Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 273


УТРАТИТЬ СМЫСЛ МУЗЫКАЛЬНОСТИ. КАКОВО МЕСТО МУЗЫКИ В МИРЕ, ПЕРЕНАСЫЩЕННОМ АУДИОЗАПИСЯМИ?

Название на языке публикации: PERDRE SA RAISON D’ÊTRE MUSICALE. DANS UN MONDE SATURÉ PAR LES ENREGISTREMENTS SONORES, QUELLE PLACE POUR LA MUSIQUE ?
Автор: ПАТРИК ЛАНГ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 556–570
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-556-570 PDF (Загрузок: 273)

Аннотация
«Прослушивание музыки» и «прослушивание звукозаписей» стали в нашем обществе абсолютными синонимами. Цель данной статьи — поставить под сомнение законность этой предполагаемой эквивалентности, которую почти все слушатели приняли как нечто само собой разумеющееся. Наша звуковая вселенная насыщена записанными звуками: какое место она оставляет музыке? Какие причины могли бы оправдать радикальное различие или даже оппозицию между воздействием записанных звуков и музыкальной деятельностью в строгом смысле этого слова? Согласно апробированному феноменологическому методу, через сознательное внимание к тому, что появляется, мы возвращаемся «к самим вещам», а именно к условиям, при которых звучность может стать музыкой. После первой, вводной, части, отражающей исключительную маргинальность записи в музыкальной истории человечества, вторая часть исследования представляет собой феноменологическое описание подлинного музыкального процесса; заключительная часть исследует последствия регистрации звука в отношении такого процесса и различных аспектов создания и прослушивания музыки. Тем самым показано, что звукозапись ни в коем случае не является вектором демократизации музыкальной культуры.

Ключевые слова
акустика, археоакустика, музыкальная когерентность, фонофиксация, музыкальный процесс, регрессия звука, музыкальная однозначность, темп.

References

  • Adorno, T. W. (2003). Über den Fetischcharakter in der Musik und die Regression des Hörens. In Gesammelte Schriften, vol. 14 (14–50). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Amblard, J. (2021). Les musiques obligatoires. Le Griii, 4, 19–28.
  • Arbo, A. (2014). Qu’est-ce qu’un enregistrement musical(ement) véridique ? In P.-H. Frangne & H. Lacombe (Eds.), Musique et enregistrement (173–192). Rennes: PUR.
  • Attali, J. (2001). Bruits. Essai sur l’économie politique de la musique. Paris: Fayard et PUF.
  • Benjamin, W. (2000). L’œuvre d’art à l’époque de sa reproductibilité technique. In Œuvres III (269–316). Paris: Gallimard.
  • Bogoya Gonzáles, C. (2011). Pascal Quignard : musique et poétique de la défaillance (Doctoral Thesis). Université Sorbonne Nouvelle Paris 3, Paris.
  • Celibidache, S. (2012). Sur la phénoménologie de la musique. In La musique n’est rien (35–80). Arles: Actes Sud.
  • Chion, M. (2017). L’art des sons fixés (3d ed.). Fontaine: Metamkine/Sono Concept. Retrieved from https://pdfcoffee.com/michel-chion-la-musique-concrete-acousmatique-un-art-des-sons-fixes-pdf-free.html.
  • Chion, M. (2002). Le son (2d éd.) Paris: Nathan.
  • Dauvois, M. (2005). Homo musicus palæolithicus et Palæoacustica. Munibe (Anthropologia-Arkeologia) , 57, 225–241.
  • Dillard, L. K., Arunda, M. O., Lopez-Perez, L., Martinez, R., Jimenez, L., Chadha, S. (2022). Prevalence and Global Estimates of Unsafe Listening Practices in Adolescents and Young Adults: a Systematic Review and Meta-analysis. BMJ Global Health, 7, e010501. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2022-01050.
  • Lang, P. (2008). Introduction à la phénoménologie du vécu musical. Annales de phénoménologie, 7, 47–76.
  • Lang, P. (2010). Cohérence et continuité musicales : une approche phénoménologique. In V. Alexandre Journeau (Ed.), Arts, langue et cohérence (123–140). Paris: L’Harmattan.
  • Lang, P. (2014). Pulsation, mètre, période. Phénoménologie du vécu musical 2. Annales de phénoménologie, 13, 211–243.
  • Lephay, P.-E. (2014). La prise de son et le mixage, éléments de l’interprétation : les exemples de Herbert von Karajan et [de] Glenn Gould. In P.-H. Frangne & H. Lacombe (Eds.), Musique et enregistrement (113–122). Rennes: PUR.
  • Pouivet, R. (2010). Philosophie du rock. Paris: PUF.
  • Stravinsky, I. (2000). Chroniques de ma vie. Paris: Denoël.