopenhauer. In Beckett/Philosophy (75–102). Stuttgart: IBIDEM-Verlag.
  • Vasalou, S. (2013). Schopenhauer and the Aesthetic Standpoint. New York: Cambridge University Press.
  • Waldenfels, B. (1999). The Motive of and Alien. Rus. Ed. Minsk: Propilei Publ. (In Russian)
  • Žižek, S. (2008). The Parallax View. Rus. Ed. Moscow: Evropa Publ. (In Russian)