Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 270


КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ЗРИТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ

Название на языке публикации: КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ЗРИТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ
Автор: ЕКАТЕРИНА БРОННИКОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 510–541
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-510-541 PDF (Загрузок: 270)

Аннотация
Предлагаемая вниманию статья направлена на концептуализацию феномена кинематографического присутствия, а также на поиск возможных составляющих для формирования его в просмотровом опыте. Присутствие, рассмотренное в контексте интерсубъективного взаимодействия, будет выступать в качестве характеристики специфических телесных отношений кино и зрителей и указывать на сущностный аспект самого кино. Проанализировав как фундаментальные тексты, разрабатывающие это понятие, так и теоретические работы современных исследователей в области кино, а также обратившись к экспериментальным практикам и медленным фильмам, автор выводит собственный концепт кинематографического присутствия. В статье отвергается понимание присутствия как крайней вовлеченности в диегетический мир. Вместо этого автор предлагает рассматривать его как состояние дистанцированного соприсутствия, в котором зрителю недоступно полное погружение в фильмическое пространство, однако открывается возможность для получения переживания, специфического лишь для ситуации просмотра кино. В его возникновении важную роль играет телесность в более широком смысле этого слова. Описываемый эффект тематизируется через интимность и близость: зрители находятся в транзитном положении, становлении-кино, когда имеет место слияние, формирование пространства совместности с фильмом, но одновременно сохраняются границы между собственным телом и телом кино. Главный тезис статьи заключается в том, что кинематографическое присутствие, схватываемое в зрительском опыте, реализует себя не только и не столько посредством обнажения частей кинематографического тела, хотя проявление специфической чувственности аппаратуры выступает фундаментом для формирования присутствия. Переживание столкновения с кино как таковым подразумевает восприятие его как другого, обладающего агентностью и препятствующего полному раскрытию своей сущности. Кино представляется несводимым к набору его материальных составляющих. В данном тексте оно скорее понимается как субъект видения, отличающегося от человеческого и не всегда гарантирующего четкость полученного изображения, и даже как ситуация, в которой опыт столкновения с кино может случиться или не случиться со зрителем.

Ключевые слова
присутствие, кинематографический опыт, телесность, феноменология, интимность, становление-кино, медленное кино, экспериментальное кино.

References

  • Barker, J. (2009). The Tactile Eye: Touch and the Cinematic Experience. California: University of California Press.
  • Barthes, R. (1975). Leaving the Movie Theater. Cineticle. Retrieved from https://cineticle.com/barthessortantducinema/. (In Russian)
  • Bazin, A. (1972). What is Cinema? A Collection of Articles. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
  • Cavell, S. (1979). The World Viewed: Reflections on the Ontology of Film. Massachusetts: Harvard University Press.
  • Deleuze, G. (2020). Cinema. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)
  • Deleuze, G., & Guattari, F. (2010). A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. Rus. Ed. Moscow: Astrel’ Publ. (In Russian)
  • Gidal, P. (1978). Structural Film Anthology. London: British Film Institute.
  • Gumbrecht, H. U. (2006). Production of Presence: What Meaning Cannot Convey. Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2003). Being and Time. Rus. Ed. Kharkiv: Folio Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1994). Philosophy as Rigorous Science. Rus. Ed. Novocherkassk: Agentstvo “Saguna” Publ. (In Russian)
  • Ianovskii, M. I. (2017). Forms of Experience Presence and Ways of Their Reproduction in Film Editing. Teoreticheskaia i eksperimental’naia psikhologiia, 10 (1), 72–81. (In Russian)
  • Malyshev, V. N. (2022). Culture of Presence as a Challenge to the Global in the Films of Apichatpong Weerasethakul. In Mesto i golos: praktiki Drugogo v iskusstve (118–136). St. Petersburg: Limbus Press Publ. (In Russian)
  • Marx, L. (2000). The Skin of the Film (excerpt). Cineticle. Retrieved from https://cineticle.com/laura-marks-the-skin-of-the-film/. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (2006). The Visible and the Invisible. Rus. Ed. Minsk: Logvinov Publ. (In Russian)
  • Metz, C. (2013). The Imaginary Signifier. Rus. Ed. St. Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta Publ. (In Russian)
  • Nancy, J. L. (1996). The Birth to Presence. Retrieved from http://kassandrion.narod.ru/commentary/09/6nnc.htm. (In Russian)
  • Nikonova, S. (2020). Cinematic Fantasy and the Effect of the Presence of Another Reality. Phenomenology of Cinematic Experience in the Concepts of M. Rishir and H. U. Gumbrecht. In A. E. Radeev & N. M. Savchenkova (Eds.), Cinematic Experience: History, Theory, Practice. Collective Monograph (72–92). St. Petersburg: Poriadok slov Publ. (In Russian)
  • Ruiz, R. (2013). In Defense of Shamanic Cinema. Seans, 49/50, 333–347. Retrieved from https://seance.ru/articles/v-zashhitu-shamanskogo-kino/. (In Russian)
  • Sartre, J.-P. (2004). Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology. Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
  • Shparaga, O. (2001). Phenomenology of Experience: Experience as a “Soil and Horizon” of Cognition. Logos, 2 (28), 103–122. (In Russian)
  • Sidorov, A. (2020). Automatism in Cinematic Experience: The Case of S. Cavell. In A. E. Radeev & N. M. Savchenkova (Eds.), Cinematic Experience: History, Theory, Practice. Collective Monograph (74–93). St. Petersburg: Poriadok slov Publ. (In Russian)
  • Sobchack, V. (1992). The Address of the Eye: A Phenomenology of Film Experience. New Jersey: Princeton University Press.
  • Sobchack, V. (2016). The Scene of the Screen: Envisioning Photographic, Cinematic, and Electronic “Presence”. In S. Denson & J. Leyda (Eds.), Post-Cinema: Theorizing 21st-Century Film (88–129). Falmer: Reframe Books.