Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 520


ЕСТЬ ЛИ СЛЕДЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В КНИГЕ Х. СУБИРИ NATURALEZA, HISTORIA, DIOS?

Название на языке публикации: GIBT ES SPUREN VON PHÄNOMENOLOGIE IN ZUBIRIS NATURALEZA, HISTORIA, DIOS?
Автор: МИГЕЛЬ ГАРСИЯ-БАРО ЛОПЕС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 327–339
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-327–339 PDF (Загрузок: 520)

Аннотация
Статья посвящена рецепции феноменологии у Хавьера Субири, одной из самых важных фигур испанской феноменологии XX века. Субири мало публиковался при жизни, но он оставил огромное наследие в виде лекционных курсов и манускриптов. К числу его самых важных опубликованных работ относится книга Naturaleza, Historia, Dios. В ней Субири излагает свою критическую рецепцию феноменологии: он следует ей в той мере, в какой она является философией самих вещей. Но эта высокая оценка феноменологии есть в то же время отход от нее. Философский проект Субири состоит не в объяснении вещей как объектов сознания, но, скорее, в раскрытии их бытийной или реальной структуры. Его цель, таким образом, заключается в создании логики реальности или новой метафизики, которая в то же время отличается от старой онтологии и чьими источниками вдохновения являются Хайдеггер и Аристотель. Автору этой статьи представляется также весьма вероятным решающее влияние Альфреда Уайтхеда на некоторые ключевые особенности онтологической программы Субири. Гуссерлевская трактовка теории целого и частей в III «Логическом исследовании» также принадлежит к интеллектуальному бэкграунду Субири. В этой статье ставится вопрос о следах феноменологии, которые все еще присутствуют в Naturaleza, Historia, Dios, и дается критическая оценка их значимости для современной феноменологии. Статья, прежде всего, показывает, как концепция Субири реабилитирует традиционное понятие человека и его опыта религиозной связи (religatio) с трансцендентным основанием. Как следствие, традиционные понятия духовной реальности, эроса и агапэ получают новое значение.

Ключевые слова
феноменология, метафизика, реальность, ничто, religatio, человек, экзистенция, эрос, агапэ.

References

  • Aristoteles. (2020). Metafísica (T. C. Martínez, Trans.). Madrid: Editorial Gredos.
  • Celms, Th. (1931). El idealismo fenomenológico de Husserl (J. Gaos, Trans.). Madrid: Revista de Occidente.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Ortega y Gasset, J. (1959). Meditationen über „Don Quijote“ (U. Weber, Trans.). Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Zubiri, X. (2015). Naturaleza, Historia, Dios (D. Gracia, Ed.). Madrid: Alianza Editorial/Fundación Zubiri.
  • Zubiri, X. (2016). Sobre la esencia (A. González & D. Gracia, Eds.). Madrid: Alianza Editorial/Fundación Xavier Zubiri.