Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 244


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА: КАК ВОЗМОЖНА ФИЛОСОФСКАЯ ПРИТЧА В СКУЛЬПТУРЕ?

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА: КАК ВОЗМОЖНА ФИЛОСОФСКАЯ ПРИТЧА В СКУЛЬПТУРЕ?
Автор: ИВАН АПОЛЛОНОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №2 (2024), 490–509
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-2-490-509 PDF (Загрузок: 244)

Аннотация
Вынесенный в заглавие статьи вопрос предполагает рассмотрение скульптуры как способа смыслообразования, в котором посредством сложения и вычитания формы, создающей телесность изображения, открывается пространственная ипостась истины бытия. Конститутивной особенностью скульптурных произведений является цельность видения, соединяющая неопределенную множественность точек зрения на объект, что задействует внутреннюю темпоральность субъекта и ведет к динамике восприятия изображения. Исследование феноменологического ракурса скульптурного способа смыслообразования отталкивается от положения И. Канта об искусстве как свободной игре гения, в основе которой лежит разум. Видимое противоречие между спонтанностью субъективного полагания образа, что предполагает невозможность вывести его дедуктивным способом, и его разумностью, предполагающей внесубъективный универсализм смысла, разрешается с опорой на учение Ф. Шеллинга о творении как непредмысленном (нем. unvordenkliche) акте субъекта, полагающего нечто в понятийном горизонте неопределенности логических возможностей его бытия. Акт творческого воображения и когерентный ему процесс создания произведения предполагают не только субъективный произвол художника, но и «умность ви́дения», соединяющие интенциональный акт, конституирующий образ, и контр-интенциональный акт, в котором создаваемый образ являет собственную телеологию, проясняющую и конкретизирующую замысел автора. Сознание скульптора выступает своеобразным камертоном, способным уловить точность звучания образа, его сообразность эстетическому чувству. При этом выразительность произведения, его красота являет невербальную сторону смысла, способную означить и выразить авторское ви́дение идейной глубины выбранной темы, что позволяет скульптору создавать своеобразные философские притчи, которые эвристически раскрывают вербальные формы мысли. Данные положения рассмотрены на примере созданной Александром Аполлоновым серии «Театр масок», в которой скульптор в пластических образах осмысливает философскую проблему подлинности человеческого «Я» на протяжении его жизненного пути. Абстрактный схематизм, основанный на рядах противоположностей, образующих метафорический конструкт авторского замысла, обретает полноту выразительности в процессе создания скульптурных произведений, которые раскрывают потаенные глубины сложной драматургии взаимоотношений внутренней сути человека и его личностных объективаций, явленных в масках-личинах.

Ключевые слова
смыслообразование, художественный образ, скульптура, умность ви́дения, Кант, Александр Аполлонов, маска.

References

  • Apollonov, I. A. (2019). Mask Theater of Alexander Apollonov. Yaroslavskiy pedagogicheskii vestnik, 2 (107), 191–197. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10370 (In Russian)
  • Apollonov, I. A., & Tarba, I. D. (2023). The Space of Culture in the Mirror of the Uurban Landscape. Voprosy filosofii, 8, 174–188. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-174-188 (In Russian)
  • Artemenko, N. (2022). Heidegger: The Question of Being and Knowledge. Transcendence of Dasein. In S. L. Katrechko & A. A. Shiyan (Eds.), Transcendental Turn in Modern Philosophy - 7. Epistemology, Cognitive Science and Artificial Intelligence (89–91). Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)
  • Barbash, A. (2015). Territory of Culture. Retrieved from https://www.youtube.com/watch?v=PzchRAzF_1A. (In Russian)
  • Boardman, J. (1978). Greek Sculpture. The Archaic Period. New York: Thames & Hadson.
  • Bychkov, V. V. (2012). Symbolization in Art as an Aesthetic Principle. Voprosy filosofii, 3, 81–90. (In Russian)
  • Dyadyk, N. G. (2020). Conceptual Art as a Way of Philosophizing: Painting Instead of Philosophy. Sotsium i vlast’, 1 (81), 104–115. (In Russian)
  • Dufrenne, M. (2014). Phenomenology of Aesthetic Experience. Horizon. Studies in Phenomenology, 3 (2), 159–161. (In Russian)
  • Gadamer, G.-G. (1991). The Relevance of Beauty. Rus. Ed. Moscow: Art Publ. (In Russian)
  • Gjesdal, K., Rush, F., & Torsen, I. (Eds.). (2021). Philosophy of Sculpture. Historical Problems, Contemporary Approaches. New York: Routledge.
  • Guber, A. A., & Graschenkov, V. N. (Eds.). (1966). Masters of Art About Art. Selected Excerpts from Letters, Diaries, Speeches and Treatises. Vol. 2. The Renaissance. Moscow: Art Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1993). Time and Being: Articles and Speeches. Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2008). The Origin of the Work of Art. Selected Works. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Inishev, I. N. (2010). Phenomenology as a Theory of Image. Logos, 5 (78), 196–204. (In Russian)
  • Inishev, I. N. (2020). Speculative Medium: The Material Dimension of Interpretive Experience in Gadamer’s Hermeneutic Philosophy. Horizon. Studies in Phenomenology, 9 (1), 44–68. (In Russian)
  • Kant, I. (1994a). Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (1994b). Critique of Judgement. Rus. Ed. Moscow: Art Publ. (In Russian)
  • Katrechko, S. L. (2017). Kant’s Transcendentalism and His Concept of the Thing-in-itself. In S. L. Katrechko (Ed.), Transcendental Turn in Modern Philosophy (1): Metaphysics, Theory of Experience, Theory of Consciousness (37–45). Moscow: Fond “Tsentr gumanitarnykh issledovanii” Publ. (In Russian)
  • Makovetskaya, M. V. (2020). Ontological Status of Art in the Philosophy of R. Ingarden. Manuskript, 13 (12), 179–183. https://doi.org/10.30853/mns200584. (In Russian)
  • Nikonova, S. B. (2020). Aesthetics and Metaphysics: On the Concept of Beauty in Plato and Kant. Terra Aestheticae, 1 (5), 8–40. (In Russian)
  • Poltorackij, I. S. (2018) Parable as a Tool of Cultural Transfer in the Literature of the Russian Avant-garde: “Student Jesus” by Ry Nikonova. Kritika i semiotika, 2, 337–347. (In Russian)
  • Potts, A. (2021) The Temporality of the Figure in Sculpture. In K. Gjesdal, F. Rush, & I. Torsen (Eds.), Philosophy of Sculpture. Historical Problems, Contemporary Approaches (50-71). New York: Routledge.
  • Rezvykh, P. V. (1996). Being, Essence and Existence in the Late Ontology of G. V. Y. Schelling (Towards Schelling’s Formulation of the Problem of Creation). Voprosy filosofii, 1, 110–123. (In Russian)
  • Schelling, F. (1996). Philosophy of Art. Rus. Ed. St. Petersburg: Aleteia Publ. (In Russian)
  • Sokolinskaya, T. I. (2011). Alan Kornaev in Search of Ancient Roots. Sobranie. Iskusstvo i kul’tura, 4 (31), 90–95. (In Russian)
  • Tengeli, L. (2012). Phenomenology and Categories of Experience (D. Kononets & N. Artemenko, Trans.). Horizon. Studies in Phenomenology,1 (2), 201–219. (In Russian)
  • Territory of Culture (2015, July 19). YouTube. Retrieved from https://www.youtube.com/watch?v=PzchRAzF_1A.
  • Yakovleva, L. Y. (2017). Mediality of the Symbolic. Mediafilosofiia, 13, 136–145. (In Russian)
  • Sepp, H. R. (2001). Image and Metaphysics. Heidegger’s Medial Interpretation of Works of Art. In Issledovaniia po fenomenologii i filosofskoi germenevtike (86–98). Minsk: Evropeiskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)
  • Zhukovsky, V. I., & Pivovarov, D. V. (2015). Myron’s “Discobolus” as a Representative of Heraclitus’ Dialectics. Intellekt. Innovatsii. Investitsii, 1, 142–147. (In Russian)
  • Zolotukhina-Abolina, E. V., & Zolotukhin, V. (2014). Preface to the Publication of the Translation of the Introduction to the Book by Mikel Dufrenne “Phenomenology of Aesthetic Experience”. Horizon. Studies in Phenomenology, 3 (2), 159–161. (In Russian)
  • Zubareva, A. V. (2016). The King’s New Dress. The Problem of Meaning Formation in Contemporary Art. Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva, 44, 12–16. (In Russian)