Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 299


ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ И МИР ЖИЗНИ: МИШЕЛЬ АНРИ О КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ ИСКУССТВА

Название на языке публикации: ART EDUCATION AND THE WORLD OF LIFE: MICHEL HENRY ON THE CULTURAL VALUE OF ART
Автор: МАКС ШЕФЕР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 314-331
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-314-331 PDF (Загрузок: 299)

Аннотация
Стандартная критика феноменологии жизни Мишеля Анри состоит в том, что она отрицает какую-либо значимость существования субъекта в мире для развития жизни. Феноменологический анализ искусства и эстетики у Анри, включая его анализ работ русского теоретика искусства и художника Василия Кандинского, обычно рассматривается как дополнительное подтверждение этой позиции. В статье предпринята попытка показать, что критика анализа искусства Анри, так же как и его феноменологии в целом, на этих основаниях является верной и в то же время ошибочной. Она верна постольку, поскольку развитие абсолютной жизни не зависит от мирского существования субъекта. Однако она ошибочна в том отношении, что с точки зрения человеческих существ существование конечного субъекта в мире, особенно его занятие искусством, действительно играет роль в благополучном развитии их жизни. Чтобы обосновать этот тезис, я попытаюсь показать, что анализ искусства и эстетики у Анри демонстрирует, что наши мирские взаимоотношения с искусством играют роль в воспитании наших чувств и что это воспитание совершенно необходимо для развития жизни конечных живых существ. Наши занятия искусством достигают этого посредством интенсификации нашей настроенности на себя, других, жизнь и мир и благодаря тому, что они позволяют нам пережить и понять мир как выражение жизни и тем самым как мир, который важен для нас лично. В качестве еще одного свидетельства важности наших занятий искусством для жизни в статье показано, каким образом, с точки зрения Анри, наш контакт с плохим искусством играет роль в разложении жизни и тем самым останавливает наше эмоциональное развитие и ведет к тому, что мы чувствуем себя все более и более отчужденными от мира.

Ключевые слова
жизнь, аффективность, искусство, воспитание, культура, варварство, мир.

References

  • Aaron Simmons, J., & Scott, D. (2017). Is there Life after Barbarism? Phenomenological Reflections on Science and the Future of the University. Pli: The Warwick Journal of Philosophy, 28, 1–31.
  • Bernet, R. (1999). Christianity and Philosophy. Continental Philosophy Review, 32, 325–342.
  • Collingwood, R. G. (1938). The Principles of Art. Oxford: Clarendon Press.
  • Giraud, V. (2012). L’esthétique comme philosophie première. In A. Jdey & R. Kühn (Eds.), Michel Henry et l’affect de l’art: Recherches sur l’esthétique de la phénoménologie matérielle (41–64). Leiden: Brill.
  • Hatem, J. (2004). Le sauveur et les viscères de l’être: Sur le gnosticisme et Michel Henry. Paris: L’Harmattan.
  • Henry, M. (1973). The Essence of Manifestation (G. Etzkorn, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Henry, M. (2003). I Am the Truth: Toward a Philosophy of Christianity (S. Emanuel, Trans.). Stanford: Stanford University Press.
  • Henry, M. (2008). Material Phenomenology (S. Davidson, Trans.). New York: Fordham University Press.
  • Henry, M. (2009). Seeing the Invisible: On Kandinsky (S. Davidson, Trans.). London: Continuum.
  • Henry, M. (2012). Barbarism (S. Davidson, Trans.). London: Continuum.
  • Henry, M. (2014). From Communism to Capitalism: Theory of a Catastrophe (S. Davidson, Trans.). London: Bloomsbury.
  • Henry, M. (2015). Incarnation: A Philosophy of Flesh (K. Hefty, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology (F. Kersten, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Kant, I. (2007). Critique of Judgement (J. C. Meredith, Trans.). Oxford: Oxford University Press.
  • Kühn, R. (2000). Crise de la culture et vie culturelle. In J. M. Longneaux (Ed.), Retrouver la vie oubliée: Critiques et perspectives de la philosophy de Michel Henry (139–63). Namur: Presses universitaires de Namur.
  • Langer, S. K. (1953). Feeling and Form: A Theory of Art. New York: Charles Scribner’s Sons.
  • Schaefer, M. (2023). Turning the Natural World into a Moral World: Michel Henry on the Vocation of Life. Human Studies: A Journal for Philosophy and the Social Sciences, 47, 349-365.
  • Seyler, F. (2012). From Life to Existence: A Reconsideration of the Question of Intentionality in Michel Henry’s Ethics. Journal of French and Francophone Philosophy — Revue de la Philosophie Française et de Langue Française, 20, 98–115.
  • Seyler, F. (2016). The Ethics of Affectivity and the Problem of Personhood: An Overview. Analecta-Hermeneutica, 8, 218–34.
  • Steinbock, A. (1999). The Problem of Forgetfulness in Michel Henry. Continental Philosophy Review, 32, 271–302.
  • Yampolskaya, A. (2018). Metamorphoses of the Subject: Kandinsky Interpreted by Michel Henry and Henri Maldiney. Avant, IX, 157–167.