- 03 Июнь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1041
ЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТИ ФЕНОМЕНОЛОГИИ. АДАЛЬБЕРТО ГАРСИА ДЕ МЕНДОСА, ФРАНЦИСКО ЛАРРОЙО И ИХ ТРАЕКТОРИИ
Название на языке публикации: | THE LOGICAL AND PEDAGOGICAL PATHS OF PHENOMENOLOGY. ADALBERTO GARCÍA DE MENDOZA’S AND FRANCISCO LARROYO’S FORAYS |
Автор: | ХОРХЕ ЛУИС МЕНДЕС-МАРТИНЕС |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №1 (2024), 241–262 |
Язык: | Английский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-1-241–262 | PDF (Загрузок: 1041) |
Аннотация
В статье рассматриваются взаимосвязи между логикой и феноменологией до разрыва между аналитической философией и феноменологией. При разборе альтернативных вариантов феноменологической логики рассматриваются концепции двух известных мексиканских философов-неокантианцев первой половины XX века: Адальберто Гарсиа де Мендосы и Франсиско Ларройо. Оба мыслителя внесли оригинальный вклад в дискуссию о взаимосвязи феноменологии и логики; и оба мексиканских философа были отчасти недооценены — данная статья восполняет этот пробел. При этом статья принимает историческую (хотя и не строго биографическую) перспективу. Хотя ни Гарсиа де Мендоса, ни Ларройо по современным стандартам не могут считаться «феноменологами» или «гуссерлеведами», стоит отметить, что они участвуют в обсуждении феноменологической логики. У обоих авторов был проект разработки науки, обосновывающей логику, и, как утверждается в статье, обе попытки могли быть даже связаны между собой. Однако их проекты так и не был завершены. В первом разделе статьи рассматривается проблема соотношения логики и феноменологии. Второй раздел посвящен вкладу Гарсиа де Мендосы в изучение этой темы. Третий раздел развивает «Логику наук» Ларройо. И, наконец, в четвертом разделе подробно описывается вклад этих мексиканских философов в преподавание философии, а также делаются выводы о сходствах и различиях описанных концепций.
Ключевые слова
Адальберто Гарсиа де Мендоса, Франциско Ларройо, феноменологическая логика, педагогическая феноменология, мексиканская феноменология, преподавание философии.
References
- Becker, O. (1923). Beiträge zur phänomenologischen Begründung der Geometrie und ihrer physikalischen Anwendungen. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 6, 385–560.
- Becker, O. (1927). Mathematische Existenz: Untersuchungen zur Logik und Ontologie mathematischer Phänomene. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 8, 439–809.
- Bunge, M. (2000). La investigación científica. Su estrategia y su filosofía. Mexico: Siglo XXI.
- Copi, I. (1962). Introduction to Logic. New York: Macmillan.
- Da Silva, J. J. (1997). Husserl’s Phenomenology and Weyl’s Predicativism. Synthese, 110, 277–296.
- De Gortari, E. (1969). Iniciación a la lógica. Mexico: Grijalbo.
- Delgado, L. (2016). El personalismo pedagógico de Francisco Larroyo. Euphía, 10 (18), 89–102.
- Escalante, E. (2016). Adalberto García de Mendoza. El oscuro lugar inestable. Revista de la Universidad de México, 148, 33–39.
- Gaos, J., & Larroyo, F. (1940). Dos ideas de la filosofía (Pro y contra la filosofía de la filosofía). Mexico: La Casa de España en México–Fondo de Cultura Económica.
- García de Mendoza, A. (1932a). Lógica. Obra de Texto en la Escuela Nacional Preparatoria. Tomo I, Introducción-Significaciones. Mexico: Editorial Cvltura.
- García de Mendoza, A. (1932b). Lógica. Obra de Texto en la Escuela Nacional Preparatoria. Tomo II, Esencia–Juicio–Concepto. Mexico: Editorial Cvltura.
- García de Mendoza, A. (1936). La Filosofía y la teoría de la relatividad de Einstein (Doctoral Thesis). Mexico: Universidad Nacional Autónoma de México.
- García de Mendoza, A. (2004). Filosofía Moderna. Husserl–Scheler–Heidegger. Conferencias de 1933. Michoacán: Jitanjáfora.
- García de Mendoza, A. (2007). Visiones de Oriente. Michoacan: Jitanjáfora.
- García de Mendoza, A. (2009). Conferencias de Japón. Michoacan: Jitanjáfora.
- García de Mendoza, A. (2013a). Manual de lógica. Primer cuaderno. 1930. Indiana: Bloomington–Palibrio.
- García de Mendoza, A. (2013b). Evolución de la Lógica de 1910 a 1961. Reseña histórica de la lógica, de 1961. Indiana: Bloomington–Palibrio.
- García de Mendoza, A. (2013c). Nuevos Principios de lógica y epistemología. Nuevos aspectos de la filosofía. Indiana: Bloomington–Palibrio.
- González-Quiñones, J. (2002). Los exámenes profesionales de Ponce y Revueltas en el Conservatorio Nacional de México. Latin American Music Review, 23 (1), 131–136.
- Granja Castro, D. M. (1999). El neokantismo en México. Signos filosóficos, 1 (2), 9–31.
- Granja Castro, D. M. (2013). Francisco Larroyo. Enciclopedia Mexicana de Filosofía. Siglo XX. Retrieved from: https://divcsh.izt.uam.mx/cefilibe/wp-content/uploads/2013/12/Larroyo_Fran-cisco-GranjaCastro_DulceMa.pdf
- Hernández Luna, J. (1948). El neokantismo ante la tradición filosófica mexicana. Filosofía y Letras, 32, 287–310.
- Hansberg, O. (1995). La filosofía en México. INTI, Revista de literatura hispánica, 42, 171–176.
- Husserl, E. (2004). Logische Untersuchungen. Hamburg: Felix Meiner.
- Kinkaid, J. (2020). What Would a Phenomenology of Logic Look Like? Mind, 19 (516), 1009–1031.
- Kern, I. (1962). Die drei Wege zur transzendental-phaomenologischen Reduktion in der Philosophie Edmund Husserls. Tijdschrift voor Filosofie, 24 (2), 303–349.
- Larroyo, F. (1947). Historia comparada de la educación en México. Mexico: Porrúa.
- Larroyo, F. (1973). Historia general de la pedagogía. Mexico: Porrúa.
- Larroyo, F. (1977). Sistema de la filosofía de la educación. Ontología, Hermenéutica, Axio-pedagogía, teleo-pedagogía, personalística, praxiología (2nd Ed.). Mexico: Porrúa.
- Larroyo, F., & Cevallos, M. A. (1965). La lógica de las ciencias (15th Ed.). Mexico: Porrúa.
- Lévinas, E. (1961). Totalité et infini: essai sur la extériorité. Hague: Martinus Nijhoff.
- Luna Arroyo, A. (1978). La sociología fenomenológica. Mexico: UNAM.
- Molchanov, V. I. (1988). Time and Consciousness. The Critique of Phenomenological Philosophy. Moscow: Vyschaya Shkola Publ. (In Russian)
- Sartre, J.-P. (1960). Critique de la raison dialectique (précéde de Question de méthode). Tome I: Théorie des ensembles pratiques. Paris: Gallimard.
- Schmit, R. (1981). Husserls Philosophie der Mathematik: platonische und konstruktivistische Momente in Husserls Mathematikbegriff. Bonn: Grundmann.
- Selvi, K. (2008). Phenomenological Approach in Education. In T. Tymieniecka (Ed.), Education in Human Creative Existential Planning (Hua 95) (39–52). Dordrecht: Springer.
- Uscanga Prieto, C. (2011). México y Japón en los años treinta: los avatares del intercambio académico. Revista de relaciones internacionales de la UNAM, 110, 159–171.
- Tieszen, R. (2005). Phenomenology, Logic, and the Philosophy of Mathematics. Cambridge: Cambridge University Press.
- Zea, L. (1968). El positivismo en México: Nacimiento, apogeo y decadencia. Mexico: Fondo de Cultura Económica.
- Zirión, A. (2004). Historia de la fenomenología en México. Michoacan: Jitanjáfora.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: