- 24 Декабрь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 278
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ
Название на языке публикации: | ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ |
Автор: | КОНСТАНТИН ШЕВЦОВ, КСЕНИЯ КУКСО |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №2 (2024), 419–436 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-419-436 | PDF (Загрузок: 278) |
Аннотация
В статье вопрос об опыте глубины и объема пространства ставится как ключевой вопрос чувственного бытия и, соответственно, эстетики. В кантовской философии пространство и время соотносятся и противостоят друг другу как формы внешнего и внутреннего чувства, однако для суждения о реальности мира принципиально важной оказывается возможность взаимного отражения пространства и времени. Глубина пространства открывается внутри этого отражения, поэтому она становится фактически выражением принципа реального. Восприятие глубины предполагает множество форм преломления и вложения друг в друга внутреннего и внешнего, требующих внимательного феноменологического анализа, но главным остается вопрос расположения сознания в пространстве. Опыт такого расположения дает медиум, в роли которого выступает часть тела или фрагмент чувственной открытости миру, который начинает восприниматься как часть самого мира. В нашем перцептивном опыте на первый план выходит различение чувственных модусов данности (каналов восприятия) и выделение одного из них в качестве ведущего, что позволяет ему стать носителем значимостей, принадлежащих другим модусам. Ведущий канал фактически становится репрезентантом целостного опыта чувственности, и его выделение выявляет скрытую за поверхностью восприятия работу медиума. В качестве такого медиума выступает лицо как отношение к событийности мира, форма открытости, которая обусловлена постоянным уровнем напряжения, мобилизации чувства, поддержки одного чувственного модуса другим, готовности к восприятию. Работа, которую осуществляет медиум, ведет к возникновению образа как формы вхождения в пространство и время, в которой чувственное присутствие обретает свою цельность. Эстетический опыт возвращает к первичному феномену присутствия в чувственности и открытости чувственности времени и пространству, благодаря чему чувственность проживается не только как данность, но и как возможность возрастания субъекта в отношении как себя, так и мира.
Ключевые слова
глубина, объем пространства, время, чувственность, медиум, образ, возвращение взгляда.
References
- Augustine, A. (1991). Confessiones. Rus. Ed. Moscow: Renessans Publ.; SP “IVO-SiD” Publ. (In Russian)
- Benjamin, W. (2012). The Doctrine of Similarity. Media Aesthetic Works. Rus. Ed. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)
- Bernet, R. (2002). Unconscious Consciousness in Husserl and Freud. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 1, 327–351.
- Deleuze, G., & Guattari, F. (2010). A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. Rus. Ed. Ekaterinburg: U-Faktoriia Publ.; Moscow: Astrel’ Publ. (In Russian)
- Gadamer, H.-G. (1988). Truth and Method. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian).
- Gombrich, E. H. (1985). Meditations on a Hobby Horse: And Other Essays on the Theory of Art. Chicago: University of Chicago Press.
- Hegel, G. W. F. (1977). Encyclopedia of Philosophical Sciences (vol. 3). Philosophy of the Spirit. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
- Heidegger, M. (1993). The Origin of the Work of Art. In Raboty i razmyshleniia raznykh let (51–116). Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (1994). The Phenomenology of the Inner Consciousness of Time. Collected Works. Volume 1. Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
- Janet, P. (2009). Mental Automatism. An Experimental Study of the Lowest Forms of Human Activity. Rus. Ed. St. Petersbirg: Nauka Publ. (In Russian)
- Kant, I. (1994a). Writings in 8 vols. Volume 3. Rus. Ed. Moscow: Choro Publ. (In Russian)
- Kant, I. (1994b). Writings in 8 vols. Volume 8. Rus. Ed. Moscow: Choro Publ. (In Russian)
- Lacan, J. (2004). Seminars: Book XI. The Four Basic Concepts of Psychoanalysis. Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ.; Logos Publ. (In Russian)
- Merleau-Ponty, M. (1992). The Eye and the Spirit. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
- Merleau-Ponty, M. (1999). Phenomenology of Perception. Rus. Ed. St. Petersburg: Iuventa Publ.; Nauka Publ. (In Russian)
- Merleau-Ponty, M. (2006). Visible and Invisible. Rus. Ed. Minsk: Logvinov Publ. (In Russian)
- Molchanov, V. I. (2015). The Phenomenon of Space and the Origin of Time. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian).
- Pastoureau, M. (2019). Red. The History of Color. Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
- Podoroga, V. (1995). The Phenomenology of the Body. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
- Tengelyi, L. (2012). Phenomenology and Categories of Experience. Horizon. Studies in Phenomenology, 1 (2), 201–220. (In Russian)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: