- 03 Июнь 2024
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 924
ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ЗНАНИЯ: РЕПРЕЗЕНТАЦИОНАЛИЗМ И ПРЯМОЙ РЕАЛИЗМ
Название на языке публикации: | ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ЗНАНИЯ: РЕПРЕЗЕНТАЦИОНАЛИЗМ И ПРЯМОЙ РЕАЛИЗМ |
Автор: | АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВ |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 13, №1 (2024), 129–149 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-1-129–149 | PDF (Загрузок: 924) |
Аннотация
В работе исследуются два наиболее влиятельных подхода к проблеме обоснования перцептивного знания: репрезентационализм и прямой реализм, взятый в версии эпистемологического дизъюнктивизма. Саму проблему можно представить как необходимость продемонстрировать наличие логического перехода от утверждения о восприятии некоего факта, p, к утверждению о знании p. В статье отмечается, что оба подхода сталкиваются с проблемой «молчания чувств». На эту проблему указал Ч.Трэвис, который попытался показать, что содержание чувственного опыта не является пропозициональным, в этом смысле чувства сами по себе не говорят нам о том, с каким фактом мы имеем дело, перцептивно взаимодействуя с миром. В первой части статьи реконструируется аргумент от внешнего вида, предложенный Трэвисом для критики репрезентационализма. В этой части демонстрируется, что мы не можем принять репрезентационализм как подход в философии восприятия, успешно преодолевающий недостатки теории чувственных данных. Основным же недостатком данной теории являлась приверженность мифу о данном — представлению, согласно которому в опыте восприятия мы имеем дело с непропозициональными, концептуально неоформленными «сырыми» данными. Во второй части работы отмечается, что аргумент Трэвиса может быть также направлен против такой версии прямого реализма, как эпистемологический дизъюнктивизм, поскольку согласно представителям этого направления содержание достоверного перцептивного опыта, будучи тождественным с воспринимаемым положением дел, является пропозициональным. В этой части также анализируется ответ Трэвису такого представителя данного направления, как Дж.Макдауэл. Отказываясь от пропозиционализма, Макдауэл тем не менее настаивает на том, что перцептивный опыт должен рассматриваться как концептуально оформленный. Это позволяет нам избежать мифа о данном. В заключение обсуждается критика подхода Макдауэла с феноменологической позиции, которую занимает Х.Дрейфус, и отмечается, что концептуализм Макдауэла вполне совместим и с феноменологией, и с энактивизмом. Энактивистское понимание восприятия, которое мы находим у Макдауэла, приводит нас к принятию энактивистского объяснения перцептивного знания, когда основанием знания оказывается действие, то есть нечто эпистемически безосновное.
Ключевые слова
эпистемология, восприятие, перцептивное знание, обоснование, репрезентационализм, эпистемологический дизъюнктивизм, энактивизм, феноменология.
References
- Brentano, F. (1996). Selected Works. Rus. Ed. Moscow: Dom intellektual’noi knigi, Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo Publ. (In Russian)
- Byrne, A. (2001). Intentionalism Defended. The Philosophical Review, 110 (2), 199–240.
- Chisholm, R. (1957). Perceiving: A Philosophical Study. Ithaca: Cornell University Press.
- Dretske, F. (1986). Misrepresentation. In R. Bogdan (Ed.), Belief: Form, Content and Function (17–36). New York: Oxford University Press.
- Dreyfus, H. (2012). The Myth of the Pervasiveness of the Mental. In J. Schear (Ed.), Mind, Reason, and Being-in-the-World: The McDowell-Dreyfus Debate (15–40). London and New York: Routledge.
- Gibson, J. J. (1988). The Ecological Approach to Visual Perception. Rus. Ed. Moscow: Progess Publ. (In Russian)
- Gusev, A. (2021). Qualia Realism and Representationalism. Filosofiia nauki i tekhniki, 26 (1), 107–121. (In Russian)
- Harman, G. (1990). The Intrinsic Quality of Experience. Philosophical Perspectives, 4, 31–52.
- Kant, I. (1994). Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
- McDowell, J. (1996). Mind and World. With New Introduction (2nd ed.). Cambridge: Harvard University Press.
- McDowell, J. (2009). Having the World in View. Essays on Kant, Hegel, and Sellars. Cambridge: Harvard University Press.
- McDowell, J. (2012). The Myth of the Mind as Detached. In J. Schear (Ed.), Mind, Reason, and Being-in- the-World: The McDowell-Dreyfus Debate (41–58). London and New York: Routledge.
- Moyal-Sharrock, D. (2016). The Animal in Epistemology: Wittgenstein’s Enactivist Solution to the Problem of Regress. In A. Coliva & D. Moyal-Sharrock (Eds.), Hinge Epistemology (24–47). Leiden, The Netherlands: Brill.
- Noe, A. (2012). On Overintellectualizing the Intellect. In J. Schear (Ed.), Mind, Reason, and Being-in- the-World: The McDowell-Dreyfus Debate (178–193). London and New York: Routledge.
- Price, H. (1932). Perception. London: Methuen.
- Pritchard, D. (2012). Epistemological Disjunctivism. Oxford: Oxford University Press.
- Sellars, W. (2021). Empiricism and the Philosophy of Mind. Rus. Ed. St. Petersburg: Evropeiskii universitet v Sankt-Peterburge Publ. (In Russian)
- Shoemaker, S. (1996). The First-person Perspective and Other Essays. Cambridge: Cambridge University Press.
- Travis, Ch. (2004). The Silence of the Senses. Mind, 113, 56–94.
- Travis, Ch. (2013). Perception: Essays After Frege. Oxford: Oxford University Press.
- Tye, M. (1995). Ten Problems of Consciousness. Cambridge: MIT Press.
- Tye, M. (2000). Consciousness, Color, and Content. Cambridge: MIT Press.
- Wilson, K. (2018). Are the Senses Silent? Travis Argument from Looks. In J. Collins & T. Dobler (Eds.), The Philosophy of Charles Travis: Language, Thought, and Perception (199–221). Oxford: Oxford University Press.
- Wittgenstein, L. (1994). On Certainty. In L. Wittgenstein, Filosofskie raboty. Vol. 1 (321–405). Rus. Ed. Moscow: Gnosis Publ. (In Russian)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: