Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 256


ПОИСК ОСНОВАНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК ОПЫТНОГО В ФЕНОМЕНОЛОГИИ В. ШАППА И К. СТАВЕНХАГЕНА

Название на языке публикации: ПОИСК ОСНОВАНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК ОПЫТНОГО В ФЕНОМЕНОЛОГИИ В. ШАППА И К. СТАВЕНХАГЕНА
Автор: ЕВГЕНИЙ ПОПОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 332-352
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-332-352 PDF (Загрузок: 256)

Аннотация
В статье дается оценка поиску оснований эстетического. В сравнении с некоторыми позициями аналитической и рецептивной эстетик раскрываются особенности феноменологической эстетики двух выдающихся учеников Гуссерля — Вильгельма Шаппа (1884–1965) и Курта Ставенхагена (1884–1951). Направленность и необходимость поиска оснований эстетического для указанных мыслителей заключается в возможностях отклонения от известного принципа трансцендирования в эстетизации мира вещей и в целом окружающей реальности. Для Шаппа и Ставенхагена важны проявления феноменологической явленности мира вещей через переживание бытия — эстетическое. В классической эстетике эстетическое есть определенный уровень рефлексии при чувственно-эмоциональном восприятии предметов из мира вещей. Как установлено в статье, Шапп и Ставенхаген предлагают идентифицировать эстетическое как опытное. При этом разнятся их совместная позиция и убеждения представителей рецептивной эстетики в части дифференциации эстетического как опытного и эстетического опыта как такового. В статье приводятся некоторые аргументы относительно такой направленности в концептуализации эстетического. Категория эстетического, осмысливаемая философами как опытное, раскрывается через призму соотнесенности ключевых концептов феноменологии — субъектного и субъективного. В таком случае эстетическое мыслится как субъектное-субъективное, выраженное в человеческом индивидуальном опыте. Обнаружено, что Шапп и Ставенхаген, преодолевая в своей теории инерцию феноменологии и философии истории, оценивали историзацию мира вещей в аспекте эстетического. Таким образом, поиск оснований эстетического ведется ими в трех направлениях: (1) в экспозиции субъектного/субъективного; (2) в соотношении опыта и «квазиопыта»; (3) в определении границ опытного экзистенциального и опытного социального. Приведенные направления открыли возможность идентификации эстетического не как отклика на атрибутивный мир вещей и не как данность его эстетизации, а скорее как условие переживания бытия в результате индивидуального опытного начала. Делается вывод о том, что поиск оснований эстетического для Шаппа и Ставенхагена ознаменовался новым рубежом в феноменологической эстетике.

Ключевые слова
Шапп, Ставенхаген, эстетическое, эстетический опыт, опытное начало, феноменологическая эстетика, экзистенциальное и социальное.

References

  • Agamben, J. (2018). A Man Without Content. Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
  • Angelucci, D. (2004). Poetic Art: Conrad, Ingarden, Hartmann. Macerata: Quodlibet.
  • Bell, D. (2005). Wollheim: Art. Life and Psychoanalysis. Bulletin of the British Psychoanalytic Society, 6 (2), 17–24.
  • Cоmpaziaris, P. (2017). Colonization of Someone’s Sound: Conjugation Statics and Reproduction of Another’s Sound. Rus. Ed. New Literary Review, 6. Retrieved from https://www.nlobooks.ru/ magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/148_nlo_6_2017/article/19349. (In Russian)
  • Diltey, V. (2001). Hermeneutics and Theory of Literature. Collected works in 6 volumes. Vol. 4. Rus. Ed. Moscow: Dom intellektual’noi knigi Publ. (In Russian)
  • Dunlop, F. (1981). The Absolute Star Man: An Ontological Understanding of the Essence of Religion, Kurt Stavenhagen. Journal of the British Society of Phenomenology, 12 (1), 98–100.
  • Eagleton, T. (1991). The Ideology of Aesthetics. Oxford: Blackwell.
  • Ha, P. K. (2011). Beyond Words, Things, Thoughts, Feelings: Essays on Aesthetic Experience. Portland: Sussex Academic Press.
  • Hartman, N. (1988). Old and New Ontology. In Istoriko-filosofskii ezhegodnik. 1988 (320–324). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Hartman, N. (1995). The Problem of Spiritual Existence. Studies to Substantiate the Philosophy of History and the Sciences of the Spirit. In S. Levit (Ed.), Kul’turologiia. XX vek: antropologiia (608–648). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Ingarden, R. (1962а). On the Different Cognition of a Literary Work. In Issledovaniia po estetike (114– 154). Rus. Ed. Moscow: Izdatel’stvo inostrannoi literatury Publ. (In Russian)
  • Ingarden, R. (1962b). On the Different Cognition of a Literary Work. In Issledovaniia po estetike (248– 250). Rus. Ed. Moscow: Izdatel’stvo inostrannoi literatury Publ. (In Russian)
  • Joysten, K., Schapp, J., & Timer, N. (Eds.). (2016). Wilhelm Schapp. On the Path of the Philosophy of Stories. Part I. Freiburg/Munich: Karl Albert Verlag.
  • Joysten, K., Schapp, J., & Timer, N. (Eds.). (2017). Wilhelm Schapp. On the Path of the Philosophy of Stories. Part II. Freiburg/Munich: Karl Albert Verlag.
  • Lewis, K. S. (1936). The Allegory of Love. A Study of the Medieval Tradition. Oxford: Clarendon Press.
  • Păstrăguş, М. (1991). Aesthetic Concepts of Phenomenological Origin. In A.-T. Tymieniecka (Еd.), Analecta Husserliana (ANHU, volume 37) (147–165). Kluwer: Academic Publishing House.
  • Popov, E. A. (2022). Aesthetic Experience in the Concepts of R. Ingarden, V. Schapp and K. Stavenhagen. Vestnik RUDN. Seriia “Filosofiia” , 26, 4, 821–834. (In Russian)
  • Ratiu, D. E. (2013). Rethinking the Sphere of Aesthetics: on Recent Debates about Aesthetics and Aesthetic Experience in Everyday Life. Aesthetics: The European Journal of Aesthetics, 50 (1), 3–26.
  • Schapp, V. (2012). In Geschichten verstrickt. Zum Sein von Mensch und Ding. Frankfurt am Main: Verlag Vittorio Klostermann.
  • Schapp, V. (2013). Beitrage Zur Phanomenologie Der Wahrnehmung. Frankfurt am Main: Verlag Vittorio Klostermann.
  • Seel, M. (2005). Aesthetics of Appearing. California: Stanford University Publ.
  • Spiegelberg, G. (2002). Phenomenological Movement. Historical Introduction. Rus. Ed. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
  • Stavenhagen, К. (1979). Absolute Stellungnahmen. Eine ontologische Untersuchung über das Wesen der Religion. New York: Garland.
  • Veit, J. (Еd.) (2015). Aesthetics as Phenomenology: The Appearance of Things. Bloomington: Indiana University Press.
  • Wood, R. (2011). Affirming Difference: Everyday Aesthetic Experience after Phenomenology. Contemporary Aesthetics, 9, 112–126.
  • Xenakis, I., & Arnellos, А. (2015). Aesthetics as an Emotional Activity That Facilitates Sense-Making: Towards an Enactive Approach to Aesthetic Experience. Berlin: Springer.