Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 581


ТЕЛЕСНО-АФФЕКТИВНАЯ НАСТРОЙКА В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Название на языке публикации: BODILY-AFFECTIVE ATTUNEMENT IN SOCIAL INTERACTION
Автор: АННА ХАХАЛОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №1 (2021), 77-95
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-1-77-95 PDF (Загрузок: 294)

Аннотация
Данная статья призвана дополнить исследования эмоциональных аффордансов телесно-аффективной настройки (ТАН), развивая концепцию партисипативного процесса осмысления, а также дополнить исследования по развитию совместного внимания и интераттенциональности. Я обращаюсь к различным сферам знания из феноменологической оптики, которая позволяет исследовать проблему в перспективе как первого лица, так и второго. Данное исследование представляет концепцию интер-самости, опирающуюся на идею интеркорпореальности М. Мерло-Понти, анализ интерсубъективности Т. Фукса и др., феноменологически ориентированный психоанализ Э. З. Троника и др., Р. Столороу и др. Механизм ТАН представлен через концепцию партисипативного процесса осмысления и идею минимальной интераттенциональности. Статья представляет схему эмоциональных аффордансов, иллюстрирующую эмоциональную регуляцию процесса ТАН. Исследуя этот процесс регуляции можно проследить, как именно самость становится интер-самостью в коммуникации. Статья также постулирует корреляцию между культурной медиацией эмоциональных аффордансов и их непосредственной данностью в перспективе второго лица. В последней части статьи я разбираю социальную интеракцию с точки зрения психологии развития (К. Тревартен, В. Редди, М. Карпентер). Перспектива психологии развития дополняет идею эмоциональной регуляции в интеракции, фокусируясь на первичных формах ТАН между воспитателем и ребенком, таких как совместное внимание (joint attention) и взаимный взгляд (mutual gaze). Здесь я демонстрирую как изначальные формы позитивной телесно-аффективной настройки развиваются в форму интераттенциональности и практики само-репрезентации субъекта. Эта мысль может внести вклад в теорию идентичности благодаря исследованию процесса взросления чувства самости в его различных аспектах. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения ТАН и форм ее патологии. Также результаты могут быть полезны для обсуждения теории человекоподобной или нечеловеческой, выстроенной с помощью аффордансов, технологической интеракции.

Ключевые слова
интер-самость, интер-тело, интеркорпореальность, эмоциональные аффордансы, процесс осмысления, телесно-аффективная динамика, самость.

References

  • Bornemark, J., & Smith, N. (Eds.). (2016). Phenomenology of Pregnancy. Södertörn: Philosophical Studies 18.
  • Carpenter, M., & Liebal, K. (2011). Joint Attention, Communication and Knowing Together in Infancy. In A. Seeman (Ed.), Joint Attention New Developments in Psychology, Philosophy of Mind and Social Neuroscience (159-182). The MIT Press.
  • Cassia, V. M., Turati, C., & Simion, F. (2004). Can a Nonspecific Bias Toward Top-Heavy Patterns Explain Newborns’ Face Preference? Psychological Science, 15, 379-383.
  • Costantini, M., & Sinigaglia, C. (2011). Grasping Affordance: A Window onto Social Cognition. In A. Seeman (Ed.), Joint Attention New Developments in Psychology, Philosophy of Mind and Social Neuroscience (431-460). The MIT Press.
  • Chien, S. H.-L. et al., (2011). No More Top-Heavy Bias: Infants and Adults Prefer Upright Faces but not Top-Heavy Geometric or Face-Like Patterns. Journal of Vision, 11 (6):13, 1–14.
  • Costall, A. (2012). Canonical Affordances in Context. Trends in Interdisciplinary Studies, 3 (2), 85-93.
  • De Jaegher, H., & Di Paolo, E. (2007). Participatory Sense-Making: An Enactive Approach to Social Cognition. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 6 (4), 485-507.
  • De Jaegher, H., Pieper, B., Clénin, D., & Fuchs, T. (2017). Grasping Intersubjectivity: An Invitation to Embody Social Interaction Research. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 16 (3), 491–523. doi:10.1007/s11097-016-9469-8.
  • Fisher, L., & Embree, L. (Eds.). (2000). Feminist Phenomenology. Kluwer Academic Publesher.
  • Flanagan, O. (1993). Consciousness Reconsidered. The MIT Press.
  • Fuchs, Th., & De Jaegher, H., (2009). Enactive Intersubjectivity: Participatory Sense-Making and Mutual Incorporation. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 8, 465–486. doi:10.1007/s11097-009-9136-4.
  • Fuchs, Th. (2012). The Phenomenology of Body Memory. In S. C. Koch, Th. Fuchs, M. Summa & C. Müller (Eds.), Body, Memory, Metaphor and Movement (9-22). John Benjamins Publ. Company.
  • Fuchs, Th., (2015a). Pathologies of Intersubjectivity in Autism and Schizophrenia. Journal of Consciousness Studies, 22, 1–2, 191–214.
  • Fuchs, Th., (2015b). The Intersubjectivity of Delusions. World Psychiatry, 14 (2), 178–179.
  • Fuchs, Th., (2016). Intercorporeality and Interaffectivity. Phenomenology and Mind, 11, 194-209.
  • Gallagher, Sh., (2001). The Practice of Mind: Theory, Simulation or Primary Interaction? Journal of Consciousness Studies, 8 (5-7), 83-108.
  • Gallagher, Sh. (2005). How the Body Shapes the Mind. New York: Oxford University Press.
  • Gallagher, Sh., & Zahavi, D. (2008). The Phenomenological Mind. An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science. London, New York: Routledge.
  • Gallagher, S., & Schmicking, D. (Eds.). (2010). Handbook of Phenomenology and Cognitive Sciences. Springer Science + Buisness Media VB.
  • Gallagher, Sh. (Ed.). (2013). The Oxford Handbook of the Self. Oxford University Press.
  • Gendlin, E. T. (1997). Experiencing and the Creation of Meaning: A Philosophical and Psychological Approach to the Subjective. Northwestern University Press.
  • Gilligan, C. (1982). In A Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development. Harvard University Press.
  • Hobson, P. (2014). The Coherence of Autism. Autism, 18 (1), 6–16.
  • Jaspers, K. (1963). General Psychopathology (J. Hoenig & M. W. Hamilton, Trans.). Manchester: Manchester University Press.
  • Kaufmann, L., & Clément, F., (2007). How Culture Comes to Mind: From Social Affordances to Cultural Analogies. Intellectica, 2, 1-30.
  • Khakhalova, A. (2014). Towards Intentional Structure of Intersubjectivity. HORIZON. Studies in Phenomenologies, 3 (2), 71-80.
  • Krueger, J., & Colombetti, G. (2018). Affective Affordances and Psychopathology. Discipline Filosofiche, 2 (18), 221-247.
  • Lyons-Ruth, K. et al., (1998). Implicit Relational Knowledge: Its Role in Development and Psychoanalytic Treatment. Infant Mental Health Journal, 19 (3), 282–289.
  • Merleau-Ponty, M., (1962). Phenomenology of Perception. (C. Smith, Trans.). New York: The Humanities Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1964a). The Child’s Relations with Others (W. Cobb, Trans.). In The Primacy of Perception (96–155). Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1964b). The Philosopher and His Shadow (R. C. McLeary, Trans.). In Signs (159-181). Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Mesman, J. et al., (2009). The Many Faces of the Still-Face Paradigm: A Review and Meta-Analysis. Developmental Review, 29, 120–162.
  • Neimanis, A. (2014). Morning Sickness and Gut Sociality: Towards a Posthumanist Feminist Phenomenology. Janus Head, 13 (1), 214-240.
  • O’Regan, J. K., & Noë, A. (2001). A Sensorimotor Account of Vision and Visual Consciousness. Behavioral and Brain Sciences, 24, 939–1031.
  • Peacocke, Ch. (2005). Joint Attention: Its Nature, Reflexivity and Relation to Common Knowledge. In N. Eilan, Ch. Hoerl, T. McCormack & J. Roessler (Eds.), Joint Attention: Communication and Other Minds, (298-324). Oxford University Press.
  • Reddy, V., (2011). A Gaze at Grips with Me. In A. Seeman (Ed.), Joint Attention New Developments in Psychology, Philosophy of Mind and Social Neuroscience (137-158). The MIT Press.
  • Rizzolatti, G., & Sinigaglia, C. (2008). Mirrors in the Brain: How Our Minds Share Actions and Emotions (F. Anderson, Trans.). Oxford University Press.
  • Saas, L. A., & Parnas, J. (2003). Schizophrenia, Consciousness and the Self. Schizophrenia Bulletin, 29 (3), 427-444.
  • Searle, J. (1995). The Construction of Social Reality. Allen Lane.
  • Seeman, A. (2011). Joint Attention: Toward a Relational Account. In A. Seeman (Ed.), Joint Attention New Developments in Psychology, Philosophy of Mind and Social Neuroscience (183-201). The MIT Press.
  • Shepherd, S., & Cappuccio, M. (2011). Sociality, Attention and the Mind’s Eyes. In A. Seeman (Ed.), Joint Attention New Developments in Psychology, Philosophy of Mind and Social Neuroscience (205-242). The MIT Press.
  • Smith, N. (2016). Phenomenology of Pregnancy: A Cure for Philosophy? In J. Bornemark & N. Smith (Eds.), Phenomenology of Pregnancy (15-49). Södertörn: Philosophical Studies 18.
  • Stern, D. N. (1985). The Interpersonal World of the Infant: A View from Psychoanalysis Developmental Psychology. New York: Basic Books.
  • Stern, D. N. (2004). Present Moments in Psychotherapy and Everyday Life. W. W. Norton & Company.
  • Stolorow, R. (2007). Trauma and Human Existence: Autobiographical, Psychoanalytic and Philosophical Reflections. New York and London: The Analytic Press.
  • Stolorow, R. et al., (2014). Psychoanalytic Treatment: An Intersubjective Approach. New York: Routledge.
  • Tanaka, S. (2015). Intercorporeality as a Theory of Social Cognition. Theory & Psychology, 25 (4), 455–472.
  • Trevarthen, C. (2011). The Generation of Human Meaning: How Shared Experience Grows in Infancy. In A. Seeman (Ed.), Joint Attention New Developments in Psychology, Philosophy of Mind and Social Neuroscience (73-113). The MIT Press.
  • Tronick, E. Z. et al., (1998). Dyadically Expanded States of Consciousness. Infant Mental Health Journal, 19 (3), 290–299.
  • Tronick. E. Z. (2007). The Neurobehavioral and Social-Emotional Development of Infants and Children. New York: A Norton Professional Book.
  • Tronick, E. Z. (2017). The Caregiver–Infant Dyad as a Buffer or Transducer of Resource Enhancing or Depleting Factors that Shape Psychobiological Development. Australian and New Zealand Journal of Family Therapy, 38, 561–572.
  • Tuomela, R. (2002). The Philosophy of Social Practices. A Collective Acceptance View. Cambridge University Press.
  • Varela, F. J., Thompson, E., & Rosch, E. (1991). The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. The MIT Press.
  • Zahavi, D. (2014). Self and Other: Exploring Subjectivity, Empathy, and Shame. The Oxford University Press.