Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 244


ПРАКТИКА ТРАНСФОРМАЦИИ СУБЪЕКТА И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ РАБОЧИЙ ПРОЕКТ ФИЛОСОФИИ (ИСХОДЯ ИЗ РУКОПИСИ ГУССЕРЛЯ «СОКРАТ-БУДДА»)

Название на языке публикации: DIE PRAXIS DER TRANSFORMATION DES SUBJEKTS UND DIE PHÄNOMENOLOGISCHE ARBEITSPHILOSOPHIE (IM AUSGANG VOM HUSSERLSCHEN MANUSKRIPT „SOKRATES — BUDDHA“)
Автор: ГЕОРГИЙ ЧЕРНАВИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 610–625
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-610-625 PDF (Загрузок: 244)

Аннотация
В статье рассматривается представление Гуссерля о буддизме, которое во многом определило чтение «Мадджхима-никаи» в переводе Карла Ойгена Нойманна. Речь идет об общем и пунктирном образе, в котором не были проведены различения, касающиеся эпох, традиций и школ буддийской философии: о представлении, которое может сложиться у заинтересованного европейского читателя, после прочтения 152 сутр «Собрание средних наставлений» палийского канона. Тем не менее кажется целесообразной задачей истолковать этот образ, чтобы более нюансированно изложить представления феноменологии Гуссерля о самой себе, независимо от наивности обсуждаемого образа с точки зрения буддологии. В этой статье выносится на обсуждение следующие тезисы: Гуссерль понимал буддийскую мысль как «сопряженную деталь (Gegenstück)», по контрасту дополняющую феноменологическую науку о трансцендентальной субъективности. А именно, он интерпретировал буддизм как путь к трансцендентальной позиции не от критики наук, а от практики — как приостановку мифической картины мира и «практического генерального тезиса» естественной установки. Хотя буддийская мысль, по Гуссерлю, так же как и феноменология, направлена на «выявление трансцендентальной позиции», в ней, тем не менее, не происходит учреждение науки (в радикализированном гуссерлевском смысле). На деле Гуссерль использует эту приблизительную схему (характеризуя буддизм как «трансцендентализм без науки»), чтобы подчеркнуть динамику собственного феноменологического «рабочего проекта философии (Arbeitsphilosophie)». «Собрание средних наставлений» палийского канона служит Гуссерлю поводом, чтобы тематизировать то специфическое сочетание серьезности и игры, которое характерно для его феноменологии, как «беззаботную озабоченность»; это помогает Гуссерлю выразить движущую силу феноменологического труда («рабочий раж» (Arbeitsfieber)).

Ключевые слова
Эдмунд Гуссерль, феноменология, буддизм, палийский канон, Сократ, Будда.

References

  • Heidegger, M. (1994). Einführung in die phänomenologische Forschung (Wintersemester 1923–1924) (GA 17). Frankfurt am Main: V. Klostermann.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der Phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1968). Briefe an Roman Ingarden. Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil: 1921–1928 (Hua XIV). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929–1935 (Hua XV). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973c). Ding und Raum. Vorlesungen 1907 (Hua XVI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. In zwei Bänder. 1. Halbband: Text der 1.-3. Auflage (Hua III/1). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1989). Aufsätze und Vorträge (1922–1937) (Hua XXVII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1994). Briefwechsel. Bd. 3.9 Familienbriefe (Hua Dok III/9). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926–1935) (Hua XXXIV). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2010). Sokrates—Buddha. An Unpublished Manuscript from the Archives. Husserl Studies, 26, 1–17.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik. Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XLII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. Manuskripte A V 22 (1931), B I 21 (1925), K II 5 (1924).
  • Neumann, K. E. (Ed.). (1922). Die Reden Gotamo Buddhos aus der mittleren Sammlung Majjhimanikāyo des Pāli-Kanons (3 Bd). München: R. Piper & Co.
  • Ni, L. (2011). Husserl und der Buddhismus. Husserl Studies, 27 (2), 143–160.
  • Sepp, H. R. (1997). Praxis und Theoria. Husserls transzendentalphänomenologische Rekonstruktion des Lebens. Freiburg/München: K. Alber.
  • Sepp, H. R. (2007). Zen und Epoché. In H. Hashi, W. Gabriel, & A. Haselbach (Eds.), Zen und Tao. Beiträge zum asiatischen Denken (51–66). Wien: Passagen.