Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 575


ХАЙДЕГГЕРОВСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПОЭЗИЮ КАК УКАЗУЮЩУЮ НА СПОСОБЫ БЫТИЯ

Название на языке публикации: HEIDEGGERS AUFFASSUNG DER DICHTUNG ALS HINWEISENDES SEHENLASSEN DER SEINSWEISEN
Автор: КРИСТИАН ИВАНОФ-САВОГАЛ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 433–456
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-433–456 PDF (Загрузок: 575)

Аннотация
Цель данной статьи состоит в том, чтобы понять хайдеггеровский концепт поэзии в широком контексте его «ранней» мысли приблизительно с 1919 до 1930 г. Для этого мы пытаемся раскрыть отношение, которое остается имплицитным у Хайдеггера и отсутствует в комментаторской литературе. Речь идет об отношении между поэзией и способами бытия (экзистенцией, подручности, наличности и т.д.). Поскольку Хайдеггер не тематизировал поэзию эксплицитно в этом широком контексте, структура этой статьи состоит из трех основных шагов, за счет которых мы раскрываем имплицитное хайдеггеровское онтологическое понятие о поэзии и, как мы показываем, онтологический статус опоэтизированного. Во-первых, мы различаем между теоретическим и до-теоретическим измерениями экзистенции. Это позволяет нам объяснить, что для Хайдеггера поэзия — это до-теоретическое позволение видеть различные сущие, которые встречаются нам в непосредственной повседневной жизни, и которые по большей части упускаются из виду вследствие их «самоочевидного» и «несомненного» присутствия. На этом первом этапе мы утверждаем, что поэзия для Хайдеггера — это отчасти эксплицитное оптическое позволение видеть. Во-вторых, мы обращаемся к способам бытия, чтобы обеспечить систематический горизонт для нашей интерпретации отношения между способами бытия и поэзией. В-третьих, мы обсуждаем указующее и непонятийное позволение видеть дотеоретические способы бытия имеет место в поэзии благодаря особому опоэтизированному сущему. На втором и третьем шаге мы показываем, что, согласно Хайдеггеру, что поэзия приводит в конечном итоге к имплицитному онтологическому позволению видеть способы бытия.

Ключевые слова
фундаментальная онтология, Хайдеггер, герменевтическая феноменология, лирика, оптическое позволение видеть, онтологическое позволение видеть, поэзия, дотеоретическое, способы бытия.

References

  • Benn, G. (2011). Probleme der Lyrik. Späte Reden und Vorträge. Stuttgart: Klett-Cotta.
  • Biemel, W. (1973). Martin Heidegger. Hamburg: Rowohlt.
  • Bukowski, C. (2003). Burning in Water Drowning in Flame. New York: Harper Collins.
  • Calderón de la Barca, P. (2018). Poesía (L. Iglesias Feijoo & A. Sánchez Jiménez, Ed.). Madrid: Cátedra.
  • Coriando, P.-L. (2002). Affektenlehre und Phänomenologie der Stimmungen. Wege einer Ontologie und Ethik des Emotionalen. Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Cosmus, O. (2001). Anonyme Phänomenologie. Die Einheit von Heideggers Denkweg. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Cürsgen, D. (2015). Was ist Fortschritt? Anmerkungen zur impliziten Ontologie eines Begriffs. Perspektiven der Philosophie, 41, 24–44.
  • Di Silvestre, C. (2015). Temporeidad y cotidianidad. La repetición tempórea del análisis existencial (§§67–71). In R. Rodríguez (Ed.), Ser y Tiempo de Martin Heidegger (339–370). Madrid: Tecnos.
  • Dos Reis, R. R. (2020). Ways of Being and Expressivity. Estudios de Filosofía, 61, 11–33.
  • Gadamer, H.-G. (1999a). Die Natur der Sache und die Sprache der Dinge. In Gesammelte Werke (Band 2, Hermeneutik II) (66–76). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gadamer, H.-G. (1999b). Semantik und Hermeneutik. In Gesammelte Werke (Band 2, Hermeneutik II) (174–183). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gethmann, C. F. (2016). Heideggers Konzeption des Handelns in „Sein und Zeit“. In A. Gethmann-Siefert & O. Pöggeler (Eds.), Heidegger und die praktische Philosophie (140–176). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Gutiérrez-Pozo, A. (2022). Filosofía y poesía, una discordia cordial. Logos, 32 (2), 365–380.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26) (K. Held, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (GA 20) (P. Jaeger, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1982). Vom Wesen der menschlichen Freiheit (GA 31) (H. Tietjen, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt – Endlichkeit – Einsamkeit (GA 29/30) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1988). Ontologie (Hermeneutik der Faktizität) (GA 63) (K. Bröcker-Oltmanns, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1989). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1992). Platon: Sophistes (GA 19) (I. Schüßler, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1993). Die Grundbegriffe der antiken Philosophie (GA 22) (F.-K. Blust, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1994). Phänomenologische Interpretationen zu Aristoteles. Einführung in die phänomenologische Forschung (GA 61) (W. Bröcker & R. Bröcker-Oltmanns, Eds.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1995a). Phänomenologie des religiösen Lebens (GA 60) (M. Jung, T. Regehly & C. Strube, Eds.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1995b). Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft (GA 25) (I. Görland, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1996). Einleitung in die Philosophie (GA 27) (O. Saame & I. Saame-Speide, Eds.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1999). Zur Bestimmung der Philosophie (GA 56/57) (B. Heimbüchel, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2006a). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer.
  • Heidegger, M. (2006b). Geschichte der Philosophie von Thomas von Aquin bis Kant (GA 23) (H. Vetter, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016). Vorträge. Teil 1: 1915-1932 (GA 80.1) (G. Neumann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2018). Zu eigenen Veröffentlichungen (GA 82) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Held, K. (2016). Heidegger und das Prinzip der Phänomenologie. In A. Gethmann-Siefert & O. Pöggeler (Eds.), Heidegger und die praktische Philosophie (111-139). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Holland, N. J. (2018). Heidegger and the Problem of Consciousness. Indiana: Indiana University Press.
  • Horaz. (2018). Satiren. Sämtliche Werke (N. Holzberg, Ed., Trans.). Berlin/Boston: De Gruyter.
  • Ivanoff-Sabogal, C. (2023). La diferencia ontológica según las maneras del ser en la ontología-fundamental. Contrastes. Revista internacional de filosofía, 28 (1), 41–60.
  • Jiménez, J. R. (1977). Herz, stirb oder singe (H. L. Davi, Ed., Trans.). Zürich: Diogenes.
  • Kelly, H. D. (2014). Heidegger the Metaphysician: Modes-of-Being and Grundbegriffe. European Journal of Philosophy, 24 (3), 670–693.
  • Kockelmans, J. J. (1972). On Heidegger and Languge. Evanston: Northwestern University Press.
  • Mansbach, A. (2002). Beyond Subjectivism. Heidegger on Language and the Human Being. London: Greenwood Press.
  • McDaniel, K. (2016). Heidegger and the ‘There Is’ of Being. Philosophy and Phenomenological Research, 93 (2), 306–320.
  • Novalis. (1945). Gesammelte Werke. Erster Band. Lyrik. Vermischte Gedichte (C. Seelig, Ed.). Zürich: Bühl.
  • Oberst, J. L. (2009). Heidegger on Language and Death. New York: Continuum.
  • Ott, H. (1972). „Hermenutic and Personal Structure of Language“. In J. J. Kockelmans (Ed.), On Heidegger and Languge (169-193). Evanston: Northwestern University Press.
  • Staiger, E. (1963). Grundbegriffe der Poetik. Zürich/Freiburg i.B.: Atlantis.
  • Tepley, J. (2014). Properties of Being in Heidegger’s “Being and Time”. International Journal of Philosophical Studies, 22 (3), 461–481.
  • von Herrmann, F.-W. (1985). Subjekt und Dasein. Interpretationen zu „Sein und Zeit“ . Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann, F-W. (1994). Wege ins Ereignis. Zu Heideggers “Beiträgen zur Philosophie”. Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann, F-W. (2000). Hermeneutik und Reflexion. Der Begriff der Phänomenologie bei Heidegger und Husserl. Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann, F-W. (2008). Hermeneutische Phänomenologie des Daseins. Ein Kommentar zu „Sein und Zeit“ (Band 3). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann. F-W. (2019). Transzendenz und Ereignis. Heideggers „Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis)“. Ein Kommentar. Würzburg: Könighausen & Neumann.
  • Xolocotzi Yáñez, Á. (2005). Fundamento, esencia y ereignis. En torno a la unidad del camino del pensar de Martin Heidegger. Endoxa. Series Filosóficas, 20, 733-744.