Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1512


БЫТИЕ ХАЙДЕГГЕРА И БОГ РАНЕРА — ВСЕ ЕЩЁ АКТУАЛЬНЫЙ ИЛИ УЖЕ ПОЛУЧИВШИЙ ОТВЕТ ВОПРОС?

Название на языке публикации: HEIDEGGERS SEIN, RAHNERS GOTT — NOCH IMMER AKTUELLE FRAGE ODER FÄLLIG GEWORDENE ANTWORT?
Автор: РИХАРД КУЛИС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №1 (2021), 108-122
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-1-108-122 PDF (Загрузок: 1648)

Аннотация
Секуляризованный, рационально ориентированный образ мышления западной цивилизации не исключает существования элементов религиозного мировоззрения и их важности. Задача настоящего исследования — приблизиться к пониманию той роли, которую играют категории Бытия и Бога в нынешней духовной ситуации. Так, взгляды Хайдеггера и Ранера здесь рассматриваются в перспективе парадигматического процесса. Этот процесс знаменует угасание классического понимания Бога и поиск новых значений. Поэтому я предлагаю рассмотреть некоторые наиболее значительные мотивы в размышлениях двух философов, касающиеся истории западной цивилизации и нашей эпохи в контексте категорий бытия и Бога. Среди этих мотивов — субъективизм, самовнушение, распоряжение сущим, планетаризм, забвение бытия, утрата корней, беспочвенность, отчуждение и ситуация бессмысленности. Именно в силу этих мотивов, и особенно — из-за упомянутой бессмысленности, многие склонны к тому, чтобы вновь поставить вопрос о потаенном, объемлющем, Боге или бытии. Возможно, речь о «Бытии» и «Боге» может, напротив, быть истолкована как нечто, вызывающее забвение бытия и безбожие. «Бытие» у Хайдеггера и «Бог» у Ранера функционально выделяют экзистенциальный центр, с которым связываются формы жизни. В современную эпоху он подвергается забвению или исчезает. «Бог» или «бытие» удерживает все вместе и наделяет смыслом. Может быть, современный человек ищет именно этого? Именно на эти вопросы нам надлежит ответить.

Ключевые слова
бытие, бог, «судьба бытия», потаенность, объемлющее, субъективизм, самовнушение, распоряжение сущим, беспочвенность, бессмысленность.

References

  • Gadamer, H.-G. (1983). Heideggers Wege. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck).
  • Habermas, J. (1994). Die Moderne — ein unvollendetes Projekt. Leipzig: Reclam.
  • Habermas, J. (1998). Die postnationale Konstellation und die Zukunft der Demokratie. In Die postnationale Konstellation: Politische Essays. Frankfurt: Suhrkamp.
  • Habermas, J. (2005). Zwischen Naturalismus und Religion: Philosophische Aufsätze. Frankfurt: Suhrkamp.
  • Heidegger, M. (1976). Nur noch ein Gott kann uns retten. Der Spiegel, 23, 193.
  • Heidegger, M. (1977). Holzwege (GA 5). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2004). Brief über den Humanismus (GA 9). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2005). Wissenschaftlicher Beweis und Denken (GA 15). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2014). Überlegungen XII — XV (Schwarze Hefte 1939 — 1941) (GA 96). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Herrmann, Friedrich-Wilhelm v. (2002). Wahrheit — Freiheit — Geschichte. Frankfurt / M.: Vittorio Klostermann.
  • Rahner, K. (1966). Experiment Mensch. In Die Frage nach dem Menschen. Freiburg / München: Karl Alber.
  • Rahner, K. (1984). Grundkurs des Glaubens. Freiburg im Breisgau: Herder.
  • Safranski, R. (1997). Ein Meister aus Deutschland. Heidegger und seine Zeit. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch.
  • Vietta, S. (2015). „Etwas rast um den Erdball ... “. Paderborn: Wilhelm Fink.