Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1443


ГУССЕРЛЬ, АЙДУКЕВИЧ И БЛАУШТАЙН О ЗНАЧЕНИИ

Название на языке публикации: HUSSERL, AJDUKIEWICZ, AND BLAUSTEIN ON MEANING
Автор: ДАНИЭЛЬ НУЧИЛЛИ, РАФАЛЬ ЛЕВАНДОВСКИ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №1 (2024), 95-114
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-1-95-114 PDF (Загрузок: 1443)

Аннотация
Цель этой статьи состоит в исследовании рецепции гуссерлевской теории значения у Айдукевича и Блауштайна, двух представителей аналитически ориентированной Львовско-Варшавской школы, которые, пусть и по-разному, испытали влияние феноменологии Гуссерля и вступили с ней в полемику. Рассматривается гипотеза, согласно которой интерпретация «Логических исследований» у Айдукевича и его оригинальная теория значения повлияли как на критическое прочтение Блауштайном гуссерлевской теории интенциональности, так и на его интерпретацию интенции значения. После краткого очерка основных аспектов теории значения в «Первом логическом исследовании» в статье показано, как оно интерпретируется Айдукевичем в его львовских лекциях по логике и его директивной теории значения. Результатом становится дескриптивно-психологическая интерпретация гуссерлевского понятия значения и пересмотр его теории интенциональности в рамках дедуктивной структуры веры в посылки, которая мотивирует говорящую на том или ином языке личность к тому, чтобы верить в заключения определенной формы. Это приводит Айдукевича к его собственной оригинальной конвенционалистской интерпретации значения, которая строится на отождествлении трех основных директив значения, представляющих собой матрицу данного языка, то есть сеть, в которой каждое значение находит свое место. Это позволяет продемонстрировать, как интерпретация Айдукевича перекликается с критикой Гуссерля Блауштайном в его ранних работах, в которых, помимо дескриптивно-психологического прочтения феноменологии мы также находим конвенционалистскую концепцию актов придания значения и сигнитивных представлений. Согласно Блауштайну, знак может репрезентировать объект только посредством конвенций, проистекающих из директив значения, которые присущи данному естественному языку.

Ключевые слова
Гуссерль, Айдукевич, Блауштайн, значение, феноменология, интенциональность, директивная теория значения, Львовско-Варшавская школа.

References

  • Ajdukiewicz, K. (1935). Der logistische Antiirrationalismus in Polen. Erkenntnis, 5, 151–164.
  • Ajdukiewicz, K. (1978). The Scientific World-Perspective and Other Essays (1931-1963). Dordrecht: D. Reidel.
  • Ajdukiewicz, K. (1993). Kategorie syntaktyczne i antynomie logiczne. Filozofia Nauki, 1 (1), 163-184.
  • Ajdukiewicz, K. (2014). Wykłady Kazimierza Ajdukiewicza z semantyki logicznej w Uniwersytecie Jana Kazimierza we Lwowie w roku akademickim 1930/1931. Filozofia Nauki, 22 (1), 143–158.
  • Ajdukiewicz, K. (2017). Konspekt wykładów z logiki wygłoszonych na Uniwersytecie Jana Kazimierza we Lwowie w roku akademickim 1924/1925 sporządzony przez Stefana Ołeksiuka. Filozofia Nauki, 25 (2), 137–159.
  • Blaustein, L. (1928). Husserlowska nauka o akcie, treści i przedmiocie przedstawienia. Lvov: Nakładem Towarzystwa Naukowego.
  • Blaustein, L. (1928/1929). Próba krytycznej oceny fenomenologii. Ruch Filozoficzny, 11, 164b–166b.
  • Blaustein, L. (1931). O przedstawieniach schematycznych i symbolicznych. Badania z pogranicza psychologji i estetyki. Lvov: Nakładem Przeglądu Humanistycznego.
  • Byrne, T. (2020). Ingarden’s Husserl: A Critical Assessment of the 1915 Review of the Logical Investigations. Horizon. Studies in Phenomenology, 9 (2), 513–531. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2020-9-2-513-531
  • Coniglione, F. (2010). Realtà e astrazione. Scuola polacca ed epistemologia post-positivista. Roma: Bonanno.
  • Dummett, M. (2014). Origins of Analytical Philosophy. London: Bloomsbury Academic.
  • Głombik, C. (2005). Die Polen und die Göttinger phänomenologische Bewegung. Husserl Studies, 21, 1–15.
  • Grabarczyk, P. (2019). Directival Theory of Meaning. From Syntax and Pragmatics to Narrow Linguistic Content. Dordrecht: Springer.
  • Hopp, W. (2020). Phenomenology: A Contemporary Introduction. New York: Routledge.
  • Husserl, E. (2001). Logical Investigations. Vol. I–II (J. N. Findlay, Trans.). London and New York: Routledge.
  • Ingarden, R. (1992). Einführung in die Phänomenologie Edmund Husserls: Osloer Vorlesungen 1967 (GW, Bd. 4). Tübingen: Max Niemeyer.
  • Lewandowski, R. (2021). Prawda, jej aspekty ontologiczne i idea intelektu nieskończonego w ‘Badaniach logicznych’ Edmunda Husserla. Roczniki Filozoficzne, 69 (4), 83–124. http://doi.org/10.18290/rf21694-5
  • Maciaszek, J. (2022). Ingarden and Ajdukiewicz on Meaning. Similar Inspiration, Different Solutions. In A. Brożek & J. Jadacki (Eds.), Intuition and Analysis Roman Ingarden and the School of Kazimierz Twardowski (163–191). Krakow: Copernicus Center Press.
  • Marsonet, M. (1986). Linguaggio e conoscenza. Milano: Franco Angeli.
  • Mill, J. S. (1978). A System of Logic Ratiocinative and Inductive. Toronto: University of Toronto Press.
  • Olech, A. (2015). Ajdukiewicz and Husserl on the Issue of the Meaning of Expressions. Studia Semiotyczne, XXIV, 130–154.
  • Płotka, W. (2017). Early Phenomenology in Poland (1895–1945): Origins, Development, and Break Down. Studies in East European Thought, 69, 79–91. https://doi.org/10.1007/s11212-017-9274-0
  • Płotka, W. (2020a). From Psychology to Phenomenology (and Back Again): A Controversy over the Method in the School of Twardowski. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 19 (1), 141–167. https://doi.org10.1007/s11097-019-09620-x
  • Płotka, W. (2020b). Leopold Blaustein’s Descriptive Psychology and Aesthetics in Light of His Criticism of Husserl. In W. Płotka & P. Eldridge (Eds.), Early Phenomenology in Central and Eastern Europe: Main Figures, Ideas, and Problems (163–185). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3- 030-39623-7_10
  • Płotka, W. (2021). A Critical Analysis of Blaustein’s Polemic Against Husserl’s Method. Husserl Studies, 37, 249–270. https://doi.org/10.1007/s10743-021-09292-z
  • Płotka, W. (2023a). Ingarden and Blaustein on Image Consciousness. Studia Phaenomenologica, 23, 89–114, https://doi.org/10.5840/studphaen2023235
  • Płotka, W. (2023b). The Origins and Development of Leopold Blaustein’s Descriptive Psychology: An Essay in the Heritage of the Lvov–Warsaw School. History of Psychology, 26 (4), 372–390. https://doi.org/10.1037/hop0000241
  • Pokropski, M. (2015), Leopold Blaustein’s Critique of Husserl’s Early Theory of Intentional Act, Object and Content. Studia Phaenomenologica, 15, 93–103. https://doi.org/10.5840/studphaen2015156
  • Searle, J. R. (2002). Consciousness and Language. Cambridge (UK): Cambridge University Press.
  • Smith, D. W., & McIntyre, R. (1982). Husserl and Intentionality. A Study of Mind, Meaning and Language. Dordrecht: D. Reidel.
  • Szylewicz, A. (1993). Roman Ingarden’s Review of the Second Edition of Husserl’s ‘Logical Investigations’. Husserl Studies, 10 (1), 1–2. https://doi.org/10.1007/BF01420545
  • Tugendhat, E. (1982). Traditional and Analytical Philosophy. Lectures on the Philosophy of Language (A. Gorner, Trans.). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Willard, D. (1984). Logic and the Objectivity of Knowledge. A Study in Husserl’s Early Philosophy. Ohio: Ohio University Press.
  • Woleński, J. (1989a). Logic and Philosophy in the Lvov–Warsaw School. Dordrecht: Kluwer.
  • Woleński, J. (1989b). The Lvov-Warsaw School and the Vienna Circle. In K. Szaniawski (Ed.), The Vienna Circle and the Lvov–Warsaw School (443–453). Dordrecht: Kluwer.
  • Woleński, J. (2017). How to Speak About History of Analytic Philosophy. In A. Brożek, F. Stadler & J. Woleński (Eds.), The Significance of the Lvov-Warsaw School in the European Culture (15–27). Dordrecht: Springer.
  • Wójcicki, R. (1999). Ajdukiewicz. Teoria znaczenia. Warsaw: Prószyński i Ska.
  • Wybraniec-Skardowska, U. (2018). Introduction. The School: Its Genesis, Development and Signifi Cance. In Á. Garrido & U. Wybraniec-Skardowska (Eds.), The Lvov–Warsaw School. Past and Present (3–14). Cham: Birkhäuser.
  • Zahavi, D. (1992). Intentionalität und Konstitution. Eine Einführung in Husserls Logische Untersuchungen. Copenhagen: Museum Tusculanum Press.