Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 599


НАТИВИЗМ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ЕЩЕ РАЗ О НЕ-РАСПОЛОЖЕНИИ ИСТОЧНИКА ОПЫТА В МИРЕ

Название на языке публикации: НАТИВИЗМ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ЕЩЕ РАЗ О НЕ-РАСПОЛОЖЕНИИ ИСТОЧНИКА ОПЫТА В МИРЕ
Автор: ДИАНА ГАСПАРЯН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 13, №1 (2024), 150–176
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2024-13-1-150–176 PDF (Загрузок: 599)

Аннотация
Нативизм как теория, толкующая определенные способности и идеи как врожденные, рассматривается некоторыми современными философами как отголосок устаревших философских подходов. Критики по большей части упрекают его в ненаучности и метафизичности. В одной из своих наиболее крайних форм нативизм и вовсе обвиняют в мистицизме и отсутствии доказательств. Вместе с тем целый ряд весьма авторитетных мыслителей открыто называют себя нативистами и всячески отстаивают это направление в философии, когнитивных науках, лингвистике и других областях знания (Хомский, Макгинн, Лоуренс и Марголис). Главной целью настоящей статьи является анализ современной полемики между эмпириками и нативистами. Будет показано, что главный полемический узел, вокруг которого разворачивается дискуссия, может быть легко развязан посредством трансценденталистской интерпретации нативизма. В частности, обращение к феноменологии может помочь заметить важность идеи неприсущности источника опыта опыту. Феноменология, сохраняющая идею данной неприсущности, имеет в виду радикальный разрыв с онтологией природных объектов, и не станет, в частности, выводить врожденное знание из эволюционных механизмов, равно как помещать в состав биологического устройства организмов (например, мозга или протекающих в нем нейронных процессов). Предстоит показать, что большинство положений и опровержений современного нативизма основаны на непонимании классического «преодоления» диспута между эмпиризмом и рационализмом со стороны трансцендентализма и трансцендентальной феноменологии, а также требования трансцендентализма и трансцендентальной феноменологии не помещать источник опыт в тот же мир, в котором мы располагаем сам опыт. В исследовании предстоит рассмотреть, как должен выглядеть современный нативистский взгляд в своей трансценденталистской интерпретации для того, чтобы быть достойным противником современному эмпиризму

Ключевые слова
нативизм, эмпиризм, врожденное знание, натурализм, трансцендентализм, аргумент от бедности стимула, аргумент от уверенности, генеративная лингвистика, врожденная грамматика.

References

  • Ariew, A. (1996). Innateness and Canalization. Philosophy of Science, 63 (S3), S19–S27.
  • Barsalou, L. W. (1999). Perceptual Symbol Systems. Behavioral and Brain Sciences, 22 (4), 577–660.
  • Bauer, R. H. (1979). Memory, Acquisition, and Category Clustering in Learning-disabled Children. Journal of Experimental Child Psychology, 27 (3), 365–383.
  • Bayne, T., & Montague, M. (2011). Cognitive Phenomenology. Oxford: Oxford University Press.
  • Brown, R., & Herrnstein, R. (1975). Moral Reasoning and Conduct. Psychological Monographs, 70, 14.
  • Carey, S. (2000). The Origin of Concepts. Journal of Cognition and Development, 1 (1), 37–41.
  • Chomsky, N. (1967). Recent Contributions to the Theory of Innate Ideas: Summary of Oral Presentation. In Proceedings of the Boston Colloquium for the Philosophy of Science 1964/1966: In Memory of Norwood Russell Hanson (81–90). Dordrecht: Springer.
  • Chomsky, N. (1980). Rules and Representations. Behavioral and Brain Sciences, 3 (1), 1–15.
  • Chomsky, N. (1986). Knowledge of Language: Its Nature, Origin, and Use. Westport: Greenwood Publishing Group.
  • Cowie, F. (1999). What’s Within? Nativism Reconsidered. New York: Oxford University Press.
  • Descartes, R. (1951). Meditations on First Philosophy. Cambridge: Newcomb Livraria Press.
  • Dreyfus, H., & Hall, H. (1982). Husserl, Intentionality and Cognitive Science. Cambridge: MIT Press.
  • Fodor, J. A. (1983). Representations: Philosophical Essays on the Foundations of Cognitive Science. Cambridge: MIT Press.
  • Gelman, R. (2000). Domain Specificity and Variability in Cognitive Development. Child Development, 71 (4), 854–856.
  • Goodman, N. (1967). The Epistemological Argument. In Proceedings of the Boston Colloquium for the Philosophy of Science 1964/1966: In Memory of Norwood Russell Hanson (102–107). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2009). Ideas to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Book I (A. Michailov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (1953). Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Ripol Classic Publ. (In Russian)
  • Laurence, S., & Margolis, E. (2001). The Poverty of the Stimulus Argument. British Journal for the Philosophy of Science, 52 (2).
  • Laurence, S., & Margolis, E. (2013). In Defence of Nativism. Philosophical Studies, 165, 693–718.
  • Leibniz, G. W. F. (1996). New Essays on Human Understanding. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Levine, J. (1983). Materialism and Qualia: The Explanatory Gap. Pacific Philosophical Quarterly, 64 (4), 354–361.
  • Lovaas, O. I. (1977). The Autistic Child: Language Development Through Behavior Modification. Irvington: Irvington Publishers.
  • McGinn, C. (1999). The Mysterious Flame: Conscious Minds in a Material World. New York: Basic Books.
  • McNeil, M. C., Polloway, E. A., & Smith, J. D. (1984). Feral and Isolated Children: Historical Review and Analysis. Education and Training of the Mentally Retarded, 19 (1), 70–79.
  • Prinz, J. J. (2004). Furnishing the Mind: Concepts and their Perceptual Basis. Cambridge: MIT Press.
  • Putnam, H. (1967). The ‘Innateness Hypothesis’ and Explanatory Models in Linguistics. In Proceedings of the Boston Colloquium for the Philosophy of Science 1964/1966: In Memory of Norwood Russell Hanson (91–101). Dordrecht: Springer.
  • Skinner, B. F. (1957). The Experimental Analysis of Behavior. American Scientist, 45 (4), 343–371.
  • Sober, E. (1999). Testability. Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association, 73 (2), 47–76.
  • Stich, S. P. (Ed.). (1975). Innate Ideas. Vol. 10. Berkeley, Los Angeles: University of California Press.