- 24 Декабрь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 278
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИКИ АТМОСФЕР ГЕРНОТА БЁМЕ
Название на языке публикации: | ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИКИ АТМОСФЕР ГЕРНОТА БЁМЕ |
Автор: | ЛЮБОВЬ ЯКОВЛЕВА |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №2 (2024), 353-374 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-353-374 | PDF (Загрузок: 278) |
Аннотация
В статье рассматривается феномен атмосферы в эстетике немецкого философа Г. Бёме. Раскрывается связь его идей с идеями «Новой феноменологии» Г. Шмитца и понятиями онтологии М. Хайдеггера. Атмосфера анализируется через призму понятий Шмитца: пространства телесности человека, категорий простора и узости. Выявляются ключевые моменты феноменологии Шмитца: абсолютное пространство живого тела, его независимость от геометрического пространства; описание динамики тела через телесные порывы и векторы простора и тесноты; критика внутреннего расположения чувств; понимание чувств и атмосфер как внешних «сил». Роль данных концепций демонстрируется на примере атмосферы возвышенного в храмовом пространстве в анализе Бёме. Посредством света и тени, тишины и линий создается атмосфера возвышенного. Она захватывает, потрясает и направляет телесность человека к простору, дает восприятие динамики телесности человека. В описание атмосферы Бёме входит проблема субъекта восприятия атмосферы. Феномен атмосферы понимается на основе понятий настроения и расположения человека, понятого из концепции Dasein Мартина Хайдеггера. Настроение раскрывается двояко: как настрой, тональность собственного места человека и как тональность, «как» мест, в которых он пребывает. Делается вывод о том, что воспринимать атмосферу — значит воспринимать взаимную со-настроенность человека и мира. Заключительный момент — это анализ понятия экстазов в эстетике Бёме. Показан переход от концепции полувещей Шмитца к проблеме экстазов. Экстазы в эстетике Бёме — это описание особого пространства распространения различных качеств вещей. Сияние света, заполнение цветом всего пространства, игра света и тени, вес звука — благодаря этим качествам создается атмосфера. Настроение места создается этим проявлением вещей, их «звучанием», придает особую эстетику пространству. Делается вывод, что восприятие атмосферы включает: восприятие места живого тела, затронутого настроением места; восприятие собственного отношения к месту, миру и себе; восприятие того, как место являет собственное звучание, настрой благодаря экстатическим свойствам вещей, их способности заполнять все пространство.
Ключевые слова
эстетика атмосфер, пространство живого тела, простор, теснота, абсолютное место, настроение, расположение, экстазы.
References
- Andermann, K. (2007). Spielräume der Erfahrung: Kritik der transzendentalen Konstitution bei Merleau-Ponty, Deleuze und Schmitz. München: Wilhelm Fink Verlag.
- Artemenko, N. A. (2011). The Concept of Original Temporality in M. Heidegger: Aporia (Based on the Material of “Being and Time”) Part 1. Heidegger’s Version of the Phenomenology of the Temporality of Human Existence: The Question about the Wholeness of Dasein. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina, 2 (1), 18–25. (In Russian)
- Böhme, G. (2000). Acoustic Atmospheres: A Contribution to the Study of Ecological Aesthetics. Soundscape, 1 (1), 14–18.
- Böhme, G. (2001). Aisthetik. Vorlesungen über Ästhetik als allgemeine Wahrnehmungslehre. München: Wilhem Fink Verlag.
- Böhme, G. (2013a). Architektur und Atmosphäre. München: Wilhelm Fink Verlag.
- Böhme, G. (2013b). Atmosphäre. Essays zur neuen Ästhetik. Suhrkamp Frankfurt.
- Böhme, G. (2018). “Atmosphere” as a Fundamental Concept of New Aesthetics. Metamodern. Zhurnal o metamodernizme. Retrieved from https://metamodernizm.ru/atmosphere-and-a-new-aesthetics/. (In Russian)
- Böhme, G., & Thibaud, J-P. (2017). Aesthetics of Atmospheres (Ambiances, Atmospheres and Sensory Experiences of Spaces). London/New York: Routledge.
- Diaconu, M. (2006). Patina—Atmosphere—Aroma. Towards an Aesthetics of Fine Differences. Analecta Husserliana, 92, 131–148.
- Griffero, T. (2020). Emotional Atmospheres. In T. Szanto & H. Landweer (Eds.), The Routledge Handbook of Phenomenology of Emotion (262–274). Abingdon/New York: Routledge.
- Griffero, T., & Tedeschini, M. (Eds.) (2019). Atmosphere and Aesthetics. A Plural Perspective. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
- Hasse, J. (2020). Heiliger Raum im Wandel. Zur atmosphärischen Macht von (profanierten) Kirchen. In C. Julmi & B. Wolf (Eds.), Die Macht der Atmosphären (117–141). Freiburg-München: Karl Alber.
- Hauskeller, M. (1998). Ist Schönheit eine Atmosphäre? Zur Bestimmung des landschaftlich Schönen. In M. Hauskeller, C. Rehmann-Sutter & G. Schiemann (Eds.), Naturerkenntnis und Natursein. Für Gernot Böhme (161–175). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Heidegger, M. (2006). Being and Time. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
- Heidegger, M. (2013). The Fundamental Concepts of Metaphysics. Rus. Ed. St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
- Husserl, E. (1989). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Second Book: Studies in the Phenomenology of Constitution. Dordrecht: Kluwer.
- Khan, E. (2018). The Meaning of the Question about Mood in Phenomenology (Master Thesis). Moscow: HSE Publishing House. (In Russian)
- Marinucci, L. (2019). Japanese Atmospheres. Of Sky, Wind and Breathing. In T. Griffero & M. Tedeschini (Eds.), Atmosphere and Aesthetics. A Plural Perspective (93–118). Basingstoke: Palgrave Macmillan.
- Mazayeva, M. (2022). The Phenomenon of the Atmosphere as an Object of Interdisciplinary Research. Russian Sociological Review, 21 (1), 131–152.
- Schmitz, H. (1982). System der Philosophie (Bd. II. 1). Bonn: Bouvier.
- Schmitz, H. (2011). Der Leib. Berlin; Boston: De Gruyter.
- Schmitz, H. (2014a). Atmosphären. München: Karl Alber Verlag.
- Schmitz, H. (2014b). Phenomenology of Corporeality. Theoretical and Epistemological Premises. In I. V. Kuzin (Ed.), Arkhetipy telesnosti (rossiiskii i zapadnyi konteksty) (219–263). Rus. Ed. St. Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii Publ. (In Russian)
- Vdovina, I. S. (2009). Phenomenology in France (Historical and Philosophical Essays). Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
- Wang, Z. (2017). “Atmosphere” as a Core Concept of Eco-aesthetics. In Aesthetics Today. Contemporary Approaches to the Aesthetics of Nature and of Arts. Proceedings of the 39th International Wittgenstein Symposium (35–49). Berlin; Boston: De Gruyter.
- Wittgenstein, L. (1965). The Blue and Brown Books: Preliminary Studies for the “Philosophical Investigations”. New York: Harper Colophon.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: