- 24 Декабрь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 238
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СВЕТА В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Ю. ФОССЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДРУГОЕ ИМЯ. СЕПТОЛОГИЯ I–II»
Название на языке публикации: | ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СВЕТА В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Ю. ФОССЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДРУГОЕ ИМЯ. СЕПТОЛОГИЯ I–II» |
Автор: | АННА МАСЛЯКОВА |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №2 (2024), 542–555 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-542-555 | PDF (Загрузок: 238) |
Аннотация
Целью статьи является изучение такого уникального явления как феноменология света, которая занимает большое место в эстетике известного норвежского писателя, лауреата Нобелевской премии 2023 г., Ю. Фоссе. Искусство для Фоссе есть не только способ восприятия окружающего нас мира, но и необходимое условие эффективного и гармоничного существования в нем, что находит наиболее полное отражение в произведении «Другое имя (Септология I–II)», впервые вышедшем в свет в 2019 г. Нельзя не согласиться с тем, что глубокая религиозность автора, перешедшего в католичество в 2013 г., оказала огромное влияние на его литературное творчество. Много столетий назад Рождество Христово осветило «тьму» языческого мира, и степень «проявленности» этого «Божественного света» в произведениях различных видов искусства, в частности в живописи, по мнению Ю. Фоссе, является одним из главных критериев выявления их истинности, подлинности. Что же касается самой «тьмы», то она, как утверждает Ю. Фоссе, выступает в качестве первоисточника света, тем «Ничто», которое время от времени проглядывает сквозь «Бытие» и на фоне которого лучезарный свет «звучит» особенно выпукло и ярко. Согласно концепции «Септологии I–II», не только искусство активизирует процесс самоопределения личности, находящейся в перманентном, непрерывном диалоге с «другими-в-себе» (в данном случае речь идет о главном герое произведения — художнике Асле и его alter ego), но и произведение искусства как таковое обладает своей собственной неповторимой идентичностью, которая непрестанно развивается и эволюционирует, открывая каждый раз «в-себе-для-нас» новые грани и оттенки. При этом, по мнению Ю. Фоссе, миссия художника, в широком смысле этого слова, заключается в том, чтобы указать людям путь к «Божественному свету» в «туннеле» квантовой неопределенности, особенно в переходные периоды исторического развития.
Ключевые слова
феноменология, эстетика, Юн Фоссе, септология, идентичность, самоопределение, свет, тьма.
References
- Ananthaswamy, A. (2020). Quantum Tunneling is not Instantaneous. Physicists Show. Scientific American. Retrieved from https://www.scientificamerican.com/article/quantum-tunneling-is-not-instantaneous-physicists-show/.
- Arasse, D. (2023). The Snail’s Gaze. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
- Blanco, M. A. (2023). On the Reverse. Museo National del Prado. Retrieved from https://www.museodelprado.es/en/whats-on/exhibition/on-the-reverse/97f46507-60c9-197b-8632-274da919ea3f.
- Colin, C. (2016). Into the Darkness. In D. George (Ed.), Tales from Nowhere (112–117). Melbourne; Oakland; London: Lonely Planet Publications.
- Fosse, J. (2022). The Other Name: Septology I–II. Rus. Ed. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)
- Haig, M. (2021). The Midnight Library. Edinburg: Canongate Books Ltd.
- Husserl, E. (1912). Aesthetics of Consciousness. Studfiles. Retrieved from https://studfile.net/preview/4342760/page:19/. (In Russian)
- Ingarden, R. (1989). Ontology of the Work of Art. Athens: Ohio University Press.
- Jansson, T. (2007). Travelling Light. Rus. Ed. St. Petersburg: Amphora. (In Russian)
- Sennett, R. (2016). Flesh and Stone: The Body and the City in Western Civilization. Rus. Ed. Moscow: Strelka Publ. (In Russian)
- Zapadalova, P. (2024). Christmas Iconography. Russian Museum’s Mediaportal. Retrieved from https://media.rusmuseum.ru/online-cinema/. (In Russian)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: