Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 581


БУДУЧИ ПОТРЯСЕННЫМ: ГАДАМЕР ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИСКУССТВА

Название на языке публикации: BEING STRUCK: GADAMER ON THE CONTEMPORANEITY OF ART
Автор: ПАТРИК МАРТИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №1 (2021), 286-304
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-1-286-304 PDF (Загрузок: 287)

Аннотация
В статье я предлагаю внимательное прочтение «Эстетики и герменевтики» Х.-Г. Гадамера. Причина, по которой я обращаю внимание на этот текст — ответ на критику, направленную на герменевтический подход Гадамера к искусству. Он иногда рассматривается как чрезмерно герменевтический, чрезмерно сосредоточенный на понимании. Я собираюсь показать, что «Эстетику и герменевтику» можно избавить от этой критики. Здесь Гадамер предлагает герменевтический опыт в его эстетическом облике: в том, чтобы испытать потрясение от значимости произведения искусства. Эту задачу я решаю в два этапа. Во-первых, в ответ на критику Фигаля я акцентирую внимание на эстетической природе этого переживания. В дополнение к теоретическим замечаниям Гадамера из «Эстетики и герменевтики» я обращаюсь к перформансу «Фауст» Анне Имхоф. Второй шаг моей аргументации состоит в том, чтобы показать, что Гадамер не «сводит» эстетический опыт к герменевтическому опыту смысла, но герменевтически обосновывает опыт искусства. Я буду отстаивать этот тезис, внимательно восстанавливая аргумент Гадамера в «Эстетике и герменевтике». Основной вопрос состоит в следующем: каково значение этого эстетического опыта для герменевтики Гадамера? Гадамер концептуально проясняет переживание «потрясения» в терминах актуальности. В моей интерпретации переживание искусства потрясает нас чувством самотождественности.

Ключевые слова
Ханс-Георг Гадамер, герменевтика, эстетика, искусство, опыт, актуальность.

References

  • Bertram, G. W. (2002). Hermeneutik und dekonstruktion: Konturen einer auseinandersetzung der gegenwartsphilosophie. München: Fink.
  • Bubner, R. (1989). Ästhetische Erfahrung. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Davey, N. (2013). Unfinished Worlds: Hermeneutics, Aesthetics and Gadamer. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  • Dewey, J. (2005). Art as Experience. New York: Perigee.
  • Figal, G. (2016). Aesthetics and Perception. In N. Keane & Ch. Lawn (Eds.), The Blackwell Companion to Hermeneutics (220-227). West Sussex: Wiley Blackwell.
  • Gadamer, H.-G. (1986a). On the Contribution of Poetry to the Search for Truth (N. Walker, Trans.). In R. Bernasconi (Ed.), The Relevance of the Beautiful and Other Essays (105-115). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Gadamer, H.-G. (1986b). The Relevance of the Beautiful (N. Walker, Trans.). In R. Bernasconi (Ed.), The Relevance of the Beautiful and Other Essays (1-53). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Gadamer, H.-G. (1989). Truth and Method (2nd ed.) (J. Weinsheimer & D. G. Marshall, Trans.). London: Sheed & Ward.
  • Gadamer, H.-G. (1990). Gesammelte Werke. Band 1, Hermeneutik: Wahrheit Und Methode: 1. Grundzüge Einer Philosophischen Hermeneutik (6th ed.) Tübingen: Mohr.
  • Gadamer, H.-G. (1993a). Die Aktualität des Schönen. In Gesammelte Werke. Bd. 8, Ästhetik Und Poetik 1: Kunst Als Aussage (94-142). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gadamer, H.-G. (1993b). Ästhetik und Hermeneutik. In Gesammelte Werke. Bd. 8, Ästhetik Und Poetik 1: Kunst Als Aussage (1-8). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gadamer, H.-G. (1993c). Wort und Bild — “so wahr, so seined”. In Gesammelte Werke. Bd. 8, Ästhetik Und Poetik 1: Kunst Als Aussage (373-399). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gadamer, H.-G. (1995). Hermeneutik und ontologische Differenz. In Gesammelte Werke. Bd. 10, Hermeneutik im Rückblick (58-70). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gadamer, H.-G. (2007a). Aesthetics and Hermeneutics (D. E. Linge, Trans.). In R. E. Palmer (Ed.), The Gadamer Reader: A Bouquet of the Later Writings (124-131). Evanston: Northwestern University Press, 2007.
  • Gadamer, H.-G. (2007b). The Artwork in Word and Image (R. E. Palmer, Ed. & Trans.). The Gadamer Reader: A Bouquet of the Later Writings (195-224). Evanston: Northwestern University Press.
  • Gadamer, H.-G. (2007c). Hermeneutics and the Ontological Difference (R. E. Palmer, Ed. & Trans.). The Gadamer Reader: A Bouquet of the Later Writings (357-371). Evanston: Northwestern University Press.
  • Grondin, J. (2001). Von Heidegger zu Gadamer: Unterwegs zur hermeneutik. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
  • Grondin, J. (2002). Gadamer’s Basic Understanding of Understanding. In R. J. Dostal (Ed.), The Cambridge Companion to Gadamer (36-51). New York: Cambridge University Press.
  • Grondin, J. (2003). The Philosophy of Gadamer (K. Plant, Trans.). Chesham: Acumen.
  • Hirsch, E. D. Jr. (1967). Validity in Interpretation. New Haven: Yale University Press.
  • Martin, P. (2018). Between Hermeneutics and Aesthetics: Reconsidering Truth and Method as an “Aesthetics of Truth”. Avant, (2), 169-186.
  • Michelfelder, D. P. (1997). Gadamer on Heidegger on Art. In L. E. Hahn (Ed.), The Philosophy of Hans-Georg Gadamer (437-456). Chicago: Open Court.
  • Noë, A. (2015). Strange Tools. New York: Hill and Wang.
  • Ricœur, P. (1991). The Conflict of Interpretations: Debate with Hans-Georg Gadamer. In M. J. Valdés (Ed.), A Ricoeur Reader: Reflection and Imagination (216-241). Toronto: University of Toronto Press.
  • Rilke, R. M. (2011). Selected Poems. Oxford: Oxford University Press.
  • Shusterman, R. (1997). The End of Aesthetic Experience. (Decline of Concept in the 20th Century). The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 55 (1), 29-41.
  • Vattimo, G. (2008). Art, Feeling, and Originality in Heidegger’s Aesthetics (L. D’Isanto, Trans.). In S. Zabala (Ed.), Art’s Claim to Truth (57-73). New York: Columbia University Press.
  • Zabala, S., & Marder, M. (2014). Introduction: The First Jolts. In M. Marder & S. Zabala (Eds.), Being Shaken: Ontology and the Event (1-10). Basingstoke: Palgrave Macmillan.