- 24 Декабрь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 234
ДРАГАН ПРОЛЕ
РАВЕНСТВО НЕРАВНОГО. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И РАННИЕ ТЕЧЕНИЯ АВАНГАРДА
Название на языке публикации: | ДРАГАН ПРОЛЕ РАВЕНСТВО НЕРАВНОГО. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И РАННИЕ ТЕЧЕНИЯ АВАНГАРДА |
Автор: | АНАСТАСИЯ ШЕВЧЕНКОВА |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №2 (2024), 633–647 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Перевод с английского |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-633-647 | PDF (Загрузок: 234) |
Аннотация
Публикация представляет собой перевод статьи Д. Проле, в которой рассматриваются точки расхождения и сближения феноменологического проекта и раннего европейского авангарда. Откликающиеся на кризис классического в сферах эстетического и строго философского, оба явления стремятся к подлинности, подступаясь к ней каждый по-своему: дадаисты и экспрессионисты принципиально отвергают всякую рациональность и противостоят академизму, в то время как феноменологи не оспаривают академический тон философствования, даже когда выходят за пределы гуссерлевской методологии. Феноменология усваивает классический дух и помещает его в сердце современного философствования. Исследуя родство феноменологии с ранним авангардом, автор акцентирует внимание на концепте нейтрализации, пришедшем в XX в. на смену концепту негации. Обращаясь к осмыслению нейтрализации у Гуссерля, Хайдеггера, Сартра, Адорно, автор показывает, что и в поле свободного художественного эксперимента, и в рамках строгого философского дискурса нейтрализация дает возможность современной субъективности являть себя как дистанцированная индивидуальность. В предисловии к переводу также рассматривается возможность помещения феноменологии в ситуацию диалога с теориями и практиками русского авангарда. О сходстве подходов можно судить на примерах обращения русских авангардистов к предшествующим традициям. А. Крученых, В. Хлебников, Д. Хармс часто отсылались к наследию и личности А. С. Пушкина не только в контексте их отрицания, но и как к своего рода предметной данности, материалом жизненного мира, из которого творят художники. Ход К. Малевича с утверждением супрематизма как «нового классицизма» после продолжительной радикальной критики созвучен описываемой Проле встроенности феноменологического проекта Гуссерля в философскую академическую традицию. Идею жизненного мира и переосмысления опыта повседневности, разрабатываемую феноменологической философией, можно обнаружить во многих художественных ходах русских авангардистов как в сфере живописи (лубочные работы М. Ларионова, В. Кандинского, Н. Гончаровой), так и в сфере раннего советского производственного искусства.
Ключевые слова
феноменология, авангард, русский авангард, жизненный мир, эстетический опыт, Гуссерль, Хайдеггер, Адоно, Малевич.
References
- Adorno, T. (1991). Culture Industry Reconsidered. In The Culture Industry (98–106). London; New York: Routledge.
- Agamben, G. (2009). What is Contemporary? In What is an Apparatus? and Other Essays (39–54). Stanford: Stanford University Press.
- Breton, A. (1994). Nadja. New York: Grove Press.
- Descombes, V. (1980). Modern French Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press.
- Heidegger, M. (1999). Contributions to Philosophy (From Enowning). Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press.
- Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
- Lošonc, A., & Gvozden, V. (2016). Avangarda na rasprodaji. In Anatomija robe. Ogled iz kritike političke ekonomije (143–182). Novi Sad: Adresa.
- Lyotard, J-F. (1986). Le Postmoderne expliqué aux enfants: Correspondance, 1982–1985. Paris: Galilée.
- Plas, B., & Verdier, H. (1947). La publicité. Paris: PUF.
- Zarader, M. (2012). Lire Être et Temps de Heidegger. Paris: Vrin.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: