Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1309


ПРОБЛЕМА A PRIORI В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ: АПРИОРНЫЙ ПЕРФЕКТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ

Название на языке публикации: ПРОБЛЕМА A PRIORI В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ: АПРИОРНЫЙ ПЕРФЕКТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ
Автор: АНТОН ВАВИЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 141-169
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-141-169 PDF (Загрузок: 2055)

Аннотация
В статье представлен вариант актуализации основного вопроса Хайдеггера о смысле бытия в контексте проблемы так называемого «априорного перфекта». Осмысляя подход к бытию в истории философии, Хайдеггер обнаруживает, что бытие мыслится по отношению к сущему как более раннее, предшествующее, априорное, всегда уже «совершенное». Неизменно понимая бытие в перфектном смысле, традиция, однако, не ставит, как отмечает Хайдеггер, никакого вопроса ни о смысле такого предшествования, ни о его временной определенности, или основе, оставляя тем самым априорно-перфектный характер бытия в полном забвении. Авторская гипотеза состоит в том, что именно проблематизация априорности в ее темпоральном истоке может способствовать разрешению поставленного Хайдеггером фундаментального для всей философии вопроса о времени как трансцендентальном горизонте любой понятности бытия, каковое в еще только требующем прояснении смысле «предшествует» сущему, поскольку в этом предшествовании заключен заветный временной момент, осмысление которого как раз и позволяет развить «основной вопрос метафизики» о связи бытия и времени более конкретно по сравнению с четырьмя выделяемыми самим Хайдеггером главными темами бытийного вопроса: онтологическая дифференция; глубинная артикуляция бытия (essentia/existentia); истинностный (веритативный) характер бытия; единство понятия бытия при множественности видов бытия (способов-быть). В настоящей статье мы и пытаемся актуализировать вопрос о смысле априори и обосновать необходимость его возобновления на базе фундаментальной онтологии, связывая с проблемой априорности бытия вопрос о существе философии как таковой в ее экзистенциально-темпоральном понятии, поскольку философия предстает не чем иным, как обусловленным временностью вопрошающим возвращением экзистирующего сущего к «более ранним», перфектным, априорным бытийным структурам. В работе мы выдвигаем следующие тезисы: (1) Если бытие предпонимается как «более раннее» по отношению к сущему, и в таком понимании действует временное определение, тогда главный вопрос фундаментальной онтологии о связи бытия и времени может быть развит или, по меньшей мере, уточнен посредством разработки проблемы смысла априори. (2) Вопрос о смысле «более раннего» и темпоральной основе его понимания конкретизируется в вопросе об условиях возможности самой онтологии, в том числе и фундаментальной, концептуализирующей время как «более раннее» условие возможности самого бытия и, следовательно, «живущей» в свете предпонимания «более раннего», априорного. (3) Такое рефлексивное самообоснование фундаментальной онтологии является необходимым этапом на пути разработки ее проекта, если, конечно, главным «долгом» философа оказывается прояснение «нашей внутренней природы» ради открытия условий возможности и границ самой философии. В заключении делается вывод о том, что возможности фундаментальной онтологии в деле осмысления бытия, времени и философствования в целом, на деле, еще далеко не исчерпаны, но ждут актуализирующих их вопрошаний и новых прочтений, позволяющих увидеть скрытое богатство хайдеггеровского наследия.

Ключевые слова
априори, перфект, вопрошание, онтология, фундаментальная онтология, бытие, время, Dasein, Хайдеггер.

References

  • Akhutin, A. (2013). The Logic of ontological Assumptions. In A. Kruglov (Ed.), Mnogoobrazie apriori (40–62). Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
  • Aubenque, P. (1962). Le problème de l’être chez Aristote. Essai sur la problématique aristotélicienne. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Bibikhin, V. (2009). Early Heidegger. Materials for the Seminar. Moscow: Institut teologii, filosofii i istorii sviatogo Fomy Publ. (In Russian)
  • Deleuze, G., & Guattari, F. (2018). What is Philosophy? Rus. Ed. St Petersburg: Aleteiya Publ. (In Russian)
  • Derrida, J. (1991). “Eating Well”, or the Calculation of the Subject: An Interview with Jacques Derrida. In E. Cadava (Ed.), Who comes after the Subject? (96–119). New York: Routledge.
  • Derrida, J. (2013). Heidegger: la question de l’Être et l’Histoire. Paris: Galilée.
  • Fehér, I. (2010). “The Mystery of Apriority”. A priori and Time in Heidegger’s Thought. Philobiblon, XV, 11–38.
  • Foucault, M. (1994). Words and Things. Rus. Ed. St Petersburg: A-cad Publ. (In Russian)
  • Grondin, J. (2011). The Turn in the Thinking of Martin Heidegger. Rus. Ed. St Petersburg: Russkii Mir Publ. (In Russian)
  • Hegel, G. W. F. (1937). Science of Logic. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Gosudarstvennoe sotsial’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)
  • Hegel, G. W. F. (1939). Science of Logic. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Gosudarstvennoe sotsial’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)
  • Hegel, G. W. F. (1989). Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Heidegger, M. (1969). Entretien avec Heidegger. L’Express, 954, 78–85.
  • Heidegger, M. (1975). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976a). Phänomenologie und Theologie. In Wegmarken (GA 9) (45–78). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976b). Vom Wesen des Grundes. In Wegmarken (GA 9) (123–175). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976c). Was ist Metaphysik? In Wegmarken (GA 9) (103–122). Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1977). Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft (GA 25). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (GA 20). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1980). Hegels Phänomenologie des Geistes (GA 32). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1982). Vom Wesen der menschlichen Freiheit. Einleitung in die Philosophie (GA 31). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983a). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt — Endlichkeit — Einsamkeit (GA 29/30). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983b). Einführung in die Metaphysik (GA 40). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1984). Grundfragen der Philosophie. Ausgewählte “Probleme” der “Logik” (GA 45). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1986). Nietzsche: Der europäische Nihilismus (GA 48). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1989). Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis) (GA 65). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991a). Davoser Disputation zwischen Ernst Cassirer und Martin Heidegger. In Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3) (274–296). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991b). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1992). Platon: Sophistes (GA 19). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1993a). Die Grundbegriffe der antiken Philosophie (GA 22). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1993b). Phänomenologie der Anschauung und des Ausdrucks. Theorie der philosophischen Begriffsbildung (GA 59). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1994a). Heraklit (GA 55). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1994b). Phänomenologische Untersuchungen zu Aristoteles. Einführung in die phänomenologische Forschung (GA 61). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1995). Logik. Die Frage nach der Wahrheit (GA 21). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1996a). Einleitung in die Philosophie (GA 27). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1996b). Nietzsche. Erster Band (GA 6.1). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997a). Der Deutsche Idealismus (Fichte, Schelling, Hegel) und die philosophische Problemlage der Gegenwart (GA 28). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997b). Der Satz vom Grund (GA 10). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997c). Nietzsche. Zweiter Band (GA 6.2). Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1998). Aufzeichnungen zur Temporalität (Aus den Jahren 1925 bis 1927). Heidegger Studies, 14, 11–23.
  • Heidegger, M. (1999a). Metaphysik und Nihilismus (GA 67). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1999b). Zur Bestimmung der Philosophie (GA 56/57). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2001a). The Basic Problems of Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Vysshaia religiozno-filosofskaia shkola Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2001b). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (2004). Der Begriff der Zeit (GA 64). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2005). Phänomenologische Interpretation ausgewählter Abhandlungen des Aristoteles zu Ontologie und Logik (GA 62). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2006a). Die onto-theo-logische Verfassung der Metaphysik. In Identität und Differenz (GA 11) (51–79). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2006b). Geschichte der Philosophie von Thomas von Aquin bis Kant (GA 23). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2006c). Was ist das — die Philosophie?. In Identität und Differenz (GA 11) (3–26). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2012). Seminare: Platon — Aristoteles — Augustinus (GA 67). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2013). Seminare: Kant — Leibniz — Schiller (GA 84.1). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016a). Begriff und Entwicklung der phänomenologischen Forschung. In Vorträge (GA 80.1) (159–178). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016b). Dasein und Wahrsein (nach Aristoteles). In Vorträge (GA 80.1) (55–101). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016c). Hegel und das Problem der Metaphysik. In Vorträge (GA 80.1) (281–325). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016d). Phänomenologie und Theologie. In Vorträge (GA 80.1) (179–212). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016e). Philosophische Anthropologie und Metaphysik des Daseins. In Vorträge (GA 80.1) (213–251). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Hübner, B. (2011). Martin Heidegger — Оbsessed with Being. Rus. Ed. St Petersburg: Akademiia issledovaniia kul’tury Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2004). The Crisis of European Sciences and Transcendental Philosophy. Rus. Ed. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (2006). Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Kugelmann, L. (1986). Antizipation. Eine begriffsgeschichtliche Untersuchung. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Patkul, A. (2013). Apriori: The farthest Way to the Nearest. In A. Kruglov (Ed.), Mnogoobrazie apriori (106–128). Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
  • Petkovšek, S. (2012). Die Idee des Guten in Heideggers existenzialer Analyse. Bogoslovska smotra, 82 (1), 43–64.
  • Trawny, P. (2013). Heidegger and Apriori. In A. Kruglov (Ed.), Mnogoobrazie apriori (217–238). Rus. Ed. Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)